fantlab ru

Райан Кейхилл «Сквозь тьму и свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Сквозь тьму и свет

Of Darkness and Light

Роман, год; цикл «Связанные и сломленные»

Аннотация:

Герои восстанут. Нации падут.

За высокими стенами Белдуара Кейлен Брайер и его спутники стоят на защите города и его нового короля. За более чем тысячу лет Белдуар ни разу не пал. Он стоял как бастион надежды. Но Лорийская империя снова у его стен, и Драконья гвардия наступает.

На севере сестра Кейлена Элла в сопровождении Фейнира прибывает в порт Антикер. Она не боится неизвестности и намерена довести дело до конца, что бы или кто бы ни встал у нее на пути.

Тем временем в посольстве Чародейского Круга Рист Хэйвел оттачивает свои новообретенные навыки, готовясь к испытаниям. Рист не знает, что за ним наблюдают, измеряют и судят. Он попал в Круг не случайно. В нем есть талант. Но даже талантливые люди могут совершать ужасные поступки.

Когда лорийские войска высаживаются на южных берегах, а мятежные письма Эйсона Вирандра попадают в нужные руки, только рыцари Акерона видят истинную опасность. Опасность, которая зарождается во тьме. Надвигающаяся тень не остановится. Она поглотит все на своем пути. Потому что все, чего она жаждет — крови и огня.

Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Сквозь тьму и свет
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Of Darkness and Light
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первому тому цикла я выставил оценку с авансом, благо все обзорщики хором вещали, что это только пролог, что дальше начнется ТАКОЕ и автор всем покажет и вообще это новое слово в эпическом фэнтези, разрыв шаблонов и прочее. Так что со второго тома никаких скидок циклу я делать не буду.

И, надо сказать, «Сквозь тьму и свет» действительно очень сильно отличается от предыдущей книги, если раньше Кейхилл играл на поле классической героики, то тут он решил добавить эпика и погуще, введя кучу дополнительных сюжетных линий: их здесь столько, что легко за пояс какой-нибудь Малазан можно заткнуть. Минус в том, что Кейхилл совершенно не умеет работать с персонажами: ни давать им экспозицию (так что постоянно приходилось лезть в Вики по циклу, что бы узнать, а кто это такой, был ли он в тексте раньше и почему он должен быть мне не безразличен), ни наделять их хоть какими-то яркими чертами характера (из-за чего их буквально можно переименовывать в NPC-шные метки «зловещий злодей №2» или «сильная женщина №3». Смысл сильно не изменится, но хотя бы разбираться в нагромождении имён будет проще.

Главная проблема сюжета в том, что он он лишён центрального стержня. Главный герой со своей компашкой просто плывет по течению перемещаясь между локациями по сиюминутным соображениям, в другой сюжетной линии готовят революцию, в третьей пытаются не допустить революции, в четвертой учатся в местной маг.академии — остальные вообще непонятно чем занимаются, в лучшем случае тоже перемещаются между локациями, а то и вовсе топчутся на месте. У сюжета нет какого-то центрального стержня, который бы связывал разрозненные сюжетные линии вместе, как было, например в «Колесе времени» где над всеми событиями висела тень грядущего Тармон Гайдон. Даже простая расстановка сил пока остаётся весьма мутной, автор не спешит раскрывать природу здешних темных и того, насколько плотно здешняя Злая Империя с ними сотрудничает (вроде как сотрудничает, но Троллоки, ой, пардон Ароки, на них все равно нападают).

И да, автора очень сильно подводит апологетство к более мастеровитым и известным коллегам по цеху: можно бесконечно долго препарировать роман на тему «Это взято из «Эрагона», это из «Колеса времени», это из «Верных и павших» Гвинна, тут автор покусился на «Властелина Колец», а здесь уже «Ведьмаком» запахло». Не смотря на большое количество разрозненных сюжетных линий каких-то своих, уникальных фишек циклу по прежнему отчаянно не хватает. Похвалить могу разве что то, что автор совершенно не жалеет своих персонажей и гибнут они направо и налево, подчас довольно неожиданно. С другой стороны — а чего этот картон жалеть? Замочил «благородного воителя №3» — всегда можно четвертого и пятого ввести, благо судя по распуханию объемов сиквелов (с третьего тома автор будет писать по 1000+ страниц) тенденция к почкованию сюжетных линий будет продолжена.

В целом, Кейхиллу очень сильно не хватает работы с грамотным редактором, который бы вел текст начиная с синопсиса, помогая выстраивать сюжетные линии (чтобы не было такой лажи, что решающее сражение начинается в одном томе, а завершается в другом), указывая на недостатки и заставляя переписывать откровенно неудачные места. Часто авторы фэнтези, публикующиеся самостоятельно говорят, что редакторы только ограничивают их творческую свободу, что без них им дышится вольготней, но в случае со «Связанными и сломленными» можно наблюдать весь блеск и нищету англоязычного самиздата (с другой стороны большие батальоны «чувствительных» и «разнообразных» бета-ридеров испортили последний том Магнум Опуса Сандерсона — но это уже совсем другая история). Иногда, конечно, в самиздате рождаются самородки без должной огранки, как в случае с «Королями рая» Нелла. Но здесь, увы, самородками и не пахнет. А вот кое-чем другим...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть правило.

Всегда давать шанс авторам-новичкам, пишущим начальную книгу объемного цикла.

Первые работы и первые пробы зачастую бывают неуклюжими и неудачными, ввиду отсутствия у писателя опыта. А далее он уже “расписывается”, матереет, “обрастает мясом” и более позднее творчество разительно отличаются по качеству от более раннего. В положительную сторону.

И данное правило никогда меня не подводило. Цикл “Архивы Дрездена” от Джима Батчера и первые два романа, где он только-только нащупывал и осматривался, в каком пути ему двигаться. Что было далее- многие уже знают. Цикл “Колесо Времени” Роберта Джордана и его первый роман- “Око мира, который предворял начало и расставлял фигуры на шахматной доске сюжета. Далее была “Великая охота”, где автор ушел от некоторого подражанию Толкину и начал писать уже свою самобытную историю.

Это только наиболее яркие примеры, где мое правило работало. Можно вспомнить еще более современного автора- Брайана Стейвли. Каждый его роман был лучше предыдущего. Последний же, “На руинах империи”, практически идеален по своему исполнению и содержанию. Вот где виден авторский рост.

Но в случае с молодым и начинающим автором британского самиздата Райаном Кейхиллом и его циклом “Связанные и сломленные” мое правило дало сбой. И не сработало.

Прежде, чем перейти к тому, что не так с “Сквозь тьму и свет”, стоит отметить, что первая книга, “Сквозь кровь и пламя”, оставила в целом приятные впечатления. Ламповая, атмосферная, слегка сказочная по своему исполнению и содержанию “героика”, с не самыми плохими героями и зигзагами сюжета. Да, “уши” классиков жанра в лице Толкина, Джордана и др. торчали везде, где только можно, начиная с завязки и общих идей и заканчивая отдельными мелочами вроде меча главного героя, который подарил ему его отец (Привет Ранд ал Тор и его меч с цаплей на эфесе, который достался ему схожим образом).

За вычетом копипасты и отдельных нелепых моментов, “Сквозь кровь и пламя” мне понравилась, и я ей поставил высокую оценку, в некоторой надежде, что автор дальше пойдет по своему пути, проведет работу над ошибками. Тем более, что все западные фанаты в один голос твердили, что ‘’Сквозь тьму и свет” это разрыв всего и вся, и что Кейхилл восходящая звезда фэнтези и все в этом духе.

Что ж, надежда была. Не маленькая. Но после прочтения второй книги- сгорела до состояния угольков и вряд ли снова вспыхнет ярким пламенем.

А теперь непосредственно к самому отзыву.

Первое, что отличает “Сквозь тьму и свет” от предыдущей книги- это масштабность и количество сюжетных веток с кучей персонажей. Тут Кейхилл дал себе волю и разошелся по полной. Количество героев реально много. Масштаб большой. Охвачены многие регионы Эфирии. И это, наверное, единственный плюс во всей книге. Если можно “такую” масштабность записывать в плюсы.

Из такого авторского размаха и растут ноги все основных проблем романа.

Первое.

Персонажей много. Реально много, как для книги объемом 660 страниц. Тут как уже известные по “Сквозь кровь и пламя”, так и новые. Но вся беда в том, что они НИКАКИЕ абсолютно. Бездушные, картонные, манекены, без какого-либо характера и развития.

Автор не удосуживается их хоть как-то прописывать (или банально не умеет это делать) и давать им характерные черты, по которым можно было одного от другого отличить. Назови ух условно Воин 1, Воин 2, Маг 1, Маг 2 или Злодей 1 или Злодей 2- ничего не поменяются, ведь картон однообразен по своему виду и содержанию. Кейхилл не делает какой подводки к ним, экспозиции нет.

Доходит до абсурда, что ряд персонажей не имеют какой-то сюжетной привязки к остальным героям и сюжету в целом, и к прошлой книги вообще. То есть появились из воздуха. Сюжетная линия, которая разворачивается вокруг этих героев, написана так, как будто читатель уже в курсе кто они такие и какая обстановка сложилась вокруг. Автор отделывается скромными намеками о прошедших событиях, но этого явно недостаточно. Я сначала даже не понял, а зачем все это надо, почему это должно быть интересно? Да и в конце я тоже не понял, так как связь данных субъектов с остальным происходящим не особо просматривается.

В следствии всего этого, драма, которую автор пытается нагнетать, силясь вызвать чувства сострадания и сопереживания к героем, с треском проваливается. Какие вообще чувства и эмоции можно испытывать к пустым картонкам?

Да и романтика, коей нашлось место в романе, по развитию и содержанию нелепа и не убедительна. Постояли рядом друг с другом, в глазки поглядели друг другу, обменялись колкостями и глядь через некоторое время между нами уже симпатия ни с того ни с сего нарисовалась. Мало того, что герои сами по себе пустые, так и их взаимоотношения между собой просто НИКАКИЕ. Станиславский от такого точно кричал бы во весь голос- НЕ ВЕРЮ!!

Второе.

Сюжет. Сюжетно “Сквозь тьму и свет” продолжает “Сквозь кровь и пламя”, прямо с того места, с которого последняя закончилась. Как и в случае с персонажами- сюжет в данном романе абсолютно несуразен.

Да, у нас куча повов с такой же кучей персонажей, но какой с этого толк, если каждая линия повествования не связана друг с другом? В одной мутят революцию, в другой пытаются ее предотвратить, в третьей проходят обучение в магической академии, в четвертой и пятой вообще не понятно чем занимаются, а лишь тупо приключаются и таскаются из одного места в другое без какой-то конкретной цели, а в другой вообще топчутся на месте, ничего толком не делая.

У сюжета нет цельного ядра, основы, идеи, которая объединяла бы все линия повествования.

Например.

У Толкина- это добраться до Роковой горы и уничтожить Единое Кольцо, у Джордана появление Дракона Возрожденного и освобождение Темного из его узилища, у Стивена Эриксона вообще целый букет из борьбы с повстанцами и захватчиками с хитросплетением разного рода интриг, с противостоянием древнему богу, набирающему силы.

У Кейхилла ничего этого нет. Удали каждую ветку сюжета и ничего кардинально не поменяется. Просто набор отдельных историй, ничем не связанных друг с другом.

Автора еще сильно подводит то, что нового он ничего предлагает. И если в первом романе это было отчасти простительно ввиду его неопытности, то здесь такое не прокатит.

Ведь что отличает хорошего автора?

Умение работать с уже наработанными предшественниками материалами и разбавлять все своими фирменными фишками (Привет Брендон Сандерсон и его глубоко проработанные магические системы), либо продолжать пахать на уже перепаханном миллионы раз огороде, но чтобы там и дальше продолжало все цвести и пахнуть (Привет Брайан Стейвли, где он ничего абсолютно нового не предлагает, но сами истории цельные, крепко сбитые и видна грамотная работа с имеющимся материалом).

Райан Кейхилл не смог сделать ни то, ни другое. Дергает от разных циклов всего понемногу, но что-то своего интересного, оригинального, у него нет. Но при всем при этом самая история неровная, рваная, с кучей проблем и нелепостей, о цельности и речи даже не идет.

Одна из немногих вещей, за которую автора можно отчасти похвалить- экшена много. Очень много. Кровь льется рекой, море трупов, персонажи мрут направо и налево. Автор их не жалеет. Но с другой стороны- чего этих бездушных фигур жалеть? Выкинул одну, ее место живо заняла другая и так можно проворачивать долго.

Итог.

Грустно. Абсолютно жаль потраченного времени

По сравнению с первой книгой автор сделал один весомый шаг вперед. История обрела масштабность, охватывая множество действующих лиц и локаций.

Но при этом сделано два огромный шага назад.

У сюжета нет цельности, того, что объединяло бы разрозненные линии повествования, сплетая их в один единый клубок. Того, что служило бы смыслом всего происходящего.

И персонажей нет. Точнее они есть, но персонажами, в их привычном смысле, сложно назвать. Скорее набор имен, под которыми нет ничего. Ни характера, ни объема. Ничего.

Роман пустой. Бесхребетный. Без характерный.

Ну и еще раз убеждаюсь, что самиздат, это конечно, хорошо. С одной стороны. Не висит за плечом дамоклов меч в лице “злобного редактора”, который бьет палкой бедного автора за то, что он пишет не то, что этот “злой” редактор хочет. Это хорошо. Полная свобода действий. Твори что хочешь, как хочешь и сколько хочешь.

Но есть и в этой свободе один жирный нюанс. Нет того человека, который вправил бы автору мозги, заставил не то что некоторые моменты переписывать, а весь роман пускать под нож и писать все сначала, но уже под чутким руководством, ведя текст от начала до конца, помогая грамотно его выстраивать. За примером далеко ходить не надо- Брайану Стейвли пришлось переписать свой последний написанный на данный момент роман “На руинах империи” с нуля, полностью. Что пошло ему пользу- на выходе мы получили великолепный образец современного фэнтези.

Но в случае с Райаном Кейхиллом мы имеем, то, что имеем. За все приходится платить. И судя по восторженным рецензиям западных читателей- им текущее творчество автора нравится. А он и рад стараться, раздувая объемы следующих своих книг до огромных значений в 1000-1500 страниц.

И честно говоря- даже страшно представить, что там наворочено далее. Ведь помимо исправление текущих проблем, историю надо двигать дальше к логичному завершению. И что-то я сомневаюсь, что дальше все кардинально изменится в лучшую сторону, и что Кейхиллу в принципе удастся завершить свой цикл должным образом.

Но я не переживаю по этому поводу абсолютно.

В мире так много хороших книг, которые так и ждут чтобы их наконец прочитали.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мире, описанном в романе, кроме людей существует достаточное количество рас и существ, но люди занимают главенствующее положение. С развитием сюжета расширяется география вселенной и становится известна история ее происхождения. Главные герои оказываются в центре глобального по масштабу заговора, поэтому именно от них зависит будущее престола. Яркие и колоритные персонажи у Кейхилла могут быть только положительными или только отрицательными. Во второй книге цикла автор уходит от канонов классического фэнтези и его герои идут своим отдельным путем. В отличие от большинства персонажей классики главные герои романа достаточно молоды, бездонной силой не обладают, поэтому результаты их борьбы со злом заранее не предопределены. На мой взгляд самое главное заключается в том, что по мере развития сюжета взрослеет единственный дракон, предки которого исчезли достаточно давно при необычных и до сих пор неизвестных обстоятельствах, что является многообещающим фактором для следующих книг.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман до полного слияния сюжетных ходов был похож на «Эрагона». Правда «Эрагон» здешний был покусан и заражен Фитцем Чивелом, и стонал и мучил себя и окружающих всю ту книжку.

Эта часть твердо встала на путь «Колеса Времени», с умножением сюжетных линий. Их становится реально много. Начинает расти количество «сильных женщин», Найнив прямо уже просматривается, а так же описаний кто во что одет и кто и что съел. Наивность, граничащая с идиотизмом в исполнении главного героя остались и стонать он не прекратил, хотя стал это делать все же меньше, теперь на него ощутимо влияет дракон. Но дракон не слишком интересен. Общается на уровне эмоций. Ну да, летает, огнем пышет, всадника своего защищает. Причина, зачем такому дракону вообще нужен всадник не понятна.

Забавная деталь, мучается физически герой постоянно, то жарко, то холодно, то всё болит от верховой езды, но натёр чего-нибудь. После трех взмахов мечом норовит упасть от усталости. Но загнав своего героя в настоящий переплет, совершенно неожиданно автор проявил очень грамотную сдержанность.

Я не понимаю, проблемы это текста, или перевода, но любимая дистанция при описании чего-либо — 20 футов. При чем в эти 20 футов может поместиться что угодно, а преодоление их занять значительное время. Ну и на поле боя обязательно плохо пахнет. Многократно подчеркивается. В общем арсенал выразительных средств у автора невелик.

Враги неисчислимы. Бонусом проходит, что конфликт происходит не между «хорошими» и «плохими», а трехсторонний. Но учитывая, насколько неторопливо развиваются события, размеры всего этого повествования вполне могут достигнуть «Колеса Времени». А могут и не достигнуть, если автор не улучшит качество текста.

Как отмечено в самом первом отзыве, книга начитана, и чтец старался. Но так странно, что слушать её нормально можно лишь на скорости на четверть большей номинала.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во тьме нет ничего желаннее луча света

«Боль тем и полезна. что заставляет двигаться дальше.»

Ирландец Райан Кейхилл приятно удивил второй книгой цикла «Связанные и сломленные». В противоположность первой, которая казалась собранием жанровых клише и апофеозом вторичности, вторая не то, чтобы заблистала оригинальностью, но явно обрела собственное лицо. И это лицо, на которое хочется продолжать смотреть. А поскольку романов в серии еще как минимум пять и если Фанзон продолжит переводить — это история на несколько ближайших лет. Мало что способно так порадовать, как новая встреча с героями за чьими приключениями начали следить, будучи моложе и лучше, так давайте вглядимся повнимательнее.

Напомню. юный Кейлин Брейер из забытого Богом, но не властями, уголка этого мира — Прогалины, вступая во взрослую жизнь и проходя с друзьями-одногодками Испытания, влипает в неприятности, о каких и помыслить нельзя было, лишившись всего, что ему дорого и сделавшись изгнанником. За ним охотятся имперские солдаты и совершенно непонятно, чего ждать от завтрашнего дня, да и будет ли он вообще. Волею судеб, именно ему предстоит стать водителем новорожденного дракона — дралайдом в мире, где драконы. казалось бы, перестали рождаться. Такой себе, двойной роман воспитания: герой взрослеет сам и воспитывает питомца. С ним рядом друзья, но один из них, похищен загадочной Тенью, его сюжетная линия продолжает развиваться самостоятельно. В точности как арка старшей сестры Кейлина красавицы Эллы, девушка бежала из родительского дома с любимым, за которого зажиточный отец нипочем не позволит ей выйти, к финалу первой книги Элла скиталица в чужой земле. И все на фоне основного противостояния Эфирия-Империя, за которым не то, чтобы совсем прозрачно, но все же угадываются Ирландия с Британией.

Вторая книга, «Сквозь тьму и свет», начинается в точности там. где заканчивается первая, однако, в противовес неспешной экспозиции «Сквозь кровь и пламя», здесь события пускаются с места в карьер, мощная динамика. яркие батальные сцены, расширяется состав персонажей, события обретают эпический размах. Кейхил не гладит своих героев по шерстке. выбрав метод воспитания «через боль» Кейлин по-прежнему остается главным героем, а его взаимодействие с Валерисом (драконом. если что) — главная приманка книги. Друзья тоже развиваются, мужают, проходят собственные испытания. Кроме Калена, Фарды, Дана, Риста, Далена и Эсона, здесь появляется Каллинвар из ранней новеллы этой серии — «Падение» (The Fall), а ярчайший Дейн Атерис. Драматичная линия Эллы замечательно хороша.

Кстати, если вы хотите узнать об этом мире больше, The Fall на сайте автора в свободном доступе. А я жду продолжения этой истории. Тем более. что чтение Игоря Князева всегда приятный бонус, аудиокнига совсем скоро на Литресе.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Цикл очень похож на произведения Джона Гвинна «Верные и павшие». Там тоже автор пытался слепить из гг лидера, но всё, что получилось — это постоянные спасения ЦГГ своим окружением. Так и здесь ЦГГ слабо тянет на лидера: маг слабенький, боец средненький, планировать особо не умеет, выручают постоянно сотоварищи и ручной дракон. Очень многих сильных женщин-лидеров, все как на подбор язвительны, остроумны и дерзки, крутят мужчинами любых возрастов как мальчиками. Враги практически непобедимы. Есть попытки оправдать маньяков-людоедов. Убогое благородство по отношению к лидерам Империи — маньякам по сути, зато простых солдат врага косят без жалости. От цикла «Колесо Времени» взяты троллоки — араки, Темнейший — Предатель, маги и другая нечисть. Читать можно, но всё пока напоминает мышиную возню. Тайн особо нет, может только другие континенты, но про них практические ничего не сказано, ситуация похожа на цикл «Верные и павшие» — там тоже маленькие государства без особой структуры управления и чётких границ, злая непобедимая раса, управляющая за спиной, люди пришли из других миров/континентов.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх