Энтони Бёрджесс «М.Ф.»
Роман-коллаж «М.Ф.» подобен лексическому ребусу. Его путеводная нить — миф об Эдипе. Юный Майлс Фабер, интеллектуальный первопроходец, блуждает в этимологических лабиринтах мировой культуры. В стремлении к неограниченной свободе, ведомый Роком, Майлс оказывается на загадочном острове Кастите, на границе миров. Там творения гениального Сиба Легеру откроют ему тайну жизни и смерти...
Входит в:
— журнал «Чёрный журнал № 2 (3), 1991», 1991 г.
- /языки:
- русский (4)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- В.В. Мылов (1), Е. Нетесова (1), Т. Покидаева (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Airwalk, 11 мая 2025 г.
Энтони Бёрджесс не получает того признания, которого заслуживает. Конечно, он произвел впечатление своим «Заводным апельсином» — небольшой антиутопией, которая вывела его имя на карту для широкой публики. Безусловно, Кубрик помог закрепить его наследие, но как насчёт всего остального? Всех тех малоизвестных произведений в его библиографии?
По какой-то непонятной причине они не получают должного внимания и всегда остаются в тени Алекса и его банды насильников-друганов. Думаю, «Заводной апельсин» стала чем-то вроде проклятия , затмившего остальные книги и превратившего автора в литературный аналог «артиста одного хита».
А ведь у Бёрджесса в портфолио есть и другие «шлягеры» — например, «Вожделеющее семя» и «М/Ж» (которое, как я полагаю, расшифровывается как Майлз Фэйбер — Miles Faber).
«М/F» с самого начала бросает тебя в незнакомую среду. Завязка качается, как маятник, от реалистичной обстановки к чему-то вроде горячечного бреда, приправленного красотой языка Бёрджесса и безумием его таланта. А потом роман приземляется где-то между греческой трагедией и повседневной жизнью избалованного оболтуса — главного героя истории. Постепенно, страница за страницей, сюжет обретает острые углы и достигает уровня странной узнаваемости — не буду спойлерить, но, по сути, это очень креативная переработка «Царя Эдипа». Дикая трагедия прямо из золотого века Античности. Сюжет, конечно, не новый (да и что вообще новое под Луной?), но Бёрджесс чувствует себя свободно, и роман совсем не отдает затхлостью — и, как мне кажется, это у него получилось, несмотря на какие бы ни были оценки на Goodreads и фантлабе.
Тем не менее, это не шедевр и даже не лучшее произведение Бёрджесса — но его определённо стоит заново открыть. Если вы, как и я, большой фанат его творчества — это нельзя пропускать.
Небольшое обновление: только что узнал, что «М/F» также расшифровывается как «мужское/женское» и «мать/отец». Теперь всё стало ещё логичнее.
замри и умри, 19 июля 2014 г.
Абсолютно ниочем. Казалось бы, и юмор есть, и сюжет есть, и изюминка какая-никакая — но нет.
Не обращайте внимания на аннотацию — не ждите ни лексического ребуса, ни границы миров, ни вообще ничего. Просто не читайте это.
Потраченного времени не то что жаль, просто можно было прочитать что-то куда интереснее.
А возможно этот роман для высокоинтеллектуальной публики, а я для него слишком глуп.
Ankan, 25 мая 2009 г.
Книга ни о чем. Главный герой немного безумен, действие непонятно. С одной стороны, денег у героя нет, с другой — он носится по миру, как ошпаренный. Нельзя сказать, что книга раскрывает сознание. Смысл ее написания для меня загадка. Жаль потраченного времени.
Indicatrissa, 20 марта 2007 г.
Не затягивает. Думаю, Берджесс мог бы лучше.
Мне не понравилось.