Терри Пратчетт «Мрачный Жнец»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Смерть давно интересовался жизнью смертных, и получил шанс познакомиться с ней от первого лица. Начальство сочло, что он стал непригоден для своих обязанностей и отправило мрачного жнеца Плоского мира на пенсию. Теперь он работает на ферме за шесть пенсов в неделю. Тем временем избытки жизненной силы не знают куда деваться, волшебники незримого университета думают как убить умершего волшебника, а в Анк-Морпорке появляются странные шарики.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Смерть»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1999 // Зарубежный роман фэнтези (Великобритания) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Фэнтези - Роман (Великобритания) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Фэнтези (Великобритания) |
- /языки:
- русский (11), английский (3), эстонский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (15), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Берденников (8), А. Гагинский (2), А. Жикаренцев (2), К. Каэр (1), О. Самара (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
веtка, 19 сентября 2010 г.
категорически не рекомендую читать Прачетта в общественном транспорте, ибо это — сахар, сахар, сахар — бооольшая ошибка... Реакция окружающих на ваше хихиканье, хрюканье, сдавленые стоны и слезы варьируется от сочуственного предложения водички до вызова наряда с целью препроводить куда следует.)))
А если серьезно, то мрачный жнец — по моему мнению — самая смешная книга о плоском мире. И самая грустная. персонажи раскрываются с самых неожиданных ракурсов — Чудакулли теперь — просто мой герой))) Только гениальный администратор может так ловко управляться с этой бандой недоумков в засаленых шляпах. Редж Башмак оказался едва ли не вождем и идеологом повстанцев, зомби, фонтанирующий энергией, каковой хватило бы на целую толпу иных живых... И конечно, сам Смерть, о линии которого разговор отдельный. Сначала мне думалось, что превратить его в эдакого демонического романтического героя, который уходит от мира на уединенную ферму, там начинает предаваться философским рассуждениям «за жизнь», а по концовке начинает всех спасать и всех мочить — не самая удачная идея. Но финал этой сюжетной линии все расставил по местам — каждая жатва заслуживает любви жнеца, самое страшное в этом мире даже не смерть, а равнодушие...
Улыбнула идея выставить супермаркет в виде вселенского зла, разрушающего города и страны, чем-то явно не угодили старине Прачетту икеи, ашаны и иже с ними.))))
В общем, несмотря на то, что книга вышла очень смешной, еще ни в одной — а прочитала я и про ведьм и про ринсвинда и про стражу — не было столько ненавязчивой, мягкой и очень жизненной философии. Здесь Прачетт излил душу. Ну, мне так показалось...
Ginger, 19 июня 2008 г.
Ну вот наконец и я приобщилась к творчеству этого автора.
Первая прочитанная книга Пратчетта давалась непросто: в самом начале неискушенному в специфическом юморе читателю — мне — приходилось продираться через рассыпанные во множестве шутки и шуточки, казавшиеся, мягко говоря, простоватыми. Заигрывание с читателем на уровне замысловатых многоступенчатых имен и прозвищ героев, дурацких коверканий слов и прочего раздражало и отвлекало от действия. Пока не появился — Смерть.
Эта часть, безусловно, главная — описание Смерти, его преображения в Билла Двера — превращение в настоящего человека, способного чувствовать, видеть сны и совершать ради кого-то поступки. Интересно, что Смерть всегда говорит... капс-локом. Как это? — Громко? Бесцветно или наоборот весомо и ярко? Не может быть, чтобы это был просто текстовый прием выделения речи, не заметный, собственно, в разговоре. Новый Смерть говорит курсивом, но строчными буквами, — и мы понимаем: он не настоящий. А вот Смерть Крыс — настоящий, ПИСК!
Очень понравилась идея возможной замены Смерти, который «косит» травинки-жизни по одной, уборочной машиной. Но ведь «на что остается надеяться урожаю, как не на любовь жнеца?» (После этого момента я перестала вспоминать рассказ Брэдбери «Коса» — похожесть сошла на нет.)
Ветром Сдумс, не впечатливший вначале, развился в целостного персонажа. За недолгие дни «жизни после смерти» он сделал больше, чем за все свои предыдущие 130 лет. Почувствовал себя нужным и стал действительно нужным.
Вообще если убрать все прочее: всяких бестолковых и безграмотных волшебников, тележки-шарики-розовые трубки, общество живых мертвецов в полном составе, — то получится великолепная книга (для меня :smile:), но ведь не зря же у Пратчетта и стиля Пратчетта столько поклонников. Да и, может быть, именно на этом фоне основные идеи выглядят более выпукло.
Буду читать еще. Тем более, что к многоступенчатым именам я уже привыкла :smile:
primorec, 22 апреля 2013 г.
Вы думаете Смерть — последняя инстанция? Нет, и над ней в Плоском мире есть свое начальство, которое может быть недовольно его работой. Ну, Вы знаете эти доводы менеджеров, когда они собираются сообщить неприятное известие об увольнении: был хорошим специалистом, но со временем утратил хватку, «пропал блеск в глазах», стал халатно относится к должностной инструкции, засиделся на месте и еще много чего можно придумать, когда решили избавиться от неугодного работника.
В нашем случае Смерть не угодил вышестоящему начальству неизвестно откуда взявшимися «человеческими» чертами — жалостью и добротой, не к месту проявленными на рабочем месте. Вот и оказался Смерть уволенным со службы без пенсии, привилегий и выходного пособия и отправился постигать на практике, что же такое человеческая жизнь. А узнать и понять предстоит, ох, как много!
Но не так-то легко найти на это вакантное место нового работника. А пока подыскиваются новые кадры, в Плоском мире начинает твориться Боги/сколько их ни есть/знает что. Никто и ничто не умирает, души не могут найти дорогу в лучший мир, жизненная энергия копится и просто раздирает Плоскоземье, вытворяя всякие чудеса.
Но, если честно, получилась у сэра Терри иногда смешная, иногда грустная история о том, что же такое настоящая Жизнь. Как складывается она из маленьких и больших радостей, мелких и крупных неприятностей, у кого-то — упорядоченная и степенная, у кого-то — бесшабашная и сумбурная. Этакая смесь из встреч с друзьями и убойного яблочного напитка, танца в лунную ночь, грозы и убранного урожая. Почти ответ на вечный вопрос: в чем же смысл всего этого, спрятанный между строк о волшебных чудесах и созданиях и постоянно ускользающий, когда уже решил, что поймал его за хвост.
И есть в этой книге еще одна почти мистическая, немного жуткая тема. О том, как рождаются и умирают города, что составляет Душу этих каменных джунглей, и какую опасность людям несут проволочные тележки. История последних в романе — почти триллер, неприятная правда, к которой, положа руку на сердце, мы все причастны.
Смерть, конечно, в Плоском мире — не последняя инстанция, но заменить такого профессионала оказалось невозможно. Каждый, включая и самое Важное Начальство, вынес из этой истории свой урок. Смерть понял кое-что о Жизни и стал лучше понимать своих клиентов, узнал, что можно сделать «ради узника в башне и полета птиц». «МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ. ИБО ЕСЛИ МЫ НЕ ЛЮБИМ, ЗНАЧИТ, НЕ СУЩЕСТВУЕМ. А ЕСЛИ МЫ НЕ СУЩЕСТВУЕМ, ЗНАЧИТ, НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ СЛЕПОГО ЗАБВЕНИЯ».
tapok, 28 февраля 2024 г.
Без Смерти – тошно
***
«Мрачный жнец» – продолжение подцикла Терри Пратчетта «Смерть». И уже на второй книге становится понятно, что автор сыграл с читателями в шутку: Смерть на главную роль уговорить не удалось.
…Смерть получил от своего начальства отставку. И вот, став «смертным», он отправляется в мир. Призвание он находит на схожем поприще, вот только косить ему тебе лишь траву. В Анк-Морпорке (да и по всему Плоскому миру) неспокойно. Проявляется это по-разному. Но когда волшебники видят, что их коллега – Ветром Сдумс – не может умереть, они начинают бить тревогу.
Памятуя приём в цикле «Ведьмы», можно было ожидать, что Пратчетт покажет Смерть издалека, а затем уже настроит прицел писательского гласа на антропоморфной персонификации. Ведь этот ход сработал в «Творцах заклинаний», где великолепная Эск, напрашивающаяся в главные герои, вдруг ушла с радара внимания, уступив эту пальму первенства Ветровоск, оказавшейся крайне интересной личностью. С другой стороны, Мор ведь тоже был интересным. В общем, Терри Пратчетт решил, что Смерть главной роли не заслужил, поэтому читателю придётся изучать сюжет бок о бок с другими персонажами.
Герои. Волшебники во главе с Чуддакулли и Ветром Сдумсом. Волшебники выглядят примерно так же, как в других книгах цикла. Чуддакулли всё так же чудаковат. А вот Ветром Сдумс – герой довольно интересный. Вернее, его сюжетные перипетии. 130 лет (пересидел даже Будду!) он толком ничего не делал, а после смерти решил зажить! Рената Флитворт. Обычная старушка, одинокая, со своей историей, способной выбить скупую мужскую слезу. Даже из Смерти. Борозды не портит, помогает раскрыть Смерть. Хотя последнего совсем мало. Причём мало в той роли, которая весьма ожидаема.
Мир. Анк-Морпорк и НУ заезжены до жути, а вот мир Смерти – нет. Благодаря ветке Смерти стало понятно, кто он такой, какие у него обязанности, образ жизни. Ну и, конечно же, Аудиторы. В общем, по части ворлдбилдинга первые романы из цикла «Смерть» дают довольно много информации.
Минусы. У Пратчетта они примерно везде одинаковые. Интересная завязка и скучная развязка. Минимум объяснений причинно-следственных связей и побольше сумбура. Но конкретно в «Жнеце» автор переплюнул себя. Вся сюжетка волшебников во второй части романа – квинтэссенция бестолковости и нелепости.
Заключение: неплохой роман. Есть свои плюсы (лирическая история Ренаты, мир Смерти, Сдумс, более или менее), но есть и откровенно слабые места – вся сюжетка волшебников, особенно во второй части романа.
8 Смертей из 10.
Delivior, 29 октября 2013 г.
Начиная читать Пратчетта, я воспринимал его произведения как забавные сказки. Но это только в начале...
Утверждением, что Терри Пратчетт прячет под шутками и волшебством много серьёзного и реального, никого не удивишь. Но это произведение для меня особенное — в нём показаны переживания относительно смысла жизни, любви, страха и одиночества. Показаны, как я считаю, в чистом виде. А может тут закопано ещё много того чего я не заметил. Конечно «Мрачного жнеца» можно прочитать как очередную сказку, которая вызывает улыбку, но только с тем, чтобы потом перечитать ещё раз более внимательно.
Для меня это очень доброе и одновременно грустное произведение, после которого остаётся что-то хорошее.
qpol, 23 декабря 2009 г.
Превратить Смерть в персонажа, за которого начинаешь переживать, это гениально. На протяжении сотен лет смерть была если и ненавистна, то по крайней мере не любима людьми. Скелет в черном балахоне, с косой ни когда не был положительным персонажем. Пратчет наделил Смерть человеческими чувствами. За юмором и сарказмом скрывается глубокий смысл. Мне кажется только у Прачета люди стремятся преобрести Смерть среди друзей не пытаясь получить выгоду от такой дружбы.
Смерть Смерти! Для этого произведения этот лозунг не уместен. Скорее, Смерти — Жизнь.
Wilhelm, 24 января 2009 г.
Первая и пока что единственная книга, которую я прочитала у Тэрри Пратчета. Я ставлю за неё семёрку по многим причинам. Конечно, книга неплоха, время на неё было не зря потрачено, я от души повеселилась. Очень радуют все без исключения шутки автора, такие милые и незатейливые, но не «ниже пояса», как сейчас, увы, принято шутить в обществе.
Главный герой невероятно симпатичен своей комичностью, и жалко его, и смешно одновременно (я про Ветром-Сдумса). Билл Двер... Да, необычный персонаж, но больше мне понравилась госпожа Флитворт, да и вообще развитие её с Биллом дружеских отношений и «конец» этой своеобразной дружбы.
Не оставила равнодушной сцена, когда Билл дарит ей самые дорогие цветы и конфеты... Лишнее напоминание о том, что любая женщина хочет чувствовать себя любимой, нужной и желанной, не зависимо от её возраста и внешности.
В конце было очень жаль «отпускать» главного героя-смерть из более-менее реального мира в мир призрачный, ведь он был таким чутким и добрым человеком...
Однако, несмотря на все плюсы книги, я не увидела тут серьёзных философских вопросов. Ну, понятно, конечно, идея в том, что жизнь циклична, что её надо прожить достойно, потому что она всего одна, и смерть — самое естественное её продолжение. Но ведь эти мысли довольно банальны, каждый уважающий себя автор поднимал их в своих книгах как минимум однажды! Именно поэтому я ставлю книге только семёрку. Глубоких нравственных переживаний она у меня не вызвала, хотя, конечно, вполне возможно, что и я просто не доросла до неё :glasses:
febeerovez, 3 августа 2010 г.
Что может остановить Смерть ? Может ли Он поставить себя на место человека ? И главное — извлечет ли он что-нибудь из этого опыта ?
Такие вот непростые вопросы, задает нам Терри Пратчетт, в юмористической (казалось бы) истории. И ответы будут очень и очень интересны.
Становление персонажа — довольно популярная тема в любом жанре, поэтому что-то новое в этот прием привнести сложно. Здесь многое уже зависит от стиля автора и самого персонажа. И что может быть оригинальнее ,чем Смерть ? Здесь фигурирует даже не конкретно какое-то определнное становление, а скорее осознание Смертью ценности Жизни. Эдакий парадокс. И наблюдать за поведением нового Смерти очень и очень интересно. Ближе к финалу ответ на вопрос «осознал ли Смерть эту ценность» будет дан в полной мере.
И опять, линия о приключениях Смерти, или точнее Билла Двера, является наиболее доминирующей и интересной в книге. Второстепенная линия о в волшебниках и иже с ними, может порадовать в основном обилием знакомых персонажей, и взглядом на мир с точки зрения общества неживых персон. Сама же вторая сюжетная линия мне в целом не очень понравилась. Однако это уже дело вкуса, так как сама идея о «паразитах» придумана оригинально, но лично мне она осталась не до конца понятной, и от этого впечатление смазалось.
Смерть предстает перед нами в новой ипостаси — смертного человека Билла Двера, который пытается осознать «что такое жизнь». Наблюдать за его попытками весьма забавно и интересно.
Появление новых персонажей как всегда радует читателей своим появлением. Самой «обычной» получилась лишь Рената Флитворт. Но «обычная» в плане сюжетном. Как персонаж она получилась целостной и главное, реальной особой. У нее есть и своя история. Отчасти грустная, отчасти веселая. Как персонаж госпожа Флитворт не удивляет, но вот ее история получилась действительно проникновенной, и оттого ты словно привязываешься к персонажу в течении истории.
Очень обрадовало освещение деятельности Реджа Башмака и иже с ним. Волшебник Ветром Сдумс так же получился вполне-себе оригинальным персонажем. Довольно интересно наблюдать за тем, как он сам начинает критиковать те минусы волшебников, с которыми всегда жил сам.
Ну и конечно шедевральное появление Смерти Крыс, со своим коронным «ПИСК». Его существование как раз послужит для Смерти одним из определяющих факторов выбора в финале.
Сюжет в принципе так же можно предсказать, но желания перелестнуть дюжину страниц вперед не возникает совершенно. Читать интересно, несмотря на некоторую предсказуемость.
Это пока самая грустная книга, которую я прочел у Пратчетта. Юмор есть, но главное в этот раз другое. В основном благодаря финальным страницам и философским мыслям, книга оставляет особое послевкусие. Когда закрываешь книги Пратчетта, хочется продолжения. Здесь же хочется спокойно посидеть в кресле и задуматься о смысле жизни и смерти. Или улыбнуться. Грустно улыбнуться.
В конце-концов это снова экскурс в неизведанные места Плоского Мира, это знакомые нам персонажи, это самое тяжеловесное «ДА» в истории Плоского Мира, это снова отличный юмор и не менее интересные и глубокие мысли. Это снова Терри Пратчетт.
GPX, 29 апреля 2011 г.
Вот и еще про один роман Терри Пратчетта я могу с уверенностью сказать: «Понравился!».
Автор заинтересовал и заинтриговал с первых же страниц: Смерть, который должен умереть — в какой-то мере даже философская тема. Может ли Смерть постигнуть Смерть? С одной стороны противоречиво, а с другой вполне вероятно и логично. Однако не будем забывать, что действие происходит в Плоском мире и все наверняка перевернется с ног на уши.
Пратчетт поднял и тему жизни после смерти: что остается духу мертвого, если направить его в путь иной некому? То-то и оно, что ему остается вернуться в старое тело. Один из таких «мертвых, но живых» — волшебник Ветром Сдумс — наряду со Смертью является ключевым героем.
Роман состоит из трех параллельных сюжетных линий: волшебники, Ветром Сдумс, Смерть. Больше всего мне понравилась история Смерти. Да и вообще мне (и наверняка не только мне) Смерть кажется самым интересным персонажем, которого я встретил в книгах Пратчетта.
Из того, что не понравилось:
Как и обычно часть юмора пролетела мимо меня;
Несколько сцен, которые я бы убрал из романа, но это, конечно же, на вкус и цвет. Практически в любой книге есть моменты, которые можно было бы упустить, ничего при этом не потеряв.
«Мрачный жрец» — сочетание одновременно и юмора, и необычной, даже в чем-то философской сюжетной линии, и ярких героев, и снова юмора. В целом однако же из творчества писателя вряд ли роман можно выделить как-то особенно; на уровне большинства романов писателя, но не выше.
Laviza, 19 марта 2006 г.
Все-таки... Только Пратчетт так может! Чтобы всю книгу то хохотать до слез, читая о приключениях (злоключениях) волшебников и членов клуба «начни заново!», то почти плакать, читая об одиноком пути Билла Двера, Мрачного Жнеца, и в конце концов, разрыдаться в финале на странице, заполненной одним словом «ДА» на фоне пламенеющего неба.
Действительно, на что еще надеяться урожаю, как не на любовь жнеца???
И какое счастье видеть эти бесконечные, бескрайние поля, волнующиеся под ветром, золотые поля до самого горизонта!..
Самая красивая, упомрачительно прекрасная книга — Пратчетт — гений!!!
Mef, 4 июля 2012 г.
Смерть в книгах Пратчетта это персонаж которого все любят. Парадокс правда? Ну какой читатель не получал удовольствия от появления, пусть и эпизодического, семифутового скелета, который говорит исключительно БОЛЬШИМИ БУКВАМИ?
“Мрачный жнец” это вторая книга в отдельном цикле посвященного жизни Смерти. На сей раз Смерть отправили в отставку. Сказали что он стал слишком...человечным. Смерть не стал печалиться, а даже наоборот приободрился и сказал “НАКОНЕЦ-ТО У МЕНЯ ЕСТЬ ВРЕМЯ”, взял себе имя Билл Двер и устроился жнецом (по специальности так сказать) на ферму к госпоже Флитворт. Однако в его отсутствие жизненная сила перестала исчезать из мира и начали твориться странные вещи.
Если честно то книга очень странная. Сюжетная линия волшебников вообще осталась для меня не понятной. Что это все было? Как разрешилось? В общем странно. Хотя персонаж Ветра Сдумса и его товарищей по не-жизни получился одновременно забавным и грустным. Может конечно я читал не внимательно, а может быть история Смерти перекрыла волшебников. В финале Смерть опять доказал что он пожалуй самое человечное существо из всех на Плоском Мире.
В любом случае это Пратчетт, даже в такой непонятное книге (лично для меня еще раз повторюсь) ему удалось задать очень серьезные вопросы на совершенно разные темы от размышлений на которые у меня остались печальные ощущения. Как и от книги в целом.
Kriptozoy, 25 января 2008 г.
Эта история поразила меня до глубины души. Своим весельем, своим задором, своей грустью и светлой печалью. Я читал эту книгу не как томик юмористической фантастики, а как какую-то эзотерическую руну. Очень понравилось то, с какой легкостью сочетаются в книге веселые ситуации, смешные приключения героев и вселенский размах событий — того, из-за чего всё это произошло.
Смерть мне очень понравился ещё в книге «Мор, ученик Смерти», но после прочтения «Мрачного жнеца» я полюбил его как родного (как ни странно это звучит). В Смерти гораздо больше Любви, Доброты и Жизни, чем в некоторых из людей. Выглядит парадоксом, но это так.
Один из моих любимых моментов в книге, то как Ветром Сдумс пытался после «воскрешения» научить свой организм правильно функционировать, сердце работать, а внутренние органы выполнять свои обязанности. И то, как он предпринимал попытки сделать правильную походку, но получалось у него почему-то только как у зомби. Всё это описано настолько красочно, что порой даже делается жутковато.
Обожаю эту книгу.
Ev.Genia, 7 июня 2018 г.
Очередной роман Пратчетта и снова маленькая трагикомедия, которая обязательно заставит и посмеятся, и погрустить, но однозначно улучшит настроение, и где при желании можно найти философскую подоплеку.
История неправдоподобная: как это – Великий Смерть, который помнит, когда всё вокруг было звёздами и вдруг ему дают отставку, и вот уже у него есть свой жизнеизмеритель. Смерти нет, зато жизни в избытке. А это очень опасно в таком месте, как Анк–Морпорк, обязательно всё пойдёт наперкосяк. Мало того, что ,,отдав концы не умираешь насовсем'', но возможно впервые именно в этот момент и начнётся настоящая ,,жизнь'', полная событий, свершений, познаний, чувств и даже подвига… Два главных персонажа в разных местах Плоского мира переживают схожие чувства, один после, а другой на пути: иногда это очень весело, а иногда очень грустно, потому что оба проявляют столько великодушия, мудрости и воли, что невольно проникаешься к ним ещё большей симпатией.
Очень забавные вышли у Автора Аркканцлер и Ко. Автор явно высмеивал современную политику и правящую силу. То ли просто глупые, то ли точно чёкнутые, главные умы Незримого Университета сначала долгое время обсуждают проблему, а потом действуют, да ещё с таким энтузиазмом. Ну и кроме того, сатирическая составляющая как всегда на высоте: как обычно, нестандартно показаны потусторонние и высшие силы в лице духов, вампиров, предсказателей, нежитии, вервольфов т.д с этаким увесистым намеком на реальность. Особенно порадовала «борьба за права мертвых»… Добавить сюда петушка Сирила и коллективный разум тележек и будет полный набор хаоса, веселья и летних танцев сбора урожая.
Ну а самое главное, не всякий Смерть может быть Настоящим Смертью…
Как всегда у Автора весело, остроумно, увлекательно, местами просто бесподбно, а вцелом этот роман с налётом лёгкой и светлой грусти. Мелкие песчинки, которые остались в верхней половине жизнеизмерителя – сколько их там, у каждого по–своему. Мухи однодневки, например, с их великой миссией быть съеденными Великой Форелью, или тысячилетние Сосны, одно слово, которых занимет годы, а диалог десятки лет, а маленькая девочка, которая уснула в своей комнате совсем не подозревая, что ночью будет пожар... И тут Автор с такой идеей: неумирание даёт всем массу преимуществ. Можно всё таки осуществить то, до чего так руки и не дошли или не хватило решимости, уже же вообще ничего не страшно или побыть с любимыми немного дольше или… а что ещё, да много чего. Автор даёт сознанию читателя окунуться в эти эмоции и переживания, дабы навсегда запомнить какого это.
k2007, 14 марта 2016 г.
История о том, что иногда для того, чтобы начать жить, человеку надо умереть. После этого здорово проясняется в голове и ты начинаешь действовать.
Опять же, человек (существо в данном случае), бывшее всю жизнь одиноким, попадая в общество, понимает, что собственная жизнь — не самая важная вещь, гораздо важнее жизнь других людей.
Очень неплохой роман, с фирменным пратчеттовским юмором и с серьезными затрагиваемыми темами.
Kudagitsune, 6 марта 2009 г.
Да, это снова совершенно предвзятый фанат Терри. Да, снова со своими дифирамбами. Да, киньте в меня чем-нибудь тяжелым. Да, он опять без отзыва, но со слюнявыми воплями.
Спасибо вам, Терри. Спасибо за любовь Жнеца, спасибо за Билла Двера, спасибо за то, что это действительно была его Жизнь — и тем она ценна.
Спасибо вам за жизнь после смерти, спасибо вам за слова без капс лока, спасибо за «ДА» в полстраницы и за ветер в полях с посевом.
Спасибо, спасибо, спасибо.