Кобо Абэ «Человек-ящик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Человек, надев на себя ящик из гофрированного картона, сделав в нем прорези для рук и смотровое окошечко со шторкой, прячется в этом ящике от окружающей действительности. Но ждет и ответной реакции: окружающий мир не должен касаться его никоим образом. Но сложность в том, что общество не отпускает человека-ящика из своих цепких объятий, завязываются странные отношения с миром вокруг. Отсюда несколько смысловых пластов романа: вначале мы читаем записки самого человека-ящика, потом оказывается, что он наркоман и может быть это всё его галлюцинации, на горизонте появляется ложный человек-ящик, и уже не понятно кто пишет эти записки, где-то возникает ощущение, что сам Кобо Абэ прячется от всех в ящике. В общем не всё так просто в этом полном метафор романе. Параллельно развивается детективный сюжет, отчего роман прочитывается на одном дыхании.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №08, 1976», 1976 г.
— журнал «Иностранная литература №09, 1976», 1976 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 29 января 2025 г.
Продолжаю дальше знакомится с творчеством сего японского литератора и сегодняшний роман, наверное, самый неоднозначный для многих читателей (судя по оценкам на разных сайтах, так и есть).
Главный герой начинает новую жизнь в картонном ящике — выбирает подходящий по размеру, прорезает окошко, вешает шторку, лампочку и уходит в мир.
По мере чтения я трактовала происходящее по-разному: и как нечто близкое чеховскому «Человеку в футляре», только пошедшему дальше, и как возможность разобраться с самим собой и найти своё Я, и как глубокую стадию интровертизма (есть вообще такое?), да и просто, как аллегорию на тенденцию к скрытию реальных чувств от внешнего мира…
Кажется, что скрытых подтекстов много и есть не одно двойное дно
Но
под конец у меня сложилось стойкое ощущение, что автор слишком заигрался во всё происходящее и запутал не только нас, но и самого себя… кажется, что театр абсурда в поворотах головоломки надышался ядовитых испарений наркотического бреда и увёл нас не пойми куда
Тем не менее у меня впереди ещё две истории Кобо Абэ
Лекс Картер, 15 сентября 2009 г.
Как и любая другая работа писателя уровня подобного Абэ Кобо, «Человек-ящик» имеет большое личностное значение для японского автора-затворника. Само оправдание замкнутости и убеждение с каким он выстраивает целостность жизни своего героя говорит о понимании автором своего героя, куда большем, чем просто персонажа. Метафорой человека, закрывшего себя ящиком из гофрированного картона, доведена до абсурда попыткой спроецировать символический образ на реальном мире. Вместе с этим Абэ Кобо сосредотачивается на вытекающих из этого проблема, ярко выписывая все плюсы и минусы постоянного существование в ограниченном замкнутом пространстве.
Вообще, первое, за что Кобо надо читать однозначно – метафоричность. Более того, у него вообще мало вещей, которые могут восприниматься прямо, и каждый образ нуждается в отдельном осмыслении, что делает его произведения особенно ценными для любителей литературных загадок. Так, например, снаружи ящик олицетворяет замкнутость и незаметность, а внутри, для его обитателя обращается внутренним миром со своими, неведомыми за его пределами законами. Остро стоит вопрос восприятия правды и вымысла
Принеся физическое в жертву чувственному Кобо допустил в произведение изрядную долю сентиментализма, постепенно разрушив ту самую реалистичную проекцию, которая легла в основу идеи, а вернее, даже, осмысленно от нее отказался, дав таким образом ответ, что замкнутость это, в первую очередь, отказ воспринимать реальность. И все бы ничего, более того, ответ на поставленный вопрос хорош, но под конец, хоть старые загадки и получают ключи к решениям, загадываются новые, еще более специфические
Таким образом перспектива стать человеком- ящиком у Кобо выглядит весьма заманчивой, а элементарные неудобства сведены до минимума, вроде фразы: «Пока человек потеет, он еще не настоящий человек ящик». Жизнь бродяги в коробке, надетой по пояс по-своему даже хороша, пока о ней не задумываешься в суровом реализме, который у Кобо напрочь отсутствует. Как бы признавая это, автор вводит в рассказ лжеца – тот же ящик, но внутри него совсем другой человек, для которого ящик и не часть жизни, а ее праздное разбавление новыми впечатлениями. У него есть работа, есть обязанности, есть возможность снять с себя коробку в любой момент, меняя образ человека-невидимки на нормальную жизнь. Однако, лжец никогда не станет настоящим человеком-ящиком, не постигнет опыта бродяжнической жизни, хотя, ему этого и не нужно. Забавляет сама перспектива загнать себя в ограниченное пространство и через маленькое окошечко наблюдать за жизнью других людей, которые тебя не замечают.
«Человек-ящик» — это метафора еще и аскетизма, в котором дом – четыре комнаты, а в нем нет ничего лишнего, от того, чем не пользуешься, следует избавляться, никаких привязанностей, никаких излишеств. Коробка, из которой только ноги и торчат идеальное воплощение бродяги-аскета, живущего подобно раку-отшельнику, таскающему на себе свой дом.
Задним фоном мелькает детективная тема – она-то и введена для того, чтобы расставить по полочкам события, внести в распадающуюся реальность взаимосвязь. Ответить предстоит на многие вопросы: сколько в произведении героев и кто из них человек-ящик, кто ведет записи, а кто лжет, путая следы. Некоторую ясность внесут и ретроспективы о военном враче и отце, надевшем на себя ящик, чтобы огородить сына от позора.
Итог: абсурдный детектив, где автор виртуозно управляет словами, выстраивая перед читателем новые измерения привычного мира, что говорит о нем, как о человеке способном написать произведение куда более высокое, чем «Человек-Ящик».
Mystika007, 18 августа 2018 г.
Роман «Человек-ящик» — роман-метафора, в котором несколько уровней. Низкая оценка обусловлена стилистикой автора, хотя идея небезинтересна.
Внешний уровень романа (стиль автора) показался мне непосильным. Для меня дочитать этот роман было мучением. Что-то подобное я испытывала, когда пыталась пролезть сквозь описания военных баталий в «Войне и мир». Другой роман Кобо Абэ «Женщина в песках» по прочтению был динамичнее и не так мучителен.
Читаешь роман и не понимаешь, а чьи записки читаешь, не сходит ли с ума пишущий или не наглотался чего-нибудь, что не следовало бы. Читала Киза, Пелевина — их произведения по сравнению с «Человек-ящик» даже сверхъадекватны и все герои вполне зайки и со здоровой психикой. И что самое главное — их интересно читать.
Материальный уровень романа описывает будни бомжа, живущего в коробке. Вполне себе любопытное пособие по выживанию, если вдруг читатель решит однажды жить в коробке.
Сюжет (еще один уровень) я бы не назвала интересным. Замысел может быть и ничего, но подача разрушила весь эффект, по крайне мере для меня.
Интересно, как бы выглядел роман, если бы его написал Достоевский?..
bauglir616, 27 ноября 2012 г.
Прочитал в 10-летнем возрасте. Наверно, рановато, снились кошмары потом, был необъяснимый страх темноты, но прочел на одном дыхании за час. Сильная вещь, отличный писатель!
Ksellos, 19 февраля 2023 г.
Одним из различий западного и восточного обществ является источник чувства страха. В первом случае это внутренняя совесть, а во втором — осуждение окружающих. Поэтому для представителя японского общества угроза быть публично осмеянным вызывает куда большую тревогу, чем риск сделать ужасный поступок, но в тайне от других.
Это обстоятельство заставляет главного героя (или героев?) романа искать способы скрыться от людей, отгородиться от них с помощью картонного ящика. Такой буквальный подход кажется, на первый взгляд, абсурдным, но он подталкивает читателя к мысли, что другие способы побега от реальности, которыми массово пользуются люди (алкоголь, наркотики, виртуальные игры и пр.) ничуть не рациональней.
И, как всегда в своих произведениях, Кобо Абэ не даёт рецепта о том, как решить эту проблему отчуждённости индивидума. Да и можно ли её решить в рамках нашего человеческого общества без его корененного изменения. Такой вот диагноз без терапии. Впрочем, как известно, осознание проблемы — это главный шаг на пути к её устранению.