Джон Уиндем «День триффидов»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды небо Земли осветили зеленые падучие звезды – планета прошла через облако странных кометных осколков (а может быть, просто взорвалось на орбите что-то секретное военно-космическое?). Почти каждый человек вышел посмотреть на чудесное зрелище, и все они наутро проснулись слепыми. Зрячих осталось так мало, что они могли лишь наблюдать быструю смерть городов и бежать из них, куда глаза глядят.
Трагедию осложнила вторая беда – ходячие растения триффиды, кем-то выведенные лет за двадцать до того и ценимые как источник масел. То, что они обладали ядовитым жалом и слабым подобием разума, мало волновало людей до всемирной катастрофы. Но как сказал один из персонажей книги: «Отнимите у нас зрение, и наше превосходство исчезнет».
В результате зеленые звезды разрушили существующую цивилизацию, а триффиды едва не привели к полному исчезновению Homo sapiens с лица Земли. Через несколько лет лишь редкие кое-как выжившие фермерские общины осаждаются полчищами триффидов, которым не страшны ни пули, ни минометы, и только огнеметная струя ненадолго отгоняет этих «растительных хищников». И плюс к этому – куча других проблем социального характера: как жить дальше, по технологическому или по феодальному пути идти, каковы моральные приоритеты в изменившемся мире и так далее…
Именно катастрофа свела и познакомила двух человек, случайно сохранивших зрение, – Уильяма Мэйсена и Джозеллу Плэйтон, – дала им полюбить друг друга и вновь разлучила. Удастся ли им встретиться вновь?
Перевод: С.Бережков (псевдоним А.Н.Стругацкого).
Перевод за авторством обоих братьев Стругацких явная ошибка издательства, текст идентичен переводу, подписанному С. Бережков.
Уиндему пришла в голову идея «Дня триффидов», когда он однажды поздно ночью шел домой и увидел несколько ветвей малины, развевающихся на ветру на фоне неба. В интервью 1968 года он вспоминал: «Живая изгородь вытягивалась поперек дороги, и я подумал, что черт возьми, было бы неприятно, если они смогут ужалить».
Впервые роман был напечатан под названием «Восстание триффидов» в американском журнале «Colliers Weekly» в январе и феврале 1951 года. Это был журнальный вариант, в котором триффиды естественным образом прорастали на Венере.
В книжной версии романа происхождение триффидов напрямую не объясняется, есть лишь размышления главного героя: «Мое собственное мнение, чего бы оно ни стоило, состоит в том, что триффиды появились в результате серии биологических экспериментов и, по всей вероятности, совершенно случайно».
В каждой из киноверсий объяснение происхождения триффидов меняется. Подробности читайте в статье «Триффиды» в разделе «Букопедия».
Дополнение от Phil J. Fray1986: «Из перевода Стругацкого цензурой исключены несколько фрагментов, которые не печатают до сих пор, особенно ключевых примерно по 1 стр.: из глав 2, где описано появление триффидов из опытных станций СССР и кража партии Палангецем, причём этот же фрагмент исключён из посмертных изданий на английском языке; главы 16 — предположение о том, что это не кометные осколки были, а описанные в гл. 2 боевые спутники. В оригиналах также нет нескольких меньших фрагментов, которые есть в переводе). В рунете с середины 2000-х есть анонимное дополнение перевода».
Входит в:
— цикл «Триффиды»
— сборник «The John Wyndham Omnibus», 1964 г.
— антологию «День триффидов. Мутант-59», 1991 г.
— антологию «День триффидов», 1992 г.
— антологию «Дж. Уиндэм, Дж. Шмиц», 1992 г.
— антологию «Гарри Гаррисон; Джон Уиндем; Альфред Ван-Вогт», 1993 г.
— антологию «Миры братьев Стругацких. Переводы», 1999 г.
— антологию «День триффидов. Ночь триффидов», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1952 // Художественная проза |
Экранизации:
— «День триффидов» / «The Day of the Triffids» 1962, Великобритания, реж: Стив Секели, Фредди Фрэнсис
— «День Триффидов» / «The Day of the Triffids» 1981, Великобритания, реж: Кен Хэннэм
— «День Триффидов» / «The Day of the Triffids» 2009, Канада, Великобритания, реж: Ник Копус
- /языки:
- русский (22), английский (5), итальянский (1), литовский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (28), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Бережков (17), М. Бульгерони (1), Р. Клочко (1), А. Стругацкий (4)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Arhc MC, 27 апреля 2014 г.
Я прочитал этот роман где-то в 1964-65 году. Вернее, не прочитал, а прослушал. А ещё вернее — начал слушать и прослушал четвертую часть романа.
«День триффидов» решили прочесть на Би-би-си. Честно говоря, «вражьих» голосов я не слушал, зато отчаянно любил фантастику. У нас была огромная радиола, я по вечерам крутил приемник и случайно наткнулся на анонс Би-би-си: со следующей недели по будням вечером (во сколько — не помню) будем читать роман Уиндэма «День триффидов» (ну, и краткое содержание романа).
Со следующей недели я каждый вечер минут на 25 прилипал к радиоле. Ловить Би-би-си было страшно тяжело: в малюсеньком секторе между двумя диапазонами других радиостанций, постоянно подстраиваясь, пропуская куски читаемого вслух текста... Да и глушилось всё постоянно, правда, слушать было можно. Вот я и слушал. И дослушал до того места, как ГГ покинул Лондон. Потом Би-би-си куда-то окончательно исчезло, а я остался без «Триффидов».
Зато в 1966 году вышел 8 том «Современной библиотеки фантастики», авторский том Джона Уиндэма. Вот тут-то я и прочел «День триффидов» полностью, с огромным удовольствием (да ещё в переводе АБС)!
До настоящего времени считаю «День триффидов» лучшим романом Уиндэма. Конечно, его «Кукушки Мидвича» — превосходный роман, но, по моему мнению, как-то камернее, что ли, а «Кракен пробуждается» — ну... ну это всё-таки не «День триффидов».
Что-то у меня в последнее время получаются не отзывы, а какие-то истории о прочтении книг. Прошу простить.
aleks-predator, 27 мая 2022 г.
Переосмысление роли человечества
Я с самого детства слышал название «День триффидов» от моего отца, который восхищается этой книгой. Но сам к этой фантастике пришел спустя десятилетия. С одной стороны, пожалел, что не прочитал раньше, а с другой стороны, задумался, действительно ли мне так сильно понравилась бы эта книга, прочти я ее в детстве или юношестве. В итоге я сделал вывод для самого себя, что прочел я ее в уже взрослом возрасте не зря. Жизненный опыт позволяет намного лучше понять посыл произведения и героев, которые представлены в романе Джона Уиндема.
Роман написан в 1951 году. Мир продолжает отходить от ужасов Второй Мировой войны, люди ищут себя, но фантаст Уиндем предлагает очередной апокалипсис, в котором мы в видоизмененном сценарии повторяем участь динозавров, которые погибли от падения астероида 65 миллионов лет назад (по одной из версий). Человечество же уподобляется древним ящерам, наблюдая, как небывалой красоты комета, бороздит небо. И если динозавры погибли от падения небесного тела и разрушительных последствий, то человечество, что наблюдало за картиной полета, попросту ослепло. И малый процент людей, что пропустили это зрелище, остались в состоянии видеть.
На самом деле это ужасающее представление. Зрение является самым важным из органов, что позволяет человеку воспринимать мир. Оно, как считают некоторые ученые, превосходит по своему потенциалу все остальные чувства вместе взятые. И действительно. Каково это, быть слепым? Понятное дело, что и в реальном мире много людей, которые не могут видеть и приспосабливаются к жизни, но ситуация из романа делает незрячими буквально каждого. И это катастрофа. Ведь люди не смогут в таком большом количестве приспособиться к новой реальности. И этот факт буквально ужасает меня, как читателя.
Есть и другая часть людей. Те, кто по разным причинам не видели произошедшего и тем самым остались «в строю». Но тут на первый план выходит переосмысление человеческих отношений в принципе. Одни люди получили неоспоримое преимущество над другими. Происходит сдвиг парадигмы взаимоотношений людей, особенно с учетом умирающих цепочек взаимодействия и привычного до этого мира. Появляются мародеры, преступники и многие другие, кто старается получить выгоду для самих себя и малых групп, что формируются за короткий срок. Представления людей о морали изменяются безвозвратно. Люди понимают каждый для себя, что жить, как раньше, уже не получится, а, чтобы выжить во вновь рожденном мире, в новом обществе предстоит стать другим и самому. Иначе никак. И автор отлично демонстрирует, кто и как приспосабливается к новой реальности. Некоторые делают это легко, другие борются с демонами внутри себя (считая борьбу с совестью демонами). Так или иначе люди начинают понимать, что любой человек теперь потенциальный враг, источник опасности, а доверять больше никому нельзя. Предыдущие институты взаимоотношений попросту не работают, а, значит, методы сдерживания в виде устоявшихся законов больше не существуют. И это отправляет общество практически в эпоху, когда правыми были именно сильные физически, а вопросы морали попросту отсутствовали.
Уиндем хорошо демонстрирует, как герои учатся жить в новом мире, делает это настолько круто, что не остается сомнений, что в реальном мире так и будет. Нет здесь бравых вояк, которые готовы прийти на помощь, какого-то лидера, что справится с ситуацией, а родившийся новый мир с героями произведения, кажется, навсегда. Чтение такого даже вызывает некоторую апатию, ведь уже знаешь, что какого-то позитивного финала с возвращением привычной жизни ждать не стоит.
Нельзя не сказать о триффидах. Вот уж «откуда не ждали». Растения становятся главными врагами людей, которые и так друг с другом не готовы жить в мире, сплотиться, чтобы помогать в беде. Казалось бы, растения не могут быть очень опасными для людей, но не тогда, когда последние слепы. Автор своеобразно уравнивает шансы противоборствующих сторон, но делает это просто и при этом вполне реалистично. Триффиды всегда были незрячими, а люди стали слепы только недавно. Понятно, что первые имеют преимущество. И это опасные враги для людей.
Уиндем поднимает еще одну важную тему в своем романе, показывая, как человечество откатывается в прошлое, оказавшись в ситуации, где нет возможности наладить производство, использовать технологии. Оно и понятно. Причина в произошедшей катастрофе. Но это своеобразная аллюзия на современный мир, где люди уже не могут жить без привычных благ цивилизации, человечество стало в большинстве своем уязвимо. И если в мире перестанут существовать те или иные специалисты (неважно какого ранга и умения), то привычный мир обязательно пойдет под откос, начнет откатываться. Это своеобразная подсказка тем обществам, которые до сих пор не научились обеспечивать себя сами, полагаясь на покупку технологий у других. Ведь если появятся условия, при которых придется пользоваться только тем, что научился делать сам, то это неминуемо отбросит развитие общества на десятки или даже сотни лет назад. Люди конечно же вполне привыкнут к этому, но уже следующее поколения будет считать такую жизнь нормой, даже не подозревая, как раньше было лучше. А это прямая угроза эволюция общества.
Хочется сделать вывод по этому роману, представив, что подобный апокалипсис возможен в реальной жизни. Нужно четко понимать, что людям придется самим вершить свою судьбу. Тем, кто станет беспомощным, рассчитывать на выживание не приходится, потому что оставшиеся «в строю» попросту не смогут спасти всех. Для этого не будет ресурсов. И дело здесь даже не в морали людей. Это проблема физического плана и проблемы ресурсов, что станут ограниченными, поскольку их некому будет производить. И это замкнутый круг. Важную роль играет случай: кому-то повезло, кому-то нет. Кто-то более необходим в новом обществе, намного полезнее других. Тогда его и следует спасти ради выживания всего вида, а те, кто не обладает какими-то экспертными знаниями и навыками не будут представлять особой ценности для человечества. Если задуматься, то это просто жестокая логика. От нее никуда не деться. Хотелось бы, чтобы такого апокалипсиса не случалось, но «День триффидов» дает отличную возможность переосознать жизнь, какая она есть и задуматься, кто мы друг другу сейчас и кем можем стать в случае катаклизма.
9 из 10
A.Ch, 29 декабря 2021 г.
Много лет назад в школьной библиотеке, где фантастике отводилась отдельная полка в самом дальнем углу, мне попадались несколько экземпляров “Дня триффидов” и теперь уже не помню, может быть, “Всё живое…”, но я так и не прочитал ни ту, ни другую книгу, предпочитая взять сборник Рэя Брэдбери или антологии “Искателя”.
Роман написан сухим языком, герои безлики, похожи друг на друга, без создаваемых образов и несопереживаемы, действие отстранённое и совершаемое, как будто, без оценки главным героем. Пусть происходит то и то, но и то мне всё равно и то. Вон пара триффидов прошла по улице – ерунда, переживём; так, еду по аллее, автомобиль атакуют со всех сторон их жала – уже серьёзней, конечно, но не катастрофа; сотня плотоядных разумных растений, ставших очень агрессивными, идут на звуки голоса обитателей фермы, прорвавшись через ограду, – надо поставить опоры и ждать дальше. Буквально картина возникает перед глазами, как персонаж, будто нерадивых и озорных телят что ли, прогоняет их с поля, и скоро будет их звать триффидиками.
Произведение задало идеи выживания/робинзонады/войны с превосходящим в чём-то чужеродным противником для многих фильмов и книг, что не может не делать его с одной стороны разбираемым на несостыковки и ляпы и уважаемым с восхищением с другой.
MalCurie, 4 июля 2019 г.
Стартует история очень интересно и динамично, герой просыпается в “новом” мире и пускается в путь, пытаясь разобраться в происходящем, встречая других сохранивших зрение людей, и думая, как жить дальше. Но ближе к середине книги динамика теряется, большую часть повествования начинают занимать нуднейшие разговоры и размышления на одну и ту же тему: “Как же нам повезло, что мы выжили и остались зрячими. Как же остальным не повезло. Почему повезло именно нам? Какое счастье, что нам повезло!”. И это переливание из пустого в порожнее повторяется так часто, что в какой-то момент начинаешь целые абзацы читать по диагонали, только бы не уснуть. Действие сменяется просто разговорами в меняющихся время от времени локациях, а также одинаковыми описаниями того, как очередной триффид нападает на очередного человека, а потом главный герой отстреливает жало этому самому триффиду.
Также в книге нашлось довольно много моментов, которые, лично для меня, сильно снижали реалистичность происходящего. Например, болезнь, которая выкашивала людей в группах (один зрячий + слепые), при чем выкашивала только слепых, хотя все ели то, что нашли и приготовили совместными усилиями и бывали в одних и тех же местах. Создалось впечатление, что эта болезнь нужна только для того, чтобы, в угоду сюжету, освободить зрячих. Сюда же можно отнести нелогичные правила, которые пыталась установить община выживших, типо “мы сейчас найдем место и будем там жить, мужчины будут работать, а женщины рожать, кто не согласен — валите”. Ну...серьезно? Это же маразм строить общество на основе размножения, когда даже для того, чтобы создать условия для автономного прокармливания и сколько-нибудь нормальной жизни !взрослых! понадобится далеко не один год. И еще более абсурдными показались мне доводы одной из героинь в пользу подобной системы, мол, это самое меньшее, чем мы можем отплатить за то, что мы уцелели и это наш долг. Ч.т.о?
А, чуть не забыла про момент, когда парочка якобы покончила с собой, выйдя в окно третьего этажа. Что-то мне подсказывает, что высота для смерти маловата, особенно учитывая тот факт, что они не рыбкой в окно ныряли. Столь же неправдоподобным кажется количество оставшихся зрячих, потому что ну не верю, что во всем Лондоне не легли спать\забухали\работали не отрываясь\сидели в подвале и что угодно еще всего с сотню человек.
Помимо всего этого, мне не хватило ответов на основые вопросы:
- Откуда-таки взялись Триффиды и что они такое?
- Зачем им жрать людей, если они, по сути, растения, и прекрасно питаются при помощи корней + насекомыми, попадающими в их “цветочек”?
- Что это был за звездопад и почему от него ослепли люди, при чем ослепли не мгновенно, а только на следующее утро?
В целом, если не заморачиваться, то книга может доставить удовольствие и скрасить вечерок. Читается она достаточно быстро, язык простой. Кстати, по атмосфере она напомнила мне “Мобильник” Стивена Кинга, так что тем, кому “Мобильник” по душе, советую ознакомиться.
mosalev, 9 августа 2020 г.
Забавно, что в данном варианте прошлого в произошедшем снова виновата Россия, ведь это она вывела семена триффидов. С другой стороны англичане не изменяли себе, вероломно выкрав образцы в целях наживы.
Задумка книги действительно любопытна, но её реализация не оправдала себя. Можно было бы сократить количество страниц раза в два, вырезав раздражающие размышления об этике и морали, совершенно не уместные в подобных условиях.
Очевидно, что помогать балласту в виде ослепших людей, которых большинство, нет смысла и необходимо объединиться зрячим для построения своего хозяйства. Напомню, что технологии сельского хозяйства и животноводства резко упали до уровня средневековья. Всех не прокормить. Поэтому если уж и кормить, то людей, способных быть полезными. А слепцы в этом на порядок хуже зрячих.
Правда, как можно сочувствовать слепцам (для которых главный герой на краткое время стал поводырём), если их даже описывают, как мебель или роботов. Им приказывают, их убивают... Не известны их имена, мысли, мнения насчёт ситуации. Просто балласт.
Триффидов так же можно было бы вырезать. Мир слепых и так звучит достаточно мрачно, а хищные триффиды добавляют лишь абсурда в ситуацию. В середине книги автор через главного героя сам проговаривает, что забыл про триффидов, которые в последний раз упоминались страниц сто назад.
Стоило определиться с выбором: драматичный мир слепцов, где люди пытаются выбрать кому помогать — себе или другим, или же динамичную борьбу людей с опасными растениями. История разрывается между этими двумя идеями и по итогу вместе они выглядят слабее, чем можно было бы их развить по отдельности.
А итоговый результат с уничтожением большей части человечества и нашествием триффидов можно сравнить с заезженным зомбоапокалипсисом. В пятидесятых годах, думаю, выглядело ново, но сейчас это уже попса.
exordio1990, 19 января 2020 г.
Вот он пример качественного постапокалипсиса. Не даром с этого произведения черпал вдохновение великий С.Кинг. Поразил главный герой. Буду откровенен, давно не встречал героя, у которого реально все в порядке с головой, и которому сопереживаешь, а это заслуга автора однозначно. Книга прочитана чуть ли не на одном дыхании, ждал финала, который в итоге не разочаровал. Очень жаль что нет продолжения, даже если бы это был другой автор (как в случае с колесом времени) я бы очень хотел узнать что же будет дальше, был ли в своих догадках прав Коукер. Атмосфера безысходности в книге действительно чувствовалась, собственно так и должно быть в хорошем произведении данного жанра. Прав был автор- проблема зрения для человека чуть ли ни смерти подобна, особенно первые пару лет. Это кстати мой огромный страх.Оценка: 10 из 10.
Ash13, 16 марта 2021 г.
Роман-катастрофа, увидевший свет в далёком 1951 году, однако до сих пор не потерявший свежести. Является своего рода предтечей и в какой-то мере первоисточником сюжетных линий многих современных книг, фильмов («28 дней спустя», «Власть огня», «Явление», «Тихое место»…), компьютерных игр («The Last of Us», «Plants vs. Zombies»…), в то же время черпающий вдохновение у прародителя жанра «Война миров» Г.Уэллса.
Основная канва строится на произошедшей катастрофе, которая вызвала слепоту у большинства людей на планете. Но, как говорится, беда не приходит одна. Проблемы абсолютно разного характера (продовольственные, социальные…) наваливаются на людей как снежная лавина, из которых наиболее пугающая и недооцененная вначале – расцвет во всей красе так называемых «триффидов».
Повествование ведется от лица главного героя, действия которого реалистичны, правдоподобны, «человечны». В большей части современной фэнтези и фантастики главные герои, как и многие другие персонажи, ведут себя словно манекены, открывающие рот и сотрясающие воздух, двигающиеся по сюжету как шарик в пинг-понге с безумно выпученными глазами и ветром между ушами. В отличие от них главного героя «Дня триффидов» можно понять, войти в его положение и вместе поразмышлять о проблемах людей в мире триффидов, в определенные моменты ему хочется сочувствовать или порадоваться вместе с ним.
Оторваться от повествования невозможно (я думаю, что огромную лепту в это внёс и великолепный перевод А.Стругацкого) — история поглощает без остатка, а рассуждения и вопросы морального выбора людей, выживающих в жутких условиях мира книги, просто не дают мозговым процессам читателя остановиться ни на секунду.
Одно из редких произведений, которые действительно хочется перечитать. Для меня однозначно – шедевр!
LinaSaks, 27 сентября 2021 г.
Я книжку обходила стороной, но опять же проверенные люди сказали, не бойся, книжка хорошая. И я решилась. И не пожалела! Как можно жалеть о времени на книгу, когда там есть такие слова:
«Каждый является в мир круглым невеждой, но на то Бог и даровал ему — и даже ей — мозги, чтобы приобретать знания. Неспособность пользоваться собственными мозгами не есть достойная похвалы добродетель, даже женщин следует порицать за это.»
Это же дивный восторг, я же только за!
И, наверное, надо оговориться, что я была за полковника и Коукера, а не за главных героев. То есть я понимаю, почему главные герои такие, но следить-то интересно вот за теми, за деятельными, кто смотрит в будущее, кто бьет по голове ключом, чтобы люди не складывали лапки, а работали башкой. И таки тетка, что отправила в никуда — мерзкая тварь, которая опять же прикрывается именем божьим и ВРЕТ! тьфу, мерзкая двуличная сцука!
Я сильно вдаваться в подробности не буду, подозреваю, что каждая вторая рецензия описывает сюжет. Я все думаю над тем, как так получилось, что по всему миру разлетелась эта зеленая дрянь? Так сказать и днем и ночью и на всех континентах ее увидели. Учитывая, что это по задумке автора что-то со спутника громыхнуло, то не слишком ли много спутников с такой начинкой было. А если таки много, то тогда встает вопрос, как триффиды это сделали, потому что сказать, что это человеческая ошибка, язык не поворачивается. А если все же не везде люди зелень видели, то тогда почему в радиоэфире тишина? Ну, я не беру наших героев идиотов в пример, они с радио вообще дел старались не иметь, но другие-то другие?! В общем вопрос со всей планетой остался открытым. Я не поняла как и в Англии все все видели, и получается в Австралии тоже... а заодно похоже и в южной америке... Одно с другим в голове не укладывается. Опять же автора я понимаю, не о том его книжка, но все же хотелось бы внятности, чтобы я не сидела и не думала, да как так-то?!
Заодно у меня были еще придумки как выжить и я не могла понять, почему у автора этого нет, но тут тоже просто — книжка не полная инструкция по выживанию. Она просто обращает наше внимание на то, что должно быть в этой ситуации главным. Да и не только в этой. Что в объединении — мы сила. А когда одни — не, личности, конечно, кто же спорит, но только сожрут нас триффиды и на личность как бы не посмотрят)
Antosya, 16 мая 2023 г.
Вторая прочитанная книга Джона Уиндема. Первая оставила средние впечатления, но на эту были огромные надежды, так как аннотация была очень заманчивой.
Что ж, от начала книги я была в восторге. Главный герой просыпается и понимает, что большинство людей слепы, а он сам по счастливой случайности остался зрячим. В городе поднимается паника и страх, люди пытаются понять, что произошло за ночь. Многие не могут смирится с тем, что они слепы и скорее всего их жизнь будет похожа на муку.
Начало романа мне напомнило мой любимейший рассказ «Туман» и я ждала чего-то похожего. Пробирающего до костей свой атмосферой ужаса из-за того, что человек столкнулся с неизвестным, растерянностью, нелогичными поступками.
Книга слушалась очень легко и я удивилась, когда увидела, что половина уже прослушана, а ничего важного или хоть немного занимательного не произошло. Создавалось впечатление, что вот вот и начнется действие, но нет. До самого конца книга оказалась такой же. Очень много философии про новый мир и общество в нем, хорошо показано поведение общества в такой ситуации, когда все выходит из под контроля. С этой точки зрения книги даже классная, показывает, как много у нас есть и как много из этого мы считаем само собой разумеющимся.
Название книге не совсем подходит, так как книга почти и не от триффидах. Она об обществе, столкнувшимся с катастрофой и том, как люди начинают себя вести, какие качества людей выходят на первый план при этом.
Книга не плохая, мне даже отчасти понравилась интересными мыслями, но хотелось все таки другого. Хотелось больших переживаний, действий, чтобы происходящее вызывало эмоции, заставляло нервно следить за происходящим. А это было лишь в начале в первой главе.
В любом случае рада, что прочла роман. Долго я ходила вокруг да около и вот наконец познакомилась с классикой фантастики и сложила свое мнение о ней.
god54, 3 ноября 2020 г.
Я не сторонник тренироваться в рецензировании на шедеврах фантастики в прямом смысле этого слова. Есть книги, которые следует читать, перечитывать и сохранять в коллекции с возможной целью передать внуку со словами: «Будь добр обязательно прочитай, прочитай на бумаге и ты почувствуешь дух эпохи и может быть поймешь за что мы любили фантастику».
koudiarov, 13 января 2023 г.
очень достойный роман, даже с учетом что написан в 1951 году совсем не растерял своей актуальности. Размышления, и потенциальные развилки этического выбора главного героя, других персонажей, что иногда появляются и исчезают, и автор описывает емко последствия каждого альтернативного плана действия... — все это очень нравится. Появление триффидов, их разведение (так и ожидалось — крипто-ферма), последствия такого пост-апокалипса и как отреагируют совсем разные люди — все это хорошо продумано и «игра без поддавков», так же как и человеческая природа.
Объем небольшой, действие все от первого лица, много поворотов событий в жизни главного героя — и очень продуманные развилки — все это заставляло задуматься, но и получить удовольствие от процесса чтения. Спасибо за рекомендации «Фантлаба».
its_muffin_time, 24 февраля 2022 г.
Ранним майским утром Уильям Мейсен проснулся в своей больничной палате от часов, которые отбивали восемь утра. Мужчина удивился, что его не разбудила нянечка раньше, чтобы покормить и умыть, но не придал этому особое значение. А уже когда пробили часы девять и тогда никто не пришел, тогда Мейсен начал паниковать. Его смущала тишина, стоявшая на улице и в больнице: ни гомона голосов, ни шума машин. Лишь тишина. А когда он на ощупь выбрался из палаты и крикнул в коридор, чтобы его в конце концов уже покормили, то услышал в ответ лишь ужасные душераздирающие крики. Мужчина начал паниковать и в конце концов, решился снять повязку с глаз после операции. Выйдя из палаты и обнаружив кого-то из людей, Мейсен узнал, что после зеленого звездопада весь мир ослеп и похоже он единственный зрячий в этой больнице.
Потеря зрения – это мой огромный страх, наверно поэтому книга на меня произвела невероятное впечатление. Сказать, что я была потрясена от того, что видел Уильям вокруг себя, ничего не сказать. Мы – люди, очень зависимы от органов чувств. Забери у нас зрение и даже сильные мира сего превратятся в слепых беспомощных котят. Рано или поздно люди привыкают ко всему, и обучаются обходиться без утраченного, но на это нужно время и силы.
Я ожидала акцент автора именно на войне за выживание с триффидами, не зря же так книга названа. Да и сам автор довольно подробно рассказывает откуда взялись триффиды, и какая от них исходит опасность. Считаю, что само по себе все что касалось триффидов придумано и написано просто на отлично. Но все вышло немного не так. По сути триффиды были лишь фоном какое-то время, во всяком случае две третьих книги. Главный герой просто всю книгу ездил на этом бедном грузовичке наполненным уймой противотриффидным оружием, которое ни разу не использовал, а плотоядные разумные растения встречались либо редко, либо находились далеко от героя.
Читаю уже вторую книгу автора и мне очень нравится, как он пишет. Во-первых, это потрясающий язык. Во-вторых, психология людей: как он описывает панику людей, когда все лишились зрения; постоянное метание героя – помогать людям или не помогать? Как я должен выбрать кому помочь, а кого бросить на произвол судьбы? В-третьих, конкретно в этой книге, игра на контрастах: вот герой боится, что он потерял после операции зрение, а спустя час он единственный зрячий и какое облегчение это ему приносит; в следующей сцене Уилл встречает в каком-то баре мужчину, который пытается открыть бутылку виски и говорит ему: «Сэр, вы же напьетесь», а сэр уже лыком еле вяжет, выговаривая: «Да я уже пьян, черт подери!». Казалось бы, забавная ситуация заставляет хихикнуть, но дальше мужчина из бара рассказывает, что его жена убила себя и их детей, когда узнала, что все они ослепли. И в этот момент ты еле сглатываешь ком застрявший в горле.
Конечно, это совсем не то, что я ожидала. Хотя читала же другое произведение, могла бы и предположить, что автор не делает акценты на жести и крови, он вообще в другое. И еще мне показалось, середина слегка провисает, а финал открытый и кто его знает, что там случилось с героями и миром вообще. Но то, как автор пишет и какие проблемы выносит в своих книгах меня цепляет. Буду знакомиться дальше, думаю, автор еще сможет меня удивить.
zvezdochet2009, 8 мая 2020 г.
В современной фантастической литературе существует огромное количество поджанров и различных направлений, соединяющих в себе различные художественные элементы и сюжетные приемы, что превращает фантастику в огромное поле экспериментов. Во второй половине XX популярность стал набирать жанр апокалипсиса, центральным сюжетом которого стали различные обработки сюжета о конце света, о гибели человеческой цивилизации и борьбе выживших за существование.
Основы были заложены несколькими писателями и один из них – замечательный английский автор, пишущий в лучших традициях Герберта Уэллса, — Джон Уиндем. Перу этого человека принадлежит несколько классических произведений, на которые равняются многие поколения писателей, но, пожалуй, самым известной его вещью был, есть и будет роман-катастрофа «День триффидов», написанный в 1951 году.
В центре повествования – схватка людей с хищными растениями, которые носят название триффидов. Триффидов разводили на специальных фермах из-за ценного сока, но обращаться с ними следовало крайне аккуратно, потому что они подвижны, обладают невероятно острым слухом и способны парализовать жертву жалом с ядом. До какого-то момента все шло нормально, пока большинство людей не стало свидетелями удивительного небесного явления – падения кометы, которая при сгорании в атмосфере Земли мерцала зеленоватыми огнями. Все, кто видел фейерверк, ослепли на следующее утро. Немногие счастливчики, по разным причинам не наблюдавшие падение кометы, оказались в мире слепцов, за которыми устроили охоту хищные растения триффиды.
А далее Уиндем прописывает классический сюжет о выживании героев в новых агрессивных условиях, увлекательно, в мелких подробностях, рассказывая о приключениях биолога Билла Мэйсона в моментально одичавшем мире зрячих и слепых людей, которые разбились на микрогруппы и стараются выжить, причем в борьбе не только с триффидами, но и с себе подобными – бандитами, рейдерами, безумцами и невеждами.
Безусловно этот роман, как и все истории о конце света имеет напряженный сюжет, насыщенный действием. Как и во всех историях о конце света, в этом романе прекрасно показан процесс падения человеческой цивилизации в средневековье, одичание выживших и обнажение первобытных инстинктов вроде самосохранения и стремления продолжить род. Однако существенной особенностью «Дня триффидов» является источник угрозы. Это не падение астероида и не нашествие инопланетян, не глобальное похолодание или потоп, и даже не эпидемия (хотя в виде чумы она здесь и присутствует) – нет, причиной является фатальное стечение обстоятельств – природный коллапс и техногенная катастрофа, в своей совокупности показывающие, насколько хрупкой бывает человеческая цивилизация и уязвимым сам человек. Действительно, достаточно лишить его зрения и из «царя природы» он мгновенно превращается в беспомощное существо, обреченное на голодную смерть.
Очень важный момент связан с психологией поведения персонажей. Уиндем отлично показывает, как в стрессовой ситуации, в условиях, угрожающих жизни ведут себя разные люди. Одни пытаются конструктивно решить возникшие проблемы, но методы других основаны исключительно на насилии. Взаимоотношения людей в такой ситуации обостряются, в результате как бы обнажается их настоящая сущность. Таким образом, вкупе с сильным сюжетом, роман очень выгодно отличается от множества современных популярных книжек, где кроме бесконечного «экшена» фактически ничего и нет. Автора интересовала не только технологическая угроза, но и реакция людей на нее, их мысли, поступки.
Также можно отметить, что «День триффидов» — очень английский роман, потому что написан хорошим, изысканным языком без американских примитивизмов, поэтому читать его доставляет большое удовольствие.
newARTix, 6 ноября 2019 г.
Как всё-таки отличаются представления о пост-апокалипсисе тогда и сейчас. Авторы последних десятилетий приучили, что большая часть людей только и ждёт разрушения привычного мира, чтобы начать «творит дичь»: убивать, насиловать, предавать и использовать оставшихся в живых соплеменников для своих корыстных целей. Столь почтенный автор же представил всё куда более человечно. Оставшиеся в живых в основной массе объединяются и всячески демонстрируют принцип «человек человеку — друг». А если и встречаются «токсичные» индивиды, то только из-за инфантилизма и банальной недальновидности.
Хотя хрен его знает, какая из моделей более вероятна, эта или пессимистичная современная...
Очень хочется отнести подобную «позитивность» к наивности фантастики начала 20го века, но в мелочах никакой наивности незаметно. Скорее наоборот, сугубо практичный роман.
karlan, 10 ноября 2019 г.
Сверх скучный пост-ап.
Сюжет — гениальная идея не реализованная даже на десять процентов от своего потенциала. Мутный Ггерой, невнятные герои второго плана, невнятные описания локаций, все сверх уныло и скучно.
А жаль.
«Все ослепли — а я вижу» — даже мастеру пост-апа Андрею Крузу такая перспектива и не снилась. Тут только пахать и развивать. Но автор сливает все сюжетные линии и не претендует ни на что. Где можно обойтись двумя словами — автор выливает в уши читателю двести двадцать два слова,при этом абсолютно не двигая сюжет. И никаким годом выпуска это не оправдать, Лавкрафт писавший двадцатью годами ранее от первого издания этой книги — выдавал историю четче, внятнее и популярнее чем данный продукт.
Абсолютно не реализованная пронзительно гениальная идея. Могла бы вырасти во франшизу уровня The Walking Dead, к сожалению не случилось. Потенциал был велик, но потрачен впустую.
Не смог дочитать — не оцениваю.