fantlab ru

Джон Уиндем «Кракен пробуждается»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Оценок:
723
Моя оценка:
-

подробнее

Кракен пробуждается

The Kraken Wakes

Другие названия: Из моря / Out of the Deeps

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

В воздушном пространстве многих государств замечены неопознанные летающие объекты, которые бесследно исчезают в районе Атлантики. Вскоре после этих загадочных полётов терпят крушение сразу несколько пассажирских лайнеров. Также трагически заканчивается целая серия подводных исследований.

Что это — очередной этап противостояния сверхдержав или человечеству придётся столкнуться с враждебно настроенным внеземным разумом? Журналист И-Би-Си Майкл Ватсон и его жена пытаются получить ответы на эти вопросы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Название романа является отсылкой к сонету Альфреда Теннисона «Кракен».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Том 2
1990 г.
Золотоглазые
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 2
1995 г.
Из моря
2002 г.
День триффидов
2002 г.
День триффидов
2009 г.
Кракен пробуждается
2020 г.
Кракен пробуждается. Паутина
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Кракен пробуждается
2024 г.
Кракен пробуждается
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Il risveglio dell'abisso
1978 г.
(итальянский)
Unearthly Neighbours / Wenn der Krake erwacht
1991 г.
(немецкий)
Kraken ärkab
2018 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, первое же сравнение с «Днём триффидов». И, конечно, по силе воздействия «Кракен» проигрывает. Превосходство только в одном факторе, но весьма существенном. «День триффидов» основан сразу на двух допущениях. Они невероятны каждое само по себе, а вместе разрушают даже намёк на возможность чего-то подобного. В «Кракене» только одно допущение, зато оно раскручено по полной.

Итак, Земля подверглась очередной агрессии из космоса. Война идёт насмерть, до полного уничтожения противника. Пришельцы превосходят землян и по количеству, и по качеству ударов. Собственно, с самого начала приходит в голову, что решение надо искать в том направлении, в котором его в итоге и нашли. Вместо этого все кидают в океан атомные бомбы. Наугад, вдруг попадём во врага? А вдруг попадём? Как будем жить после бомбардировок, никто не думает. В итоге пришельцы и сами люди довели дело до апокалипсиса. Правда, настоящий апокалипсис в романе, вроде бы, накрыл только Англию. Остальные отделались легче. Ну, в данном случае так и должно было случиться.

Хуже всего – герои, главные и второстепенные. Они все бумажны, и их судьба даже не может особенно заинтересовать. Лучше всего – сценарий поведения человечества в случае угрозы. Реакция общества в целом, правительств, международных организаций, армии, бизнеса, СМИ. Особенно интересна возможная позиция СМИ, в которой автор явно хорошо разбирался. Промолчать, потом кинуть ложную версию, потом раскрутить тему, потом снова замолчать и не нагнетать, потом снова кинуть ложную версию, уже другую, потом посеять панику, потом уговаривать не поддаваться панике. И всё строго по команде. И это во времена, когда, конечно, тоже врали вовсю, но сами понимали, что занимаются чем-то неприличным. Теперь этим только гордятся.

А вот интересно, как бы всё это прошло сегодня? Вроде бы в нашем мире побеждающей тоталитарности смогли бы отреагировать более оперативно, и вовремя всех построить, и раньше найти правильное решение. Это в теории. А на практике? Вспомним пандемию. Мне даже страшно посмотреть глазами людей 1953 на нашу бестолковую и бессмысленную реакцию на коронавирус. Они-то реагировали на такие угрозы адекватно и справлялись достаточно быстро, с минимальными потерями. Что же с нами будет, если появится настоящая угроза?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не лучший роман Д. Уиндэма. Тема достаточно интересная, хотя и не новая — вторжение инопланетных пришельцев и попытки борьбы с ними. Увы, в этом романе автор раскрыл тему крайне сухо, в форме кратких зарисовок происходящей катастрофы. Главные герои, сотрудники одной из лондонских радиостанций, в некоторой степени оживляют и связывают эти сухие хроники, но никакого эмоционального отклика ни они, ни описываемые трагические события не вызывают. Погибло 80 или более процентов населения планеты — ну и ладно, зато надежда на будущее остается. Пожалуй ценное в романе — описание действий правительств и средств массовой информации, что дает возможность в очередной раз задуматься — а как было бы сейчас, спустя 70 лет после выхода романа? Вопрос, конечно, риторический.

Оценка: 6
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне хотелось бы взглянуть на этот небольшой роман с несколько другой стороны. Не с той, с которой видна только фантастическая часть романа — вторжение инопланетян с их неизвестными технологиями и экологические войны, когда вход идут такие глобальные вещи, как изменение климата, глобальное потепление и поворот морских течений. И не с той, с которой видна только литературная часть с ее лаконичным, сухим и малоэмоциональным рассказом от первого лица, схематичными персонажами и подчеркнуто «репортажным» стилем изложения событий. И даже не с той, которая высвечивает проблемы середины прошлого века: Холодную войну и постоянное ожидание, что она вот-вот перейдет в Горячую. И даже не с той, с которой видны яркие ехидные искорки в сторону СМИ, политиков, армии и ученых.

Мне бы хотелось поговорить о прекрасно выписанном и детально проработанном сценарии КАТАКЛИЗМА, КОТОРЫЙ ПОГУБИТ МИР. Причем этот сценарий годится, как для катаклизма местного, личного масштаба, как пожар в отдельно взятой квартире или крах планов на продвижение по службе, так и для глобальных событий, затрагивающих все человечество и целый Мир.

Все всегда начинается с какого-то события. Иногда оно таково, что не заметить его просто невозможно: звонок об увольнении, «письмо счастья» в почтовом ящике, пожар, взрыв и...можете продолжить список. в зависимости от фантазии и жизненного опыта. Иногда СОБЫТИЕ подкрадывается незаметно и лишь по прошествии времени вспоминаешь, что приметы его были то там. то здесь, но их упорно не замечали за повседневными делами и бешенным ритмом жизни/жена прячет сотовый, начальник не просит совета, розетки искрят, газеты внезапно замолчали о событиях в соседней стране и т.д./

И вот СОБЫТИЕ наступает. И что же? Круги от эпицентра начинают расходиться, постепенно захватывая все новые области. Маховик изменений раскачивается сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. Сначала вроде бы ничего не происходит, но затем все новые и новые сферы жизни затягиваются в ИЗМЕНЕНИЕ. После первого шока жизнь по инерции пытается вернуться в привычное русло, порой, даже не замечая, что русло уже поменяло направление. На этом этапе возможны вспышки интереса к теме, которые сменяются усталостью и стремлением не замечать происходящие перемены. Но СОБЫТИЕ все равно настигнет, затянет в свой круговорот и подчинит своим непостижимым законам. Жизнь изменится, хотим мы этого или нет. Может политика Страуса и верна на некотором этапе, но уберечь от ИЗМЕНЕНИЯ все равно не сможет.

Исключительно верный сценарий. Если быть честным с собой, то стоит признать, что он знаком любому по большим и малым личным катастрофам. А уж если смотреть глобально...Посмотрите вокруг, почитайте сегодняшние новости: он реализуется где-то прямо сейчас.

Но есть еще одна деталь, которая меня поразила в этой книге. В лаконичном тексте огромное количество афоризмов и горькой иронии, четких и емких описаний. Вот, хотя бы сцена со священником, стоящим с крестом в толпе. К нему тянутся люди. Ночь, темнота, страх, отчаяние. Они молятся? Проклинают? Одна строчка, а сколько смысла и напряжения. Сейчас бы этот секундный эпизод превратился в главу, не меньше, растеряв в словах все свое драматическое содержание.

Что я могу сказать о романе в целом? Книга вовсе не о Катастрофе. Нет. Книга о человечестве, которое порой хуже любой катастрофы. Все тот же старый сценарий, повторяющийся в каждой отдельной жизни и жизни целых поколений на протяжении тысячелетий. Знакомый до боли, узнаваемый и почти привычный для нашего бурного времени. Но люди все равно не делают никаких выводов и с удивительным упорством наступают на одни и те же «грабли».

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кракен пробуждается» – история вторжения инопланетян на Землю и последовавшей за этим войны с пришельцами. Принято сравнивать этот роман с «Войной миров» Герберта Уэллса, однако кроме общей идеи противостояния «чужим» да внезапной победы людей, эти произведения ничего не роднит.

Итак, в мире полным ходом идет Холодная война, когда люди на всех концах Земли видят падающие в океан горящие точки. Военные быстро вступают в контакт с НЛО посредством грубой силы и физической расправы. И горькая ирония заключается в том, что пришельцы эти могут жить только в условия колоссального давления глубин океана, а значит, с человечеством вообще бы никак не пересекались – оба вида вполне могли бы жить и не подозревать о существовании друг друга, но... Инопланетяне быстро адаптируются к новым врагам, учатся защищаться и достигают в этом деле существенных успехов. Человечество же из-за Холодной войны не в состоянии объединиться, и потому перевес явно не на нашей стороне.

Весь роман подается в виде своеобразных мемуаров очевидца событий (такая манера рассказывать истории стала для меня уже привычной: «День триффидов» и «Кукушки Мидвича» написаны аналогичным образом). Как такового действия в романе не так уж и много, да и как можно описать экшн-сцены войны столь разных видов? Зато книга насыщена диалогами и рассуждениями на политические и, отчасти, географические темы, так что советую читать роман только тем, кому интересны именно идеи, мысли и рассуждения, любителям чтива, насыщенного действием, здесь ловить нечего.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, тут же сравниваешь с «Триффидами» и «Куколками», а «Кракен» проигрывает, потому-то роман и менее известен и популярен. Хотя, если запретить себе сравнивать и абстрагироваться от имени автора, то книга очень даже!

Эпично! Глобальная катастрофа с изменениями течений и береговых линий. Вопрос с биологией пришельцев решён Уиндемом оригинально и просто великолепно. Также понравилась интрига встречи с инопланетянами — интрига, которую автор так и не разрешил: роман о пришельцах, но самих пришельцев в романе вы так и не увидите, что, опять же, прибавляет книге реалистичности.

Да и вообще, Уиндем — очень классный писатель. Вот «Кракен» — не самый удачный его роман, но вообще-то, в среднем по больнице, тянет почти на десятку, и только один этот факт обо всём говорит.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не верится, что рука Джона Уиндэма, та самая, благодаря которой мы, буквально от первого лица, переживали захватывающую, пугающую, наполненную событиями и атмосферой катастрофу, описанную в «Дне триффидов», поднялась и приложила руку (простите за тавтологию) к созданию этого «шедевра».

Триффиды и Кракен... Два романа-катастрофы написанные одним человеком. Но пропасть, просто бездна, пролегла между ними:

— Герои. Основных героев тут два. Это почти все что можно о них сказать. Две картонки с непонятными взглядами на происходящее. Даже в голове их вообразить очень сложно: кто они, как выглядят, что чувсвтуют? Ни истории, ни взаимоотношений, ничего. Они просто чита репортеров.

— Атмосфера. Есть конечно небольшое нагнетание(газетки, высказывания ученых, заявления государств и т.д.) перед катастрофой, но оно не захватывает, не заставляет переживать, пугаться того что возможно грядет. Куцые описания происшествий(в основном вырезки из газет) не добавляют атмосферности ни грамма.

— Стиль изложения. Конечно, в начале автор говорит нам что это будет что-то вроде дневника/отчета о том что произошло. Но повествование в стиле «Через две недели мы приехали туда, там был такой-то, мы с ним поговорили, еще через месяц мы были там, увидели это. Шли годы, а мы все делали то-то и то-то. Через 4 года мы... и т.д.» очень бьет по и без того жадной до эмоций атмосфере происходящего.

Конечно, в романе есть и положительные стороны, но они барахтаются в бассейне минусов и минусиков иногда всплывая на поверхность. Само по себе это не худшее произведение всех времен, народов и эпох. Но от автора ждешь «чего-то поболее».

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полный провал. Давненько не доводилось встречать такого количества штампов в одном произведении.

Особенно ужасна жена главного героя — абсолютно неправдоподобное существо. В нужные моменты «прелесть, какая дурочка», а когда надо — «ах, какая умница». Совершенно непредсказуемо то начинает плакать навзрыд, то цитировать поэтов и философов, то класть кирпичную кладку, то обольщать очередного «нужного человека». Это вообще самое отвратное — при англо-пуританском описании происходящего — не дай бог, обнажите руку выше запястья! — все обрабатываемые персонажи мгновенно истекают слюной, как похотливые кобели, выкладывают любые секреты при одном только намёке на какую-то мифическую благосклонность этой особы и бросают все дела ради приглашения в кафе.

Правительство — трусливые идиоты, армия — дуболомы и ястребы, «наши» журналисты — кристально благородные супергерои, «не наши» журналисты — лживые продажные твари, ученые — закоснелые старцы в тогах, обыватели — стадо баранов, тупо бегущее, куда скажут...

Сюжет многократно пересекается с «Войной миров». Лучше её и перечитать, как мне кажется.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приходится констатировать факт, что эта книга гораздо слабее блестящего «Дня триффидов». И дело не в сюжете – он достаточно неплохой. Не в главных героях — журналистская супружеская пара, в которой верховодит жена со стервозным характером – все это тоже «может быть». И даже не в полном отсутствии динамики – динамика не всегда самое главное. Просто создается впечатление, что автор подошел к книге без особого желания создать ЧТО-ТО. Не хватает «Кракену» искры. Отдельные епизоды читаются с интересом, однако, в основном текст достаточно скучен. Растянутость действия во времени на целые годы тоже не добавляет азарта. Едкая ирония в отношении Советского Союза с цитатами в стиле «capitalist warmongers» смотрится необычно, однако вскоре надоедает и она…

Однако в романа есть одно несомненное достоинство. Автор очень интересно показывает реакцию человечества на неявную, «ползучую угрозу» в лице коварных инопланетян на дне океанов. Вы привыкли, что при слове «чужие» земляне дружно берутся за руки и, забыв былые распри, несутся на истребителях уничтожать «тварей со щупальцами»? Почему-то многие авторы книг и сценаристы фильмов считают, что в случае чего человечество «мобилизуется и даст достойный ответ». А если не «мобилизуется»? Именно это и показывает автор. Человеческий мир, который слишком ленив, инертен, увлечен сам собой, чтобы вовремя среагировать на какую-то внешнюю опасность кажется мне более реальным вариантом. Отдельные индивидумы, которые пытаются предупредить и образумить в лучшем случае подвергаются насмешкам. Ну а когда приходит момент опасности, никто естественно «не готов», и слова «вам же говорили» служат слабой утехой. Не верите в реальность такого варианта событий? Перечитайте роман и сравните некоторые моменты с нашей жизнью.

Отдельно несколько слов о качестве перевода. К сожалению, я не знаю, сколько версий перевода на русский язык существует, однако тот вариант, который гуляет по сети (Мастера фантастики, том 2: Полярис; Рига; 1992) не выдерживает никакой критики. Это не перевод – это какой-то пересказ. По сравнению с оригинальным текстом, некоторые предложения перекручены, некоторые отсутствуют вообще. Что уж говорить, не всем иностранным романам «везет» на профессиональный перевод, как повезло упомянутому выше «Дню триффидов», который перевели когда-то для нас братья Стругацкие…

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джон Уиндем из тех авторов, которые силой своей фантазии в первую очередь не стремятся изобразить необычные штуки, явления, существ. Они берут возникновение необычных условий и рассматривают процессы в человеческом обществе: психологические, социальные, культурные и тому подобное.

Очень показателен и удачен в этом плане роман Уиндема «День триффидов», в котором хорошо рассмотрено выживание людей после некого происшествия. И дополнительной трудностью для них становятся ещё и растения.

Что касается «Кракен пробуждается», то здесь опять же подробно рассматривается фон вокруг вторжения неизвестных существ на Землю. Теперь автор попытался ещё и рассмотреть геополитику: насколько легко получится государствам договариваться между собой для противодействия общей угрозе?..

Главные герои — журналисты и это позволило автору в какой-то степени затронуть тему СМИ и их влияния на общество. Мне понравилось, что некоторые детали актуальны и сейчас, хоть СМИ теперь, благодаря интернету, моментально позволяют узнавать новости из разных уголков планеты. Да и стало сейчас больше видов информационных ресурсов: не только крупные компании вещают, теперь сообщать свой взгляд на события могут и небольшие команды блогеров. Однако, СМИ не только доставляют новости, но могут и формировать нужное мнение и настроение. В романе начальники приказали журналистам подготовить материалы, в которых бы активно стали опровергать подозрения общества, что им угрожает правительство другой страны.

Некоторые события из нашей реальности показали, что порой и правда трудно бывает консолидироваться. Кто-то может даже ради собственного душевного спокойствия предпочесть не обращать внимания на тревожные события, что происходит и в этой истории. Так что в этом смысле «Кракен пробуждается» остаётся актуальным. Очень здорово было бы, если такое произведение послужит для кого-то уроком и предостережением — как делать не надо.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет «Кракена» дает огромный простор для фантазии, ожидала, что Джон Уиндем тут уж разгуляется, но... ничего выдающегося он читателю в этом романе не показал, а жаль.

Не понравилась травля СССР со стороны автора, уж от кого, кого, а от представителя Великобритании смешно слышать эти выпады))) Хотелось бы видеть в писателе образованного космополитичного человека, для которого на первом месте не собственные политические заморочки, если так можно выразиться. Ну, наверное, соотечественники автора оценят)))

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно слабый роман Уиндэма. Фабула проста — на Землю вторгаются агрессивные инопланетяне. Из космоса они сначала проникают в глубины океана, а затем постепенно начинают выбираться и на поверхность, не забывая поднимать уровень океана. В целом, произведение производит впечатление полной беспомощности. Герои картонные, сюжет прыгает от одной локации к другой, зачастую ничего не происходит. Обычно такие сюжеты — хорошее поле, чтобы показать, как реагируют на возникшие обстоятельства герои, однако, несмотря на вторжение, жизнь людей почти не меняется — они просто пересели на самолеты и реже плавают на кораблях. Финал решен простейшим способом, о котором презрительно отзывались еще древние греки — Deus ex machina. Пришли японцы и инопланетяне передохли. Кто они, чего хотели, откуда взялись, придут ли еще — так и остается загадкой. Даже не верится, что автор великолепных «Куколок» и этого опуса — одно и тоже лицо. Не рекомендую к прочтению.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно, но неинтересно сколоченная халтура, попытка Джона Уиндема слупить дополнительный гонорар на волне успеха его же романа «День триффидов» и успешного проката трешевого американского НФ-фильма «Тварь с глубины 20 000 саженей». Именно во время написания «Кракен пробуждается» хитом проката был фильм о монстре, поднимающемся из глубмин океана и.. Да-да, вы не ошиблись: «Единственный свидетель существования монстра, профессор Том Несбитт, не может убедить власти в надвигающейся опасности.»

При этом, чтобы окончательно запутать читателя, сбить его со следа и установить выгодную для продажи ассоциацию с американским хитом, Уиндем свой роман назвал «Кракен пробуждается», хотя никакого кракена в романе нет и он не спал, чтобы пробудиться. Кракен, это гигантский кальмар, легендарное головоногое чудовище из глубин океана, способное убить кашалота (кому интересно, может прочитать гениальный роман Мелвилла «Моби Дик»). И вот, если верить названию романа, древний головоногий гигант спал, вдруг пробудился и поднялся из глубин, неся смерть и ужас — ну, как в фильме «Тварь с глубины 20 000 сажен» или как в японском «Годзилле». Ничего подобного в книге Уиндема нет, там прилетают пришельцы и сразу же, без всякого сна, деловито начинают заниматься терраформированием нашей планеты под свои интересы.

Ладно, название врёт, но что же есть в книге Уиндема? Опять взята ситуация гибели человечества, опять герой совершенно никакой в сопровождении «замечательной подруги» (в этом романе, впрочем, её замечательность дана в восторженных возгласах героя, сами мы ничего замечательного в ней не видим и должны поверить герою на слово), опять реверансы Герберту Уэллсу (теперь очередь уэллсовской новеллы «Морские пираты»), опять «уютная катастрофа». В общем, «тех же щей, да пожиже влей».

Всё страшное, что должно происходить при распаде социума, упоминается мельком и вообще не показывается. Героям не приходится проявлять насилие или оказывать сопротивление насилию, они не голодают, не болеют, не мёрзнут и им не приходится делиться своими запасами с больными и отчаявшимися, не приходится отстреливаться от голодных бандитов. Все, кому положено по сюжету сдохнуть, помирают где-то за кадром, пока герой, сидя у камина, перебрасывается по-английски остроумными репликами со своей замечательной супругой. Истый джентельмэн, понятное дело. И как тут уже отмечено — немного извращенец. Ему доставляет удовольствие наблюдать, как его жена очаровывает посторонних мужчин. Он даже сам её поощряет.

Само вторжение придумано плохо, неубедительно. Спасение от инопланетян, как уже упоминалось, происходит с бухты-барахты и могло бы произойти в самом начале вторжения (но тогда герою не пришлось бы с супругой ездить на пикник в Корнуэлл, чтобы попить чаю на лоне природы, пока Лондон погибает, и текст не разросся бы до романного листажа).

В общем, ерунда. Материала недостаточно даже для рассказа, а тут на целый роман размазано.

Автору «Дня триффидов» и «Отклонения от нормы» такая книга не делает чести.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

А знаете, мне этот роман понравился больше чем «Кукушки Мидвича» и даже больше чем «День триффидов». Да, он не самый динамичный, не самый драйвовый из всех романов о Вторжении, но в нём было что-то до боли реалистичное… Тут пришельцы не всесильные и гениальные создания. Они просто другие, с другим мышлением и жизненными необходимостями. И человечество проигрывает из-за того, что мы разные. Все войны за историю человечества были направлены против себе подобных и опираются на реакции себе подобных. И даже такой не самый мощный враг как эти пришельцы (ведь танки-то успешно подбивались, и Вторжение осуществилось не за одну минуту же) оказался не по зубам из-за того, что он просто другой. Опять же к мысли, высказанной в «Кукушках Мидвича», о том, как человек стал уязвимей, оказавшись благодаря своему разуму выключенным из видовой борьбы. Да, роман не самый динамичный, но такой выбор героев сделал возможным другое – этот роман не батальных сцен и криков ужаса, это роман социальный. Герои движутся в социуме (иногда влияя на него – и это, влияние СМИ на общественные интересы и соответственно на развитие ситуации в целом, было тоже очень здорово показано), лишь изредка приближаясь к условной «передовой». И вот там-то (не на передовой!) и происходит самое интересное – да-да! Было реалистично и от этого весьма жутко от этой реакции людей – от паники и ажиотажа, до привыкания и апатии; то, как недоверие выхолащивает вплоть до момента, когда всё уже стало слишком поздно (обывательское «если не происходит со мной, значит, не происходит вовсе»). О том, как здравая мысль, сказанная не вовремя (Бокер) не имеет никакого действия и губит репутацию человека, который видит истинную суть вещей и потенциально способен (был) своим авторитетом что-то изменить. Эта ужасная ирония судьбы: была надежда на взаимосуществование, но общественность требует сброса бомб, потом, когда танки выползают на сушу, общественность молчит в апатии, смеётся над таяньем льдов, а потом вынужденно бороться друг с другом за существование и кусок хлеба. Очень хороший роман в плане отражения реакции общественности, его волнений и движений… в большинстве случаев неуместных, создающих ощущение зыбучего песка в котором человечество неумолимо тонет. Хотя последняя страница и даёт большую надежду, но это выглядит больше влиянием традиции – должный хеппи-энд. А, в общем, «третья фаза» выглядит настоящим апокалипсисом… И, надо сказать, сами «захватчики», тоже весьма любопытны. Любопытны в первую очередь тем, что так и остались по сути нераскрытыми, таинственными, не могущественными, но по-настоящему чуждыми. Ясно только, что это жители планет с огромным давлением (или морей планет), поэтому и их действия – через океаны, через Глубины (и на самом деле, мысль о взаимосуществовании выглядит чудовищно утерянной возможностью, ведь изначально это выглядит как разработка океанских недр, а война – как ожидаемая реакция). И вот эти действия – через Глубины – тоже выглядит оригинальным и интригующим. Одним словом, понравилось. И прочиталось очень быстро – страницы глотались влёт. Вот только это язвительное высмеивание политики СССР было очень уж наигранно – напрягало…

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неудачный роман.

Прежде всего — загубленной темой. Вторжение чужих из-под воды — что может быть благодатнее для фантаста.

Уверен, что десятки авторов потом отказались от этой темы именно потому, что застолблена Уиндемом. И застолблена неудачно.

Крайне нединамично, неповоротливо, малоинтересно. Да, я понимаю, что автор хотел показать ползучее вторжение, неторопливое, безжалостное.

Но показать не получилось. Это ведь страшно — когда гибель наползает — планомерно, помалу откусывая от человечества. Страшно — не вышло.

Вышла унылая история, в которую не особо веришь.

И, конечно, невольно сравниваешь с шедевральным «Днём триффидов» и с мало уступающими ему «Куколками». Никакого сравнения «Кракен» не выдерживает.

С трудом дочитал до конца.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень устала в современной литературе от «разнообразия» авторской мысли: «человечество нетакое», оно «плохое», «порочное», «агрессивное» и т.д. Знаете, ребята, вы пишите о том человечестве, какое у вас есть, и другого вам никто пока не выдал.

Открываю я роман о двух журналистах, которые по воле случая собирают материал об инопланетном вторжении на Землю и угрозе из глубин океана и... Ну снова, человечество «нетакое», общественность подвержена панике, или игнору, или поиску врагов и пр. И только Майкл и Филлис Ватсоны стоят над этим всем и с умным и скучающим видом размышляют что вот все «нетакие»: власти, военные, ученные, люди вокруг... Они и только они видят ситуацию насквозь. Они!... Ой, стоп! Они ж журналисты... А почему бы автору не остановиться подробнее на мысли о влиянии журналистов на формирование общественного мнения в 50-х гг. (интернет еще не придумали)?

Пока читала роман, мысленно заменяла инопланетян на Ковид. Получилось, я и есть эта самая «нетакая» общественность. Вспомните публикации за прошлый год. Правительство ругали за то, что оно не так и не то делает? Ученые хоть что-то конкретно рассказали о болезни. ее происхождении, лечении, профилактике и т.д.? Ну, по крайней мере далеко не сразу. А помните Китай обвиняли в намеренном распространении вируса? В романе в потоплении кораблей обвиняют «красных». А почему? А потому что контекст, «холодная война». И журналисты, что характерно, пытаются опровергнуть общественные заблуждения только тогда, когда ситуация вызрела до паники.

В целом, технически сырой роман. В названии Кракен — в романе инопланетяне. Еще раз, ИНОпланетяне. Которые вряд ли спят где-то на дне, они там очень даже активно обустраиваются. Сама подача истории — пересказ событий очевидцами — скучная и в общих чертах. Майкл и Филлис не очевидцы как таковые. Они только современники событий, а это немного другое. Они не являются непосредственными участниками ключевых событий, только пересказывают информацию, которую получили из других источников.

Книга не понравилась. Очень уж схематично и шаблонно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх