Паоло Бачигалупи «Навола»
В Наволе, процветающем торговом городе-государстве, власть принадлежит нескольким олигархическим семьям. Самая успешная из них, ди Регулари, раскинула свои щупальца по всему миру. Ее престиж, влиятельность и богатство грандиозны, но защищать их приходится, не считаясь ни с какими жертвами. Юному Давико ди Регулари судьбой определено унаследовать «невидимую империю», и уже сейчас он подвергается беспощадным испытаниям на пригодность к этой миссии. Его экзаменаторы — не только родная семья и ее союзники, но и заклятые враги, явные и тайные, в которых нет недостатка. А самый суровый и беспристрастный судья — его собственная совесть.
Входит в:
— цикл «Навола»
Рецензии:
— «Рецензия на книгу Паоло Бачигалупи «Навола»», 2025 г. // Автор: Дмитрий Злотницкий
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 11 июня 2025 г.
С первых же страниц «Навола» открывает читателю красочный, вдумчиво выписанный мир, в котором без труда узнается северная Италия эпохи Возрождения. В центре истории ярко сияет подаривший роману имя, город-республика, полный богатств, интриг, страсти и ненависти.
Многослойное и многоплановое квазиисторическое фэнтези, вполне достойное пера Гая Гэвриела Кея, можно долго исследовать и расщеплять на составляющие, восхвалять или хулить. Его можно трактовать, как драматичную историю взросления юного Давико, наследника своего отца, архиномо Девоначи ди Регулаи да Навола, владеющего Банком Регулаи со множеством филиалов. Можно любоваться стройной мифологической системой, сказаниями и легендами, которыми Бачигалупи щедро украсил книгу. Можно сфокусироваться на истории банковского дела и его трудностях, на сотрясавших город-государство социальных конфликтах и мучительно тянущихся трансформациях общества, наконец, на том, как роль личности определяет ход истории. Каждый ракурс демонстрирует нечто новое, дополняя объемную картину, подобную переливам света в драконьем глазе, лежащем на рабочем столе Девоначи.
Вдохновляясь Италией, Бачигалупи не столько копировал, сколько активно заимствовал и переосмысливал полюбившиеся ему детали, веяния, идеи, из которых он строил собственный город, свою Наволу. Даже псевдоитальянский — наволанский — диалект специально создан автором. Здесь влиятельные аристократы сходятся в танце изящных вежливостей, держа за пазухой яд, а за спиной кинжал; банкиры ведут сложные и запутанные расчеты, красавицы плетут тонкие паутинки хитростей и притворства, студенты шалят и буянят, а гениальные художники и скульпторы творят чудесные полотна, статуи, повинуясь капризным музам или щедрым заказам богачей. Прекрасное рождается из тленного сора и презренной монеты, доброта же низвергается в предопределенный ею же ад.
Будучи рожден, чтобы твердой рукой править семейным делом, Давико часто ведет себя слишком наивно. Ему намного ближе лечебное искусство, ботаника и анатомия. Если его отец — непревзойденный манипулятор и знаток человеческих душ и характеров, то Давико — широко распахнутая книга, в которой даже посредственный интриган прочтет его чувства и планы. Однако на фоне его неподдельной искренности и мягкости остальные персонажи выглядят ярче и острее. Неуловимый и смертоносный убийца-шпион Каззетта, скрупулезный и дотошный бухгалтер Мерио, расчетливый и гениальный архиномо Девоначи, его верная наложница-управляющая Ашья, а также вспыльчивый калларини Корсо, роковая и жестокая Фурия, хитроумный граф Делламон и многие другие, чьи нити судеб Бачигалупи вплел в свое полотно.
Но при всем при этом Навола — не только красивая или умная, но еще и бесконечно жестокая история, в которой насилие часто становится не средством, но целью. Здесь топят улицы кровью и сжигают башни вместе с владельцами. А изощренные пытки и казни служат и массовым развлечением, и средством утоления мести. Лишь немногие влиятельные люди могут себе позволить роскошь балансировать на тонкой грани прагматизма и честности, пока в их руках сосредоточена настоящая сила. Сила золота и обещаний, сила семейных связей и ума, сила знания. Но обманчиво мертвое око дракона равнодушно наблюдает и ждет, когда его вновь напоят свежей кровью, когда он вновь увидит крушение и смерти.
Итог: яркая история наследника банкиров ди Регулаи, в которой преломляется изящество, красота и жестокость самой республики Навола.
RonS, 15 июня 2025 г.
Скучное фэнтези. Крайне тягучая история, утонувшая в бесконечных описаниях, необязательных инфодампах, пустых диалогах персонажей, а также их сексуальных переживаниях.
Большую часть книги сюжет практически не двигается — показывается долгое взросление робкого, неуверенного в себе главного героя. Если целью книги был рассказ о трагедии парня, находящегося не на своем месте, то это безусловно удалось. Однако следить за Давико де Регулаи тяжело, поскольку он ведомый, доверчивый и порывистый персонаж, совсем неподходящий для наследника банковско-мафиозной семьи. Второстепенные персонажи превосходят его по всем статьям.
Интерес к чтению поддерживался тем, что в сюжете помимо большого количества ненужного антуража есть изрядная доля интриг, увязанных на обмане, манипуляциях и предательстве. Жаль мои попытки угадать предателя не удались, так как
Заключительная четверть книги хороша уже тем, что непохожа на предыдущие.
Миростроительство, основанное на итальянском средневековье, избыточно, на мой взгляд. Особенно в части вымышленных государств, богов, местных понятий, торговых дел, истории, легенд, семей и правящих династий данного мира. Все это подается обрывочными кусками, преимущественно без должной привязки к сюжету, героям или месту действия. Вместе с непереводимыми итальянскими словами разобраться в миростроительстве действительно трудно.
Автор, кстати, иногда рушит четвертую стену, что не добавляет вовлеченности в события.
В итоге, некоторые интересные персонажи и сюжетные интриги не смогли развеять скуку на протяжении большей части книги.
P.S. Имена героев это особый садизм от автора(с)
KerbyKerby, 24 июня 2025 г.
Не был значком с автором так как не очень люблю фантастику в целом и постапокалиптику в частности, так что никаких ожиданий от книги у меня не было, просто, увидев обложку и аннотацию, решил познакомиться с чем то новым. Скажу сразу, был очень приятно удивлен, но давайте по порядку.
История повествует о богатом и влиятельном семействе де Регулаи, которое является крупнейшим финансовым и торговым игроком не только в своей стране, но и во всем мире. На обложке говорится о «смеси Игры престолов и Крестного отца» и, в кои-то веки, реклама не лишена смысла. Правда, формат истории далек от Игры престолов, так как история сосредоточена на одном герое, здесь нет большого количества точек зрения и все происходящее мы видим глазами Давико, юного наследника семьи. Нужно сказать, что истории это идет, она не пытается охватить большие пространства и ощущается камерной, не отвлекающейся от основной истории. Главный герой персонаж для жанра довольно типичный, простоватый паренек, который, несмотря на происхождение, сам не очень-то хочет участвовать в интригах и хитросплетениях, его больше привлекает медицина и ботаника. Хотя стоит отметить, что герой не устраивает скандалов в духе «я не просил меня рожать», а принимает свою судьбу, даже злится если у него что-то не выходит. Сам сеттинг тоже оставил приятное впечатление, он не пытается казаться мрачным, с потоками нечистот на улицах и трупами в канавах. Он ощущается пугающим именно из-за контраста мира, в котором живет герой и рек крови, которые непременно начнут проливаться. Одним из решающих и главных плюсов хочется назвать темп. Книга выстроена так, что она, как река, сначала неспешно несет по описанию быта, деятельности и мыслей, а потом внезапно бросает в бурю резни и смертей. Третья часть книги — буквально описание того что называется затишье перед бурей. При этом резкий переход от очень чувственной и романтической сцены в жестокую и жуткую не кажется наигранным и неестественным.
Хочется верить, что история получает продолжение, благо есть все шансы на это.
Expert, 28 июля 2024 г.
Не думаю, что у романа будет продолжение и, соответственно, цикл. И лучше бы, чтоб никакого продолжения не было.
Невероятно красивая и поэтичная история о... о чем же она? О жизни и смерти, о любви и предательстве, о стойкости характера и желании жить.
Это не фэнтези, хоть дракон в романе далеко не последний персонаж. Это не фантастика. Это то, каким мог бы быть придуманный мир в эпоху итальянского Возрождения.
Книга о становлении характера и взрослении главного героя, и о том, каким на самом деле может оказаться мир взрослых людей.
Увлекательный, захватывающий роман, который не хочется заглотить весь сразу, но который хочется читать внимательно, с удовольствием наслаждаясь каждой строкой.
aseke, 20 июня 2025 г.
Есть алюзии с Г. Кейем — Дети Земли и Неба. Несколько затянуто, но сюжет интересный.