Джордж Алек Эффинджер «Марид Одран»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк ) | Детектив (Нуар )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Ислам ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Цикл (США) |
- /языки:
- русский (8), английский (18), польский (1)
- /тип:
- книги (19), периодика (4), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Занадворов (2), Е. Клеветников (1), Я. Маницкий (1), Н. Некрасова (2), Б. Решетов (1), Р. Шидфар (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 29 мая 2025 г.
С использованием заметок для Medium (https://bit.ly/3JzS326 + https://shorturl.at/LBjqL).
Незаслуженно малоизвестный в Рунете Джордж Алек Эффинджер, один из основателей киберпанка, первым привнес в него этнографические нотки: впоследствии почин Эффинджера, перенесшего (скорей для собственной безопасности, учитывая, что многие персонажи, а прежде всего босс мафии Фридлендер-Бей по прозвищу Папочка, имели реальные прототипы как во Французском квартале, так и в менее приветливых местах города) действие трилогии о Мариде Одране на Ближний Восток из своего Нового Орлеана, подхватил и успешно развил кругосветкой от Японии до Бразилии Йен Макдональд.
К сожалению, Эффинджер всю жизнь мучался проблемами со здоровьем, отягощенными привычкой прикладываться к бутылке, и уже с юности был вынужден писать не столько для заработка, сколько для оплаты больничных счетов. Поэтому и творческое наследие его невелико по объему, четвертого романа из цикла о Мариде он завершить вообще не успел, оставив лишь набросок первых нескольких глав, опубликованный в составе сборника малой прозы «Будайенские ночи» https://fantlab.ru/work572611 уже посмертно — а вот аванс взял и истратил.
Хотя и порывался продолжить трилогию более десятка лет. Чем дальше, тем сильнее его мучили хронические боли, которые он глушил алкоголем и наркотиками, предпочитая вместо работы слоняться по первобытному Интернету с модемным подключением и троллить всех подряд на BBS. Итак, если вам случилось ввязаться в дискуссию с форумным троллем необычно широкой эрудиции, не спешите наводить на оппонента говномет — как знать, а вдруг по ту сторону экрана великий писатель?
Занятно отметить, что самым премированным произведением в этом цикле выступает не какой-либо из романов, а вещь малой прозы, «Кошечка Шрёдингера», напрямую не связанная с миром Одрана (действие повести происходит лет за триста до событий основной трилогии и, как бы это корректней выразиться, в куда более разлапистом венике мультивселенских реальностей). Впрочем, киберпанковское движение вообще не слишком обласкано жанровыми премиями: иногда кажется, будто премимальные комиссии считают, что весь отведенный киберпанку запас наград израсходован на одного «Нейроманта». Но именно уникальные своим квазиарабским колоритом криминально-фантастические романы о Будайене — «Когда под ногами бездна», «Огонь на солнце» и «Поцелуй изгнания», — побудили Эффинджера полностью переключиться в научно-фантастический режим и обрести признание в новом аспекте. Ненадолго:
«Он зависал в барах между Шартр-стрит и Декатур, потягивая коктейли, болтая с девушками и не совсем девушками, играя в пинбол — порою до самого рассвета. У него завязывались отношения со многими жителями этого мира, включая транса по имени Эмбер, которая однажды привела домой не того мужика, после чего ее нашли избитой в котлету под собственным балконом —мертвой. Нью-орлеанская полиция, как обычно, не стала затевать расследования», вспоминает подруга Эффинджера Барбара Хэмбли.
Эффинджера не совсем корректно упрекать, как это делает предыдущий оратор, в недостаточном оптимизме относительно эволюции государств, где преобладает «самая мирная религия», под влиянием технологического прогресса. Он предусмотрительно дал почитать рукопись «Когда под ногами бездна» своим друзьям-мусульманам, и ему позвонили из местного общества мусульманского сотрудничества, чтобы поблагодарить за выказанное исламу уважение.
— Однако, — прибавил говоривший, — мы-то либеральные сунниты, а за шиитов я не ручаюсь.
Глядя из нашего с вами 2025 Года Джекпота, как новоизбранный президент США первый полномасштабный международный визит наносит в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а на Британских островах в рейтинге популярности имен мальчиков лидирует имя Мухаммед, начинаешь сомневаться, а не слишком ли, напротив, поосторожничал Эффинджер, отнеся действие книг не то в XXII, не то даже в XXIII век (но, как понятно из того же «Города на песке» или примыкающих к циклу «Relatives» https://fantlab.ru/work482853 , на этой Земле и география, и предшествующая история несколько отличаются от нашей). Выйди его цикл в наши дни, популярность Будайена явно оказалась бы заметно выше, чем у современников Эффинджера, когда Марид Одран — и его приятель, незадачливый писатель Шандор Курейн, в чьем облике Эффинджер недвусмысленно вывел себя самого, — все же не преодолели жанровых границ известности.
Seidhe, 8 мая 2014 г.
Меня всегда удивляло, почему так редко вспоминают о цикле «Марид Одран», когде речь идёт о киберпанке.
Сразу оговорюсь — первый роман цикла я прочитал года два назад, практически сразу после Гибсона и Стерлинга, поэтому вполне допускаю, что восторг, который он у меня вызвал, объясняется тем фактом, что киберпанк тогда был для меня в новинку. Но за прошедшие майские праздники я прочитал цикл ещё раз, причём на этот раз целиком (нашёл-таки третью книгу в электронном варианте — спасибо лаборанту Stealthy Doom за ссылку), и получил ничуть не меньшее удовольствие.
Спойлерить не буду, но созданный Эффинджером образ будущего — настоящий киберпанк, со всеми необходимыми атрибутами. И хотя в книгах нет ни всемогущих корпораций, ни виртуальности как таковой, ни лихих ковбоев киберпространства, для меня — это самый что ни на есть классический киберпанк. Судите сами — главный герой романов, мелкий жулик и частный детектив в одном лице Марид Одран, противостоит не столько системе, сколько образу жизни мусульманского мира будущего. Действие романов происходит в не столь отдалённом будущем, когда нынешние мировые лидеры перестали играть ведущую роль в жизни планеты, в одном из мусульманских городов Ближнего Востока. Атмосфера смешения мусульманских традиций и технологических достижений показана Эффинджером великолепно — тут вам и восемь разных полов на выбор, соседствующие с молитвами по пять раз в день, и продажа детей, соседствующая с традиционной раздачей милостыни, и полный набор «веществ», соседствующий со строгими постами и отказом от спиртного. Помимо этого технологии позволяют вживлять в мозг специальные устройства, которые могут дать тебе как различные навыки и знания, так и помочь почувствовать себя любым человеком, хоть вымышленным персонажем. Так вот этими самыми модификаторами Одран не пользуется принципиально, предпочитая полагаться на свой разум и знания, ну и на «вещества», разумеется, куда ж без них? =))) Причём употребление показано Эффинджером вполне правдоподобно, а то в некоторых произведениях киберпанка герои постоянно пичкают себя стимуляторами, но не утрачивают ни ясности мышления, ни скорости реакции... Даже отходняков не испытывают! Так вот с похмельем и отходняками у Одрана всё в норме... =)))
Единственное, что портит впечатление от цикла — некоторая неровность повествования. Если в первом романе был и кибер и панк, то к третьей книге всё это отходит на второй план, и на первый выходит становление личности Одрана и традиции мира. Именно поэтому оценки расставил таким образом, но в целом цикл заслуживает твёрдой 9. Его бы еще переиздать с нормальной редактурой, чтобы «модики» и «училки» из первого романа не превращались в «модди» и «дэдди» во втором, и так далее и тому подобное.
В общем, рекомендую цикл всем поклонникам раннего киберпанка «без компьютеров», зато с восточным колоритом и шикарным смешением разных культурных традиций. Повторюсь, но очень жаль, что данный цикл так мало известен в России.
vam-1970, 8 июля 2023 г.
Цикл «Марид Одран».
Номинант Хьюго — два романа.
У меня такого восхищения не сложилось. Возвращаюсь к своему раннему высказыванию, что если писатели -фантасты пишут детективы , то не всегда хорошо получается.
Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично.
Описываемый мир — это не только мир ислама. Это вся планета, которая находится под контролем двух преступников, представляющих из себя добропорядочных людей, а на самом деле хладнокровных убийц. За ширмой улыбок и постоянного упоминания цитат из Корана подкуп и рэкэт, убийства и беспредел. Возможно автор таким образом хотел показать истинное лицо лицемеров от религии. Облёк в форму детектива.