fantlab ru

Терри Пратчетт «Мор, ученик Смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
3882
Моя оценка:
-

подробнее

Мор, ученик Смерти

Mort

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 183
Аннотация:

Деревенский парнишка Мортимер (или Мор) родился, как говорится, не от мира сего. На отцовской ферме ему явно нечего делать и родитель решает отдать сына учиться ремеслу. По иронии судьбы, наставником оказывается сам СМЕРТЬ. Через некоторое время УЧИТЕЛЬ, решает что ученик достаточно подготовлен и берет первый в своей жизни выходной. Но дела у Мора идут на перекосяк...

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Смерть»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 1987

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

номинант
Мраморный фавн, 1998 // Переводная книга

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (Великобритания, 1987)

Похожие произведения:

 

 


Мор - ученик Смерти
1998 г.
Мор, ученик Смерти
2001 г.
Мор, ученик смерти. Мрачный жнец
2003 г.
Мор, ученик Смерти
2006 г.
Мор, ученик Смерти
2007 г.
Мор, ученик Смерти. Мрачный Жнец
2014 г.
Мор, ученик Смерти
2017 г.
Мор, ученик Смерти
2018 г.
Мрачный Жнец
2018 г.
Мор, ученик Смерти
2019 г.
Мор, ученик Смерти. Мрачный Жнец
2020 г.
Мор, ученик Смерти
2020 г.
Мор, ученик Смерти
2023 г.
Мор, ученик Смерти
2024 г.

Аудиокниги:

Мор, ученик Смерти
2011 г.
Мор, ученик Смерти
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Mort
1987 г.
(английский)
Mort
1988 г.
(английский)
Mort
2013 г.
(английский)
Mort
2013 г.
(английский)
Морт
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бескомпромиссный косарь

***

«Мор, ученик смерти» — роман Терри Пратчетта, открывающий новый подцикл «Смерть» в огромном цикле «Плоский мир». Если вы читаете эти произведения целостно, то есть циклами, то к этой книге вы уже не раз встречались со… Смертью. Такой вот расклад.

…Мор – несуразный молодой паренёк. Родители решили пристроить его к делу, поэтому Мору предстоит стать подмастерьем. Кто же возьмёт его в ученики? Волею случая Мор попадает подмастерьем к... Смерти. И на удивление он хорошо справляется. Пока однажды Мор не решает пойти вопреки всем правилам…

Пожалуй, «Смерть» – это один из самых ожидаемых подциклов «Плоского мира», если читать целыми подциклами. Во-первых, Смерть уже появлялся не раз и оставил весьма занятное впечатление. Хотя бы тем, что Смерть в «Плоском мире» принадлежит к особям мужского пола. Во-вторых, выбранная тематика – её величество смерть. И не абы кто её исследует, а Терри Пратчетт! Потягаться в уровне ожиданий со «Смертью» может разве что «Городская стража».

Герои. В этом романе ровно два главных героя – Мор и Смерть. Мор с первых строк располагает к себе. Да, он нелеп и несуразен, но лишь на первый взгляд. На деле же он любознательный, довольно умный и честный парнишка. Смерть – антропоморфная персонификация. Мрачный жнец. Проводник душ. И ГОВОРИТ ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Здесь он предстаёт костяком авторитарности. Его слово – ЗАКОН. Есть и несколько второстепенных героев. Это Изабель и Альберт. Изабель – дочь Смерти (ха-ха), а Альберт – прислуга в доме Смерти. Изабель – та самая девчонка из американских фильмов, которая сперва хейтит главного героя, а потом западает на него. Короче, Хельга из «Эй, Арнольд». Альберт – эдакий дворецкий, который может ответить хоть на какие-то вопросы.

Мир. Роман «Мор, ученик Смерти» интересен именно миром Смерти. Поскольку Смерть уже появлялся, то флёр вокруг него только нарастал. Не сказать, что Пратчетт углубился в тему мира Смерти, но кое-какие вопросы получили свои ответы. Читатель узнает о книгах жизни, о жизнеуказателях, о лошади Смерти.

Что сказать о недостатках? В романе отсутствует антагонист. И нет, это не недостаток как таковой. Пратчетт справился и без антагониста. А вот с чем он не справился, так это с целостностью и структурой книги. Первая половина оказалась весьма интересной. Идея ученика Смерти, законов смерти как таковой, последствия нарушений – здорово! А вот то, во что это вылилось после – привычный Терри Пратчетт. Почти все его романы заметно проседают к финалу. Яркий пример: «Ведьмы за границей». Камео Ринсвинда особо не стреляет. В «Волшебниках» этот герой выглядит ярко и задорно. Здесь – неймдропинг ради неймдропинга.

Заключение: хороший роман для начала подцикла. Лучший? Вряд ли. Но уж точно самый необычный и любопытный к данному моменту (если читать подциклами) из числа открывающих истории. И уже на второй книге («Мрачный жнец») становится понятно, что Пратчетт решил не делать Смерть полноценным протагонистом. Вероятно, в каждом романе подцикла будет свой главный герой, который видит\сталкивается\противостоит Смерти.

8 Смертей из 10.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело работать Смертью./Надеюсь, Вы не забыли, что в Плоском мире Смерть — это «Он»/ Никто тебя не любит, встречаться с тобой, понятно, не желают, и даже зная, что встреча такая неизбежна, стремятся как можно дольше ее избегать. Тем более обидно, когда тебя не замечают, даже глядя в упор, игнорируют твои остроумные изречения и, вообще, относятся к тебе исключительно отрицательно, хотя ты честно, без выходных и праздников, выполняешь такую нужную для Плоского Мира /и в целом для Вселенной/работу.

Да, обидно, тем более что, если отбросить профессию и налагаемые ею некоторые мрачность и цинизм, Смерть — парень очень даже неплохой. В Плоском Мире есть смертные и бессмертные похуже. Бессмысленно голов не рубит, яд соседям не подливает, конкурентов не подсиживает, в политику не лезет, жизни никого не учит. Все, что касается работы — исключительно в рамках должностной инструкции. Живет себе тихо в узком семейном кругу, как умеет, воспитывает дочку, переживает за ее будущее, как и все родители... И, конечно, рано или поздно даже Смерти может надоесть, что его все время обвиняют в том, что в его профессиональные обязанности не входит. Ну, знаете — убийства, войны, эпидемии...

И ничего тут удивительного нет, что в один прекрасный момент Смерть решил узнать своих подопечных людей поближе, так сказать, попытаться понять, чего в этой жизни такого, что заставляет цепляться за нее из последних сил. Узнать, что же такое веселье, радость, любовь. И, удивительное дело, Смерти это почти удалось. Еще бы чуть-чуть — и все бы стало ясно, но не дал закончить дело ученик-неумеха, который смог за короткий срок столько «накосячить», что едва весь Плоский Мир не погиб из-за нарушения причинно-следственных связей. Не внимательно слушал Мор, ученик Смерти, урок, столько пропустил мимо ушей важного.

Но мы другие. Мы внимательно читаем слова сэра Пратчетта. Мы то знаем, что за этими веселыми и ехидными строчками часто прячется грустная мудрость. Хотя бы такая: «ТЫ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ СОСТРАДАНИЮ, ПОДОБАЮЩЕМУ НАШЕМУ РЕМЕСЛУ. -В чем же оно выражается? -В ОСТРОТЕ ЛЕЗВИЯ».

Хорошая получилась история. Не о Смерти, о Жизни. В ней много о чем: о чувствах и справедливости, о времени, и о том, что на самом деле важно и значимо. Но самый лучший образ этого рассказа — книги Жизни. Так хочется верить, что есть где-то такая книга, где записаны все наши дела, мысли, мечтания. И только в нашей с Вами власти, каким будет ее содержание — плохим или хорошим.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мор, ученик смерти» рецензировать мне будет сложно — Терри Пратчетт не может не «давить» своей именитостью и авторитетом, но, в то же время, я не могу оценить книгу как «великолепную и потрясающую».

Как уже много раз было сказано – «Мор» является ранним произведением Пратчетта, что, впрочем, никоим образом не может мне помочь, или помешать. Данный роман единственный с которым я ознакомлена именно по книге у этого автора. «Цвет волшебства» и «Опочтарение» для меня были открыты благодаря кинематографу, но речь сейчас совсем не о них.

Впечатление от книги изрядно попортил упрощенный сюжет (старая добрая сказка – из портняжек в рыцари, с попутным спасением принцессы), я все же достаточно избалована замысловатыми фабулами, чтобы покорно принять настолько предсказуемую интригу там, где автор мог спокойно создать что-то более интересное и логичное. Еще один минус – несколько немотивированный конфликт персонажей в конце. Смерть – мудрый и всепонимающий, на этот раз не пожелал проявлять чудеса сообразительности. Я понимаю, что вся конфликтная ситуация фигурирует здесь лишь для накала страстей, но цель в данном случае совсем не оправдывает средства.

Конек Пратчетта – это колоритные герои. Здесь таковых наблюдается двое: в меньшей степени Мор – спокойный мальчик со скрытым железным стержнем внутри и собственно Смерть – саркастичный парень с оригинальным взглядом на жизнь и… и себя.

Юмор – достаточно тонкая субстанция, чтобы о ней говорить голословно. Каждый ценит свой стиль, и, если исключать совсем уж плоский юмор наших отечественных фантастических ситкомов последних лет, каждое его проявление имеет право на существование. Не скажу, что юмор Пратчетта заставил меня хохотать до упаду. Но, во-первых, ирония и сарказм автора совершенно неприспособленны к тому, чтобы вызывать приступы неудержимого хохота, но скорее требуют тихонького похихикивания и долгой задумчивости. А во-вторых, имхо, все же к юмору Пратчетта нужно привыкнуть. Очень уж любит писатель прием аллюзии – отсылки как к реалиям нашего мира, так и к реалиям фэндома мира Плоского.

Что и говорить, редко встретишь такую продуманную книжную реальность. Книги о Плоском мире имеют высокие рейтинги популярности, как благодаря полюбившимся героям, кочующим из произведения в произведение, так и благодаря живому и очень забавному миру, который, по большому счету просто является отражением нашего мира в кривом зеркале фантазий и юмора.

Многие читают потребительскую макулатуру «для разрядки мозгов», но я считаю, что если человек хочет хорошо отдохнуть за чтением книги и поднять себе настроение, то «Мор, ученик Смерти» вполне подходит для этого занятия. Тем не менее, не могу сказать, что книгу хочется перечитывать. Возможно, Пратчетт не мой автор, а может быть, все же дают о себе знать книжные недочеты.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если на заре «Плоского мира» Терри Пратчетт сочинял умное одновременно философское и юмористическое фэнтази с большим креном в сторону юмора, то в более поздних произведениях крен сместился в другую сторону и все стало более серьезно. «Мор» относится к раннему периоду творчества Пратчетта, поэтому юмора здесь куда больше, чем философских идей, однако одна из них идет связующей нитью через весь цикл Смерти, который как раз начинается с этого романа.

В центре внимания молодой Мор, в прошлом — крестьянин, ныне же ученик Смерти. Зачем Смерти ученик на работе, на которой у самого Смерти (да, у Пратчетта Смерть — он) нет выходных, как нет и необходимости в подмастерье? Да кто его знает, вы же знаете, как он экстравагантен. Но Смерть Крыс создаст, то на мотоцикле поедет, то выступит в спектакле в роли самого себя и забыв слова, то девушку удочерит. Кстати, о девушке. Есть подозрение, что все это он затеял с целью скрастить уединение дочери и удачно выдать ее замуж. Однако пока что-то молодые люди не питают теплых чувств друг к другу. Но это не беда и можно наконец то взять выходной, пусть мальчишка работает.

И мальчишка начинает работать, что-то у него не получается, что-то получается, однако в Море еще слишком много человеческого и он пытается быть справедливым и спорить с реальностью, с самим ходом вещей, которыми, собственно и определено, кому и когда умирать. Но Мор так не думает и не забирает душу юной принцессы, чья жизнь должна оборваться от удара наемного убийцы. Однако, сохранив ей жизнь, Мор ломает устоявшийся ход вещей и начинаются проблемы. Решая их, Мор должен понять, кто же он теперь такой, и правда ли это, что справедливости нет, а есть только Смерть.

Помимо вышеупомянутой сентенции в книге еще прослеживаются ставшие привычными для Пратчетта утверждения, что каждый действует в соответствии с судьбой, определенной для них раз и навсегда и очень немногим удается это изменить, и не всегда в лучшую сторону. В конечном счете, за всем следят Боги, но и они не вечны, ибо зависят от людской веры, а она так непостоянна. Кстати, о вере. Это очень сильная штука, она может создавать и уничтожать, менять реальность и судьбу, ведь в итоге, когда за тобой приходит Мрачный Жнец, он отправляет тебя туда, куда ты верил, что попадешь.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собирался познакомиться с творчеством Пратчетта, и вот на днях прочитал пару книг из цикла о Смерти.

«Мор…» однозначно понравился. Прежде всего – замечательный английский юмор, затем – забавный, интересный сказочный мир, и, конечно – харизматичные, живые герои.

Кто бы мог подумать, что даже самому Смерти чего-то не хватает. Казалось бы, он всемогущ и вечен, постоянно занят важной работой. Но все же – мечтает стать человеком, понять, для чего живут люди, как они чувствуют и воспринимают реальность. И находит, в конце концов, преимущество человеческой жизни – возможность созидательного труда и свободу выбора. Однако, ему придется вернуться к своим обязанностям – ведь без него миропорядок рухнет. Каждый должен заниматься своим делом. Но смысл здесь, как мне кажется, не только в этом – не стоит завидовать высшим силам, человеческая жизнь – это масса возможностей, и у каждого найдется свой путь.

Мор – типичный сказочный дурачок – то есть, на самом деле, далеко не глупый, но наивный и честный персонаж, все время идущий против течения. Из-за своего обостренного чувства справедливости он проваливает первое же задание и создает кучу проблем, которые ему предстоит решить по ходу сюжета. Очень симпатичный персонаж с довольно детским взглядом на мир.

Ну и еще раз хочется упомянуть тонкую иронию и неистощимую фантазию автора, придумавшего Плоский Мир и его жителей.

Итог: один из лучших представителей жанра юмористического, или, лучше сказать, иронического фэнтези. Но — забегая вперед – «Санта-Хрякус» впечатлил еще больше!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что эту книгу о Смерти я читала второй — после «Мрачного Жнеца». И понравилась она мне гораздо больше.

Здесь нет того, что раздражало меня в «Жнеце»: непонятных шуточек на порядок меньше, «падонкафского» языка, на котором пишут и иногда общаются жители Плоского мира, почти нет, зато есть четкая сюжетная линия и мой любимый уже главный герой (не Мор, нет, — Смерть). Правда, отправная точка повествования напоминает «Мрачного жнеца»: Смерти опять охота отлынивать от своих прямых обязанностей — ему бы на кухне постряпать, по-человечески напиться в баре да рыбу половить каким-нибудь экзотическим способом, а с косой пусть ученик мучается. Помучиться Мор, может, был и не против, вот только не совсем подготовился морально: влюбился в принцессу, которая должна была умереть, и одним махом (той самой косы) перекроил реальность под свое желание... И что теперь делать? Как все вернуть? Или поменять реальности местами?

Динамичное действие, выпуклые характеры, хороший язык (за исключением отмеченного выше, поскольку не вполне ясна цель его использования в тексте). Вот только развязка простовата и предсказуема. Очень уж добрый этот Смерть и совсем не страшный.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все по классике. Начать читать «Цвет волшебства», забросить на первой главе. Прочитать спустя какое-то время «Мора», проникнуться циклом.

Уже на первой главе «Мора» поймал себя на мысли, что понять полностью авторский текст не позволит перевод, незнание каких-то произведений, естественное упущение событий на момент издания, модных тем. Но Терри Пратчетт создал книги что все равно могут проложить дорожку фантазии и юмора в любом случае.

Это действительно знаковая книга для жанра, для цикла. Некая точка входа в цикл, потому что написана хорошо, доступно. И вряд ли возможно сказать что-то новое про данный роман. И современники, и критики, и читатели уже сказали свое слово.

Однако хочется сказать, что книга далеко не без греха. В первую очередь юмора очень много, удивительный укор. В ней много шуток и как уже сказал ты понимаешь что часть проходит мимо тебя. При этом мне кажется, что часть серьезных тем просто теряется на этом фоне. Теряется серьезность ситуаций, персонажей. Это чисто дело вкуса, однако. С другой стороны это придает книге легкость, и ненавязчивость философии, не дает роману вес некой морали и «сурьёзных» дум.

Второй момент, не сильно любимый мной прием автора напоминать читателю что он всего лишь читатель. Зачем так делать на совести автора. С этим ничего не поделать, приходится каждый раз вздыхать и продолжать чтение. Но ко всему этому для чего-то сделаны сравнения с титаниками, тостерами, плеерами и прочее. Очень сильно рушит погружение в чтение, сильно нарушает ритм и теряется фэнтезийность. Возможно это такой юмор, возможно это пародия на что-то другое, может быть даже на себя. Но чисто для меня это ломало погружение.

Еще один момент. Рояли из кустов. Если включить персонажа сходу в текст, сделав даже сноску и пошутить еще и в сноске. Этот прием хороший и даже сейчас выглядит инновационным. То классические рояли в финале портят сам финал и общее впечатление от главного героя — Смерти. В общем-то о нем хочется сказать. Он классный, харизматичный, вызывающий симпатию с первой же страницы и собственно для меня это проводник в Плоский мир. Однако... местами противоречит собственным правилам. Он не вмешивается, угу, поверить в это сложно если учесть что в «Цвете волшебства» подал свечу из-за которой сгорел город. Вмешивается в жизнь Мора и прочих. Тут все ок. Но самая главная претензия — свалить в закат. Тысячи, миллионы лет, исправно нести службу и дать маху. Мор совершает ошибки просто потому что человек, и приступил к своим обязанностям без тест-драйва. Смерть не наблюдал, не проверял как будет исполнять ритуал Мор. Почему-то это вызывает диссонанс. Еще раз: на одной чаше весов миллионы лет службы, на этой же чаше не только сам ритуал но и поддержка равновесия, и про это Мору не сказано ни слова, а на другой чаше нетерпеливость, гнев что все пошло не так. Ну так кто виноват? Что за претензии, что невозможно отдохнуть? Понятно, что это сделано ради сюжета, конфликта но эти костыли так отчетливо видны, не просто видны, а сами лезут во внимание. Как-то уже не смешно. Хороша шутка, ничего не скажешь (сарказм если что).

На этом фоне больше симпатии вызывает сам ученик. Мора списали из-за его характера и неуклюжести. От страницы к странице он развивается, меняется, становится увереннее. Но при этом остается верным себе — любознательным, дружелюбным. И очень жаль что его становление сломано в финале роялем, богом из машины. Очень жаль, что Мор не будет появляться в цикле часто как сам Смерть. Печально наблюдать как неплохой персонаж идет в расход ради шуток, ударов в пах, богам из машины просто потому что нужно оставить Смерть на своем месте и как-то закончить роман.

Но в книге есть немало неплохих моментов. Неплохие шутки которые вызовут улыбку. Неплохие сцены, которые запомнятся. Самое главное — легкий, авторский слог, хотя тут нужно делать оглядку из-за перевода. И само мироустройство Плоского мира очень симпатичное. Как минимум интерес прочесть несколько книг остается.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю я далеко не первый, который познакомился с автором и с циклом по этой книге. (Первую его работу читал в соавторстве -«Благие знамения») Долго ходил вокруг да около, в итоге решил, что мне будет интересен ироничный мир фэнтези с характерным юмором. Как я ошибся, взяв пару книг по циклу. (Смерть) Сюжет как оказалось не примитивен, текст качественный, но совсем не мое. Я не мог понять где должно быть смешно, меня никто не заинтересовал из представленных героев, мне становилось скучно от страницы к странице, и вскоре чтение превратилось в пытку. Знакомство с автором пожалуй продолжу, но сделав перерыв, и совсем с другим подциклом.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юмор Терри Пратчетта иногда откровенно смешной, а иногда лёгкий и очень тонкий и его надо, что называется уловить. А я вот как–то не часто обращаюсь к его книгам. И каждый раз, читая новую книгу спрашиваю себя:,, Почему? Почему редко читаю?'' Это же интересно, легко, позитивно, весело, красочно, содержательно, наполнено смыслом и моралью, бесподобными и неподражаемыми персонажами.

С этой книгой вышло даже ещё лучше. Александр Клюквин превратил её в спектакль. И вот они передо мной классные персонажи, которые день и ночь, и не только, творят историю Анк–Морпорка внутри и за его пределами. А эта история коснулась именно запределов. Просто одному очень занятому, трудолюбивому, мудрому и, как это не парадоксально звучит, не лишённому человечности персонажу, которого зовут Смерть, понадобился помощник. И он нашёлся, конечно же, на ярмарке вакансий, а где же ещё – ни мальчик, ни молодой человек, а Мор – это от Мортимер. И тут то всё и начинается...

Читая книгу, а вернее слушая, что в данном случае даже лучше, мне увиделась под маской лёгкого юмора а, нередко, едкой иронии, масса интересных мыслей о жизни и смерти, об отношении к неизбежному. О том, что предначертано, что вписано в судьбу, а что ещё можно исправить. И всё это Автор подаёт легко, без занудства, наставлений и нравоучений. Без показательного разбора.

И в очередной раз история, рассаказанная Автором, меня очаровала. История о том, как уставший от своей необходимой и бесконечной работы Смерть решил отдохнуть, испытать на себе все человеческие блага и взвалить свои нелёгкие обязанности на плечи своего молодого ученика. А ученик оказался неравнодушным. И что из этого получилось надо прочитать, это не передать словами. Начнёшь рассказывать получится скучно и не понятно, и не смешно. Поэтому глазками или прослушать. Здесь имеет значение всё, каждая мелочь, интонация, фразы, образы, картинки. Читать и получать удовольствие.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы можно было бы вручать приз в номинации «Ваш любимый герой романов Т. Пратчетта « по итогам всего лишь 3 прочитанных книг, то я не сомневаюсь его выиграл бы Смерть. Он — а по-другому на Диске и не может быть — один из самых необыкновенных персонажей Пратчетта. Я радовался его небольшим камео в «Цвете волшебства» и «Безумной звезде», и вот добрался до книги, в которой он выступает в роли одного из главных персонажей. Мои ожидания оправдались — «Мор. Ученик смерти» пока что лучшая, прочитанная мною, книга Терри.

Итак, Смерти нужен ученик, и он себе его находит в лице нескладного паренька по имени Мор. В течение всей книги мы наблюдаем эволюцию этого персонажа из неуверенного себе юноши в человека, который перекраивает реальность и заставляет саму САМОГО СМЕРТЬ поступиться своими принципами ради него. По ходу развития сюжета, меняется и сам Смерть — Мор делает его более человечным.

Второстепенные персонажи отлично дополняют картину романа. Возможно, они не так интересны как главные герои, но без них роман был бы не тот. Порадовало и появление некоторых старых, знакомых героев и, в особенности, обилие путешествий по Плоскому миру.

Роман наполнен множеством смешных эпизодов вроде того, где Смерть устраивается на работу, или того, где становится поваром в забегаловке и многих других. Надо признать, что юмор здесь, в отличие от первых книг о Плоском Мире уже более серьезный, это не просто стеб над шаблонами жанра, да и сюжет, основой которого является становление, взросление Мора, смотрится гораздо интересней, чем просто набор забавных, пусть и небезынтересных, ситуаций, случающихся в путешествиях Двацветка и Ринсвинда.

В завершении можно сказать, что я бы вручил бы приз «Ваш любимый герой романов Т. Пратчетта « Смерти. Но так как я не волшебник и не король, поэтому, пожалуй, я пока что отложу это дело.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать на молодой Плоский Мир ! Юмор в те далекие времена был поставлен на первое место, а сюжеты выстраивались по старым принципам.

Во второй раз, с тех пор как я читаю Пратчетта, сюжет представляется нам не детективом, а скорее такой историей о принцессе. Но это был бы не Пратчетт, если бы все было так, как обычно бывает в традиционных сказках. В чем отличие ? Во-первых атмосфера, во-вторых персонажи.

Однако, несмотря ни на что, есть и определенные черты, присущие обычной сказке. Главный герой — Мор, довольно типичный персонаж для такой сказки. На протяжении истории мы наблюдаем его становление от обычного мальчика, до человека, решившего оспаривать решения Смерти. Его попытки высказывать свое мнение, поначалу слабые, к концу книги становятся все явнее и тверже. Немного изменяется характер, но остается юношеское безрассудство, которое и послужит катализатором всех бед.

И снова даёт о себе знать один из главнейших плюсов книг Терри — персонажи. Оригинальны ? Да. Харизматичны ? Еще как ! Смерть в роли одного из главных героев — это ли не отличная идея. Герой, который в остальных книгах являлся только в эпизодах (хотя стоит признать — он всегда появлялся к месту, и всегда вовремя) , в данном случае получил намного больше места в истории. Нам раскрываются его пристрастия и интересы, окружающий его мир. Могли ли вы подумать что у Смерти вообще есть ценности и интересы ? И что он вообще может что-то чувствовать ? Да-да, именно ОН, ведь , как любит повторят Пратчетт, Смерть на Плоском Мире — мужского пола. Персонаж не без минусов — костляв, перемещается в пространстве на лошади, носит черное, и ко всему прочему — он же Смерть !!! Но и у Смерти бывают свои желания.

О персонажах Терри рассуждать разумно и логично практически невозможно, они подкупают своим обаянием и своим характером. Смерть естественно не единственный персонаж книги, но он один из лучших, как в этой истории, так и во всем Плоском Мире. О нем хочется много и долго говорить, но я попробую все же обратить взор на другие аспекты и персонажей книги.

Для начала взглянем на окружение Смерти. Девушка Изабель, приемная дочь парня в черном, во многом похожа на своего папочку, но ее стороны характера и история жизни раскрываются лишь ближе ко второй половине истории. Как-раз Изабель является одним из таких персонажей, которые нетипичны для обычной истории о принцессе. Не буду раскрывать ее места в сюжетной линии, скажу лишь что благодаря ей одна из сюжетных линий примет несколько иной оборот для всей истории и в частности, финала.

Альберт представляет эдакого дворецкого Альфреда, который вовсю печется о хозяине, несмотря на его род занятий и привычки. Он на первый взгляд не особо сильный и важный персонаж, однако за его плечами существует некая тайна, которая переворачивает представление о персонаже с ног на голову.

Чародей Кувыркс немного напоминает Эрика, из цикла о Ринсвинде, но он более разумен, хотя нотка непосредственности присуща и ему. Это еще один персонаж, нетипичный для обычного плана сказки.

Принцесса Кели так же выбивается из разряда обычной принцессы. Помимо главной сюжетной проблемы, которая послужила бы спойлером, принцесса капризна и непосредственна. Ближе к финалу она будет похожа на стандартный образ, но изначально будет выбиваться из этого разряда.

Ко всему прочему в эпизодах промелькнут волшебники Незримого Университета, в частности Библиотекарь и Ринсвинд, что послужит приятным сюрпризом для фанатов.

В книге во множественном числе присутствуют юморные сцены, так полюбившиеся читателям Пратчетта. На тот момент юмор был основным оружием для писателя, и хоть его меньше, чем можно было бы ожидать, но некоторые зарисовки могут вызвать настоящий смех, а такого у меня не случалось с цикла о Страже. Но можно заметить еще одну вещь — та серьезность, которой отчасти наполнены поздние произведения Пратчетта, присутствует и здесь, просто в меньшей мере. Это проявялется в основном ближе к развязке, но по ходу повествования можно заметить еще пару-тройку таких упоминаний.

Умные мысли, которые позже будут несколько завуалированы в других книгах — здесь довольно прозрачны и понятны. Помимо юморного аспекта, Пратчетт задает читателю необычные вопросы — а вы не думали, насколько одиноким существом может быть Смерть ? Можно ли избежать судьбы ? Достойна одна жизнь всех потраченных на нее усилий ?

Так же заслуживает внимания мысли о жизни после смерти — что каждый отправляется туда, куда сам он считает,что он должен отправиться. Я разделяю такую точку зрения, поэтому мне было вдвойне приятно изучать эти мысли.

Первая книга цикла удалась на славу. Здесь есть все что нужно хорошему читателю, а уж фанату Пратчетта будет где разгуляться. Да, книга не лишена минусов — это все же, несмотря ни на что, история о принцессе в беде. Поэтому сюжет можно предсказать еще с первых строк. Однако все меняет фирменный Пратчеттовский стиль. Помимо этого, книга еще и раскрывает подробности жизни одного из лучших персонажей Плоского мира. Шикарный юмор, отличные персонажи — главный залог успеха Терри Пратчетта снова на своем месте.

Поэтому наливай кружку Ухмельного, веселись и кути народ , знай: у Смерти сегодня выходнооой !!!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно классная книга. Пока я её читал, я всё время улыбался, а местами так вообще за живот хватался от смеха. Пратчетт такими книгами доказывает, что он подмечает все тонкости нашей жизни и показывает нам, на сколько мы бываем глупыми и смешными)

А каким «живым» и «Человечным» предстаёт нам Смерть в этой книге. Он всего лишь Мрачный жнец (кстати это отличный перевод, оригинальный «Reaper man» немного скучноват), который выполняет свою работу, но мы узнаём, что в принципе он поважнее богов всех вместе взятых. Так сказать, как считаю правильным и нужным, так и делаю :smile:.

А идея, что человек является тем, кем себя считает, мне так понравилась, надо взять её на вооружение. :smile:

:super: таких книг надо побольше в библиотеку, что возможно только с творчеством Терри Пратчетта.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терри Пратчетт. Как много и как часто я о нем слышала с тех пор, как пришла на лайвлиб. Слышала исключительно хорошее. Что он пишет уникальное, весёлое , особенное фэнтези, что его книги полны тонкой иронии, а истории оригинальны и не шаблонны. Это правда, но никогда не стоит списывать со счетов личных тараканов читателя, или, по-простому, — вкусы, взгляды на жизнь и моровосприятие.

Истории Пратчетта оригинальны тем, что он описывает сказочный мир, помещая в него вещи, которые там находиться совсем не должны, описывает события, про которые в сказках и классическом фэнтези обычно не пишут. Взять ту же печатную машину и выпуск газеты из «Цвета волшебства» или демократию в Анк-Морпорке, так иронично описываемую и упоминаемую в книгах цикла. Казалось бы, что сложного взять современный мир, добавить в него чуточку волшебства и вуаля — у вас готов шедевр, которого никто до вас не додумался написать. Но такими «шедеврами» полны полки русскоязычного фэнтези, где авторы, не особо утруждая себя, описывают современные нам общежития/академии/школы/институты и прочее, добавляя малую толику магии и фэнтези. У Пратчетта все намного качественнее и интереснее. В тоже время можно понять тех, кому такой подход не по душе.

Иронии в книгах тоже хватает, вот только не стоит забывать, что автор англичанин, и что юмор у этой нации специфический. Нет, ничего за рамки выходящего, он просто порой тоньше, незаметнее , и часто совсем не похож на юмор. Если, например, книга «Трое в лодке не считая собаки» вгоняет вас в тоску, и вы засыпаете уже на второй странице — смело проходите мимо. Хотя, я бы всё же рискнула составить свое мнение.

Моя история знакомства с Терри Пратчетом весьма терниста. Сначала мне в руки попала его работа в паре с Нилом Гейманом «Дурные предзнаменования». Эта книга порядком испортила мне и настроение и впечатления от авторов. Я не люблю , когда обыгрываются вопросы религии и веры в книгах, в том числе и в фэнтези, а тут все на этом строилось. Следующей ко мне в руки пришла книга «Цвет волшебства», с которой нив коем случае не советуют начинать знакомство с Плоским миром. Но у меня пункт — читать нужно с начала. И , если честно, хотелось доказать, что я другая и мне понравится. Увы. В «Цвете волшебства» я постоянно находила моменты, героев, которые очень сильно были похожи на тех , кого я встретила в Нижнем Лондоне Геймана, и почти всё время меня терзал вопрос — кто у кого списал? Я начинала и тут же бросала циклы про Смерть, ведьм, стражу. Плохая озвучка, скучное начало, а главное, я никак не могла уловить мелодию историй.

Спустя больше пяти лет я начинаю снова. Это не лучшая книга, прочитанная в жанре фэнтези. Она местами скучна и , порой, хочется закрыть ее и начать что-то другое, но если вчитаться, присмотреться и уловить мелодию истории — книга понравится. Ведь в книгах Пратчетта безусловно есть какая-то особая магия, нужно только постараться её рассмотреть.

Чуть не забыла самое главное. Слушала книгу в исполнении Александра Клюквина. То, что он шикарно читает книги, я убедилась ещё когда слушала Гарри Поттера, но вот то, что он поможет мне пересмотреть своё мнение к нелюбимому автору — это оказалось сюрпризом. Эта аудиокнига — маленький спектакль, где все роли исполняет единственный актер, причем вы про это забываете ещё в самом начале. Достойная работа.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня очаровывает Плоский мир Терри Прачетта. Мне нравится большинство его персонажей. Мне нравится его легкий игривый слог. Я отдаю должное фантазии. И «Мор, ученик Смерти» на мой взгляд одна из лучших его идей... Но!!! Мне почти никогда не нравится развитие сюжета. А в этой книге больше всего. Во всех почти книгах Прачетта я чувствую себя неустойчиво, я не понимаю юмор это или нет. И меня укачивает, и книга (как круиз в сопровождении морской болезни) уже не в радость. Нет, ну вот взять рыбалку, которую Смерть себе устроил — смешно же!!! А вот к чему это все привело — уже нет. При этом вроде как логичное развитие, просто... неуместное, что ли.... Я читала «Мора...» и мне казалось, что вот ОНА, моя книга кисти Прачетта. И это продолжалось чуть больше половины. Но увы. А в этот раз мне было особенно жалко, ибо особенно понравилась завязка.

Выходит, что я восхищаюсь Терри Прачеттом, только не люблю читать его книги. Тем не менее, прочитав аннотацию к очередной истории Плоского мира, я как правило её покупаю.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этому роману воспеты такие дифирамбы авторами предыдущих отзывов, что я буду краткой.

Почему стОит читать эту книгу?

1. Это цикл, где главную роль (одну из них) исполняет Смерть, самый, пожалуй, харизматичный герой автора.

2. Это, как ни крути, юмористическая вещь, хотя и с явным философским уклоном, причем в меньшей степени смешная, чем циклы о волшебниках или о ведьмах (о стражах молчу – не читала).

3. Это роман, в котором читатель проникнет в святая святых Плоского мира – за грань смерти, в ту странную, зыбкую материю, которая считается обителью Смерти. Таких Смертей больше нигде нет.

4. Смерть и его ученик (в общем-то, сам сюжетный ход об ученике не нов, да и о смертельном учителе тоже, зато отношения их и далее превращение ученика в Смерть – это да!)

5. Это не ТОТ САМЫЙ Пратчетт, но он, не будучи ТЕМ САМЫМ, жутко хорош.

По всем пунктам – десять баллов. И прибавлю еще один пункт, из-за которого роман понравился мне даже больше, чем на 10 баллов:

6. Появление, пусть и кратковременное, моего любимчика Ринсвинда. Его врожденный страх перед неизвестным с последующим невольным спасением мира поражает, раздражает, но заставляет читать и читать.

+10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх