fantlab ru

Олег Дивов «Занимательное искусствоведение»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.12
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Занимательное искусствоведение

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

О том, как русский искусствовед Шульман, в знак протеста против диктатуры, провел бесстрашную акцию, раскрывающую всю подноготную бесчеловечной тоталитарной сути русского авангарда.

Входит в:

— антологию «Пароход современности», 2023 г.

Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2024 // Повесть, рассказ . 2 место («Серебряный РОСКОН»)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Пароход современности
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне было странно читать от вполне состоявшегося автора настолько очевидную и прямолинейную подачу пропаганды. Штампы следуют один за другим, все они без каких-либо вольностей копируют «охранительную» повестку современной России. И постепенно я стал искать второй слой: рассказ -- не просто насмешка над «либералами» и релокантами, замешанная на антисемитизме и гомофобии, а пародия -- на выжившего из ума деда, пишущего про гей-наркоманов-«либералов» на уже окончательно загнившем Западе. (Мне сразу вспомнились картины Васи Ложкина.) Однако, вглядевшись в личность автора и его политическую позицию (что легко гуглится), можно прийти к более простым выводам. Или не прийти... Рассказ -- это что? Тест на интеллект? Кто с кем играет в классики и мечет бисер?.. Где же настоящее дно произведения? -- это, внезапно, становится неочевидным... Вот такой получился пост-мета-рассказ: личности авторов (я про Дивова и Малевича) и их высказывания в произведениях и за их пределами переплетаются. И это хорошо!

Если же воспринимать рассказ в лоб, без домысливания -- то зрелище абсолютно унылое. Передать гротескные образы персонажей Дивову, конечно, удалось, но сюжет больше чем на затянувшийся анекдот не тянет.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У всех у нас имеется какая-то своя исторически сложившаяся траектория чтения, влияющая на восприятие текстов... Так вот, лично я прежде ничего у данного писателя — Олега Дивова — не читала, хотя фамилию, похоже, слышала. Однако, втянувшись в чтение, заинтересовалась, глянула в биографию автора и обратила внимание, что с июня 2021 года О.Дивов — колумнист таблоидного сайта «Life».

Вы спросите, почему я так заинтересовалась реальной жизнью автора? Да потому, что слыша словосочетание «российский фантаст», я представляю этакого ну немного романтика (любителя Стартрека и Звездных войн), а тут в рассказе на меня типа глянуло, ни дать ни взять, творение маститого репортера светской хроники.

Теперь про сам рассказ.

Текст, как мне показалось, написан в фельетонном стиле. И по лекалам фельетона упор в нем делается на то, что количество более или менее вызывающих улыбку юмористических фраз по замыслу автора должно — при постоянном и усердном педалировании определенных тем — перейти-таки в качество.

Сразу понятно, что высшей точкой, кульминацией рассказа станет нечто, случившееся с героем во время презентации, куда тот так стремится попасть. И потому именно на повествование о событиях презентации направлено внимание читателя. И даже когда — вопреки ожиданиям — там фактически ничего особенного и выдающегося не происходит, О.Дивову удается-таки создать впечатление, что им все так и задумано, что «все идет по плану» и что, наоборот, главное тут — не само событие, а те громкие заголовки, которыми это событие потом обрисовали в СМИ.

Представители примерно тех же политических взглядов, что и О. Дивов, имеют шанс вволю похихикать, читая текст рассказа. А еще позлорадствовать, что т.н. «западные ценности» изображены в тексте в счастливом симбиозе с ЛГБТ (к слову, ЛГБТ упоминается так обильно и нарочито, что возникают мысли...гм... чуть ли не о пропаганде этого явления).

Ну, а ближе к финалу можно сполна убедиться, что, как гласит Википедия, О.Дивов происходит из семьи потомственных художников-реставраторов Третьяковки... В самом деле, темой рассказа становится — кроме будней релоцированных в Тайбэе россиян, конечно — еще и «Черный квадрат» Малевича — нам рассказывают, как необычно он написан, знакомят с провенансом его копий, а также с размышлениями о том, вехой чего именно в искусстве стала эта знаменитая культовая картина.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олег Дивов однажды написал роман «Выбраковка», за который на него страшно обиделись антифашисты. Дивов ещё говорил, дескать, дураки – это социальная сатира. Времена изменились, Олег Дивов теперь эдак вот шутит:

«…у русских есть воля к жизни. А вы хотите сдохнуть вместе с Америкой. Ну… Это ваш выбор. Значит, горячий вам фашистский привет, хе-хе».

Про свой рассказ Олег Дивов пишет так: «Зверское бескомпромиссное стебалово, глумление и издевательство».

Скорее! Скорее читать! В первых трёх рассказах было как-то кисло, а тут эвона что обещают, стебалово!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой рассказа, Шуша (сокращённо от фамилии Шульман хе-хе), сбежал из России, которую он называет Мордором, в Тайвань. Шуша – очень неприятный человек. Он глуп, жалок, труслив, он искусствовед, он хочет присосаться к денежному потоку, а ещё хочет кому-нибудь вдуть. Всех людей, кроме себя, Шуша считает быдлом.

Маму он считает предательницей за её слова в его сторону: «Ну весь в отца, такой же неблагодарный жиденыш», но не против, когда она помогает ему деньгами.

Папу он не любит, равно как и всех евреев: «Фашисты пархатые».

Он тусуется с Настиком и Катюсенькой, глупыми похотливыми девками, которые мечтаю о папике, бухле и наркоте.

Ещё он тусуется с мистером Ливингстоном, каким-то мутным типом из Англии.

Ещё он дружил организмами с местной профессоршей, но потом они поругались, и Шуша сидит без денег и друзей, мечтает свалить в Америку, но понимает, что уедет в Мордор на шею к маме.

Реально – в рассказе ничего особенного не происходит, просто в каждом следующем абзаце Дивов показывает очередную осклизлую складку характера этого самого Шульмана.

В местный музей привозят «Чёрный квадрат» Малевича, который купила богатая местная фирма. Шуша проникает на пати, нашвыривается наркотиками и вдруг понимает, что «Чёрный квадрат» ненастоящий – грубый и наглый фальшак.

Шуша решает напоследок, перед высылкой в Мордор, устроить хеппенинг и плюнуть на фальшивку – она висит за бронированным стеклом, так что это совершенно безопасно. Разбежавшись, Шуша поскальзывается и бьётся в бронированное стекло лбом, хе-хе, и разбивает вдребезги.

А все только и ждали такого выверта, Шушу все полюбили и пригласили в Америку преподавать историю искусств! (финальный аккорд из «Ералаша») «Пара-пара-пам! Всё!»

И… Всё? А стебалово, пусть даже и не зверское, а простое такое – оно где?

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх