Максим Кабир «Ползать в стенах»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Дискретный
- Возраст читателя: Только для взрослых
...Что могут увидеть любопытные подростки, исследуя вентиляционную систему большого дома в не самом благополучном районе Белграда? Где то ещё живут, где то уже давно уехали, но вентиляцию никто не замуровывал...
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2023», 2022 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
КокаКлюшкин, 4 августа 2024 г.
Рассказ хорош, но, парадоксально, осталось ощущение, что самое интересное случилось после финала. Сколько может ползти героиня по вентиляции и куда её это заведёт? Есть ли вообще конец у этого лаза? Что она увидит по пути? Вот этого мне дико не хватило, вот здесь, на мой взгляд, недокручено...
Lilian, 25 апреля 2023 г.
Рассказ, пропитанный атмосферой серости, упадка, постсоветской неустроенности. Те самые 90-е, понять ностальгию по которым порой очень сложно. Плюс немного национального колорита (основные события происходят в Белграде) и неприятная грязноватая атмосфера современного провокационного артхауса.
Самой мистики не так уж много, хотя она и играет в этой истории важную роль.
Вообще же, при всех намеренно неприятных элементах, рассказ написан хорошо. В меру провокационно, в меру неприятно, но главное — внутренне достоверно. Переживания и метания главной героини показаны так, что им веришь. Ну и ещё автор умудрился выдержать баланс между откровенной чернухой, серой затхлостью и более-менее справедливым финалом.
Porsankka666, 18 июня 2023 г.
90-е. Полуразрушенный Белград. Вначале постоянными военными конфликтами, потом рухнувшей экономикой... Хана и Марко совсем дети, и им нечем заняться среди алкоголиков, наркоманов, да и попросту преступников, но дети на то и дети, чтобы выдумать развлечения. Они лазят по вентиляции, которая полностью пронизывает многоквартирный дом и тихонько исследуют квартиры, некоторые заселённые, а некоторые уже пустые. Во время одного такого путешествия Марко исчезает. Хана же уехала с родителями в Россию, успела попытать счастья в Москве, и вернуться обратно... там её ждало множество испытаний, причём абсолютно реального характера, и, как оказалось, не только они...
Кабир, как мне кажется, хорош и в крупной, и в малой прозе. Во время чтения этого рассказа я почувствовал себя в том самом Белграде, хотя никогда не бывал в Югославии, почувствовал симпатию к детишкам, которые, конечно, занимались крайне предосудительным делом, ну и весьма обрадовался финалу. Мистики здесь минимум, а тоски, и какого-то звериного воя от одиночества предостаточно.
majj-s, 5 февраля 2023 г.
Мальчик с девочкой дружат в предвоенной еще Югославии, в не самом благополучном районе Белграда, в не самом респектабельном доме. Марко учит Хану «делать Брюса Уиллиса» — ползать по вентиляционным шахтам в стенах. Позже, когда она вырастет, уже в России, куда уехали с мамой от войны, и когда Хана станет скандально-известным режиссером, опыт вуайеризма тех дней, когда ползали вместе, перельется в ее фильмы. А потом придется вернуться и тогда окажется, что-то страшное, случившееся в пустой квартире с Марко, ей не приснилось и это не фантомные воспоминания, и не галлюцинация.
Отличный рассказ.
sergej210477, 9 января 2023 г.
Приятный рассказ, читать — одно удовольствие.
Чем мне, в первую очередь, нравятся рассказы М. Кабира, так это тем, что в них и не замечаешь, как легко и непринужденно погружаешься в мир героев. Ну что я знаю о том, как жили в Югославии в конце девяностых? Или, в столице Сербии сейчас? А тут, без долгого предисловия, подготовки и исторических справок, с первых строчек, читатель, вдруг, видит мир глазами двенадцатилетнего подростка. И, этот мир натуральный, играет красками и запахами.
Очень атмосферно. Необычный сюжет. Мистические и реальные ужасы гармонично сливаются в одно целое.
Жуткий рассказ, хотя, в этой истории нет кровавых сцен, «расчлененки» и натуралистических подробностей насилия.
Отлично написано.