fantlab ru

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
1397
Моя оценка:
-

подробнее

Страна Чудес без тормозов и Конец Света

世界の終りとハードボイルド・ワンダーランド / Sekai no Owari to Hahdo-Boirudo Wandahrando

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

...Все тени умирают в Городе. Иначе от них останется нежить, которая уходит в Лес. Именно там живут люди, которые не смогли до конца убить свою тень...

...Череп пропал еще в 42-м, во время блокады Ленинграда, когда немцы разбомбили университет. Так исчезло единственное в мире доказательство существования единорогов...

...- Читателю Снов нужен статус. Сейчас ты получишь его. — Страж Ворот оттягивает мне правое веко и протыкает зрачок острием ножа...

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (Япония)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2016 // Книга фэнтези (Япония)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)
/языки:
русский (13)
/тип:
книги (13)
/перевод:
Д. Коваленин (12)

Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2003 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2004 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2005 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2006 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света. Главы 21-40
2006 г.
Страна Чудес без Тормозов и Конец Света
2008 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2010 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2012 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2018 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2018 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2020 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2020 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы не ряд моментов 18+, я думаю, эта книга идеально бы вписалась в школьный курс литературы, в котором учителя так любят докапываться до детей с вопросами типа «а что автор хотел этим сказать?». И действительно, книга буквально переполнена символизмом и скрытыми смыслами, начиная от глобальных вещей типа концепции двух миров (параллельных сюжетных линий) до мелочей типа почему у девушек тут нет имён.

Взялся за «Страну чудес ...» после «Норвежского леса», который разочаровал. «Страна чудес ...» поначалу также показалась какой-то мутной и слишком глубокомысленной для меня, но вскоре втянулся, поймал темп книги, настроение и пошло хорошо.

Больше всего зацепила концовка. Она оставляет ощущение покоя и неизбежности, как будто герой смирился с собой и своим выбором. Это не финал с яркими акцентами, а тихое принятие — и именно в этом сила. Мураками не даёт прямых ответов, но заставляет задуматься о вещах, о которых в повседневной суете просто не думаешь: кем ты являешься, что делает тебя тобой, и можно ли вообще быть целым, не приняв свою «тень».

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что читала это произведение я ровно 10 лет назад. Но до сих пор оно остается одним из моих любимых. Может, я каких-то и деталей не помню, но и тогда, при чтении я вряд ли разбирала это произведение по частям: « вот это мне понравилось, тут слишком затяжное, концовка такая-сякая..» . Ерунда это все, ребята. Надо правильно читать, и тогда у вас все получится и все поймется.

Я читала зимой, снежной-снежной-сказочно снежной Сахалинской зимой, что совсем рядом с Японией. И настолько обстановка за окном тихого островного уютнейшего городка пересекалась с Страной чудес, что у меня просто был «взрыв мозгов», настолько все было сказочно. Да и сам факт, что твоя тень может жить как-то отдельно — еще один «взрыв мозга».

Я прочла почти всего Мураками. Название первой книги не помню, там было про карусель, на которой девушка застряла и увидела себя же в своей квартире. Так вот Мураками — великий мастер своего дела. ибо заставляет почувствовать себя героем своих произведений.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые с творчеством Харуки Мураками я познакомился двенадцать лет назад благодаря сборнику «Хороший день для кенгуру». Так и не понял, мой это автор или нет. Нынче решил продолжить знакомство, выбрав роман, имеющий самую высокую среднюю оценку на фантлабе. Таковым оказался «Страна Чудес без тормозов или Конец Света».

По сути, перед нами два романа. В первом действие развивается в Японии будущего, а главный герой работает шифровальщиком данных. Причём работает и как специалист, и как инструмент, потому что шифровка происходит у него в мозгу. Его нанимают обработать информацию, которая способна изменить мир, после чего вектор его жизни стремительно отклоняется от привычных значений. Действие второго романа разворачивается в ином мире, полном чудес, странностей и атмосферы сна. Здесь есть прекрасный, но пустой город, диковинные животные и необычная библиотека, где и располагается второй наш главный герой, который читает чужие сны через черепа.

Главы этих романов чередуются, и читатель получает детектив, смешанный с триллером и киберпанком, читая одни главы (это и есть «Страна Чудес без тормозов», и динамика здесь действительно очень высокая), и философскую фантастическую притчу, читая другие (а вот это уже «Конец Света»). В какой-то момент оба романа соединяются в один, и читатель понимает, почему один из них был явно интровертирован, а второй – экстравертирован.

Написана книга очень атмосферно. Мураками удалось уловить и передать логику сна. Подобное чувство ирреальности я ловил от работ Филипа Дика. Возможно поэтому «Страна Чудес без тормозов или Конец Света» нуждается в неторопливом прочтении с полным погружением. Ведь сбор цельной картины автор оставляет читателю, сам же ограничиваясь выдачей всех необходимых деталей и инструментов.

Главное, что я почерпнул из книги – это понимание, что я по-прежнему не знаю, как относиться к творчеству Мураками. Вроде и дочитал, не бросил, местами даже было интересно, но в процессе не было какой-то увлечённости сюжетом или персонажами. Видимо, стоит подождать с окончательными выводами. Может даже ещё двенадцать лет.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое знакомство с творчеством Мураками и последнее. Откровенно говоря, не понял от чего все так в восторге от этого автора и почему у этой книги оценка 8+ баллов.

Совершенно нераскрытый Герой. Почему он такой амёба? Какая у него цель? Чем он дышит и живёт? Всё, что рассказано, это какую музыку он слушает (обязательно джаз, вестимо) и что читает (обязательно классику), но его любимый ответ на все вопросы это «не знаю». Я понимаю, что герой романа этакая калька архетипа из «Посторонний» Камю, только подобного героя можно терпеть только в кратком содержании, но читать, как Герой пьёт виски и думает об улитках, тяжеловато, особенно учитывая что сюжет двигается с черепашьей скоростью. Да и назвать его интересным, не представляется возможным. Видимо, многим просто заходит подобная меланхоличность и неспешность. Мне не зашла.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Техническую сторону сюжета можно изложить буквально в паре абзацев.

Существует Система – полугосударственная организация, специализирующаяся на защите информации. Но на всякую защиту находился свой кракер (так именуются в романе хакеры). Пока не додумались до идеального шифра – шифра, у которого нет ключа.

Система приглашает к себе на работу Профессора, известного нейрофизиолога, и разрабатывает с его помощью принципиально новый метод. Информация шифруется и дешифруется через идеальный черный ящик, устройство которого не знает даже сам его хозяин – ядро мозга. В облегченном варианте она переправляется из левого полушария в правое, а ключ к расшифровке спрятан в индивидуальном разделении этих полушарий.

При этом, существуют два варианта шифрования: «облегченный» и «глубокий» — шаффлинг, с погружением в ядро мозга.

Главный герой романа – нейроконвертор, занимающийся такой шифровкой. К моменту его встречи с Профессором из 26, отобранных Системой нейроконверторов, умерло от глубокой шифровки 25. Программу шаффлинга закрыли, но Профессор продолжает опыты в собственной подпольной лаборатории. Для этого ему необходим последний из оставшийся в живых.

Главный герой думает, что его наняли для облегченного варианта и спокойно соглашается на процедуру. Но чуда не произошло. После шаффлинга он погружается в свое внутреннее сознание.

***

Роман состоит из двух, на первый взгляд, не связанных между собой частей, главы которых перемежают друг друга.

«Страна Чудес без тормозов» посвящена жизни героя во «внешнем» мире и больше похожа на помесь детектива и ужастика. Сначала герой оказывается между двух (даже трех) огней. Им очень интересуются квакеры, Система и кто-то третий, кому очень нужны последние наработки Профессора. Не придумав ничего более оригинального, чем побег, он оказывается с внучкой Профессора в подземной лаборатории последнего, которую защищают отвратительные жаббервоги, боящиеся только ультразвука и почему-то рассыпанных скрепок.

Действие второй части – «Конец света», разворачивается во внутреннем сознании героя, принимающего форму Города. Города, в котором обитатели не имеют теней и еще живут Единороги, питающиеся их эмоциями. Сам главный герой работает в Библиотеке Читателем снов.

***

Вот краткое изложение романа, занимающего более 500 страниц.

О чем этот роман, наверное, каждый решит для себя сам. Мне показались интересными две мысли.

На мой взгляд, Мураками сумел, причем весьма профессионально, сконструировать сновидения человека. Это как бы реальность, но всегда как бы. В наших снах действуют спрессованные образы, увиденные нами часто на протяжении всей жизни. (Помнится, З. Фрейд в одной своей работе все пытался понять, почему ему приснился отец). Мураками удалось остаться на грани этой мнимости и его мастерства вполне хватает на убеждение читателя в «реальности» происходящего.

Вторая тема менее разработана. Еще Пастернак в комментариях к «Гамлету» писал, что вся суть последнего заключается в тех нескольких мгновениях от момента, когда Гамлет узнает, что ранен отравленной шпагой, до его кончины. Наступает момент безграничной свободы. У человека уже нет обязательств перед окружающим и самим собой.

Каждый использует эту свободу по-своему. Гамлет расправился с врагами. Герой книги Мураками пытается проанализировать свою жизнь, выбрасывает кредитные карточки и едет на берег моря, ожидая пока дождь в мыслях не превратится в полупрозрачный занавес и накроет его с головой.

В одной рецензии нашел интересную мысль по этому поводу:

«Этот «я» — один из самых прекрасных в мировой литературе типов. ...Это восхитительно самодостаточный, упивающийся одиночеством, общением с самим собой молчун; у него нет друзей, но он вовсе не страдает от этого; и войны миров в финале не происходит именно из-за его покладистого характера — ему проще уйти во внутренний мир, чем цепляться за внешний. Мураками — человек, который даже апокалипсис приватизировал, подогнал его исключительно под себя.»

***

И еще конечно важно «как» все это написано. Мураками — удивительный рассказчик, плетущий из слов паутину своего завлекательного мира. Паутину, в которую попался уже не один миллион читателей.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и для многих, уже высказавшихся, для меня СЧбТиКС — была первой книгой Мураками. Оттого было горше разочарование от других книг.

Книга прекрасна. От начала до конца два разные мира стремятся друг к другу, чтобы слиться в единое в последнем абзаце текста. Это впечатлило больше всего. КС тоже показалась более интересной, сюрреалистичная, метафоричная, образная. СЧбТ выполняет свою роль: роль сюжета, который развивается от начала к окончанию, а КС — отдушина без правил и без особой логики и строгости. Концовка романа превосходна. Будто чувствуешь, как последнее мгновение жизни главного героя прессуется в целую вселенную КС.

Единственное, что не понравилось в романе: эпизод с лазаньем по подземельям. Я так и не смог понять, зачем это нужно было, и почему это нужно было сделать именно так. Какой-то мир, а ля Роберт Говард или Лавкрафт, получился в подземелье. Тем более непростительно, что это — события СЧбТ, которая по идее должна быть более логичной, лаконичной, без лишних недомолвок и запутываний.

«Страна чудес...» и «Охота на овец...» — две книги, которые однозначно стоит читать у Мураками. Остальное, по желанию, но эти две — в обязательном порядке.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чувствуется рука профессионоального писателя. Хорошо построенный сюжет, легкий язык, неплохой юмор.. Даже перевод профессиональный. Но, наверное, четыре страницы на описание поездки в лифте и пересчет денег в кармане — это многовато... Также, как три страницы на описание картинок на стенах кафешки. И сколько же в этой, в общем-то занятной, вещице эдаких строк ни о чем. Кроме этого не очень хорошо, что вешь выглядит несколько незаконченой...

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот так возьмёшься после большого перерыва читать Мураками — а там информационные технологии, мегакорпорации и главный герой, смахивающий на Джонни-Мнемоника. Перевернёшь страницу — единороги, библиотека снов и тени, живущие отдельно от людей. А через некоторое время оказывается, что книга на самом-то деле о том, реальна ли наша реальность и не обманывает ли нас наш мозг. Глава за главой не отпускает ощущение, что за Мураками, как в мультфильме про Простоквашино, поочерёдно пишут то Уильям Гибсон, то Нил Гейман, а то и вовсе Филип Дик.

Литературная игра? Поиски себя? Попытки вырваться за пределы своего творческого метода?

И вот тут-то, запутав читателя, автор возвращается к своей главной теме — жизни человека в понимании неизбежности смерти. И пусть в этом романе Мураками порой как никогда прямолинеен, пусть кто-то обвинит его в излишнем разжёвывании — нокто я такой, чтобы как-то пытаться оправдать тот ком, который подступил к горлу ближе к финалу и заставлял, с одной стороны, перелистывать страницы всё быстрее, а с другой — молиться, чтобы закономерный финал наступил хотя бы чуточку позже.

Несколько лет назад, поддавшись всеобщему веянию, я почему-то перестал читать Харуки-сана, сочтя, что вырос из него. Какой же я был наивный: только сейчас, может, и начал дорастать.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всё время кажется, что Мураками в своих книгах делает самое то, о чём всё время талдычат книжки и бесконечные статьи о саморазвитии — занимается любимым делом. В этот раз я отдельно поймал ощущение того, что Мураками никуда не торопится, и эта неторопливость серьёзно осаживает мою собственную суету в мыслях. Автор как будто приглашает остановиться, сесть в кресло, взять бутылку пива, закинуть ногу на ногу и смотреть вдаль, жуя что-нибудь вкусное. В этой связи даже не очень важно, о чём именно книга — Мураками в моём возрасте больше всего привлекает меня этим тотальным спокойствием, в которое заворачивается самый залихватский сюжет. Главные герои, которые всегда любят пиво, хорошую еду, женщин и секс, погружаются в часто совершенно безумные сюжеты, где им приходится решать какие-то вселенские проблемы, но всякий раз смотрят на себя немного со стороны и в принципе соглашаются с судьбой, которая вертит ими, словно бумажными корабликами в урчащих после дождя ливневых стоках.

Этого фатализма до потолка и в «Стране чудес», и нельзя сказать, что нынешний главный герой как-то выделяется из череды остальных персонажей Мураками.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он бесстрастно наблюдает за тем, как его жизнь медленно катится в тартарары, периодически взрываясь пришествиями каких-то монстров, которые подвергают его истязаниям, вряд ли возможными в книге какого бы то ни было «западного» автора. Аккуратный надрез в самом низу живота как бы символизирует отстранённость японца от привычных мейнстримовых штампов, в которых ломают пальцы, вырывают ногти и бросают в замкнутые пространства с вечно горящим светом и орущей музыкой. Нет, всё вполне пристойно и почти хирургически стерильно — аккуратный надрез и 30 часов до конца земного существования — делай, что хочешь. В американском фильме герои в таком случае берут пистолет, деньги в ближайшей кассе и пускаются во все тяжкие с алкоголем, женщинами и путешествиями к морю, которое они никогда не видели. Может, они прыгают с парашютом, признаются в любви женщинам, трахаются, смотрят на закаты и рассветы. В принципе, главный герой в «Стране чудес» делает ровно то же самое — деньги у него есть и так, алкоголь у него ещё более разнообразный, чем у американских смертников, всё в порядке с женщинами, сексом и закатами, но просто он никуда не торопится. Это удивляет даже его, но от судьбы не убежишь, и если за сутки до ментальной смерти нужно сидеть два часа в прачечной — так тому и быть.

В отзывах многих бесит эта вот сосредоточенность Мураками на пиве, еде и сексе в каждой его книге. Чтение почти никогда не бесит, но герои Мураками читают так же часто, как пьют, то есть каждый день. И ни алкоголь, ни женщины, ни хорошо обжаренные в растопленном сливочном масле ломтики латука, ни бесконечные книги не кажутся у Мураками излишеством — особенно с учётом того, как много у него Чехова и вообще отсылок к русской культуре и истории. Всё это описывается так, что кажется мало того что совершенно естественным — совершенно необходимым и даже обязательным в этой конкретной ситуации.

Сам сюжет с концом света и страной чудес — это чистый и незамутнённый сеанс психотерапии. Если хочешь получить эффект — нужно довериться психотерапевту, который сидит в кресле напротив, расслабиться и поверить во всю эту херню со снами, маятниками и акашическими записями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тогда внезапно оказывается, что это всё действительно про тебя, и единороги, которые пьют человеческие эмоции и, умирая, очищают от них выдуманный город, — это просто твой сон, каждый атом в котором — ты сам. В этом смысле Мураками с этими своими книгами — отменный психотерапевт, но нужно просто перестать искать фундамент под ногами, и тогда вас утащит в иные миры, и вам даже не придётся сходить с кровати.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Страна чудес без тормозов», или фантасмагорический Мураками.

До сей поры чтения -Мураками представлялся мне не в таком огромном масштабе, как сейчас. «Норвежский лес», «Послемрак» пока давали представление о Мураками, как о философском фантасте и не более того.

И вот однажды, любимый Декламатор Олег Булдаков посоветовал мне «Страну чудес без тормозов», что стало своего рода большим литературным вызовом ( в хорошем смысле этого слова).

Итак книга состоит из двух сюжетов, а это уже большой плюс,поскольку я очень люблю книги в подобном написании. Кстати, для тех, кто знаком с творчеством Йэна Бэнкса — читайте смело, ведь это своего рода «Японский Бэнкс». Как бы это не казалось банальным — но озвучив эту мысль среди сотоварищей, не покидало ощущение недоумения среди таковых, из чего сделаю поспешным вывод о том , что некоторым сотоварищам все — таки Бэнкса читать сложновато, хотя -не всем.

Итак двухсюжетник. Двухсюжетник, который без лишних слов сразу же не раздумывая, спускает нас в первую стадию. Некий человек, не помня своего прошлого, попадает в какой-то далекий город , неизвестно где находящийся, где практически все — пусто, как в Чернобыле и при этом там водятся Единороги и различные звери. Как будто Мураками послушал БГ и вдохновился строчкой: «А в городе том сад. В нем травы да цветы. Гуляют там животные невиданной красы..» Цель человека — сидеть в библиотеке и читать чужие сны,посредством черепов различных существ.

Сюжет нумбер два!

Япония. Далеко не совсем наши дни. Судя по тому что я смог усвоить -приблизительно 2080 год (не знаю,может и меньше,но по моим представлениям такое может произойти только примерно в этот промежуток времени). Один молодой человек -талантливый шифрователь данных, зарекомендованный «Системой» вдруг получает странный и очень непонятный заказ. Помочь одному ученому зашифровать данные проекта, который изменит весь Мир (к лучшему или нет -не знаю). При этом за этими данными охотятся все, кому не лень и на долю бедолаги выпадают горы приключений из разряда : «Пора прикрывать свой собственный зад, иначе капут!». И ведь приключения парня начались из за охоты на череп. Череп Единорога!

Вот что мне удалось раскусить и понять в процессе чтения романа. И спешу сказать,что до читателя подобное может дойти не сразу. У меня на чтение ушло полтора месяца. И это не потому,что читать не хотелось,просто роман сложен сам по себе. И те кто его прочтет -поймут,что потраченное время того стоит.

Вердикт

Отличный фантасмогорический роман Мураками, где мне кажется,автор полностью раскрыл свою любовь к написанию в этом жанре. Это одновременно и боевик с экшеном,и философские размышления,и фантазии на тему «удивительное рядом». И бытовые социальные проблемы. И даже детективная составляющая. И если вы думаете,что подобный винегрет никак не вяжется в одной книге -почитайте «Страну чудес без тормозов». Эта книга докажет обратное.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв будет чрезвычайно субъективным.

«Страна чудес без тормозов...» — моё первое произведение Мураками. Взялся за него исключительно из любопытства, так как наслышан, что Мураками в своё время слыл в постсоветском пространстве «модным» автором. Чем не повод познакомиться с его творчеством? Тем более современная (равно как и вся остальная) японская литература для меня — terra incognita.

Роман (я его слушал) увлёк с первых слов. И далее только затягивал. Дело даже не в интригующем сюжете или фантастической составляющей. Просто по мере прослушивания всё основательней убеждался, что роман попался мне в нужное время. Меня привлёк главный герой. Так уж случилось, что он мой ровесник, и его история (особенно в «Конце света») оказались созвучна моей, а его переживания — синхронизировались с моими. Потому-то повествование словно бы вплелось в меня, будто было моей историей. Отсюда и положительное впечатление. Правда, концовка книги своей незавершённостью стала полной неожиданностью. Хотя, в глубине души я убеждён, что всё у главного героя образуется. Во всяком случае, есть все основания так думать. При всей безысходной атмосферности «Конца света» и злополучной неизбежности «Страны чудес», мне роман показался жизнеутверждающим. В последних главах именно вопрос о ценности каждого мгновения жизни предстал передо мной во всём великолепии.

И да, позабавил тот факт, что абсолютно все герои книги — безымянные. Имена имеют лишь упоминаемые писатели, актёры, музыканты и некоторые географические точки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился сам факт, что светило созерцательной прозы взялся за такое многоплановое произведение, где пришлось напрячь воображение и логику, а не просто излить душу. С другой стороны блин блином не вышел: мастер привнёс в жанр свои изюмины, но сам в жанре отразился как начинающий писатель.

Всё-таки, сколь ни обзывай беллетристикой, а хорошие, остро закрученные приключения писать сложнее, чем растекаться по древу. У Мураками получилось манерно, с интересными идеями, но сумбурно и недокрученно. Многое можно было вычеркнуть, многое добавить, отстрелять все висячие ружья — всё-таки принципы жанра надо уважать.

Вторая сюжетная линия — это то, на чём автор отыграл свои атмосферные таланты, поэтому воспринимается глубже. Однако чувствуется, что без реального мира, без описаний любимой музыки и еды сам автор чувствует себя неуютно. Интрига, конечно, держит, но из-за медленного темпа довольно быстро догадываешься о смысле этой сюжетной линии и просто ждёшь, какой из нескольких возможных поворотов будет в конце. Поворот в конце происходит, и это радует, но радует он скорее своей резкостью, чем продуманностью. Потом несколько раз в течение недели брал книгу, забывая, что она уже дочитана.

С чем автор действительно справился, так это образы героев и их изюминки. Да, не без гротеска, но в таком мире это стреляет. И, конечно, очередное поступление в коллекцию женских образов для неженатого мечтателя средних лет.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все говорят что это «странный роман». Да, это странная книга. Но почему? Из-за подачи? Нет, ведь сейчас никого не удивишь двумя параллельными линиями повествования, есть и больше. Из-за сеттинга? Тоже нет – альтернативная земля и странный фентэзийный мир. Через сюжет? Увы, видели вещи более интересные. «Так что в нем странного?» спросите вы. Для меня это выразилось в «послевкусии» по прочтению. Будто, дожевав вкусный фрукт, осталась некая нотка, нечто такое, что позволяет взглянуть на вещи по-другому. Позже, упорядочивая в голове впечатления от книги, ощущаешь эту нотку и такой «Хмм, а это очень странный роман…»

Повествование делится на 2 ветки.

В немного альтернативной Японии ведется тайная война за информацию между «Системой» конвертеров и «Фабрикой» кракеров. Первый шифруют информацию, вторые ее воруют и расшифровывают для продажи. Один из конвертеров получает заказ от некоего эксцентричного профессора для шифровки информации, причем запрещенным способом – «шаффлингом». А еще профессор дарит ему череп единорога.

В некий Город, обнесенный непроходимой стеной, приходит незнакомец. Он не помнит о себе ничего и ему суждено стать Читателем Снов, и читать старые сны с черепов единорогов, которые живут в городе и за его границами. Читателю отрезают тень, прокалывают глаза специальным ножом, тем самым запрещая смотреть на солнечный свет, и отправляют работать.

Во многом этот роман очень характерный для Мураками – здесь и любимое им отсутствие имен, и меланхоличная атмосфера, много вниманию уделено музыкальным вкусам персонажей, а сами персонажи – равнодушные. Сюжетные элементы, которые ни на что не влияют, сюжетные линии, которые заканчиваются ничем, неоднозначная концовка, после которой вопросов больше чем ответов, хотя, казалось бы, все и так ясно, но что-то там не так.

Персонажей, если подумать, не так и много, что еще сильнее акцентирует внимание на их безразличии, или равнодушии, или фатализме (нужное подчеркнуть). Ярким примером служит сцена погрому в квартире главного героя – утром ему начинают выламывать двери «Что поделать…», думает он, и садится завтракать. Чуть погодя в комнату врываются двое, и, после недолгого разговора, один начинает методично крушить квартиру. «А чем я могу помешать…», думает гг, и достает из холодильника пиво. Вечером же он возвращается в разгромленную квартиру, и ложится читать книгу. И в подобных моментах, хмм, статики, Мураками раскрывается полностью.

А вот моменты динамики не удались, увы. Эпизод в подземельях, который должен быть таинственным и напряженным читать просто скучно. Все эти «побегушки» по пещерам, непонятные алтари и спутница, которая знает, но не объясняет ничего, а только отмазывается «Так, потому что так», вызывали зевоту.

Итог. Хорошая книга, если вы хотите медленного и размеренного повествования, сдобренного меланхолией и интересными диалогами. Странная книга, если вы не готовы принять правила, предложенные автором.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда лет 15 назад отовсюду зазвучали восторженные отзывы в адрес Мураками, я пропустила этот ажиотаж мимо и не познакомилась ни с одним его произведением, потому как уже имела печальный опыт по части азиатских авторов. Ну не мое это от слова совсем! Наконец-то появился повод узнать, действительно ли его творчество отличается от всего ранее читанного.

Могу однозначно сказать: эта книга — одна из самых странных книг, что я когда-либо читала! Фантасмагория с элементами психоделики )) Вначале долго не могла въехать в смысл, повествование казалось слишком запутанным и рваным. Несколько раз откладывала книгу в сторону, но снова возвращалась к ней. Эти постоянные переключения с одной сюжетной линии на другую раздражали. Но страниц через двести поймала себя на мысли, что постепенно прониклась, даже возвращаюсь мыслями к прочитанному.

И вот несколько дней назад наконец дочитала её и до сих пор не могу четко сказать, понравилась она или же нет. С одной стороны, хорошо, что автор не стал раздувать философский трактат, а ограничился общими мыслями на тему, что же такое «я». Все просто и понятно. Герои — самые обычные простые люди, которых можно встретить где угодно. Сюжет интересный, хоть и немного запутанный. С другой стороны, остался какой-то не очень приятный осадок, который портит все впечатление от книги. Но все же в будущем планирую прочитать еще что-нибудь у этого автора, чтобы сформировать о нем окончательное мнение.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Унылая мистика.

Сюжет — набор рефлексий, самокопаний и чувств Ггероя разбавленных второсортной мистикой. Вероятно автора в то время неудержимо тянуло на этот жанр, книга полностью основана на ней, в последствии он взял себя в руки и последующих его работах она присутствует в разумных дозах. Крайне редкий случай когда в книге не понравилось вообще ничего кроме описаний локаций — ни герои ни сюжет. Кстати признаюсь нити сюжета я постоянно терял так как все исполнено настолько скучно что желания понять «кто, как, кого и зачем» просто не было. Вполне возможно в тексте скрыт какой то глубокий потаенный смысл, но он надежно похоронен в болоте скуки и уныния. Ради объективности я должен сказать что просто не люблю мистику, вероятно это и подкосило мой интерес.

Читается легко, великолепный язык, но как я говорил раньше в других рецензиях на книги автора — непонятно кого хвалю — Мураками или Коваленина. Возможно молодец именно второй.

Мне не понравилось. Дочитывал через силу только чтобы добить «всего Мураками».

2 из 10. 2 балла — Коваленину. 0 — баллов Мураками.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх