Олег Дивов «Занимательное искусствоведение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Спорт, культура и досуг | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
О том, как русский искусствовед Шульман, в знак протеста против диктатуры, провел бесстрашную акцию, раскрывающую всю подноготную бесчеловечной тоталитарной сути русского авангарда.
Входит в:
— антологию «Пароход современности», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2024 // Повесть, рассказ . 2 место («Серебряный РОСКОН») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
UnrealQW, 28 июля 2024 г.
Мне было странно читать от вполне состоявшегося автора настолько очевидную и прямолинейную подачу пропаганды. Штампы следуют один за другим, все они без каких-либо вольностей копируют «охранительную» повестку современной России. И постепенно я стал искать второй слой: рассказ -- не просто насмешка над «либералами» и релокантами, замешанная на антисемитизме и гомофобии, а пародия -- на выжившего из ума деда, пишущего про гей-наркоманов-«либералов» на уже окончательно загнившем Западе. (Мне сразу вспомнились картины Васи Ложкина.) Однако, вглядевшись в личность автора и его политическую позицию (что легко гуглится), можно прийти к более простым выводам. Или не прийти... Рассказ -- это что? Тест на интеллект? Кто с кем играет в классики и мечет бисер?.. Где же настоящее дно произведения? -- это, внезапно, становится неочевидным... Вот такой получился пост-мета-рассказ: личности авторов (я про Дивова и Малевича) и их высказывания в произведениях и за их пределами переплетаются. И это хорошо!
Если же воспринимать рассказ в лоб, без домысливания -- то зрелище абсолютно унылое. Передать гротескные образы персонажей Дивову, конечно, удалось, но сюжет больше чем на затянувшийся анекдот не тянет.
RebeccaPopova, 22 августа 2024 г.
У всех у нас имеется какая-то своя исторически сложившаяся траектория чтения, влияющая на восприятие текстов... Так вот, лично я прежде ничего у данного писателя — Олега Дивова — не читала, хотя фамилию, похоже, слышала. Однако, втянувшись в чтение, заинтересовалась, глянула в биографию автора и обратила внимание, что с июня 2021 года О.Дивов — колумнист таблоидного сайта «Life».
Вы спросите, почему я так заинтересовалась реальной жизнью автора? Да потому, что слыша словосочетание «российский фантаст», я представляю этакого ну немного романтика (любителя Стартрека и Звездных войн), а тут в рассказе на меня типа глянуло, ни дать ни взять, творение маститого репортера светской хроники.
Теперь про сам рассказ.
Текст, как мне показалось, написан в фельетонном стиле. И по лекалам фельетона упор в нем делается на то, что количество более или менее вызывающих улыбку юмористических фраз по замыслу автора должно — при постоянном и усердном педалировании определенных тем — перейти-таки в качество.
Сразу понятно, что высшей точкой, кульминацией рассказа станет нечто, случившееся с героем во время презентации, куда тот так стремится попасть. И потому именно на повествование о событиях презентации направлено внимание читателя. И даже когда — вопреки ожиданиям — там фактически ничего особенного и выдающегося не происходит, О.Дивову удается-таки создать впечатление, что им все так и задумано, что «все идет по плану» и что, наоборот, главное тут — не само событие, а те громкие заголовки, которыми это событие потом обрисовали в СМИ.
Представители примерно тех же политических взглядов, что и О. Дивов, имеют шанс вволю похихикать, читая текст рассказа. А еще позлорадствовать, что т.н. «западные ценности» изображены в тексте в счастливом симбиозе с ЛГБТ (к слову, ЛГБТ упоминается так обильно и нарочито, что возникают мысли...гм... чуть ли не о пропаганде этого явления).
Ну, а ближе к финалу можно сполна убедиться, что, как гласит Википедия, О.Дивов происходит из семьи потомственных художников-реставраторов Третьяковки... В самом деле, темой рассказа становится — кроме будней релоцированных в Тайбэе россиян, конечно — еще и «Черный квадрат» Малевича — нам рассказывают, как необычно он написан, знакомят с провенансом его копий, а также с размышлениями о том, вехой чего именно в искусстве стала эта знаменитая культовая картина.
pomarki, 14 апреля 2023 г.
Олег Дивов однажды написал роман «Выбраковка», за который на него страшно обиделись антифашисты. Дивов ещё говорил, дескать, дураки – это социальная сатира. Времена изменились, Олег Дивов теперь эдак вот шутит:
«…у русских есть воля к жизни. А вы хотите сдохнуть вместе с Америкой. Ну… Это ваш выбор. Значит, горячий вам фашистский привет, хе-хе».
Про свой рассказ Олег Дивов пишет так: «Зверское бескомпромиссное стебалово, глумление и издевательство».
Скорее! Скорее читать! В первых трёх рассказах было как-то кисло, а тут эвона что обещают, стебалово!
Маму он считает предательницей за её слова в его сторону: «Ну весь в отца, такой же неблагодарный жиденыш», но не против, когда она помогает ему деньгами.
Папу он не любит, равно как и всех евреев: «Фашисты пархатые».
Он тусуется с Настиком и Катюсенькой, глупыми похотливыми девками, которые мечтаю о папике, бухле и наркоте.
Ещё он тусуется с мистером Ливингстоном, каким-то мутным типом из Англии.
Ещё он дружил организмами с местной профессоршей, но потом они поругались, и Шуша сидит без денег и друзей, мечтает свалить в Америку, но понимает, что уедет в Мордор на шею к маме.
Реально – в рассказе ничего особенного не происходит, просто в каждом следующем абзаце Дивов показывает очередную осклизлую складку характера этого самого Шульмана.
В местный музей привозят «Чёрный квадрат» Малевича, который купила богатая местная фирма. Шуша проникает на пати, нашвыривается наркотиками и вдруг понимает, что «Чёрный квадрат» ненастоящий – грубый и наглый фальшак.
Шуша решает напоследок, перед высылкой в Мордор, устроить хеппенинг и плюнуть на фальшивку – она висит за бронированным стеклом, так что это совершенно безопасно. Разбежавшись, Шуша поскальзывается и бьётся в бронированное стекло лбом, хе-хе, и разбивает вдребезги.
А все только и ждали такого выверта, Шушу все полюбили и пригласили в Америку преподавать историю искусств! (финальный аккорд из «Ералаша») «Пара-пара-пам! Всё!»
И… Всё? А стебалово, пусть даже и не зверское, а простое такое – оно где?