Кэтрин Мур «Джирел из Джойри»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У цикла есть вольные продолжения: рассказы французского писателя Оливье Леграна «Lost in Averoigne» (2010) и «Castel Atlante» (2011).
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1997 // Фэнтези - Авторский сборник или антология (США; испанское издание) |
- /языки:
- русский (8), английский (33), французский (1), итальянский (2), эстонский (1)
- /тип:
- книги (36), периодика (7), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Александров (1), В. Гольдич (2), Н. Дружинина (2), П. Кенкманн (1), Д. Липпи (1), И. Лысаковский (1), У. Малагути (1), И. Оганесова (2), В. Правосудов (1), Р. Рамбелли (1), В. Яковлева (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ramonak, 30 декабря 2024 г.
Насколько знаю, Кэтрин Мур в каком-то письме благодарила Роберта Говарда, и признавалась тому, что Джирель появилась на свет благодаря его сильным женским персонажам (Рыжая Соня, Темная Агнесс).
Так что влияние Роберта Говарда и здесь сыграло свою роль.
Цикл в целом хороший, хоть я немного и завысил ему оценку. Да-да, завысил потому что его писала женщина в 30-е годы 20 века — можете уже начинать процедуру моей отмены:)
Сами истории хорошие. Единственное — я бы каждую укоротил где-то на четверть, ибо Кэтрин Мур чересчур затягивает некоторые сцены, в особенности описания различных приходов и видений в потусторонних мирах. Из-за этого почти во всех рассказах страдает темп, и имея интересные завязки и неплохие концовки середина зачастую превращается в несколько тягомотный трип. Ну и четыре из пяти рассказов имеют в себе сюжетную основу попадания героини в некие необычные, странные миры или реальности.
Поэтому в качестве лучших рассказов выделяю первый и последний в цикле.
«Поцелуй чёрного бога / Black God's Kiss»
Собственно здесь есть чувство новизны — троп с попаданием в иную реальность еще не набил оскомину, первое знакомство с Джирель, колоритный Гийом Завоеватель, мрачный новый мир.
«Хеллсгард / Hellsgarde»
А это последний рассказ в цикле, и в нем нет попадания в другие миры. Это более классический хоррор про страшный замок на болотах и его страшную тайну. Еще понравился некий Гай Гарлотский, про которого в рассказе почти ничего нет, но имя колоритное, и я хотел бы почитать, как Джирель выбьет ему зубы, как она того и хотела:)
Остальные три рассказа неплохие некоторыми деталями и сценами (дриада или живая планета), но едут на базе первого рассказа и, как я упоминал выше, могут утомить повторяющимися тропами с иными мирами и чрезмерным описанием инаковости этих миров. Укоротив все эти описания, рассказы бы воспринимались куда увлекательнее, ибо интересное в них тоже есть.
Так что рекомендую почитать как минимум первый и пятый рассказы. Остальные три уже по желанию.
glupec, 2 августа 2009 г.
Не самый плохой цикл для любителей изысканно-«декадентской» фэнтези в духе «Умирающей земли» Вэнса или «Аверруана» К. Э. Смита.
Да, кое-какие рассказы слишком просты сюжетно (и идейно); некоторые — серединка на половинку, т.е., начало великолепное, конец похуже (или наоборот). Но общая картина — приятная. Мур пишет, во-первых, красиво, а во-вторых, профессионально (пусть иногда и холодновато — но всё ж таки именно «филигранная чеканка», изящный стиль доминируют здесь над приключенческой начинкой. Это и хорошо. Надоели «галимые приключения» — я уж лучше предпочту много-много красивых описаний, полностью «забивающих» сюжет :wink:
А если кто-то возразит, что их уж СЛИШКОМ много — ну что ж, среднюю оценку я поставил, 7 баллов. Не выше. Но и не ниже:glasses:)
Oswald, 17 августа 2009 г.
До К. Э. Смита «Джирел из Джори», прямо скажем, далековато. Смит писал на порядок интересней. У Мур же, рассказы простоваты, действия в них совсем не много. Стиль больше визуален. Недостаток действия как такового восполняется длинными описаниями миров и незримых сражений Джирел с темными сущностями. Не то чтобы это было плохо, но в большинстве случаев зрительная изящность формы явно довлеет над содержанием. Первая красивее и богаче, а второе соответственно беднее. А поскольку пишет Кэтрин Мур суховато, представить себе это изящество во всей красе сумеет далеко не каждый. Отсюда вывод: читать её лучше людям с развитым воображением. Любителям стремительного действа поживиться у Мур особо нечем. Исключением из общего правила можно назвать разве что «Хеллсгард». Более живой и реалистичный, чем другие, рассказ, единственный из цикла, по-настоящему мне понравившийся.
Сказочник, 12 июля 2019 г.
Цикл очень неровный. Однако, радует, что Мур развивается как автор даже в рамках одного цикла. То есть, если на первые рассказы по-настоящему без слез не взглянешь, то последние выглядят действительно неплохо, а «Хеллсгард» так вообще откровенно хорош. А если учесть, что вещи эти были написаны в 30-х годах 20-го века, до того, как мир познакомился с творчеством Профессора, то Мур начинаешь уважать еще сильнее.
Единственно, жаль, что Мур решила не продолжать цикл. Завязок и героев хватило бы на очень много историй. А фантазия вполне позволяла ей эти истории выписать.
glaymore, 28 апреля 2022 г.
Решил ознакомиться с довоенной классикой «меча и магии» в женском исполнении.
В первом рассказе рыжая желтоглазая героиня из средневековой Франции попадает в демонические миры и путешествует по фантасмагорическим, я бы даже сказал — босховским пейзажам, по пути претерпевая всякое сюрреальное. Сюжета практически нет, но написано ярко, психологично, с выдумкой. Очень неплохо! Читаем дальше.
Во втором рассказе героиня (рыжая и желтоглазая, вы не забыли?) вновь попадает в демонические миры и путешествует по фантасмагорическим босховским пейзажам ...
И в третьем рассказе героиня (у нее рыжие волосы и желтые глаза, упомянем же об этом еще несколько раз) вновь попадает в демонические миры ...
И в четвертом рассказе ...
И в пятом ...
Последний рассказ цикла, слава древним богам, написан нормально, без демонических миров, и в нем даже есть внятный сюжет и интрига. Очень хорошая, добротная приключенческая фэнтези про затерянный в болотах замок с привидениями и сокровищами.
Рекомендую читать только первую («Поцелуй черного бога») и последнюю («Хелсгард») вещи в сборнике. Все остальные рассказы старательно копируют «поцелуй», только намного хуже.
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
Перечитал цикл о рыжеволосой воительнице в бронебикини (как мне представляется). Краткий синопсис.
В сборнике «Чёрные боги, красные сны» собраны все рассказы из циклов про рыжеволосую воительницу из далёкого средневековья и космического контрабандиста Нордвеста Смита из далёкого будущего. Казалось бы, такая прорва времени разделяет этих персонажей. Но даже они встретились вместе в одном кроссовере. Эти циклы настоящие олдскульные феминистические топовые шедевры, написанные все аж до 1940-го года. Воительница из далёкого прошлого и контрабандист из будущего. Что общего? То, что делает их такими оригинальными. По крайней мере в 30-х они точно были весьма оригинальными. Не первыми в своём роде, скорее всего, но первыми такими, с которыми я столкнулся. Все рассказы остро попахивают лавкрафтовскими сюжетами — ну типа ужасы ада, Ктулху, давние легенды про ужас из других измерений. И всё это просачивается в прошлом для Джирел и будущем для Нордвеста.
Кое-какие рассказы слишком просты сюжетно и идейно; некоторые — начало класс, конец похуже (или наоборот). Но общая картина — неплохо. В кроссовере хотелось бы побольше совместных действий героев. И внезапная встреча двух героев из разных времён тоже слишком быстро окончилась. Во всех рассказах чувствуется очень сильное влияние Лавкрафта с его великими древними и Роберта Говарда с его Конаном. Некоторые рассказы выглядят почти откровенно подражательскими. Совпадает всё почти до мельчайших деталей, в особенности стандартная и почти донельзя упрощённая сюжетная схема. Чудовища и боги типично лавкрафтовские. Сюжеты — говардовские.
Цикл интересный и по-своему уникальный. Надо бы пересмотреть «Клинок королевы«!
muxaJIu4, 18 февраля 2017 г.
Согласен с тем, что форма преобладает над сюжетом. И да — «Хеллсгард» лучший из цикла. И узнаваемый стиль произведений Г. Каттнера и К. Мур. Есть ощущение что в этом тандеме Кэтрин таки главная ударная сила.