Роберт Силверберг «Археологические находки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Волтасианцы зарабатывали себе на жизнь тем, что помогали археологам с других планет обнаружить древние предметы искусства, пользовавшиеся большим спросом на других мирах. Великая раса, когда-то населявшая Волтас, умела изготовлять великолепные украшения.
Входит в:
— журнал «Fantastic Universe, April 1957», 1957 г.
— антологию «Time Probe», 1966 г.
— сборник «The Calibrated Alligator and Other Science Fiction Stories», 1969 г.
— антологию «Science Fiction. English and American Short Stories», 1979 г.
— сборник «Sunrise on Mercury», 1983 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1990 г.
— антологию «Варвар», 1991 г.
— сборник «The Road to Nightfall: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 4», 1996 г.
— сборник «To Be Continued: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume One», 2006 г.
- /языки:
- русский (9), английский (11), немецкий (1), португальский (1)
- /тип:
- книги (20), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (7), Е. Прокопова (1), Б. Ресс-Богуш (1), М. Соарес дос Сантос (1), А. Шабрин (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 30 мая 2025 г.
Да ну, никакая это не фантастика...
Так, легкое по форме и пониманию иносказание, басня.
Речь идет о совершенно конкретном явлении, многократно описанном в обычной, не фантастической, а сугубо документальной литературе.
(«tomb raiders»- казалось бы, знакомый почти всем термин :)
(и да, альтернативная история тут никаким боком :)
Фальсификация (подделка) произведений искусства в ходу с давних времен («Как украсть миллион» — отличный фильм на эту тему :)
В том числе и археологических находок (кстати, и самого Шлимана упрекали в этом, об этом как-то упомянули (как факт) и в уважаемом в советские времена журнале Техника-Молодежи).
Ну а история с находкой гробницы Тутанхамона развеселит любого сыщика или разведчика — ее нашли там, где подобные вещи тщательно искали все кому не лень на протяжении нескольких тысяч лет. О, а вот это как раз — чистая фантастика ... :)
Тимолеонт, 2 декабря 2024 г.
Тот самый случай, когда полная дичь по фактуре компенсируется авторским замыслом и иронией. Я не знаю, да особо и не хочу знать, является ли Силверберг сторонником альтернативной истории — это те самые фрики, которые веруют в фальшивость существующей истории, мол, её евреи-рептилоиды-массоны написали, а так же закопали в землю тысячи тонн различной археологии, незаметно и скрытно перелопатив миллионы миллионов тонн земли и грунта, даже не повредив её. Пофиг, что сейчас у нас тупо нет таких технических возможностей — ну вот даже здесь в комментах отметились дилетанты-неучи, которые пишут про «количество продаваемых археологических артефактов значительно превышает их количество». Они даже не в курсе, что запасники практически всех крупных музеев буквально ломятся от археологии — тупо нет залов и помещений, чтобы всё это выставить и показать, да и нет смысла, и жалуются на вандалов и мародёров, которых по ошибке именуют «чёрными археологами» за то, что те смеют их обманывать.
Нормальному настоящему археологу, работающему в рамках правового поля, практически невозможно ничего спрятать и продать на стороне — это технически почти невозможно и слишком рискованно. Не говоря уже о том, что любой кандидат наук с соответствующей специальностью без особого труда разоблачит 99% подделок, то, что можно якобы «сами изготавливают, закапывают в землю, чтобы приобрели соответствующий вид, проводят экспертизу и продают. « — это просто термоядерный бред, этим занимаются криминальные элементы, продавая богатым дурачкам «археологические» находки, а не учёные-археологи. Повторюсь, любая вменяемая экспертиза разоблачит это на раз с помощью любого из множества методов датирования археологических находок, и это при условии, что автор подделки не спалится на одном из множества очевидных косяков, заметных невооружённым взглядом.
Сам же рассказ повествует как раз-таки о мародёре, который по авторской иронии именуется археологом — и я думаю, это всё же авторский замысел, ибо Силверберг несколько раз сетует на наше общество, которое интересуется лишь побрякушками, пренебрегая прочими историческими ценностями. Индиана Джонс в такой же ситуации продался и таскал из бесценных храмов лишь отдельную бижутерию, активно разрушая прочую материальную культуру. Да и в целом история неплохо критикует недомыслие общества, которое не способно осознать истинную ценность исторического наследия.
P.S. Позабавило восхищение Шлиманом. Он как раз-таки — тоже отпетый мародёр, порушивший все культурные слои ради того, чтобы нагрести побыстрей побольше ювелирки.
god54, 16 сентября 2015 г.
Сегодня количество продаваемых археологических артефактов значительно превышает их реальное количество. И ничего — покупают, ибо эксперты, сами же и продают. Я с этим сталкивался на примере монет: сами изготавливают, закапывают в землю, чтобы приобрели соответствующий вид, проводят экспертизу и продают. Просто фантастика. А рассказ, как мне кажется, слишком слаб в литературном отношении: рассказ от первого лица, словно статья в газете, этакий очерк. Нет динамики, интриги, психологии, эмоций и возможности самому читателю сделать открытие, которое преподносится автором на блюдечке в конце.
tale, 29 декабря 2008 г.
Рискуя навлечь на себя гнев поклонников писателя, хочу сказать, что видимо автор писал рассказ либо в плохом настроении, либо получив «удар» судьбы. Через весь рассказ, ну просто красной нитью, — «всё имеет свою цену» и «деньги решают все» или хотя бы дают возможности, в том числе и заниматься любимым делом. А ведь он в какой-то мере прав...
Nog, 27 декабря 2006 г.
Забавный и необычный рассказ, вызывающий, правда, подозрения и в адрес земной археологии. Впрочем, это все же скорее шутка :)
sergu, 15 января 2018 г.
Юмор этого рассказа можно выразить практически одним словом в разных сочетаниях: необыденное для нас может оказаться совершенно обыденным для существ совсем необыденных.
Кстати, справедливость требует выступить в защиту автора, доброе имя и состоятельность идей которого пытался кое-кто своим отзывом пошатнуть, апеллируя «радиоуглеродным методом». Так вот, радиоуглеродный анализ применим только к предметам и материалам биологического происхождения. К поделкам из драг. камней и металлов он не имеет никакого отношения.
К тому же, кроме всего прочего, автор просто хотел посмеяться над тем, как бездумно легко многие платят бешеные деньги (в т.ч. и на аукционах) за различные исторические диковинки и раритеты, веря в их автентичность и полагаясь при этом на... А на что, собственно, полагаясь?
stenny, 8 апреля 2016 г.
О черт, я опять в меньшинстве.
На мой взгляд удостаиваются высоких оценок банальные романы-фэнтэзи, нажимающие на самую любимую большую мозоль читателя — как бы попереживать за героя, посочувствовать и умилиться его благополучному избавлению от напастей. Приключения тела
Мне наоборот, больше всего понравились рассказы отличающиеся динамикой развития сюжета, неожиданным поворотом, оригинальной идеей или по крайней мере нетрадиционным взглядом на какое-то явление или событие.
Тот самый «сайенс фикшн». Чистая идея.
и черный-черный юмор, с мягкой иронией или едким сарказмом, или просто грамотно и тонко составленный стеб меня радуют больше нежели всякие культовые Маджипур или всякие Принцы Амбера.
Меня забавляет чисто интеллектуальное решение и литературное оформление. Силверберг гораздо легче и красивее владеет языком, чем Харлан Эллисон, к примеру или Фриц Лейбер.
Прекрасная зарисовка, миниатюра, пародия, что-то вроде литературной «Шутки» Баха.
Правда с самого начала по тому как легко и быстро описано, как ПРИВОДЯТ на место археолога, я заподозрила что это все подделка.
Однако меня восхищает умение созать атмосферу и настроение всего лишь кратким упоминанием там и сям — музеи Лувра, раскопки Шлимана. сразу видна действительная характеристика человека. и это романтик до мозга костей еще до выпуска из начальной школы.
Конечный итог — смирение с суровой действительностью и доля в «фирме» напоминают описание похожего эпизода из «Комедиантов» Грэма Грина. Где герой продавал зажиточным крестьянам намалеванные пейзажи с вымышленными именами художников. И похищение портрета тети Августы, кисти Модильяни в «Путешествии с тетушкой».
Смысл такой — Жизнь интереснее, чем вам кажется. ( или Мир, как там говорит Пушной) Если посмотреть под другим углом.
FAINT, 29 декабря 2007 г.
Землян обвели вокруг пальца!:weep: Mundus vult decipi, ergo decipiatur — мир желает обманываться, пусть же его обманывают... Очень не радует потребительское отношение к археологическим ценностям, пусть даже поддельным.:abuse: Не археология, а гробокопательство.:mad: Правда, ГГ это сознает. Не все с ним потеряно.
Yazewa, 18 февраля 2008 г.
Если шутка — то не забавная. Слишком большие натяжки (в т.ч.прав asb). А серьезно — и вовсе ничего интересного.
asb, 17 января 2007 г.
Досттаточно примитивный подход. Ведь есть радиоуглеродный метод и прочие способы определения возраста.