Рагим Джафаров «Его последние дни»
Чтобы добиться художественной достоверности книги, над которой работает, и правдоподобно описать пребывание в психиатрической клинике, писатель имитирует психическое расстройство. Но попасть в клинику оказывается гораздо проще, чем выйти из неё.
Награды и премии:
лауреат |
Ясная Поляна, 2023 // Выбор читателей |
Номинации на премии:
номинант |
Ясная Поляна, 2023 // Современная русская проза |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
acidAnn, 8 мая 2025 г.
Небольшой роман на тему психологии и писательства.
Писатель неопределенного возраста и мастерства (в книге говорится только об одном романе, в качестве которого автор книги довольно глупо указал собственный роман «Сато») ложится в больницу с симулированными суицидальными приступами. Ну и собственно весь роман -- жизнь в дурдоме глазами писателя. Жизнь эта довольно банальная и скучная. Сначала герой находится в изоляторе, потом перемещается в общую палату, где есть еще несколько больных разной степени тяжести. И читать это на самом деле довольно скучно, так как автор не делает никаких открытий, повествование не претендует на литературность, интересные повороты и тому подобное. Весь роман вытаскивают подростково остроумные наблюдения, замечания и поведение героя, который вообще-то далек от подросткового возраста (по идее).
И вот спустя 18 глав мы получаем 19-ю главу, которую называют «вот это поворот», «вот это да, как неожиданно» и т.д. На мой же взгляд, последняя глава «умножает на ноль» весь предыдущий текст. Поскольку все написано, как кажется и как убеждает персонаж, здоровым человеком, информация воспринимается как относительно реалистичная. Последняя же глава показывает, что все прочитанное до нее -- если не ложь, то совершенно не понятно, насколько она реальна, а на сколько плод нездорового (очень сильно нездорового) воображения.
Спустя несколько дней по прочтении книги, думаю, автор, дав до этого читателям опыт ужасных переживаний и заставив их наблюдать ужасные события, по сути просто глумится и высмеивает читателей, так же, как в последней главе врачи подтрунивают над аспирантом, напоминая ему, что все события написаны глубоко нездоровым человеком и их просто нельзя принимать за чистую монету: «ха-ха, дурачки купились, пожалели персонажа!? А он все выдумал или не все! Вот лопухи!».
Поэтому, несмотря на неплохой текст, забавные замечания и наблюдения, книга пустая. Ничем, кроме упражнения в писательстве, это не назвать. Суть и цель книги -- развлечь и удивить читателя: ап, как хитро, 18 глав не пойми чего, а потом 19-я все совершенно переворачивает. К сожалению, этот переворот ничего не дает, кроме того, что теперь все прочитанное можно было не читать -- оно ничего не дает.
К сожалению, чем больше проходит времени, тем неприятнее осадок от прочтения. Прочитаю у автора еще «Башню...» и тогда будет понятно (хотя подозреваю, что после очередной книги расстанусь с этим автором).
Читала роман на сайте премии «Лицей» (https://pushkinprize.ru/2023/05/26/рагим-джафаров/).
mak-grou, 30 января 2025 г.
После ознакомления с творчеством автора складывается впечатление, что как только он слишком ударяется в психологию – пиши пропало, если же на первый план выходит приключенческая составляющая – читать интересно.
В данном случае, как и в «Сато» — предыдущем романе автора, упор сделан на психологическую составляющую, а потому книга в первую очередь ориентирована на узкий круг специалистов в этой области. Но в отличие от «Сато», где на полном серьёзе автор пытался заставить читателя поверить в очевидную глупость (поэтому на мой взгляд, даже дипломированным специалистам там ловить нечего), здесь всё менее очевидно и вполне может увлечь любителей психологических драм.
Впрочем, аннотация задаёт слишком высокую планку, а потому можно остаться разочарованным… Спасает положение более-менее нестандартная концовка, но ради неё приобретать этот роман в коллекцию я бы не советовал, на схожую тематику есть книги поинтересней. Более подробно об этом в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/blogarticle89939
wonder.stasy, 21 января 2024 г.
Вторая книга автора, с которой я знакомлюсь и вновь восхищаюсь.
Сперва было ощущение, что я читаю реверсную версию «Записки юного врача» Булгакова. По стилю очень похоже, с иронией и драмой.
Главный герой пишет книгу о писателе, загремевшем в жёлтый дом. При этом его персонаж сочиняет похожую историю — таким образом получается двойная рекурсия. По ходу истории читателю открываются тёмные уголки воспоминаний и внутренние конфликты, подогревающие напряжение. В романе встречаются отсылки на другие произведения Рагима Джафарова и выглядит это довольно забавно и органично. Иногда я смеялась в голос. Автор стебётся над собой и писательством в целом. Из второстепенных героев очень понравился литературный критик или просто «Мопс».
Однако не думайте, что книга подсластит эмоции без щедрой жмени депрессивных пилюль. В процессе чтения можно далеко уплыть в себя, поэтому имейте ввиду, если надумаете шагнуть в это болото.
Книга сильная и однозначно заслуживающая внимания. Аудио-версия тоже прекрасна, поэтому смело берите.
Сегодня посмотрела эфир с автором от канала Культура. Даже не зная о фактах из его жизни, в тексте чувствуется автобиографичность, особенно в отношении с отцом. Для меня стало приятным сюрпризом, что Рагим публикует главы своих произведений в блоге и интересуется мнением своих читателей, берет на вооружение критику, задаёт вопросы, работает с аудиторией и корректирует отдельные сцены. Например, отрывок про асфиксию и ассоциации, которые она вызывает (это было в интервью).
P.s. настоятельно рекомендую смотреть выпуск с презентацией книги после прочтения, т.к. есть спойлеры к финалу истории.
majj-s, 28 октября 2022 г.
Размыкая рекурсивное кольцо
«Искусство подразумевает способность пропускать все через себя — а это больно.»
Рагим Джафаров финалист литературной премии «Нос» и лауреат «Новых горизонтов», прозаик и сценарист. В мое книжное пространство вошел этим летом с «Марком и Эзрой», где за внешним легкомыслием собрания коротких фантастических историй кроется глубокая притчевость.
«Его последние дни», на первый взгляд совершенно иная книга: несколько анекдотического свойства зачин — писатель, в поисках инсайдерского опыта, ложится в психиатрическую клинику, где пишет роман о человеке, который пишет роман о человеке, который...
Признаться, сначала это изрядно раздражало. Я не самая большая поклонница художественных произведений о муках творчества. С одной стороны, понимаю, что писать надо о том, что хорошо знаешь, с другой — расскажите мне историю, извилистый внутренний мир творца оставьте для личного пользования.
Но на сей раз будет именно история, больше того — упакованная в историю, в свою очередь обернутую еще одной историей. Такой себе «Дом, который построил Джек» на материале несчастливых отцовско-сыновних взаимоотношений, где каждый следующий персонаж играет роль одновременно отражения, символического сына и учителя для своего создателя, а в начале, вселенским злом — государственная машина и узаконенное убийство войны.
За внешне игровой формой кольца рекурсий, снова притча, трагическая история отцовства, вины и войны, выстроенная так мастерски, что суть интриги становится ясна лишь на последних страницах. Понимание одновременно придавливает читателя, и парадоксальным образом приносит облегчение и некоторое утешение.
Ты не можешь вернуться в прошлое и все исправить, ты не можешь отменить произошедшего. Но ты можешь пройти травматичный опыт, и заново переосмыслить его, тем изменив настоящее и будущее. Надежда, так необходимая нам сейчас.