Николай Ракшанин «Господа миллионеры»
Николай Осипович Ракшанин — автор белорусско-сербского происхождения, проживший бурную, активную жизнь. В молодости он с лёгкостью наживал врагов, но впоследствии столь же легко и мирился с ними. Считается, что именно Ракшанин проложил дорогу в конце XIX века авантюрно-криминальным произведениям, которые стали с его подачи активно публиковаться в периодических изданиях. Все его книги отличает общая черта — точные психологические портреты действующих лиц, за что Николая Осиповича попрекали чрезмерным увлечением «маленькой достоевщиной»...
Роман «Господа миллионеры» как раз из этой когорты. В благополучную с виду семью Глазовых вторгается смекалистый и хитрый господин Кривенцов. Одним махом он намерен не только получить выгодную должность на предприятии зажиточного главы семейства, но и собирается соблазнить его прелестную супругу Серафиму Алексеевну. Глазов предпринимает все усилия спасти брак, однако его соперник наносит коварный удар, открыв, казалось бы, нерушимую тайну молодости миллионера...
Чем же закончится эпичная битва характеров?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 7 марта 2022 г.
«Инстинктивно почувствовав надвигающуюся грозу, Дмитрий Петрович одним прыжком очутился на втором колене лестницы и замер в ужасе: по лестнице поднималась, скромно опустив голову, Серафима Алексеевна...».
Да, времена меняются — то, что когда-то казалось автору настоящего романа верхом пошлости и гадливости, давным-давно уже ни у кого не вызывает удивления или смущения...Про Николая Осиповича Ракшанина известно со слов его современника (Амфитеатрова): «немножко драматург, немножко хроникер...очень много позёр, эффектёр, склонный переносить эффектцы из жизни на бумагу...». Сказано всё точно, и название романа выбрано, скорее всего, по аналогии с книгой Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»... Главный герой — ни много, ни мало, а настоящий московский миллионер (!) Глазов Дмитрий Петрович, и автор с места в карьер сразу переносит читателя в его богато обставленную опочивальню, где по утрам верный камердинер помогает хозяину умываться, окатывая его холодной водой по пояс...«Стены, залицованные моренным дубом и старинной, такого же дуба, резной мебелью.. у перил лесенки громадные стальные драконы поддерживают канделябры... у окна целые кущи громадных тропических растений». /Какое, однако, забытое сейчас словосочетание -в повсеместную эпоху дешёвого ДСП из серии «собери меня сам» — «мореный дуб«!/...В центре внимания — перегруженный психологизмом любовный четырехугольник, где кроме Дмитрия Петровича присутствуют его милейшая супруга (Серафима Алексеевна), их общий знакомый Кривецкий («господин с неясным происхождением и скользкой репутацией -искатель счастья на столичной мостовой»); а также скромная девушка Наталья Васильевна, в унынии и бедности проживающая с братом (её прошлые интимные отношения с Глазовым, составляющие горькую часть жизни, являются одним из ключевых факторов понимания сути и всей нынешней истории). Разумеется, есть ещё и другие приметные персонажи (особо выделю «железнодорожного короля» Ивана Терентьевича Слонова и сестру Дмитрия Петровича- Машу).
Так что же важнее для миллионеров (в этом произведении...) — собственное благосостояние или жизнь с любимой женщиной? Главный миллионер (Глазов) иногда ведет себя как тряпка, иногда корыстно, но остатки светлого чувства в нем ещё теплятся... Во всех вопросах пытается разобраться автор, только твёрдого ответа и он не находит — по всем признакам у его разнополярных героев выходит боевая «ничья» (буду считать, что именно так..).
Отмечу как искусно Ракшанин описывает нарастающую атаку Дмитрия Петровича на соперника, положившего глаз на чужую супругу (эпизод, когда Сима стыдливо прячется в спальне Кривецкого, в то время когда муж стоит за стенкой в холле, выписан Николаем Осиповичем явно со знанием собственного житейского опыта...)- ведь он так дорожит своим спокойствием, а стоит разнервничаться, так и аппетит пропадет, и пищеварение испортится. Т.е. Глазов, имея неопровержимые свидетельства, ничего не говорит сопернику в лоб, а ходит вокруг да около, не подозревая, какой козырь Кривецкий прячет в кармане...
Кстати, лучший персонаж книги, безусловно, Серафима Алексеевна — тут особый талант нужен, чтобы не прибегая к откровенным описаниям, создать столь смелый и пленительный образ («Дмитрий Петрович не успел опомниться, как Сима уже сидела у него на коленях и, обхватив его шею руками, прижалась щекой к его лицу...роскошные волосы Симы приятно щекотали его шею...»)...
Как обычно, читая книги того времени, невозможно удержаться от цитат — автор хорош в построении простых фраз, радующих уставший читательский глаз:
«Горе, Дмитрий Петрович, только рака красит...»;
«Станислав Осипович, Лили давно искала возможности сразиться с вами на биллиарде. Я говорила ей, что вы прекрасно играете, а она ведь виртуозка...»;
«Беседа вертелась вокруг и около разных текущих злоб дня, часто касалась ходячих сплетен, перескакивала от политики./.../к новому чуть пахучему анекдоту...»
«Серафима Алексеевна сидела, опустив глаза, и невозмутимо ела артишоки, грациозно беря каждый лепесток двумя тонкими пальцами с розовыми, хорошо отточенными ногтями...»;
«Хозяйка, мадам Амели, угощала яблочным пирогом, поила душистым кофе, а затем все они вместе гортанным парижским говором беседовали о далёкой Франции и прекрасном Париже..»;
«Не женаты ни так, ни этак, то-есть ни с правой, ни с левой руки?».
Итого: хороший пример, показывающий, что когда-то давно авторы второсортных околодетективных историй были в состоянии создавать и отдельные цельные психологические произведения.