Сергей Лактионов «Девушка из часов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Однажды ты проснулась в пустой квартире на улице заброшенного города... лишённая памяти.
Всё, что у тебя есть — странная запись, где твой отец просит тебя найти его. «Ты наша последняя надежда...»
Куда идти? Кто ты и где ты? И, главное — как быть, если при этом ты... живая механическая кукла?
Остаётся положиться на удачу. И верных друзей. Кто ещё поможет тебе — в мире медведей-варваров и сухопутных кораблей, боевых рогаток и лягушачьей музыки по радио, сияющих городов и бескрайних просторов, всемогущей Канцелярии и страшной Мглы? Странном, безумном... и чудесном.
Говорите — сказка? Так не бывает?
Проверьте!
Поднять паруса! «Икар» отправляется в путь!
Входит в:
— цикл «Путешествие «Икара»
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 19 мая 2025 г.
Лёгкая, динамичная история. В первую очередь привлекла своим странноватым «игрушечным» миром разумных кукол, плюшевых медведей и лягушек, а точнее неожиданными деталями этого мира. А ещё заданной с самого начала интригой — главная героиня лишена памяти и вынуждена по крохам восстанавливать свою историю. А история явно не простая. И дальше темп не снижался — бойко, не скучно, загадки лишь множились. Читалось увлекательно, много приключений и узнаваемых реверансов.
Отсылок здесь оказалось много, причём весьма милых. Вполне узнаваемых с одной стороны — и занятно переработанных в рамках мира, это с другой стороны. Капитан Роджер, гигант-медведь в килте, лягушачий рыцарь с замашками Дон Кихота, погоня в стиле Дороги ярости, эволюционные воззрения лягушек, Папа Столяр-Первотворец (удивительно созвучный папе Карло в том числе и по смыслу). Список можно продолжить. Было весело отмечать всё это по ходу чтения, к тому же отсылки работали в том числе на придание миру всё большего числа интересных, странных или просто забавных деталей.
Потому что да, мир в самой своей основе игрушечный, от этого не уйти. Но постоянно поддерживалось ощущение, что «всё не так просто». К тому же у этого мира оказалась своя история войн, вражды, технического прогресса и развития общественных институтов. Проглядывала кое-где и неприятная изнанка мира со всей своей жестокостью, коррупцией, местными знаменитыми маньяками и последствиями войн.
В общем, признаю, меня захватил дух приключений. И автор долгое время удерживал интригующий баланс между условностями показанного мира и оживляющими его деталями. Когда «всё по-настоящему». История воспринималась как необычное фэнтези со сказочными элементами, а не как какая-то детская сказка с игрушками (потому что они и не игрушки по сути). Да и к команде «Икара» трудно не проникнуться симпатией — их образы отсылают к известным по фантастике командам авантюристов и делают это весьма удачно (во всяком случае взаимодействие героев получилось неплохим, а «тёмные тайны прошлого» придавали им больше жизни).
Тем не менее финал книги мне всё же подпортил впечатление. И дело не в том, что он во многом промежуточный, что «продолжение следует», а озвученные загадки большей частью пока остались без ответов (не все, кое-что по поводу «отца» главной героини стало понятно уже сейчас).
Нет, меня смутила нарочитая карикатурность поведения главной антагонистки в финальном противостоянии — в худших традициях голливудских фильмов. Ну, когда злодей упивается своей бессмысленной жестокостью и мнимой победой над героями, теряя при этом ум, логику и, в конечном счете, победу.
Честно говоря, весь финальный акт поставлен так, что при тех же событиях его можно было бы показать не столь «по-детски». Но вместо этого он очень простой, банальный, без полутонов — и даже со штампованным финальным «взглядом, полным ненависти» от
Теоретически всему можно попытаться найти объяснение, в том числе такому поведению антагонистки, но самый простой и потому вероятный вариант — штампы. История в финале не удержалась на грани между странным фэнтези и сказкой, скатившись в детскую простоту. Это, повторюсь, несколько разочаровывает.
Тем не менее продолжение, когда оно будет дописано, мне всё же интересно. Ради загаданной интриги и милых странностей не игрушечного кукольного мира. Ну а там видно будет, к чему всё же автор выведет эту историю — к сказке или к фэнтези.
Дочь Самурая, 7 июня 2025 г.
Первая книга цикла «Путешествие Икара». Прочитано в рамках Клуба сеттературы.
Я не критик, я — читатель, поэтому мне важнее всего не анализ произведения, а то, какие мысли, эмоции оно у меня вызывает, какое впечатление производит, чем запоминается или навсегда исчезает, не оставив следа. Именно с этих позиций я рассматриваю прочитанные книги, писать скучную рецензию с пересказом сюжета, рассмотрением стиля и прочего, мне скучно. Может так неправильно, зато лично мне интереснее.
Итак, Девушка из часов. Начало показалось обычным. Героиня с амнезией просыпается в неизвестном мире. Можно считать такой приём шаблонным, но по мне он вполне рабочий, позволяет раскрыть сеттинг, не заморачиваясь мыслью, что весь этот инфодамп герои и так должны знать.
Как-то читала про разные «панки», есть и такой — стичпанк, где герои игрушки. Самый известный представитель — мультфильм «9». Эту книгу вполне можно к нему отнести. Так что героиня у нас кукла, да ещё и необычная, она слышит «голоса» в голове.
Однако дальше читать стало сложно, я не понимала этот странный, диковинный мир. К примеру, там в героях плюшевые медведи и живые лягушки, но есть и обычные зверушки, типа белок, которые просто белки. Почему лягушки стали разговаривать, создали общество, вели войны, а белки остались белками? И таких вопросов возникало много.
Также не облегчало чтение противоречие: с одной стороны, игрушки настраивали на некую «детскость», сам автор говорит, что писалась книга в надежде успеть до конца приема работ на очередной заход «Новой Детской Книги». Но сюжет, определённая жестокость, войны, маньяки, отсылки к таким фильмам как «Безумный Макс», 'Терминатор» и даже «Молчание ягнят», предполагают взрослую ЦА.
Иногда получается это все гармонично соединить, создать «семейную» историю, которая в зависимости от возраста воспринимается на разном уровне. Например, «Шрек» или его вбоквел «Кот в сапогах».
При этом я видела, что другие читатели просто наслаждаются самой историей, приключениями четвёрки друзей — Алисы, Милашки, капитана Роджера и медведя Громобоя. А я страдала от когнитивного диссонанса.
Помог с ним справиться вот какой момент. Герои-куклы пьют чай, как уж он у них усваиваивается это один из тех вопросов, на которые нет ответа. Но по сюжету становится понятно, что этот мир как воплощение детской фантазии, игры, а в них нет ничего более обычного, чем кукольное чаепитие. И это все расставило по своим местам. Всё те моменты, которые вызывали у меня диссонанс, надо было просто принимать, как дети принимают кукольное чаепитие. На веру. Это не фантдоп, скорее условность, игра.
Существует убеждение, правило, что книжные миры должны быть логичным, правильными. Сейчас даже в фэнтези магия это скорее технология, действующая по таким же законным. И я ни в коем случае, не против продуманных, логичных, правильных миров. Но кажется, таким отношением мы загоняем себя в рамки, которые настоящая фантазия не терпит.
Возможно, иногда стоит отдаться фантазии автора, не пытаться давать всему обоснование, не искать логику. Просто устроить кукольное чаепитие. Разливать чай по чашечкам, поить кукол.
И когда я сделала это, приняла правила игры, отключила внутреннего логика, читать стало легче. Герои ожили, мир раскрылся.
Есть плюсы и минусы, например, некоторая предсказуемость сюжетных ходов большее внимание к деталям мира, чем героев, финал, где главгад слишком упивается своей ненавистью и становится картоном, но мне не хочется заострять на них внимание. Для меня важнее общее ощущение от этой странной взрослой книги, читать которую надо с детским восприятием и открытостью.
Возможно, во втором томе цикла все станет логичным и правильным, автор даст ответы, но мне понравилась именно условность этого мира, в котором важна не логика, а фантазия.
lammik, 19 мая 2025 г.
Очень необычный с любовью и для души вылепленный мир андроидов (кукол), коллективных разумов (мишек) и вершин местной биологической эволюции — лягушек, не чуждых искусствам музыки и торговли. Сам сюжет представляет собой путешествие из одной точки в другую ради достижения определённой цели. Да, он не лишён предсказуемости и при том многократно заставляет испытать радость узнавания. Здесь есть заботливо упакованные отсылки к «Терминатору», «Безумному Максу», «Молчанию ягнят» и множество других, большинство из которых, боюсь, я не узнал.
Именно подобные книги и оправдывают существование самиздатовских ресурсов, где миллиардами тратятся впустую электроны и человеко-часы.
Недостаток у цикла есть. И он является продолжением достоинств. Пишутся книги очень медленно в сравнении со «стахановцами» с АТ. Но я готов ждать следующей книги, обязательно прочитаю. Главное, чтобы автор не остановился. Удачи ему!
StasKr, 29 февраля 2024 г.
Самое лучшее, что есть в романе – это сеттинг. Представьте себе мир, в котором живут разумные куклы. Они одеваются, едят и пьют (пусть даже и ограниченно), радуются, страдают, делают карьеру, совершают преступления. При этом автор ни на минуту не даёт забыть о том, что его герои – не люди. У них своя религия, своя история (насчитывающая семь с половиной тысяч лет!), свой способ формирования семьи. По их венам течёт машинное масло, а разум находится в кристаллическом мозге. В общем, не смотря на всю человечность кукол они – не мы.
В этом мире есть и другие формы жизни. На севере живут плюшевые медведи – варвары, а южнее государства кукол расположена держава разумных лягушек, которые поклоняются эволюции и считают себя венцом творения. Для них разумные куклы – разновидность нежити и вызов устоям религии, поскольку их существование намекает, что эволюция с естественным отбором далеко не единственная сила в этом мире.
Само кукольное государство находится в затяжном кризисе. В области технологического развития несколько поколений назад случился заметный спад, за которым последовал распад страны и череда войн всех против всех. Многие города до сих пор лежат в руинах, часть регионов центральная власть контролирует довольно слабо. Диктаторский режим лютует, народное недовольство подавляется жестокими методами.
Именно в таком мире просыпается кукла, которая не помнит о себе совершенно ничего. В поисках ответа о своём происхождении она отправляется в длинное и опасное путешествие…
Собственно говоря, здесь нужно сказать о моём некотором разочаровании от прочитанного. Дело в том, что или из-за неопытности автора или из-за его желания написать книгу для молодой аудитории, сюжет книги и характер героев оказались не настолько хорошо прописаны, как мир, в котором происходят события. О нет, «Девушка из часов» ни разу не графомань, но всё же те или иные повороты сюжета слишком легко угадываются, а характеры персонажей – несколько упрощены. Ещё одним недостатком является то, что история о приключениях Алисы только начата и будет ли вообще закончена – совершенно не ясно.
Итог: почему-то у меня эта книга вызвала ассоциации с картинами Анри Руссо. Наверное, дело в оригинальном и прописанном со всем старанием мире живых кукол, разумных лягушек и плюшевых медведей, который избыточно хорош для довольно простой истории о путешествии из пункта А в пункт Б. Как и в случае с наивным искусством, там где профессиональный художник позволит себе схалтурить и обойдётся двумя оттенками зелёного при изображении листвы, любитель может заморочиться и использовать двадцать четыре оттенка. Листва при этом получится хуже, чем у профессионала, но сколько старания в неё будет вложено! Вот и в «Девушке из часов», при некотором несовершенстве тех или иных сюжетных поворотов, всё же чувствуется полёт авторской фантазии, столь редкий в наш век. О времени, потраченном на прочтение романа совершенно не жалею. Будет любопытно вернуться к этой истории спустя какое-то время.