fantlab ru

Джордж Алек Эффинджер «Марид Одран»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Марид Одран

Marîd Audran

Цикл


Содержание цикла:


7.26 (155)
-
13 отз.
7.39 (70)
-
4 отз.
7.23 (55)
-
2 отз.
8.50 (2)
-
1 отз.
7.71 (71)
-
6 отз.
8.00 (3)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
9.50 (2)
-
1 отз.
10.00 (2)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
7.33 (3)
-
6.50 (2)
-
1 отз.

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Цикл (США)

Похожие произведения:

 

 


Когда под ногами бездна
1996 г.
Огонь на солнце
1996 г.
Поцелуй изгнанья
1997 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1973
1973 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, Mid-December 1987
1987 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, May 1989
1989 г.
(английский)
Если № 8, август 1995
1995 г.

Самиздат и фэнзины:

Кошечка Шрёдингера
2013 г.
Марид Одран
2016 г.
Будайенские ночи
2016 г.

Аудиокниги:

Когда под ногами бездна
2022 г.

Издания на иностранных языках:

When Gravity Fails
1988 г.
(английский)
Don Wollheim proponuje. 1989
1989 г.
(польский)
The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
The 1989 Annual World's Best SF
1989 г.
(английский)
A Fire in the Sun
1989 г.
(английский)
Best New SF 3
1989 г.
(английский)
Nebula Awards 24
1990 г.
(английский)
Schrödinger's Kitten
1992 г.
(английский)
Schrödinger's Kitten
1992 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
Sisters of the Night
1995 г.
(английский)
The Playboy Book of Science Fiction
1998 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Budayeen Nights
2003 г.
(английский)
The Big Book of Cyberpunk
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметок для Medium (https://bit.ly/3JzS326 + https://shorturl.at/LBjqL).

Незаслуженно малоизвестный в Рунете Джордж Алек Эффинджер, один из основателей киберпанка, первым привнес в него этнографические нотки: впоследствии почин Эффинджера, перенесшего (скорей для собственной безопасности, учитывая, что многие персонажи, а прежде всего босс мафии Фридлендер-Бей по прозвищу Папочка, имели реальные прототипы как во Французском квартале, так и в менее приветливых местах города) действие трилогии о Мариде Одране на Ближний Восток из своего Нового Орлеана, подхватил и успешно развил кругосветкой от Японии до Бразилии Йен Макдональд.

К сожалению, Эффинджер всю жизнь мучался проблемами со здоровьем, отягощенными привычкой прикладываться к бутылке, и уже с юности был вынужден писать не столько для заработка, сколько для оплаты больничных счетов. Поэтому и творческое наследие его невелико по объему, четвертого романа из цикла о Мариде он завершить вообще не успел, оставив лишь набросок первых нескольких глав, опубликованный в составе сборника малой прозы «Будайенские ночи» https://fantlab.ru/work572611 уже посмертно — а вот аванс взял и истратил.

Хотя и порывался продолжить трилогию более десятка лет. Чем дальше, тем сильнее его мучили хронические боли, которые он глушил алкоголем и наркотиками, предпочитая вместо работы слоняться по первобытному Интернету с модемным подключением и троллить всех подряд на BBS. Итак, если вам случилось ввязаться в дискуссию с форумным троллем необычно широкой эрудиции, не спешите наводить на оппонента говномет — как знать, а вдруг по ту сторону экрана великий писатель?

Занятно отметить, что самым премированным произведением в этом цикле выступает не какой-либо из романов, а вещь малой прозы, «Кошечка Шрёдингера», напрямую не связанная с миром Одрана (действие повести происходит лет за триста до событий основной трилогии и, как бы это корректней выразиться, в куда более разлапистом венике мультивселенских реальностей). Впрочем, киберпанковское движение вообще не слишком обласкано жанровыми премиями: иногда кажется, будто премимальные комиссии считают, что весь отведенный киберпанку запас наград израсходован на одного «Нейроманта». Но именно уникальные своим квазиарабским колоритом криминально-фантастические романы о Будайене — «Когда под ногами бездна», «Огонь на солнце» и «Поцелуй изгнания», — побудили Эффинджера полностью переключиться в научно-фантастический режим и обрести признание в новом аспекте. Ненадолго:

«Он зависал в барах между Шартр-стрит и Декатур, потягивая коктейли, болтая с девушками и не совсем девушками, играя в пинбол — порою до самого рассвета. У него завязывались отношения со многими жителями этого мира, включая транса по имени Эмбер, которая однажды привела домой не того мужика, после чего ее нашли избитой в котлету под собственным балконом —мертвой. Нью-орлеанская полиция, как обычно, не стала затевать расследования», вспоминает подруга Эффинджера Барбара Хэмбли.

Эффинджера не совсем корректно упрекать, как это делает предыдущий оратор, в недостаточном оптимизме относительно эволюции государств, где преобладает «самая мирная религия», под влиянием технологического прогресса. Он предусмотрительно дал почитать рукопись «Когда под ногами бездна» своим друзьям-мусульманам, и ему позвонили из местного общества мусульманского сотрудничества, чтобы поблагодарить за выказанное исламу уважение.

— Однако, — прибавил говоривший, — мы-то либеральные сунниты, а за шиитов я не ручаюсь.

Глядя из нашего с вами 2025 Года Джекпота, как новоизбранный президент США первый полномасштабный международный визит наносит в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а на Британских островах в рейтинге популярности имен мальчиков лидирует имя Мухаммед, начинаешь сомневаться, а не слишком ли, напротив, поосторожничал Эффинджер, отнеся действие книг не то в XXII, не то даже в XXIII век (но, как понятно из того же «Города на песке» или примыкающих к циклу «Relatives» https://fantlab.ru/work482853 , на этой Земле и география, и предшествующая история несколько отличаются от нашей). Выйди его цикл в наши дни, популярность Будайена явно оказалась бы заметно выше, чем у современников Эффинджера, когда Марид Одран — и его приятель, незадачливый писатель Шандор Курейн, в чьем облике Эффинджер недвусмысленно вывел себя самого, — все же не преодолели жанровых границ известности.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня всегда удивляло, почему так редко вспоминают о цикле «Марид Одран», когде речь идёт о киберпанке.

Сразу оговорюсь — первый роман цикла я прочитал года два назад, практически сразу после Гибсона и Стерлинга, поэтому вполне допускаю, что восторг, который он у меня вызвал, объясняется тем фактом, что киберпанк тогда был для меня в новинку. Но за прошедшие майские праздники я прочитал цикл ещё раз, причём на этот раз целиком (нашёл-таки третью книгу в электронном варианте — спасибо лаборанту Stealthy Doom за ссылку), и получил ничуть не меньшее удовольствие.

Спойлерить не буду, но созданный Эффинджером образ будущего — настоящий киберпанк, со всеми необходимыми атрибутами. И хотя в книгах нет ни всемогущих корпораций, ни виртуальности как таковой, ни лихих ковбоев киберпространства, для меня — это самый что ни на есть классический киберпанк. Судите сами — главный герой романов, мелкий жулик и частный детектив в одном лице Марид Одран, противостоит не столько системе, сколько образу жизни мусульманского мира будущего. Действие романов происходит в не столь отдалённом будущем, когда нынешние мировые лидеры перестали играть ведущую роль в жизни планеты, в одном из мусульманских городов Ближнего Востока. Атмосфера смешения мусульманских традиций и технологических достижений показана Эффинджером великолепно — тут вам и восемь разных полов на выбор, соседствующие с молитвами по пять раз в день, и продажа детей, соседствующая с традиционной раздачей милостыни, и полный набор «веществ», соседствующий со строгими постами и отказом от спиртного. Помимо этого технологии позволяют вживлять в мозг специальные устройства, которые могут дать тебе как различные навыки и знания, так и помочь почувствовать себя любым человеком, хоть вымышленным персонажем. Так вот этими самыми модификаторами Одран не пользуется принципиально, предпочитая полагаться на свой разум и знания, ну и на «вещества», разумеется, куда ж без них? =))) Причём употребление показано Эффинджером вполне правдоподобно, а то в некоторых произведениях киберпанка герои постоянно пичкают себя стимуляторами, но не утрачивают ни ясности мышления, ни скорости реакции... Даже отходняков не испытывают! Так вот с похмельем и отходняками у Одрана всё в норме... =)))

Единственное, что портит впечатление от цикла — некоторая неровность повествования. Если в первом романе был и кибер и панк, то к третьей книге всё это отходит на второй план, и на первый выходит становление личности Одрана и традиции мира. Именно поэтому оценки расставил таким образом, но в целом цикл заслуживает твёрдой 9. Его бы еще переиздать с нормальной редактурой, чтобы «модики» и «училки» из первого романа не превращались в «модди» и «дэдди» во втором, и так далее и тому подобное.

В общем, рекомендую цикл всем поклонникам раннего киберпанка «без компьютеров», зато с восточным колоритом и шикарным смешением разных культурных традиций. Повторюсь, но очень жаль, что данный цикл так мало известен в России.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Марид Одран».

Номинант Хьюго — два романа.

У меня такого восхищения не сложилось. Возвращаюсь к своему раннему высказыванию, что если писатели -фантасты пишут детективы , то не всегда хорошо получается.

Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично.

Описываемый мир — это не только мир ислама. Это вся планета, которая находится под контролем двух преступников, представляющих из себя добропорядочных людей, а на самом деле хладнокровных убийц. За ширмой улыбок и постоянного упоминания цитат из Корана подкуп и рэкэт, убийства и беспредел. Возможно автор таким образом хотел показать истинное лицо лицемеров от религии. Облёк в форму детектива.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх