fantlab ru

Владислав Крапивин «Дети синего фламинго»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Оценок:
772
Моя оценка:
-

подробнее

Дети синего фламинго

Повесть, год; цикл «Летящие сказки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 69
Аннотация:

Самым обычным вечером школьник Женя Ушаков, вдоволь наигравшись с друзьями в рыцарей, возвращается домой. В пути к нему обращается странный человек, рассказывающий еще более странную историю: будто бы есть на свете невидимый остров Двид, жителей которого держит в страхе и повиновении Ящер, и только настоящий рыцарь может его победить... Но отправляться нужно прямо сейчас.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: журнал «Уральский следопыт», 1981, N 1-3.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1981 // Крупная форма

лауреат
Аэлита, 1983 // Премия «Аэлита»

Экранизации:

«Легенда острова Двид» 2010, Россия, реж. Анарио Мамедов



Похожие произведения:

 

 


Летящие сказки
1982 г.
Всадники со станции Роса
1985 г.
Дети синего фламинго
1989 г.
Летящие сказки
1991 г.
Возвращение клипера
1994 г.
Собрание сочинений. Книга 4. Дети синего фламинго
2000 г.
Дети синего фламинго
2002 г.
Дети синего фламинго
2004 г.
Летчик для особых поручений
2005 г.
Дети синего фламинго
2014 г.
Дети синего фламинго
2017 г.
Дети синего фламинго
2019 г.
Летящие сказки
2019 г.
Дети синего фламинго
2020 г.
Дети синего фламинго
2021 г.
Дети синего фламинго
2022 г.
Летящие сказки
2023 г.

Периодика:

Уральский следопыт 1981`3
1981 г.
Уральский следопыт 1981`2
1981 г.

Аудиокниги:

Дети синего фламинго (аудиокнига MP3)
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Les Enfants du flamant bleu
2004 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Привет всем читателям!

Кажется, что детская повесть. И написано для них и как-то по-детски.

Но Крапивин ненавязчиво раскрашивает, ставит акценты на правильном и....теплом. Просто приковывает внимание.

Написано очень увлекательно, хотя, наверное, стоило прочитать книжку еще ребенком.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да это фактически советская антиутопия в стиле «Голодных игр», «Дивергента» и прочих подростковых историй про страшное тоталитарное государство. Но вот противоречие — написано для младшего возраста и с большим гротеском, но всё равно лучше и интересней. Много здесь наивностей, есть и нелепости, но это как раз тот случай, когда «это для детей и можно чуть проще». Тут Крапивин вообще выступил очень изящно — он умудряется писать для детей как для детей, а не идиотов, как многие его современники и коллеги по цеху.

Книга к тому же отдельно хороша тем, что учит сугубо правильныим и верным вещам. Борьбе за справедливость, верности, принципиальности, отваге и помощи друзьям. Именно на таких книгах и стоит воспитывать подрастающее поколение. Не во всём согласен с автором предыдущего отзыва, но тут он полностью прав. Как у Высоцкого:

«Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

жесткая и сильная социальная фантастика, мрачная антиутопия, упакованная автором в формат сказки.

в своем отзыве на «Голубятню на желтой поляне» я писал, что автор мог бы сделать книгу «взрослой», и от этого она только приобрела.

а про «Детей синего фламинго» можно смело сказать, что именно дети как герои и повествователи, и именно сказочный антураж тут нужны.

для того, чтобы не заморачиваться выстраиванием «реалистичного» фантастического мира с демографиями\географиями, теряя по дороге главное — посыл книги, который, конечно, не является чем-то совершенно новым, но все же не слишком избит.

главный герой «Детей фламинго», обычный школьник Женька, волшебным образом (описание которого опять выдает в Крапивине талантливого фантаста, умеющего творить миры) переносится на зачарованный остров Двид, население которого живет в страхе перед Ящером, чудовищем, угрожающим городу.

правда за многие столетия гнета, они как-то срослись с монстром, и даже полиция называется «слуги ящера».

и вообще, Ящером клянутся, Ящера восхваляют как хранителя мира.

едкое описание горожан, живущих по вымороченным, бредовым правилам, составляет сильнейшую антитоталитарную сатиру.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— У нас р а в н о в е с и е п о р я д к а... —

- Такое «равновесие», что никто на Земле про вас даже не знает, -- усмехнулся я.

- И слава богу! -- вскричал он. — В этом наше спасение... Да вы кушайте, кушайте, вот апельсин... Если бы про нас узнали, тогда что? Сделали бы наш остров пристанищем для туристов? Или военной базой? Или начали бы раскапывать, искать всякие руды и нефть? Научили бы жителей воевать, ссориться, мечтать о богатстве, бездельничать? Нет уж, увольте, мы проживем сами. С Ящером или без Ящера, но одни. Нам с этими чужеземными влияниями одно горе. Стоит хоть какой-то капельке просочиться -за границы -- и началось...

публичные телесные наказания, дурацкая плюшевая одежда, и главное — бегающие глаза и свистящий шепоток, показывающий, что на самом-то деле все всё понимают, но видите ли, служба-с... хи-хи-хи-кс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-- Почему ты неприлично скачешь и стучишь башмаками, нарушая тишину прекрасного утра? Мальчик совсем поник головой. -- Отвечай! -- тонким голосом потребовал незнакомец. -- Я спешил в школу... -- пробормотал мальчик. -- Разве в школу надо спешить? В школу надо выходить вовремя и являться точно в установленный срок. А ты, наверно, бегал по пустырям с другими бездельниками. Так? -- Нет, господин квартальный воспитатель, я не бежал, честное слово, -- поспешно проговорил мальчик. -- А почему у тебя курточка в мусоре? Квартальный воспитатель брезгливо снял с мальчишкиного рукава соринку. -- Это пушинка от тополя. У нас во дворе цветет тополь... и вот... она нечаянно прилипла... -- Надо быть внимательным и опрятным... Дай твою карточку. Мальчик достал нагрудного кармашка розовый квадратик. Не поднимая головы, протянул квартальному воспитателю. Тот недовольно сказал: -- Какая она у тебя потертая! И сколько дырок...

цитировать можно абзацами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Последние новости! Слушайте, дорогие жители острова Двид! Наша жизнь течет спокойно и счастливо, хвала нашему чуткому и доброму Ящеру!.. Из-за угла на середину улицы вышел очень странный человек: в грязном белом цилиндре, коричневом длиннополом пиджаке и узких клетчатых брюках. Он странно выворачивал и вскидывал ноги, будто они сгибались в коленях во все стороны. Голова на тонкой шее вертелась, руки невпопад мотались. Человек запрокидывал голову и с какой-то натужной веселостью вопил: —

- Слушайте, почтенные горожане. Все спокойно на острове! Вчера вечером скончался уважаемый Дагомир Как, торговец клеем, красками и мороженым! Мы погорюем о нем положенное время, но скоро наша печаль сменится тихой радостью, потому что мы живем на острове Двид! Наша жизнь приятна и радостна, почтенные соотечественники! Сегодня после обеда мы соберемся на главной площади для субботних танцев! Приходите танцевать, жители столицы!

Взлягивая и дергаясь, человек прошел мимо нас. На его запрокинутом лице сияла блаженная улыбка. Я подумал, что это городской сумасшедший, и вопросительно посмотрел на Ктора. Ктор сказал с усмешкой: —

- Это наш славный Крикунчик Чарли. Наша живая газета. Он всегда там, где самые важные события... —

- Разве у вас нет радио? —

- Ра-дио?.. Ах да, есть... Но Крикунчик -- это наша традиция, к нему все привыкли. Кое-кто считает, что он чересчур шумлив, но все его любят. За то, что он любит наш остров, где царит незыблемое равновесие порядка...

мальчик, как герой принесенный из иного мира, должен якобы сразить дракона.

но на самом деле одолеть холодным оружием механическое чудовище, сотни лет назад построенное для защиты острова от вражеского флота, непосильно и для Конана-варвара, и предсказуемо проваливший миссию Женька в результате вполне кафкианского суда приговорен к казни.

таким образом ритуал «Ящер защищает горд от внешней угрозы» соблюден.

с помощью волшебной птицы пареньку удается бежать, и он знакомится с живущими в развалинах детьми-изгоями, единственными по-настоящему свободными людьми острова.

их возглавляет обаятельнейший Дуг, последний взрослый парень на острове, не ставший конформистом-обывателем в плюшевом костюме, а сохранивший свойственную молодости жажду перемен и свободы.

понятно, что героям удастся вывести из строя древнего робота, вот только...

вот только жители Двида жить уже не могут без Ящера!

и их ритуализированное бытие продолжится, пока не случится нечто по-настоящему потрясающее основы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вторжение детей из нашего мира.

вообще перед нами неожиданно жесткая и по-хорошему циничная книга, пусть, детская, но кто сказал, что книги для детей должны содержать только счастливые концовки, с непременным наказанием злых и вознаграждением добрых?

тут будут гибнуть положительные герои, добряки окажутся лицемерными подлецами, а жалкие трусы, на которых, казалось, только шикни — разбегутся, расчетливыми убийцами.

а потом... потом Женька очнется в нашем мире, со сломанной рукой и воспалением легких...

Крапивина многие упрекают в излишней идеализации детства и детей, в создании вокруг маленьких человеков, которые такие же как взрослые, только маленькие, ауры необыкновенной чистоты и даже избранности.

это конечно есть, но спрячу я политоту под спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
надо помнить, в какое время писались лучшие вещи Крапивина.

в тухлое, гнилое застойное время, из которого и выбродило в итоге и многажды проклятое «лихое» десятилетие, и то благорастворение воздуцев, которое мы имеем вокруг сейчас.

высокое искусство лицемерия, дар делать одно, говорить другое, думать третье, а чувствовать вообще четвертное, постигалось где-то к комсомольским годам в совершенстве, куда там жителям Двида с их железным Ящером, плюшевой униформой, розовыми карточками, публичными декапитациями и Крикунчиком!

так что только на десятилеток и была надежда.

десятилетки неминуемо выросли, а что с ними стало, читайте у Пелевина в «Поколении П».

детская, разумеется, книжка, очень «крапивинская», с вечными уменьшительно-ласкательными именами, романтикой дружбы и прочими его штампами.

вот только взрослым почитать будет очень полезно, хотя кто-то может и обидеться.

и этот кто-то сурово так спросит: на что намекает сказочник, не расшатывает ли он своей писаниной равновесие порядка?

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я долго искал эту книгу! Прочитал ее в детстве, несколько раз – помню, очень понравилась, но прошло время, и я совершенно забыл и автора и название. Но впечатления остались сильные, поэтому периодически старался отыскать ее, в частности на этом сайте. Были у меня подозрения, что Крапивин, искомый мною автор, но как-то не нашел я среди бесчисленного множества его произведений данную повесть.

И вот, наконец, удача! Прочитал, или скорее «проглотил» всего за несколько часов. Замечательное произведение, доброе, динамичное, местами заставляет задуматься, даже жесткое где-то. Конечно детская книга, но читается и в 30 годков легко и непринужденно.

Автор здорово описывает все происходящее, создает замечательную, сказочную атмосферу, и совершенно непонятно в какие года написана книга, так сказать произведение вне времени. Как мне кажется, одинаково легко книга читается и сейчас и в конце 70-х.

Единственный недостаток — короткая больно, думаю, автор мог бы развернуться масштабнее. А так смело можно для ребенка эту книгу на полку ставить рядом с Хоббитом, Хрониками Нарнии и Киром Булычевом.

Короче сказки из детства самые лучшие.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крапивин это особый разговор. Он несомненно гений, гений детской психологической литературы. Когда его читаешь первый раз, в душе что-то переворачивается, книга которую держишь в руках, кажется такой волшебной, лучше любой сказки. Но воздействует Крапивин так, только в определенном возрасте, либо в детстве, когда ещё маленький, наивный, ждешь чудес, веришь, что добро должно непременно победить, или совсем взрослым, даже пожилым, что бы уже понять что всё это не так, и искать чудеса в книгах. Первую стадию я уже прошла, в пятом классе «Дети синего фламинго» мне казалось таким пронзительным и трогательным произведением, лучшим, что я читала (наверное, так и было на тот момент, исключая сказки, читала тогда я совсем мало), с годами это ощущение ушло, может к старости вернется, перечитаю. Но, тем не менее, очень интересная книжка, заставляет переживать, думать, радоваться, грустить. В общем — Книга, ни смотря, ни на что, хорошая и одна из моих любимых.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это одна из двух самых недетских детских книг, которые я когда-либо читал (вторая — «Король Матиуш Первый» Януша Корчака). Здесь обманывают, здесь предают и здесь убивают... «Конечно», — сказал бы Повелитель острова Двид Тахомир Тахо. — «Ведь во все времена взрослые убивали детей». Страшно, конечно. Дети — такие наивные, такие непосредственные. Так искренне дружат. От всего сердца. А эти — убивать, со стальными монстрами бороться...

Вот не могу определить, хорошо это или плохо, что прочитал «Детей...» я только сейчас, в свои 24 года. С одной стороны, сейчас виднее все аллюзии и символы, легче считать «второе дно», найти связи с Оруэллом, Замятиным, Голдингом... В детстве бы я воспринял это лишь как страшную сказку со счастливым концом — и наплевать бы мне было на все эти умничанья. Просто восприятие было бы другим. Чувства насыщеннее и ярче.

Ну да что уж сейчас... Зато ребенку своему я когда-нибудь дам эту книгу. Пусть поплачет немного, но зато узнает цену настоящей дружбы и научится любить свое детство.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дети синего фламинго» — философская притча, социальная трагедия, книга-гротеск, антиутопия... Как победить ужасного монстра, который держит в страхе жителей острова? Монстра, который хранит баланс общественной жизни островитян; монстра, который является единственно непреложным законом существования. Страх и власть — запутавшиеся друг в друге причина и следствие, первейшие основы нашей жизни... Мы всегда боимся чего-то, мы рождаемся со страхом в душе, в страхе проходит вся наша жизнь... У него бывает много разных имен, от «терроризма» до «глобального потепления» — и он опутывает собой весь мир в липкую паутину — чтобы не вырваться, чтобы делать только так, а не иначе, чтобы подчиняться...

Но чтобы страх овеществленный, который так далек от конкретного человека, жил в его сердце как можно дольше — нужно постоянно вытаскивать на всеобщее обозрение какой-то символ — как чучело: вот снова где-то взяла на себя ответственность за взрыв дома очередная «алькаида», вот снова смыло прибрежную деревеньку где-то в «Микронезии»... Смерть, ужас, СТРАХ.

Жители должны постоянно чего-то бояться, и это что-то должно быть все время на слуху, все время перед глазами должны мелькать свидетельства о несокрушимости этого символа- и столь же неколебимой твердости «ЗАЩИТНИКА» — закона, государства...

А если власть оправдывает существование монстра? Если на «пугалках» о деяниях страшного ящера строится фундамент этого института принуждения? Если постоянно требуются новые жертвы — вещь действенная, определенная?

Ну а если жертвами должны становиться маленькие мальчики? Храбрые Мальчики, в которых начинают просыпаться юноши, Рыцари, готовые защитить? Как же замечательно — унизить, растоптать этого героя, заставив остальных поверить в непобедимость Ящера и склонить головы! Как же это ПРАВИЛЬНО — давить в ребенке будущее, чтобы дети сразу становились взрослыми — послушными, задавленными...

Но герой все равно придет. Даже если не сможет победить Ящера, даже если струсит... Он пройдет свой путь до конца, не сворачивая; он обретет новых друзей, он испытает боль потерь; и в конце концов он сможет одолеть Ящера...

Только для того, чтобы осознать страшную истину: сколь ничтожно мало — уничтожить символ, картинку... Как вычеркнуть Ящера из людских сердец? Как заставить кричать на площадях правду, если привычными являются старые слова, старые истины, сколь бы ложными они не оказывались?...

Помните у Шварца пьесу «Убить дракона»? Эта книга по сути о том же — настоящими чудовищами всегда оказываются люди, точнее — отдельные группы людей. А всем прочим так легко и просто подчиниться... Так просто слушаться привычного кнута и не поднимать глаза к небу — не видеть зарю нового мира. И смотреть себе под ноги, в дорожную пыль...

Но все равно — пока живы дети, пока жива Мечта и вера в то, что Справедливость обязательно восторжествует, настоящая справедливость — свобода выбора — все еще будет хорошо.

Надо просто верить, что те, кому ты даришь свободу, те, кому ты открываешь глаза — окажутся способны ВИДЕТЬ и ПОНИМАТЬ.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крапивин все-таки очень удивительный писатель. Безусловно, он свои книги пишет для детей: деревянные мечи, «рыцарские» бои, игры с товарищами — все это создает уникальную атмосферу, которая навевает воспоминания о детстве. Однако героям его книг (конечно же детям) предстоит реешать очень сложые и неоднозначные вопросы.

Как мне кажется, если главным героем книги сделать взрослого человека и дополнительно сделать легкие космечитеские преобразования (игры во дворе заменить хождением на работу, деревянные кинжалы — пистолетами Макарова и т.д.), то на выходе мы получим очень серьезное «взрослое» произведение. Это произведение можно будет назвать антиутопией, социальной трагедией, филосовским трактатом. Причем список этих «взрослых» слов можно продолжать дальше.

Тем не менее автор давно сделал свой выбор в сторону подростающего поколения, за что ему, конечно же, огромное спасибо. Ведь на данный момент существует огромное количесво «взрослых» книг, которые на самом деле можно отнести в разряд детских: даже ребенок может прочитать такую книгу и целиком понять ее. Однако детских книг, содержащих серьезные вопросы из области психологии или философии не так уж много.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не читанная ранее книга одного из любимых детских советских писателей. Наверное в ней автор наиболее чётко формулирует всю суть того, что является содержанием феномена «писатель Крапивин».

Классические герои — 10–12-летние мальчишки-девчонки. С горящими глазами, острым чувством справедливости-несправедливости, рыцарскими повадками и готовностью менять плохо выстроенную картину мироздания. Даже с риском для своей жизни, но в особенности для спасения жизней других. И главная, центральная мысль книги — Зло должно быть уничтожено, а Добро должно восторжествовать.

Однако не зря автор использует в повести образ Дракона — потому что даже побеждённый Дракон всегда имеет шанс возродиться в нас самих, даже тогда, когда мы стали его победителями. Потому что настоящий Дракон всегда находится не где-то вовне, не в пещере и не на дне глубокого озера, а в нас, в самых обычных нас, в геройских нас, в нас — победителях Дракона...

Читать такие книги Крапивина конечно лучше всего в своё время и в соответствующем возрасте. Но даже и сейчас, уже «возле пенсии», они вполне способны затронуть за живое и зацепить за глубинное, за спрятываемое и непоказываемое. И оставить свой отпечаток, свой след — сильный или слабый, заметный или крошечный, но в любом случае рано или позже обнаруживаемый...

Про песню «Алые паруса» барда Владимира Ланцберга иногда шутят, что если бы можно было присваивать научные звания и учёные степени песням, то она вполне заслужила звание «кандидат педагогических наук». Но тогда книги Владислава Крапивина и их автор вполне тянут на докторскую!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды, наша учительница начальных классов приболела и её подменила школьный библиотекарь. Она несколько уроков подряд читала нам эту повесть. Спустя три десятка лет всё что у меня было это впечатление. Ни автора, ни названия, ни сюжета я, разумеется, не помнил, но отпечаток в памяти остался такой, что уже будучи сильно немолодым человеком я озаботился вопросом: что же это было? Спасибо энтузиастам Фантлаба — это поистине бесценный ресурс.

Я хотел бы заметить, что Крапивин это абсолютно психоделический автор. Именно поэтому впечатление от его произведений остаётся на всю жизнь. Есть в его произведениях что-то галлюциногенное. Когда ребёнок читает их, он словно смотрит сон на яву. Жаль, что совсем немного мне удалось у него прочесть в нежном возрасте. Много упустил.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я совсем недавно познакомилась с творчеством Владислава Крапивина, и эта книга разительно отличается от ранее прочитанных в первую очередь тем, что она глубокая и серьёзная. Здесь есть смерть и боль потери. Это не просто что-то лёгкое, воздушное, приятное, под которое хочется вернуться в детство и снова увидеть мир глазами ребёнка. Эта повесть затрагивает действительно серьёзные взрослые проблемы, заставляет задуматься о личных и общечеловеческих ценностях, о справедливости и свободе.

А ведь мы действительо все живём на острове Двид под гнётом ящера. А ящер часто оказывается не там, где нам представляется. И мы не сопотивляемся, мы привыкли к ящеру, нам внушили, что он обеспечивает порядок — и мы свыклись с этой мыслью. И покорно бредём, понурив головы, слушая Крикунчика Чарли. Не потому что мы его любим, уважаем и верим ему, а потому что не видим иного выхода, да и не хотим его видеть, привыкли.

То, что объединяет эту книгу с другими книгами Крапивина — это крепкая дружба, детская искренность и непосредственность, благородный, честный, отважный герой — настоящий рыцарь. Пусть даже с деревянным кинжалом.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное одно из главных предназначений настоящей литературы-помочь человеку разобраться в самом себе и окружающей действительности. Желающим сделать это, в помощь даются прекрасные, умные книги, оставленные талантливыми писателями не только для своих современников, но и для последующих поколений. Владислав Петрович Крапивин показывая в этой повести вымышленный мир, невольно как в зеркале отразил нашу нынешнюю действительность. В книге так много явных параллелей, что я просто не могу обойти их стороной. Да, да, именно так, нужно только совсем немного желания и проницательности, чтобы увидеть в обществе острова Двид нынешнюю объективную реальность. Равновесие порядка-это убаюкивающая иллюзия спокойствия и процветания, в которую к сожалению склонны верить люди острова, под одурманивающие вопли Крикунчика Чарли. Как все это похоже на происходящее за нашим окном, а Крикунчик Чарли теперь живет в экране нашего телевизора. Любое талантливое произведение не есть отвлеченное писание, оно всегда в той или иной степени актуально для желающих снять розовые очки и пошире открыть глаза.

Именно такие люди столь опасны для Правителей острова Двид, именно для борьбы с ними и предназначался Ящер, чтобы ни у кого не возникло желание переделать свою жизнь. А для иллюзии бесперспективности борьбы была разработана целая полит.технология, в сети которой и попали Женька с Юлькой. И как следствие, у покорного населения рождается ключевая гибельная мысль: «С Ящером воевать бесполезно, поэтому надо приспосабливаться». В итоге само собой получается, что для счастья вовсе не обязательно к чему-то стремиться, о чем-то мечтать и хотеть чего-то нового, вопреки установленным порядкам. Помните, как поет Кипелов: «Может лучше лежать тенью забытой, на горячем песке, от страстей вдалеке, где царит тишина и вечный покой»? Нет, только тот может называться настоящим Человеком, кто готов жить вопреки этому!

Ведь в разговоре Женьки с мамой, Крапивин гениально дал свое понимание смысла человеческого бытия. Это заключается в радости от жизни, а самая большая радость-это любовь. И тогда ты придешь к конечной цели, вершине морального наслаждения- к ощущению счастью. Это можно испытать от самых простых и доступных вещей: солнечного утра, свежести зелени леса, лица любимой. Все это находится рядом с нами, только протяни руку, но почему-то такие простые вещи оказываются почти всем недоступными и в этом состоит один из самых главных жизненных парадоксов. Человек сам создает для себя фантом из ложных ценностей, погружаясь в которые, делает свое существование пустым и бессмысленным. А к этому умело подталкивает нас Ящер, как известно находящийся не только во вне, но и внутри нас. Поэтому победа ребят над монстром из озера, явилась лишь началом пути к свободе острова.

Крапивин не стал излишне идеализировать мальчишек, Женька с Юлькой испытали и панический страх и отсутствие стойкости. Но ведь настоящая твердая воля только куется в детстве, чтобы проявиться в уже взрослом возрасте. Главное не затаить в себе плохое, а чистые детские слезы всегда смоют проявившуюся слабину характера. Искренне пережить свое горе и стыд тоже дорогого стоит, а на помощь всегда придут верные друзья. Но гораздо тяжелее пережить смерть своего друга, всем сердцем ощутить безвозвратность потери, когда живой человек превращается всего лишь в воспоминание.

И ребята прошли через такие испытания, потому что познали то, что никогда не узнать Отшельнику. Они узнали Истину: нужно всегда быть Человеком, без отговорок и компромисов перед совестью, в самом себе, как в зеркале, отражая моральную меру своих мыслей и поступков. Тогда ты будешь Человеком и перед собственным внутренним Я, а когда ты уйдешь из этого мира, ты останешься Человеком перед Вечностью, перед крапивинским Великим Кристаллом.

А еще необходимо сделать свой трудный выбор, как это сделал Юлька. Нужно преодолеть успокаивающее чувство казалось бы выполненного долга, побороть желание оставить для других выполнение начатого тобой дела, а для Юльки, пересилить непреодолимую тягу маленького мальчика к своей маме. И такой выбор всегда стоит перед каждым человеком в какой-нибудь точке его жизненного пути. Вся трудность сделать такой шаг очевидна, но тем кому это удается, уготована велика награда-стать тем самым настоящим Человеком. Спасибо Владислав Петрович за то, что указали в данной повести путь к этому.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшие воспоминания моего детства, и, пожалуй, эту повесть я считаю лучшей из всего, что я читал у Крапивина. Это потрясающая романтическая сказка. «Лётчик для особых поручений» и «Ковёр-самолёт» тоже замечательны, но в них герои идут к мечте «за белым кроликом», хоть и осмысливая чего-то на своём пути. Они — скорее, ностальгический гимн прошедшему детству. «Дети синего фламинго» — это сказка, которая очень серьёзно рассказывает о борьбе со злом, трусостью, ложью и подлостью. Долгое время я считал фильм «Убить дракона» отредактированной для взрослых версией сказки. Они, действительно, безумно похожи в главном, хотя во всех смыслах рассчитаны на разную возрастную аудиторию. Но даже если Крапивин написал повесть под влиянием пьесы Шварца, это нисколько не омрачит незабываемых часов, потраченных на прочтение.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Убивать детей для безопасности государства?» — фраза, которая надолго врезалась в память.

Если бы Крапивин писал эту повесть «для взрослых» и «про взрослых», то она бы потеряла свою красоту. Ведь только дети хотят всё изменить к справделивости, а не к собственной выгоде.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаю, что сейчас наминусуют, но не могу не ответить автору предыдущего поста.

Бога ради, не читайте больше Крапивина, это не для Вас! Это для тех мальчишек, которые не пройдут мимо подскользнувшейся старушки и смогут ответить зарвавшемуся хулигану. Это для тех, кто льет кровь на Добассе, защищая простых русских людей. Для тех, у кого навернутся слезы при прочтении. Благодаря таким сказкам и есть еще у нас в стране достойные люди. Вам, к сожалению, не дано этого понять. А что до того, что Крапивин не разбирался в психологии детей... Думаю, что не Вам судить об этом, а тем, кто пропустил через свое сердце книги Мастера, все — от « Журавленка» до «Островов».

За сим откланяюсь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх