Михаил Булгаков «Московские сцены. (На передовых позициях)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История о том, как Александр Палыч, бывший присяжный поверенный, спасался от уплотнений и прогрессивного налогообложения.
Опубликован: Накануне, Берлин — М., 1923, 6 мая. Под названием «Четыре портрета» и с разночтениями вошел в сборник: Булгаков М. Трактат о жилище. М.-Л.: Земля и Фабрика, 1926.
В Московских сценах описана квартира московских знакомых Булгакова — бывшего помощника присяжного поверенного Владимира Евгеньевича Коморского и его жены Зинаиды Васильевны. (bulgakov.ru)
Входит в:
— сборник «Трактат о жилище», 1926 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 5 мая 2025 г.
Вроде бы и сатира, на ту же тему «бывших», однако в неё чувствуется неприкрытое восхищение тем, как человек умел мимикрировать и приспосабливаться. Конечно, Булгаков вряд ли мог симпатизировать таким людям, он прохладно относился к приспособленцам, однако здесь другой случай. Человек сделал всё, чтобы сохранить за лёгкой ширмой «пламенного коммунизма» свой привычный образ жизни. Не мытьём, так катанием, другое дело, что как раз его «старорежимное» окружение вызывает ужасное раздражение, своей вопиющей тупостью и негибкостью.
Конечно, как Остап Бендер не может попасть в Рио, так и наш герой не в состоянии побороть Домком и ГПУ... Но какая попытка!
Oreon, 15 марта 2013 г.
Я наоборот не увидел здесь сатиры на «буржуя», автор пишет со стороны буржуя и остается с буржуем. Он описывает борьбу Александр Палыча с режимом за свою собственность и борьбу в конечном счете бесполезную, с известным результатом, но отнюдь не глупую. Возможно со стороны это и глупо, мы же знаем всю тщетность его усилий, но человек делает, что может. А что, умнее было бы пойти самому и сдаться, отдать что имеешь, что нажили ты и твои родители и потом ютиться в какой-то конурке с «людьми в серых шинелях, объеденных молью и девицами с портфелями» (лучше это описано в собачьем сердце)?
Наоборот, здесь жёсткая сатира на советский строй и это еще надо уметь так было написать, чтоб потом этот рассказ еще напечатали. Ну разве не смешно выглядят представители власти советов табунами ходящие в квартиру с тупым упорством в своем стремлении превратить все в коммуну и комуналку. Вместо того, чтобы приложить все усилия, чтобы построить жилье и обеспечить всех нуждающихся пристойными и комфортными условиями, намного проще конечно все поделить и отобрать, обеспечить каждому свою конуру. И вот это-то автор и высмеивал, и портреты высмеивал, которыми каждый советский человек должен обвешаться и т.д. и т.п. Что это буржуй смешной, который чтоб выжить должен портрет повесить, или советская власть смешна, которая преференции выдает если портрет висит? Это власть смешна, когда чтоб человека оставили в покое и дали ему просто жить, нужно выглядеть нищим вплоть до рваного белья, испортить квартиру, не иметь уборную, не топить кухню и все обвешать портретами вождей и петь осанну этому режиму. Это ж вообще нечто Северную Корею напоминает: в стране голод, но все льют искренние крокодильи слезы по умершему вождю, который по сути наследственный царь.
А буржуй наоборот показан в теплых тонах, немножко глупым, немножко смешным У него есть прислуга, товарищ Епишина, «техническая работница», которая выступает на стороне хозяина и он ей всецело доверяет принимая очередную делегацию рабочих и трудящихся. Уже одно это показывает на чьей стороне симпатии автора.
melnik, 13 января 2012 г.
Мне этот рассказ очень понравился. Булгаков, с присущей ему едкой иронией, показал именно такого «буржуя», каким его видело советское руководство. Мелочный и алчный, Александр Палыч, несмотря на упорное сопротивление, всё равно становится жертвой системы...
Великолепный образец сатирического рассказа!
Sawwin, 1 апреля 2010 г.
Практически перед нами черновик одной из сюжетных линий повести «Собачье сердце». Вот только хозяин квартиры, Александр Палыч, ничуть не похож на профессора Преображенского и выглядит полным ничтожеством.