Екатерина Насута «Коммуналка»
Советский Союз. А заодно маги, ведьмы, оборотни и иже с ними.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 28 апреля 2025 г.
Альтернативный СССР середины 50-хх годов XX века. Сорок лет назад люди совершили революцию и сбросили власть аристократии, представителями которой были различные магические расы. Было много крови и несправедливости, был свой аналог Великой Отечественной, но теперь самое страшное уже позади. Общество нормализуется, нравы смягчаются, выросло новое поколение, которое уже не столь радикально оценивает события прежней жизни.
Впрочем, это не значит, что наступила тишь да гладь. В один прекрасный день в провинциальный город пребывает маг-менталист, который должен разобраться в причинах насильственной смерти учёного, который работал над секретным проектом. Одно событие тянет другое и вот уже вокруг жителей рядовой коммунальной квартиры разворачивается непонятная интрига. Интересы спецслужб, ведьм, преступников и нежити переплетутся, а в центре всего окажется одна слабохарактерная и зашуганная дива по имени Астра.
Дивы – это одна из нечеловеческих рас, которые были почти полностью уничтожены во время репрессий 30-х годов и Великой Отечественной. Из тридцати тысяч в живых осталось от силы три или четыре сотни и это очень печально, ибо дивы специализируются на магии жизни и лучших врачей представить нельзя.
Чувствуете «тонкие» аллюзии на репрессии, «Дело врачей» и депортацию народов? Дотянулся, понимаешь, Иосиф Виссарионович до расы безобидных лекарей! Правда из книги решительно не понятно, из-за чего большинство жителей местного СССР шарахаются от дивов, которые только и делают, что бескорыстно лечат окружающих. Почему люди боятся ведьм – объяснено, почему обыватели сторонятся менталиста – тоже понятно, а чем им не угодили добрые доктора айболиты – загадка, на которую автор не дала внятного ответа. Ситуация напоминает иррациональную ненависть людей к вампирам из романов Ольги Громыко. Там ведь тоже вампиры были исключительно мирным видом, который люди почти полностью извели под корень безо всяких причин. Просто потому, что так нужно было для сюжета. К слову, если у нас тут аллюзия на депортацию народов во время Великой Отечественной Войны, то лично я сразу вспомнил, что, например, крымских татар депортировали не просто так, а из-за массового сотрудничества с врагом. Так что заявленная невиновность дивов, которых злобная Советская власть НИ ЗА ЧТО загнала в ГУЛАГ, вызывает у меня ассоциацию со старым антисоветским анекдотом*.
И Дёмина не была бы самой собой, если бы не включила бы типичную для своих романов пожалейку в отношении главной героини. Смешно читать с каким пренебрежением относятся окружающие люди к Астре. Хороший врач и сейчас заметная фигура в провинциальном городе. Для 50-хх годов XX века его роль должна быть ещё больше, так как у населения не было возможности съездить в Москву или зарубеж чтобы пройти курс лечения за свои деньги. А тут не просто врач, а существо, способное своей магией вытянуть тебя с того света. Или вылечить туберкулёз. Или растворить камень в желчном пузыре. Или излечить от бесплодия твою супругу. Героиню с такими способностями должны таскать в зубах все, кто занимает хоть сколь-нибудь важные должности в городе: от первого председателя облисполкома до директора спецмагазина. Во втором томе автор спохватывается и несколько раз упоминает о магах-лекарях в других городах, но при этом всё равно подчёркивает, что дивы лечат гораздо лучше. А раз так, то и жить героиня, не смотря на все проблемы в стране с жильём, должна была не в коммуналке, а в отдельной квартире в доме дореволюционной или сталинской постройки. А чтобы отгонять от уникального специалиста назойливых больных или их родственников рядом с её домом пришлось бы организовывать пост милиции, а к ней самой – приставлять охрану**. Но это было бы в реальной жизни. В книге автор предпочитает разводить трагизм там, где его не должно быть и превращает жителей города N в сборище откровенных идиотов. Кстати, эти идиоты массово пишут доносы друг на друга по любому поводу. Немедленно вспоминается известная фраза Довлатова***.
Есть ли в книге что-то хорошее? Да, есть. Герои прописаны хорошо и не вызывают раздражения. Нет неуместного юмора и нет высосанной из пальца трагедии. Даже помянутая мною недобрым словом пожалейка портит впечатление не слишком сильно. Решение конфликта удивило, поскольку ожидал иного. Опять же, нет особых нареканий к языку, которым написана дилогия.
Первый том дилогии откровенно порадовал. Введение в мир, знакомство с персонажами, с их бытом читалось с интересом. А вот вторая часть оказалась очень затянутой. Исчезла лёгкость, появилось много лишнего текста. Почти половину книги занимают пространные разговоры про жизнь и смерть. С одной стороны это позволят понять историю и мотивы антагониста, а с другой – беспощадно тормозит сюжет и убивает желание читать книгу дальше. Дочитал второй том исключительно на волевых усилиях.
Итог: «Добрые соседи» – 8/10, «Близкие люди» – 6/10. Общая оценка циклу – 7/10. При написании второй части автора унесло куда-то не туда. ИМХО, стоило ужать историю до одной, пусть и толстой, книги.
* – анекдот:
«Конвоир спрашивает заключенного:
- За что сидишь?
- Ни за что!
- Врёшь, сволочь! За ни за что у нас десять лет дают, а у тебя пятнадцать!»
** – в воспоминаниях Юрия Никулина есть упоминание о том, что в 50-е годы в Запорожье (город с населением на тот момент в 400 тысяч человек) на протяжении нескольких лет было невозможно купить градусники. Как вы думаете, НАСКОЛЬКО востребованным в таких условиях был бы человек/нечеловек, способный наложением рук вылечить большинство болезней?
*** – «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?» (с)
i.golubev, 19 февраля 2023 г.
Любопытное небанальное как-бы-фентези, происходящее в альтернативном начале 1950-х. Царские недобитки, герои войны, ЧК, ведьмы... Коммунальная квартира, тайн в которой больше, чем жильцов. Вполне приличный мистический детектив.