fantlab ru

Хирано Кэйитиро «Незнакомец»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Незнакомец

ある男

Роман

Аннотация:

Жизнь Акиры Кидо, успешного адвоката по разводам, шла своим чередом, пока к нему не обратилась бывшая клиентка Риэ с необычным делом: через год после смерти любимого мужа она обнаружила, что жила и делила постель с совершенно незнакомым человеком, который украл личность и прошлое Дайскэ Танигути. Теперь Кидо предстоит распутать этот клубок лжи и выяснить, кем же на самом деле был муж Риэ, почему он решил пойти на подлог и взять чужое имя... и где же настоящий Дайскэ?

Экранизации:

«Некий мужчина» / «ある男», Япония, 2022 // реж. Кэи Исикава




Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Рябова (1)

Незнакомец
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пустая скорлупка.

Звучит ли в ней

Голос цикады?

«Я прислушался, кто же из поющих цикад скинул свою оболочку. А потом представил, как, должно быть, звучит для пустой скорлупки голос цикады, которая находилась в ней под землей семь лет»

Качественная умная проза, полная размышлений и рефлексии. Если вы любите эдакую «достоевщину» в текстах, когда герой (или автор) неторопливо ковыряется в психологических аспектах и тонкостях мироощущения, ставит философские вопросы и предлагает их обдумать вместе с ним, а где-то на втором плане прослеживается сюжетная нить, то это вот оно.

Не обращайте внимания на то, что книгу обозвали детективом. Это примерно такой же детектив, как «Преступление и наказание». Причем во многом такой же.

Завязка следующая: японский адвокат Кидо (который этнический кореец – и этой детали уделено немало внимания) начинает расследование странного дела. Его клиентка обращается к нему с просьбой узнать, кем был ее муж. Тот погиб на лесоповале, а когда через год она связалась с его семьей, оказалось, что он совсем не тот, за кого себя выдавал и семья не его. Но кто же он тогда?

Если бы это был детектив, то за этим вопросом могло бы скрываться динамичное расследование с раскрытием карт в финале и каким-нибудь изящным финтом, увенчанным бриллиантом. Но в данном случае он повлек за собой не столько поиски, сколько раздумья.

Можно ли поменять свою жизнь, поменяв имя и окружение? Выползти из раковины? И почему так часто хочется это сделать? Это естественное желание попробовать другую жизнь, примерить чужую роль, нарочитый кризис среднего возраста или лишь попытка убежать от травмирующих обстоятельств?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я уверен, что у каждого из нас есть бесконечное число возможных вариантов будущего. Просто в настоящий момент мы этого не осознаем. Если бы я передал эстафету своей жизни кому-то другому, возможно, у него получилось бы лучше управиться с ней, чем у меня».

В каком возрасте еще хватает смелости резко поменять жизнь? И стоит ли? Или начиная лет с сорока мы все уже «слишком взрослые, чтобы…».

Влияет ли знание о прошлом человека на любовь к нему? И если да, то стоит ли его скрывать или придумывать?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Когда мы влюбляемся в кого-то, интересно, какую его часть мы любим? Когда мы в настоящем проникаемся чувством любви к человеку, мы переносим эти же чувства и на его прошлое. Но если это прошлое принадлежит чужому человеку, что произойдет тогда с любовью?»

Отражает ли искусство человека? Простенькие милые пейзажики – может ли их писать убийца? Да на примере Гитлера, мы, конечно, знаем, что может и отлично. Но ...

Имеет ли право на существование смертная казнь? И виноват ли только преступник в том, что совершил, или государство тоже должно отвечать за это, и не просто удаляя сорняк с грядки, а, допустим, улучшив качество почвы для культурных растений? Надо ли добавить гуманизма? А если жертвой стал ваш собственный ребенок?

Национальная идентичность – о чем это вообще? Если ты кореец, но живешь и работаешь в Японии (уже в 3-м поколении), то в момент обострения национальных вопросов с кем ты должен идентифицировать себя? С корейцами по признаку национальности? Или с японцами по всем остальным? И должен ли вообще? Не изначальное ли это зло – вешать ярлык принадлежности к группе «японцы», «корейцы», «адвокаты», «дети убийц»…

Автор определенно вдохновлялся не только Достоевским, но и Толстым, которого он вполне к месту цитирует (мне особенно импонировало то, что он говорит о Левине – самом интересном для меня, но далеко не самом популярном персонаже).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Кидо было сложно представить, что когда-нибудь в его сердце проклюнутся ростки сопричастности к другим японским корейцам, как у Левина, который после дня изнурительной работы с крестьянами в ту невыразимо прекрасную ночь почувствовал в себе искреннюю любовь к «прекрасному общему труду»
.

В общем, если вы ищете хорошую психологическую современную прозу с реверансами в сторону классиков, «Незнакомец» идеален. Из минусов – некоторая общая меланхоличность повествования и избыток темы смерти в самом начале, что может отпугнуть. И да, это точно не детектив. Совсем нет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня порадовало, что книгу так быстро перевели на русский, всего 4 года после публикации оригинала. Чтобы переводили актуальные недавно вышедшие книги, если это не мэтр типа Мураками, это редкость. В прошлом же году вышел фильм (https://www.shochikufilms.com/product/a-man/) от Сётику.

Книга по-хорошему скучная. Хотя и подается в жанре «детектив», никаких кровавых расправ и круто закрученных интриг с высокими ставками в ней нет. Нельзя назвать ярким и стиль автора — язык повествования ровный и даже пресный. Тем не менее, скупыми предложениями рассказана глобальная история, которая цепляет на нескольких уровнях.

«Незнакомец» (оригинальное название ある男 «Мужчина [который существует_существовал]», что-то вроде «жил на свете человек») предлагает историю поисков прошлого мужчины, о котором тот никому не расскажет — он умер. На похоронах вдова выясняет, что покойный жил с именем другого человека, а как жил этот человек до встречи с ней, неизвестно, потому что прошлое, которое он выдавал за свое собственное, являлось жизненной историей другого человека.

Из этого раскрывается сразу несколько веток:

— бюрократическая: как было возможно провести махинации с документами, чтобы стать носителем личности другого человека?

— психологическая: почему человек вообще решает изменить имя и прошлое, и что из этого следует?

Которые обретают следующие измерения:

— общественное: где граница между личным и общественным? есть ли дело до сострадания и вовлечения в проблемы людей, отличающихся от тебя, когда тебя эта проблема не касается лично (землетрясение 2011 года и выбросы ядерного реактора, землетрясение 1923 года) и как будто бы не касается лично (ультраправые движения, межнациональная ненависть)

— философское: чем является человек, в каком соотношении он существует со своим прошлым? как относиться к прошлому человеку, что оно определяет? как люди интерпретируют других людей исходя из своих обрывочных знаний об их прошлом? как меняется интерпретация поведения исходя из разных обрывков?

К этому же добавляется еще одна тема:

— тема восприятия собственной жизни через знакомство с чужими историями (как художественными так и реальными)

А также как особый ингредиент, наличие которого меняет восприятие всего блюда, как несколько миллилитров алкоголя в напитке, — тема смертных казней и ответственности за преступления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Чтобы избавиться от такого зла, каким является убийство человека, необходимо как минимум отказаться от идеи, что в каких-то случаях убийство одного человека другим допустимо. Это может быть нелегко, но я считаю, что именно к этому мы должны стремиться. Преступники, конечно, никогда не будут прощены, но государство должно нести вину за социальные условия, которые привели их к совершению преступлений, и брать на себя ответственность, оказывая существенную поддержку жертвам, вместо того, чтобы притворяться невиновным и ограничиваться карательными мерами. Я считаю, что государство по отношению к убийству не должно опускаться до такого же уровня, карая убийцу убийством.

Для романа текст довольно короткий, но все темы в нем раскрыты достаточно, и уместить их в небольшом объеме — признак мастерства. Читателю есть с чем согласиться, с чем не согласиться, а это в художественной литературе самое важное — умение представить читателю материал для размышления. Ровный спокойный (переживания есть, но они внутренние и такие же взвешенные, как и весь текст) тон помогает изложить сложные и неоднозначные темы, не превращая текст в публицистический агит-материал по политическим вопросам.

«Незнакомца» Хирано интересно воспринимать в контексте написанного прежде. Книга одновременно напоминает «Сожженную карту» (1967) и «Чужое лицо» (1964) Абэ Кобо и другие послевоенные произведения. Поиски пропавшего мужчины, размышление об идентичности — звучит, как обычное описание чего-то вошедшего в канон из 60х. Но в книге окончания периода Хэйсэй (1989 — 2019) средства выразительности иные: провокации новой волны с присущей им экспрессивностью и гротескностью сменились сдержанностью, ровностью, тихим внутренним переживанием. На протяжении всего романа не происходит ни одной опасной ситуации, главный герой ничем не рискует и не совершает ни единого необдуманного действия. Эта скучная рациональность главного героя следствие как его профессии, так и перемен в мире, когда представитель некогда маргинальной группы получил возможность занять высокое положение, информация о его корнях почти стерлась, и он пользуется привилегией титульной нации. Внутри все эти переживания остаются, но звучат они только внутри, поскольку во временной рамке повествования герой игнорирует усиление ненависти в окружающем пространстве и не предпринимает активных действий. Сейчас его волнуют другие вопросы, но произошедшее во время расследования меняет его самого и помогает найти ответы на вопросы о самом себе.

По теме:

Казнь через повешение (1968) Осима Нагиса

Приговор (1979) Кага Отохико

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх