Татьяна Мастрюкова «Радио «Морок»»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Вложенный
- Возраст читателя: Любой
«Поедем в безумное автопутешествие», – пошутил папа. Как накаркал! И теперь сам он неизвестно где вместе со сломанным автомобилем, а мама, Инка и Леся – в странной, словно вымершей, деревушке, где все густо заросло сорняками и покрылось мхом. В высокой траве кишмя кишат жабы размером с кошку, а возле каждой калитки дежурят загадочные, похожие на огородные пугала, фигуры с пустыми лицами. Здесь нет интернета, телевизора и телефона, зато ловится радио. Старый приемник весь день бормочет на разные голоса, рассказывает истории одна страшнее другой, дурманит, манит, морочит. Ох, что-то будет ночью?
Входит в:
— условный цикл «Хоррор-вселенная Татьяны Мастрюковой»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rytag, 16 июня 2025 г.
Первый, так сказать, тревожный сигнал раздался, когда двоюродный брат одной из героинь за пару строчек оказался из сына тёти сыном бабушкиной сестры, а потом обратно.
Конечно, можно сослаться на множество намёков, которые автор щедро расставляет по всей книге: мол, не грубый ляп, а сюжетный ход, который показывает, что героиня теряет здравый ум и твёрдую память. Но к чему множить сущности без необходимости? Так можно дойти и до того, что, дескать, это был тонкий намёк на то, что героиню похитили инопланетяне и подменили клоном, который не потрудился запомнить «свою» биографию.
Далее несколько улучшили ситуацию: колорит, штампы, рояль в кустах и уже самые настоящие намеки и отсылки. С другой стороны, познавательная (назовем ее так) часть оставляет желать лучшего. К примеру, хотя, пример не совсем правильный, но позволит избежать спойлеров, легенда про цифровые радиостанции (есть, мол, в радиоэфире волны и частоты, передающие странные сообщения), она именно про станциИ, а не про одну-единственную станциЮ.
Что же до главного, так сказать, блюда, до хоррора, до ужасов, до страха — всё настолько скрыто под занавесом из недосказанностей и логики, когда герои подыскивают правдоподобные объяснения, что на собственно жанр ничего не остаётся. Вроде как, да, герои совершили большую ошибку, и теперь им грозит... Что? Кто? Зачем?
Moloh-Vasilisk, 2 мая 2024 г.
02.05.2024. Радио «Морок». Татьяна Мастрюкова. 2021 год.
Отдых летом в деревне как-то не задался уже на этапе пути. Мало того что сломалась машина и отец семейства остался ее чинить, так и поселение, в которое отправились мама с дочерями какое-то странное. Людей почти нет, по улице в огромном количестве прыгают жабы, а единственное, что связывает это место с цивилизацией – это странная радиостанция, передающее одну за одной страшные истории с мрачными финалами.
Произведение очень сильно напоминает то состояние полусна-полубреда, когда поднимается температура во время болезни. Бесконечные блуждания, не ведущие ни к чему, кажущееся разумным нелогичные действия и беседы, и удивительные события, которые в момент помутнения сознания ощущаются вполне нормальными. Вот такой и получается данная книга.
Неплохую идею с необычной радиоволной портит невнятная основная линия. История, рассказанная в послесловие, выглядит на первый взгляд гораздо занимательней, чем то, во что она вылилась. Вместо интересной мистической истории по итогу получился сборник детских страшилок, вклиненный в бредовое приключение семейства на отдыхе.
Герои книги тоже оставляют желать лучшего. Мало того что внутри семейства своеобразные отношения, так и действия ее членов, в особенности взрослых, попросту нелепы. Как будто они играют в настольную ролевую игру и постоянно выкидывают критическую неудачу.
Предыдущие произведения автора, которые я читал, были классом повыше, а эта книга, к сожалению, выглядит гораздо слабее.
3 из 10. За некоторые «страшилки» и хорошее послесловие.
красная роза, 9 апреля 2023 г.
Не читала раньше автора, но зато тема нашего деревенского хоррора мне знакома. В памяти успешно сидят нашумевшие «Вьерки», какой-то треш из серии Варго, парочка романов от Марьяны Романовой и рассказы из сборников. Славянский фольклор яркий и колоритный, и меня радует, что этот раздел в жанре сейчас вышел из зачаточного состояния и активно используется. А вот Мастрюкову не знала, но судя по аннотациям к произведениям она нашла свою золотую жилу. Нет, ну тема то на самом деле яркая, обширная, почему бы и да? И популярной стала не так давно, и это прекрасно, что наш хоррор оживает, насколько удачно это вопрос десятый, но покопаться есть где. Другое дело, как оно пойдет если читать одно и то же подряд, сколько самоповторов соберётся на квадратный сантиметр текста? Думаю, проверять лучше спустя время.«Радио Морок» же представляет собой подростковый хоррор, где-то в степях серии «Ужастики» или отечественных «Страшилок», но более обширный, более образный, затягивающей в себя что-ли, так что взрослым тоже можно читать, развеяться. Если хочется легкой литературы, быстрого чтения и при этом пощекотать нервы, то это самое то.
Начало истории идет по шаблону. Семья(отец, мать и двое сестер) едут по весне в отпуск куда-то к черту за пазуху, а именно в некую деревню, расположенную в лесах области, снять домик и отдохнуть от городской суеты. По мне так в чем проблема устроиться куда ближе к дому, поселков городского типа полно, без всякой экзотики и в случае чего, правоохранительным органам не нужно будет вас искать по дремучим лесам? Но это так, мое отступлении, каждому свое же. Тем временем наши путешественники сбились с пути, машина застряла, навигатор не работает, связь не ловит. Очень вовремя появляться некий здешний житель и услужливо предлагает помощь. Далее отец семейства остается ждать спасателей на дороге, а мать с дочками едут с вновь прибывшем, собственно в деревню, где скучно точно теперь не будет. Основная сюжетная линия разбавляется рассказами из приемника, что транслирует лишь какую-то местную волну, где вещают всякие страшные истории по типу в черном-черном доме и гробов на колёсиках. К слову в какой-то момент их становится довольно много, и в чем-то по красочности и жути затмевают главный сюжет, т.к. деревня со странными жителями-нежителями, огромными жабами и туманом вышла атмосферной и страшной, спору нет, но очень на действия скуповата, приключения главных героев довольно однотипны. А вот истории по радио очень подкупают, от них веет сайтами наподобие «4stor.ru» и рассказами знакомых из жизни ( многие же встречали что-то странное и мистическое). Мой фавориты про лифтового монстра, детскую площадку и мужика на лестнице. Вышло реально крипово. Минус у баек один — написаны они капслоком, зачем не понятно, глаза сильно устают.
Концовка да, подслита. Хотя я что-то такое ожидала, когда страниц осталось всего ничего до конца книги, а сюжет в воздухе завис. Просто понятно стало, куда автор клонит, это стандартный прием для страшилок и ужастиков, да нам даже в начале же все сказали. Другое дело, что произведение оставляет после себя тьму вопросов, четкого объяснения не дается, только намеки, да туманная предыстория по тому же радио. А мотивы, что к чему и зачем это из разряда будет додумай сам. В целом неплохо, жутковато и неуютно, эффект присутствия на месте. Про захряп-наряжух погуглила — интересно. И еще, в книге несколько раз поднимается тема кражи детей, очень важная и нужная. Показана довольно правдиво, чтобы напомнить лишний раз родителям, если читает взрослый, следить за детьми, и, если читает ребенок-подросток, что чужих нужно опасаться. Отдельный плюс автору за послесловие, как допбонус, как факт, что удивительное и непонятное ходит с нами рядом, несмотря на 21 век.
its_muffin_time, 5 июня 2023 г.
Отец семейства решает отвезти свою семью отдохнуть от города в деревеньке. Снял дачу, договорился о съеме жилья, но в пути сломалась машина и семья чуть не доехала до места назначения. По пути им встретился местный дяденька, который предложил подвезти до арендодателя. Мама с дочерями едут с дядькой, а отец остается ждать помощи с машиной. Но вот странность, когда женская часть семьи приехала в пункт назначения, тетка, что сдавала им дачу не пустила на порог дома. Дядька послушал, да и предложил им перекантоваться у него дома в соседней деревеньке. Находясь в безвыходной ситуации, мама соглашается ехать к дядьке. И странная какая-то деревенька оказалась: как будто заброшена, местных жителей почти нет, стоят лишь пугала по всей деревне, связи никакой нет, лишь радио работает, по которому крутятся разные истории.
Автор возможно решила повторить успех Болотницы и снова отец семейства вывозит свою семью в какую-то отдаленную деревеньку, в которой потом начинает происходить всякая мистическая хтонь. У автора явно какая-то претензия к мужской половине ее книг. Читаю уже третью книгу и везде мужчины какие-то грубые, громкие, эгоистичные и далее по списку. Мама в данной книге спокойная и любящая, но как по мне, тоже не совсем адекватна. Вряд ли бы я на ее месте поехала с незнакомым мужиком и детьми, даже если этот мужик – дедок. Ну да ладно, герои автора мне в принципе ни в одной книге не нравятся.
Я долго не могла решить какую оценку поставить книге – шесть или семь звездочек. С одной стороны, мне понравились некоторые истории по радио. Парочка даже была откровенно жуткая. Мне даже сегодня ночью какие-то кошмары по этим историям снились (книгу дочитала как раз ночью перед сном, а отзыв пишу утром). А вот сюжетная часть про девочек и маму… очень слабая и не очень понятная. Вопросы у меня начали сыпаться на момент, когда героиня представляет себя и свою сестру по именам. Мол мы – Инка и Леся, но это домашние имена, а вообще нас зовут Катя и Оля. Но представляемся мы домашними и нас бесит, что иногда наши имена коверкают, а иногда не обращаем внимания и отзываемся на чужие. Что простите? И знаете, я бы смирилась с этой странной игрой именами, если бы в книге это обыгрывалось. То есть да, в самой истории есть завязка на именах – захряп нужно было называть настоящими именами (по паспорту), чтобы люди вернулись. Да и бабка, предлагая яблоки девочкам была очень удивлена, что девочки отказались от яблок. В принципе в славянской мифологии, да и вообще во многих думаю рассказах с нечистью, многое завязано на именах. Знающий имя имеет власть над человеком и может им управлять. Вспомним хотя бы знаменитую сказку о Румпельштицхине. Но что-то я ушла от своей мысли. Так вот, автор к сожалению, не объясняет почему она придумала своим героиням игру с именами, читатель должен сам до этого интуитивно дойти видимо, по-другому я объяснить не могу, почему по сюжету этого не рассказали.
Второй вопрос, который меня мучает до сих пор – что блин за мертвые младенцы! Много раз Инка спрашивала у мамы рассказать историю о младенцах, и каждый раз мама уходила от ответа, а потом вообще забыла, о чем речь.
Концовка скомканная, автор решила оставить открытый финал. Но почему-то у меня есть ощущение, что семья так и не выбралась из деревни. Во-первых, потому что в конце снова включилось радио. Во-вторых, был момент в книге в самом начале, когда младшая девочка как будто говорит, что это повторяется снова:
- Ну вот, заблудились. Как в прошлый раз!
- Леся, когда это было? Что за прошлый раз?
- Когда мы ехали. Давно.
С первого взгляда кажется, что Леся действительно что-то путает. Но дочитав до конца и вернувшись к этому кусочку, я думаю, что они ехали по этой дороге не первый раз. И еще было пару таких маркеров именно от Леси, которые намекают нам, что семья не выбралась. И один раз мать как будто вспомнила что-то, когда слушала радио без девочек, но забыла, как только они ее спросили. Опять же, что за история с младенцами. И автор больше не показала нам отца семейства.
По итогу я снова не знаю, как оценивать книги автора. С одной стороны, мне нравятся сюжеты, которые она выстраивает на славянской нечисти. С другой стороны, есть какие-то сюжетные провалы и вопросы, которые приходится додумывать самому читателю. И концовки книг мне тоже не очень нравятся. Но почему-то продолжаю читать автора. Сейчас вот думаю перечитать что ли Болотницу. Может в первый раз книга мне банально не попала в настроение и поэтому я так низко оценила книгу.
avsergeev71, 22 июля 2023 г.
Каждая следующая книга автора все менее напоминает подростковый хоррор. Ведь я не путаю: автор позиционирует свои творения именно как подростковый хоррор? Хотя я плохо представляю, что данном произведении сможет понять подросток, решивший немного развлечься за чтением. Откровенно говоря, тут и взрослый то читатель не сразу въедет что к чему.
Потому что книга то — совсем не простая. И требует много чего: и вдумчивого чтения, и ассоциативного мышления, и особого внимания к деталям, и размышления над прочитанным. У меня даже возникло желание перечитать ее повторно, ибо многие моменты, хотя и остались не понятыми, наводят на определенные догадки.
В общем и целом, книга мне скорее понравилась, хотя она и не лишена явных недостатков. Да, это конечно — не «Болотница». Судя по всему, автору наверное уже не удастся повторить успех первой книги. Но, по крайней мере, читать было не скучно.
Из очевидных минусов. По сути, автору так и не удалось придумать ничего нового. Все это было в предыдущих книгах и уже успело поднабить оскомину: легкомысленный папаша, оправляющий жену с детьми к «черту на рога», странная деревня с не менее странными жителями и нежителями (расположенная, судя по всему, в том же самом неблагополучном районе, поскольку встречаются знакомые названия и обрывки сюжетов прошлых книг), пространственно-временная петля. Опять читателя ждут вялотекущий основной сюжет, бесперечь перемежающийся «байками из склепа» различного объема и качества, и открытая концовка из разряда «как хочешь, так и понимай».
И еще: я бы не назвал это хоррором в чистом виде, скорее — книгой-головоломкой. Хотя и с элементами хоррора: отдельные моменты получились довольно жутковатыми. Но все же, по большому счету, испугаться как следует мне так и не пришлось. Учтите это, когда будете приступать к чтению.
Lilian, 11 марта 2023 г.
Четвёртая книга условного хоррор-цикла получилась вполне на уровне предыдущих. Быстрое, слегка щекочущее нервы чтение. Пожалуй, как раз жутковатой атмосферы здесь меньше всего — ну это отчасти понятно, перед нами четвёртая история, основные авторские приёмы уже знакомы, законы местной потусторонней системы известны. Уже находясь в начале истории можно примерно представить, как дело дальше пойдёт. Остаются только детали.
Детали этой истории — двое сестёр с матерью, новая деревенька со своими особенностями (жабы, туман, «пугала») и радиостанция, разными голосами рассказывающая страшные истории. Главные герои неплохие, только в самом начале вызывал неприятные эмоции глава семейства, постоянно третирующий свою жену (образ достоверный, но от этого не менее неприятный). Сами же девочки и их мать — хороший пример взаимовыручки и любящей друг друга семьи.
История получилась не слишком богатой на события, герои провели в странной деревеньке не так много времени, чередуя редкие вылазки за пределы двора долгим прослушиванием радио. К слову, мне не понравилось оформительское решение записать истории из радиоприемника заглавными буквами. Взгляд спотыкался, не слишком удобно такой текст читать.
К финалу добавилось немного динамики, а история вырулила к традиционному для этого цикла неопределенному финалу. В этом случае правда это классическое «выбрались из переделки и, выдохнув, с надеждой смотрят на Титаник». Ну то есть из огня да в полымя.
Понравилось авторское послесловие. Это неожиданно интересно — увидеть, из каких событий и знакомств родилась идея книги. Что-то вроде дополнительного уровня реальности, точки пересечения реальности и жути.
Оценку ставлю относительно высокую. «Болотница» так и осталась недосягаемой, жути здесь поменьше, но зато герои снова приятные, за которых хотелось переживать.
Ёжкино_яблоко, 23 декабря 2021 г.
Так ждала, так хотела прочитать. Прочитала и ничего. Не цепляет. Местами жутковато, но с натяжкой. Создаётся впечатление, что на Болотнице жуть вся и закончилась. Слабо. Болотница была прочитана за день, тихие гости — около того, а здесь, ну никак. Скучно. Увы.