Иван Белов «Чернее чёрного»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Семен Галаш, оставляя за спиной свою прежнюю жизнь и тёмное прошлое, с семьёй перебирается в Новгородскую землю с целью посвятить свою жизнь хлебопашеству. Но и здесь не будет покоя. Однажды в деревню врываются душегубцы-головорезы под предводительством вурдалака, и для Семена заканчиваются спокойные времена.
Опубликовано в сети в 2022 году.
Входит в:
— цикл «Заступа»
— сборник «Заступа: Чернее чёрного», 2025 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 21 апреля 2025 г.
Странно, что никто из почти сотни прочитавших (и довольно высоко оценивших) данную повесть лаборантов не захотел написать на неё отзыв, ну да не впервой — исправляю ситуацию.
«Чернее чёрного» — вполне логичное завершение второго тома повестей и рассказов из цикла «Заступа», изящно закольцовывающее всё, опубликованное в двухтомнике, вышедшем в серии «Самая страшная книга». Ибо речь в данной повести идёт о том, откуда взялся тот самый Рух Бучила, являющийся главным героем цикла. Подобный текст должен был появиться рано или поздно, потому как история, начатая несколько лет назад рассказами «Ванькина любовь» и «Полста жён Руха Бучилы» живёт и развивается, а у любой хорошей истории должна быть предыстория (Джорджа Лукаса спросите, если мне на слово не верите), которая эту самую историю выведет на новый уровень. Далее всё зависит от мастерства рассказчика, ибо от скучности и нелепости некоторых приквелов (слово-то какое противное) буквально зубы сводит. А вот у Белова предыстория однозначно получилась. Судьба простого русского мужика Семёна Галаша, в одночасье потерявшего всё, ради чего стоит жить, оказалась по-настоящему страшной в своей безысходности. А ещё — пронзительно-грустной. И я, признаться честно, приготовился к тому, что автор так и продолжит «слезу давить», что называется, но не тут-то было... Перерождение человека в упыря, а потом и вурдалака в исполнении Ивана Белова — это вам не «Сумерки» или «Дневники вампира», это по-настоящему жёстко. Морально я был готов к тяжёлому чтению, ознакомившись с отзывами и комментариями разной степени спойлерности, но перелистывая последние страницы в тишине весенней ночи не раз ловил себя на мысли, что ТАКОГО я точно представить не мог...
Шикарное завершение книги. И 10 баллов — не раздумывая. Вот это — настоящее dark fantasy, а не «море крови и килограмм костей», которыми порой грешат молодые и талантливые. История далеко не закончена, и я более чем уверен, что автор ещё расскажет нам о событиях, которые произошли между принятием Семёном своей новой сути и началом исполнения обязанностей заступы села Нелюдово, но пока — и так хорошо. Хотя и довольно тяжело психологически.
tapok, 5 мая 2025 г.
Чернее угля
***
«Чернее чёрного» — заглавная повесть из второго сборника про Руху Бучилу. Повесть не только заглавная, но и стоит в конце книги. Ход выверенный. Заканчивать всегда лучше на мажорной ноте. Хотя какая уж тут мажорная нота?
…Семён Галаш – простой русский мужик. Да, трудное детство, да, судьба толкнула на шаткую дорожку. Но исправился. Ужился с жизнью. Обрёл семью, какой-никакой дом, растёт уж молодая смена в лице сына. Да и дочка жене в подспорье. Но у всего хорошего есть предел. А плохому не нужная отправная точка. И после такого плохого всё может быть только чернее чёрного…
Заглавная повесть сборника, наконец-то, даёт кое-какие ответы на вопросы. В принципе, сразу понятно, что это за Семён, поэтому читателю не нужно гадать, нужно лишь наслаждаться ответами. Но ответы автор приправляет жестью. И без главного ответа они – чернее чёрного. А уж главный… Да, дамы и господа. В этой повести вам предстоит узнать, как Рух Бучила стал Рухом Бучилой. Вурдалаком и грозой нечистым. Белов здорово поработал над атмосферой, над настроением, добавил подробностей в бестиарий. Последнее удалось особо. Целых два сборника нам намекали, что упырь не тождественен вурдалаку. Между ними пропасть. Пропасть в виде перерождения. Пережить её – страшное дело. Не пережить – страшное, но по-другому.
Заключение: прекрасная повесть. Тяжёлая. Тягучая. И вместе с тем заканчивается она точкой с запятой. Да, мы получили множество ответов. Но не все. Куда делся искомый вурдалак? Что стало с колдуном? Зачин ли это на будущие произведения или ружья, заряженные холостыми? Знает только Иван Белов.
9 заступ из 10.
sertov, 15 мая 2025 г.
По сравнению с первым сборником образ Руха Бучилы, на мой взгляд, несколько изменился. Да, он по-прежнему наполнен до отказа черным юмором, проявление которого встречается практически на каждой странице с его участием. Но он стал настолько отрицательно добрым, что впору давать прозвище Бучила-милосердный, который, борясь с различной мерзостью (фантазия автора поражает), совершает весьма неожиданные поступки, совсем неподходящие образу вурдалака. Кстати, повествования в сборнике расположены в обратном порядке по времени, то есть события последующего рассказа происходят раньше, чем предыдущего. Несмотря на мрачную атмосферу книга читается довольно легко, а образы действующих лиц очень яркие и колоритные, включая самых отрицательных.
AiRon88, 21 мая 2025 г.
История-приквел Рухи, конечно, напрашивалась. Мы никогда не узнаем — это изначальный замысел, или Иван позже в уже написанные повести это добавил, но во второй книге уже были разбросаны полунамёки на прошлое Бучилы. В «Ничего человеческого» Рух, отправившись на разведку в лагерь бунтовщиков, представляется другим именем и думает «и ведь почти не соврал». В «Пламени яром» видя как мучается из-за потери семьи сельский поп думает о том, что понимает его — ведь сам испытывал подобное.
И вот она — история о том, как Рух стал вурдалаком. Плюсов много — например, в диалогах ГГ с маленьким сыном уже чувствуется чувство юмора будущего Заступы. Биография героя до того, как он стал вурдалаком отлично вписывается в канву созданного Беловым мира — она сложная, есть в ней и тёмное и светлое, герой уже и не святой и не прям чёрный-чёрный злодей.
Классно описан ритуал, проведённый колдуном-Заступой. Ведь у колдуна тут сложная мотивация — он мог бы просто убить упыря, натворившего кучу кровавых дел, но решает помочь тому сохранить разум и стать вурдалаком (упырь — полностью себя забывает и теряет контроль, а вурдалак — сохраняет личность). Ещё финальная сцена немного объясняет, почему весь такой циничный Рух постоянно соглашается помочь даже тем, кого по идее имел бы право послать лесом или всегда ищет путь поступить по совести, как можно справедливее и т.д.
Почему при этом ставлю семёрку? Кусочек про помутнение героя и пребывание между человеком и теряющим контроль упырём показался затянутым. Финальная фраза Руха сквозит каким-то неуместным пафосом. Никогда он так не говорил и непонятно, почему вдруг начал (она, конечно, объясняет происхождение выбранного героем имени, но при этом всё равно странная). Обычно у Белова великолепные концовки, которые делают произведение ещё лучше. А тут прям ТАК царапнуло:(
Lilian, 4 мая 2025 г.
Жуткая печальная история.
Сам сюжет напрашивался давно — мы уже неплохо узнали вурдалака Руха Бучилу, грешника, острослова и заступу земель новгородских. Но вурдалаками не рождаются, ими становятся — и история эта не может не быть трагедией.
Так и получилось. История крестьянина Семена, его жены, детей, выстраданного счастья и внезапного горя. Рассказано эмоционально, местами психологически тяжело. Из деталей: крестьянское происхождение, тридцать три года, страшный морок самообмана, видения и разговоры в них, загадка второй души и оставшаяся лёгкая неопределённость по поводу судьбы жены (мостик к новому рассказу?). Помощь колдуна — невиданная удача, хотя мотивы и поступки у него не самые очевидные, особенно в отношении внучки.
В любом случае написано пронзительно, на уровне самых удачных частей цикла — и это хорошее завершение второго сборника.
chupasov, 12 мая 2025 г.
Из в целом неплохих текстов, составивших два сборника, этот показался самым занудным.
Во-вторых, длинный фрагмент с мороком почти один в один повторяет только что читанное в «Пламени яром»: там тоже бабам мстится светлое чувство и обновление — а на деле грязища, кровища и людоедство («Пламень ярый» вообще оказался своего рода матрицей: в первом «романе» о Заступе используется аналогичная фабула — приход особо пакостного зла в мир является результатом какой-то интриги, м.б., даже операцией группировки во или при власти).
В-третьих, автор, кажется, наладился писать большой цикл и стал сильно экономней с идеями, истории стали длиней (в первом сборнике — 9 текстов, во втором — 5) и «незаконченней» — для дальнейшего, так сказать, развития (Чья черная душа использована в трансформации упыря в вурдалака? Мотивы колдуна (пожертвовать внучкой от скуки — ну такое себе)? Что сталось с бандой и ее предводителем? и пр.). В результате интересных сюжетных идей меньше, зато упор на большое эпическое полотно. Ну как большое? Объемное. Впервые с такой эволюцией классных рассказов в романы на любителя я столкнулся в «Ведьмаке» (при очевидной разнице уровней, все равно грустная динамика)