Борис Акунин «Весь мир театр»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
1911 год. Эраст Петрович ждёт, что именно он будет расследовать убийство Столыпина в театре. На этот раз Фандорин ошибся... Он будет занят другим делом, тоже связанным с театром...
Время действия — 1911 год. Эрасту Петровичу Фандорину — 55 лет.
Первое издание вышло в декабре 2009, на книге стоит 2010 год
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 21 апреля 2025 г.
Фандорин попался
Это таки случилось. Перебрав все возможные направления, Акунин написал, наконец, «иронический» детектив. И примечательно, что, благодаря умению вести рассказ с разных точек зрения, ирония удалась в обоих её ипостасях — и в наиболее распространённом женском изводе, и в суровом мужском, тяготеющем к нуару. Как истинный герой чёрного детектива, Фандорин стал в романе «мальчиком для битья» — слава богу, преимущественно морального. А ведь возраст почтенный, и начинается книга с похвалы умению достойно стареть.
Главная насмешка в том, что на шестом десятке лет Эраст Петрович стал считать себя «гармоническим человеком», достигшем первой ступеньки мудрости. «Стареть» значит «созревать», — решил он, — становиться сильнее, мудрее, совершеннее. Пятидесятилетие встретил занятиями водолазанием, на дне морском (подъём затонувших сокровищ позволил ощутить себя финансово независимым). К пятидесяти одному изучил испанский язык и освоил джигитовку, к пятидесяти двум — превзошёл итальянский и фехтование, потом — философию и мотоциклет, затем — химию и жонглирование, гипноз и канатоходство. А в пятьдесят пять все качественные достижения пошли насмарку. Фандорин второй раз в жизни влюбился.
Уже в самом начале жестокий автор делает героя если не смешным, то самую малость жалким. Идёт одиннадцатый год, в Киеве стреляют в Столыпина, дело важнейшее, и Эраст Петрович, не сомневаясь в скором своём привлечении к расследованию, уже готовит план действий. Потому позвонившую ему взволнованную женщину он принимает за жену раненого премьер-министра. Но — конфуз! — это всего лишь вдова Антона Павловича Чехова Ольга Книппер. И вместо Киева сбитый с толку сыщик вынужден отправиться в театр, чтобы заниматься какими-то очевидными пустяками. Между тем этой осенью исполняется тридцать пять лет со дня страшной гибели его первой и единственной возлюбленной, отчего попавшаяся афиша «Бедной Лизы» заставляет болезненно содрогнуться. Но и актрису, которой попросили помочь, также зовут Элизой, и внешность её потрясает Эраста.
«Он узнал этот голос! Думал, что забыл, а, оказывается, помнил все эти годы! И фигура, походка, поворот головы — всё было в точности такое же! Лицо… Нет, лицо было другое. Но выражение глаз, но доверчивая улыбка, но ожидание счастья и открытость судьбе! Как можно было столь достоверно, столь безжалостно всё это воспроизвести!». О ужас! Гармоничный человек со стальными интеллектом и нервами соскальзывает в пропасть мелодрамы!
Акунин усугубляет трагикомизм ситуации ещё и взглядом со стороны героини. Мы видим Фандорина глазами недалёкой актрисы с насквозь искусственными эмоциями и машинально рассчитанным на эффект поведением. Как он пал!
Конечно, он борется, и то, как герой противостоит своим слабостям, наблюдать интересней всего. Позволив себе признать, что душевное равновесие нарушено, он трезво решает вернуть его самым простым способом: завоевав женщину — и для воплощения этого элементарного решения тут же составляет простой и действенный план. Промашки не может быть, и план вроде бы приводит к успеху, но нет — победа вдруг ускользает по совершенно непонятной блестящему аналитику причине. На самом деле всё элементарно, он просто не понимает женских мотивов, но относит неудачу на свой счёт и полагает, что правильным будет смириться. Однако остаётся ещё несколько дел. Во-первых, довести до конца проект с постановкой написанной им пьесы (это была часть ненужного уже плана, но отступать поздно). И на почве банальной театральной ревности Эраст Петрович ссорится с единственным другом — Масой (опять-таки не в силах раскусить истинные причины его поведения). А во-вторых, надо закончить расследование, раскрыть тайну загадочных театральных происшествий и смертей. Но и тут следует ошибка за ошибкой.
Потеряв трезвую голову в чужой, обманной, наркотической атмосфере театра, Фандорин с радостью хватается за появившуюся наконец, как ему показалось, реальную нить в виде околотеатральной мафии и азартно мотает её на локоть, пока от кормящейся московским шоу-бизнесом оргпреступности камня на камне не остаётся. Ух, на какую полную катушку он использует возможность стать прежним стальным героем и делать то, что умеет, — вычислять, преследовать, ловить, уничтожать — только клочки летят, а враги бегут в ужасе на другую сторону планеты. Но всё тщетно! Ложный ход. Искать всё же надо под фонарём, где светлее.
Секрет-то на самом деле совсем не мудрён, и большая часть читателей разгадает его куда раньше героя. И за это, в том числе, тоже можно на автора обидеться. Роман вообще построен так, что всю дорогу мы знаем куда больше Фандорина, отчего смотреть на его пустые метания по-настоящему больно. Но именно такова акунинская задумка, и он вовсе не издевается над любимым творением, а даёт нам возможность оценить его гибкость и стойкость. К победительному, несгибаемому и неуязвимому Фандорину мы привыкли. Теперь стоит посмотреть, как он справляется с унижениями, — это гораздо более дорогой урок. Вновь появившееся умение ошибаться говорит о приходе второй молодости, о способности к обновлению, парадоксально возникшей с годами. Автор и сам уж вплотную приблизился к возрасту своего героя. К тому же самые проницательные рецензенты утверждают, что этим романом он избывает собственные театральные неудачи. Но если это подпитка живой кровью лишила героя всегдашней уверенности, то такое несовершенство намного ценнее былого глянца.
Как бы то ни было, прежнего Фандорина нам теперь не видать. Если Акунин не поторопится его избранницу убить (а это уже будет дурной анекдот), жить ему отныне придётся семейной жизнью. Другое дело, что семейная жизнь с актрисой есть приключение порискованнее всех прежних.
bacumur, 5 января 2010 г.
Почему-то книжка показалась не доказательством вполне присутствующей еще силы Эраста Петровича, а ее весьма голословной — прокламацией. Начнем с того, что ЭП — вполне себе поглупел. То есть, он может кататься на мотоциклетке, учить чужие языки и даже ходить по канату — но ведь все этим занимаются и именно после пятидесяти лет, и достигают некоторых успехов, примерно, ближе к возрасту Шекспира, который умер, как известно за несколько дней до 56-го дня рождения... (Поклон театральности — хотя бы в частности...) (Шекспир, правда, об эту свою пору — умер, но ведь если бы в 1616 году были мотоциклетки, кто знает, кто знает?.. Говорят, он часто бывал в последние годы в Лондоне, потому что имел паи в театре, договаривался с какими-то врачами на Фулхем-роуд... В общем, можно считать, что самосовершенствованием на склоне лет занимаются все, не только премногоглубокоуважаемый ЭПФ.)
А вот тупизм от любви — не катит, недостоверно. Весьма слабая мотивированность для такого героя как пресловутый заявленный Фандорин (она бы показалсь смешной даже для старшего инспектора Лестрейда из новейших наших переводах о расследованиях Лондонского Скотиш-ярда) — от автора, который иногда предлагал в прошлые годы вполне достаточную и убедительнейшую систему доказательств, не то что бы просто — аргументы. Он раньше, Фандорин, если и делал что-то, тогда это было — сильно, стильно, выступающе (burst) — как, кажется, говорях американцы на своем ново-аглийском, признаем это, в конце XIX — начале и наших последующих веков. А тут вдруг — увидел поникшую ручку актерки, которая его и признавать сначала не захотела-то, и — впал в кретинизм. Я вот полагаю, за всю свою жизнь видел немало гениальных мужчин, поглупевших от женской ручки, но — не дольше, чем на два-три часа. Один раз, кажется, это было — на один вечер, и то — у Шерлока Холмса от Ирен Адлер. В общем — недолго.
А тут — на протяжении всего романа, он, Фандорин, и в тупизну излишних, крайне неудачных подозрений впадает, и за кем-то через треть Европы гонится, пока ГРОМИЛА барышник на московских театральных билетах от него в Америку не съехал... Вы как хотите, но после этого кунштюка г-на Акунина я вовсе понял, что роман неудачный, раньше у этого господина автора была хотя бы какая-то соответственность между характером преступления и психологией личности... То есть, карманники — не шли на «мокрое», «квартирные» не бывали замечены на «гоп-стоп», и т.д... А тут, тут — вполне себе мелкая спекуляция, бакланиха на театральных билетах — и вдруг сразу тебе — бойцы, победы с сухаревскими, какого-то Левончика на инвалидной коляске домой на Кавказ отправили... Это все-равно что описывать — открытый бой пингвина с попугаем... Читатель заранее вычисляет и знает — погибли оба — попугай не долетел, пингвин — не доплыл. А вот г-н Фандорин даже до этого не додумывается... И ведь нарушение этого закона необходимых по сюжету соответствий сам автор, прежде — весьма тонкий и точный — не замечает, и ничего лживого для сюжета, персонажей и для себя — не чувствует!
Честь и хвала издателю, сделавшему первый завод в 500 000 копий. Я бы немного ему за это поаплодировал, но лишь — немного. Потому что — этого тоже жаль. И тираж, и издателя, и автора, который заметно — распустился в самом печальном литературном смысле, и самое главное — читателя жалко. Ведь заплатит за книжку кто-то (вроде меня) 350 руб, и... Получит — фуфло, щебенку, вместо вполне себе детективной «матрешки» — «неваляшку» Фандорина, что конечно — весьма печально.
А ведь настоящий ЭПФ — такого ну никак не заслуживает, и потому что когда-то бывал хорош, и вообще... Кажется, сейчас, в этом романе автора он всего лишь отрабатывает что-то за прошлые заслуги... Особенно — учитывая тиражи и авторский гонорар за эту книгу.
ALLEGORY, 26 декабря 2009 г.
Сегодня, 26 декабря 2009 года, объявляется мой личный день траура – приспускаю флаги и надеваю черную повязку на плечо. Ведь сегодня, кажется, окончательно «скончался» для меня как читателя один из самых достойных и проверенных производителей неглупого развлекательного чтива – Борис Акунин. Минута молчания…
Странноватые игры в «жанры», «киношный проект», не доведённая до ума игра «в пиратов».. Много, много чего нелепого было в последние несколько лет. И ведь только на Эраста Петровича и была вся надежда – мол, вернётся к нам настоящий правильный Фандорин и заиграет новыми красками. Ан, нет. Не заиграл. Детектив, читая который чувствуешь, что тебе решительно не интересно «и кто же во всём виноват» — это оксюморон, право А детектив, который буквально заставляешь себя продолжать читать из-за того, что скучно – это просто плохой детектив. Увы.
Эраст Петрович, вернувшийся на глаза почтеннейшей публики повзрослевшим, заматеревшим и почти что претендующим на нишу маститого частного детектива уровня м-ра Холмса… О, это могло бы быть чудесной находкой для развития истории героя и его приключений. Но. Нынешняя игра милейшего автора сводится к тому, что неожиданно влюбленному герою – то ли из-за любви, то ли просто по невольной прихоти автора)) – абсолютно ничего не удаётся расследовать, словно утратил он свой прекрасный дар. И повествование рвано мечется от «салонных» сцен к редким сценам экшена. И попытка «дать психологии» в портретах действующих лиц – мелковата. А великому сыщику ну совсем ничего не удается «вычислять», и, наоборот, оказывается он всецело фраппирован внезапно, «роялем из кустов» явившим себя в финале преступником, что и становится последней железобетонной точкой полного окончательного фиаско романа.
Я не знаю, возможно, утратилась новизна и просто кому-то из нас вся эта история навязла в зубах – либо мне надоело её читать, либо автору — писать. Но автору-то по крайней мере за его труды деньги платят, а вот читателю остается только расстраиваться. Скучно, господа. Интриги – ноль. А романтики – и того меньше…
illusion, 9 января 2010 г.
Мне не понравилось абсолютно все. Увидев в магазине новую книгу из серии о Фандорине, я с щенячьей радостью побежала домой выгребать из копилки денюжки. Как оказалось, совершенно зря.
Честно говоря, мне было страшно читать о «старом» Фандорине.Но я все же думала, что Акунин сумеет сделать все правильно. Не сумел.
Влюбленность Фандорина кажется мне полнейшей глупостью. Тем более объект влюбленности — совершенно невыразительный и нераскрытый образ. Чем она привлекает Фандорина (и всех остальных) непонятно совсем.
Наверное, «непонятно» — это то слово, которое лучше всего характеризует мое отношение к книге.
Сами преступления совершенно неинтересны, главный злодей — абсурдный, другого слова и не подберу.
Фандорин совсем разочаровал — он, видимо, разучился не то что дедуктировать, а даже просто думать. А его ревность к Масе — это же просто слов никаких нет. Всю книгу он топчется на одном месте, пытаясь справится со своими недостоверными чувствами. Это еще одно, о чем я хотела сказать. На сколько я поняла, книга посвящена любви Фандорина. Но создается впечатление, что о любви автор знает чудовищно мало. Верить не хочется совершенно. То есть, хочется, просто до боли хочется, но не получается.
Куда же делся Фандорин — один из моих любимейших героев. :confused:
Хочется просто повторять, как мантру: я этого ужаса не читала, не читала, не читала. Пожалуй, я и правда постараюсь забыть об этом безобразии, и буду считать, что серия закончилась «Нефритовыми четками»
неомут, 28 мая 2015 г.
Никогда не думал, что смогу поставить любимому Акунину (или любимому Фандорину) такую низкую оценку. Никакая детективная линия это ладно, у всех бывают неудачи. Но любовные терзания и ревность к Масе ( к Масе, Карл!)-это профанация всего цикла.
zarya, 28 января 2010 г.
В цикле о Фандорине функция у этой книги ровно такая же, как у романа «Комарра» — в эпопее Буджолд о приключениях Майлза Форкозигана: женить героя. Задача откровенно неблагодарная, поэтому оба автора оттягивали её решение, как могли. Оба, вполне предсказуемо, создали не лучшие романы циклов, а лавров за них получили и того меньше.
В самом деле, легко ли в довольно ограниченном объёме, да ещё параллельно с развитием приключенческого сюжета, создать достойную подругу жизни для героя, любовно выпестованного на пространстве доброго десятка томов? Можно ли рассчитывать на то, что она устроит всех разнообразных по вкусам читателей, питающих, однако, к герою одинаковые (и вполне понятные) собственнические чувства? Спасибо, если писатель хоть самого себя уговорит, что придуманная им спутница достойна старого любимца.
А ведь ещё надо показать, что герой влюблён, а значит, заставить его делать глупости. Опять-таки невыигрышный момент. Как ни крути, а шансов на высокую оценку читателей у «Мира-театра» практически не было. Хотя в целом, мне кажется, критический порог Акуниным перейдён если без блеска, то вполне достойно. Да и размышления о театре и театральности в книге небезынтересны. В конце концов, Акунин театру далеко не чужой, как автор (и переводчик) нескольких пьес и «сценариусов». Мне, в частности, показались занятными планы создания этакого «российского Голливуда», которые вынашивал один из персонажей. Разве не любопытно, как бы могло развиваться при их реализации отечественное кино?
А вот чего я не понял, так это почему иллюстратор изобразил этого самого господина Шустрова с физиономией Чубайса. По психотипу и манере речи персонаж скорее напоминает Путина.
Morley, 19 апреля 2013 г.
Несмотря на всю критику, я романом поражен. И поражен очень сильно.
55 лет. Кажется что активную жизнь уже пора откладывать. Но... Пережив в молодом возрасте 2 любовных трагедии, Фандорин вновь показывает себя на совсем ином поприще: он уже не гениальный сыщик, а болван который не знает как вести себя с предметом своего обожания. И здесь уж ничего не попишешь. Этот роман уже не столько детектив, сколько рассказ о любви, чувствах и их проявлениях. О том, как все мы вместо жизни строим театр, и живем в этом замкнутом мирке. О том, как наш голос, наше лицо говорит не то, что творится в душе.
Написано ярко, с преувеличениями, словно театральная пьеса. Уже потом приходит чувство нереальности происходящего. Но когда закрывается книжка, словно кулисы, аплодируешь и кричишь «Браво«! А каким твое впечатление будет через месяц — это уже не важно. Важно только когда это читаешь, сам себе говоришь — «верю».
elen789, 13 июня 2011 г.
Цитата
----------------
<Прочитав этот роман, только и подумалось, как, должно быть, вышло бы интересно и захватывающе, если бы Фандорину всё же позвонили из Петербурга и он бы взялся расследовать смерть Столыпина.>
----------------
Если бы при расследовании дела Столыпина Эраст Петрович «тупил» так же, как в театральном романе, то вряд ли был бы из этого толк. :glasses:Может и хорошо, что его не пригласили. Этот факт наводит на мысль, что его профессиональная «деградация» (другого слова не поберу) вызвана не только неожиданной влюбленностью, возможно коллеги Фандорина из полиции уже что-то заметили ранее. Потому и не пригласили :smile:
А вообще в конце подумалось мне — может это стеб такой у Акунина...:confused: Оба главных персонажа и Фандорин и Маса в этом романе похожи скорее на карикатуры самих себя.
Но для стеба как-то все неочевидно.
Оценка 5 баллов. Детективная составляющая -2 балла, а вот театральный мир вполне интересно описан, занимательно и убедительно — 9. Средняя оценка 5.5, округляю до 5, потому что общее впечатление «скорее минус чем плюс».
Sergo2, 12 мая 2011 г.
Возможно, мне повезло чуть больше, чем всем остальным: я имею прямое отношение к театру и предмет книги мне был чрезвычайно близок. Посему детективная составляющая отошла для меня на третий план.
Идея построения театра «Идеальных амплуа» не нова, но Акунин демонстрирует глубокое понимание материала, чем затронул мое сердце. Каждый персонаж (актер театра) выписан настолько филигранно и любовно, что в каждом из них я узнавал своего коллегу (так же актеров). Сам же Ной Ноевич как буд-то срисован с художественного руководителя моего театра, хотя Акунин знать его не может. Значит — настолько уловил особенности профессии.
Ну, а пьеса театра Но сама по себе — шедевр.
Мы стареем, господа. И Фандорин тоже. И кровь в его жилах течет медленнее. Но для каждого возраста есть своя ниша, не правда ли?
Kovanik, 13 августа 2018 г.
Вот читала я книгу и все время думала — это вообще что такое?!!! Я, конечно, дико извиняюсь (очень уважаю автора, вся серия была прочитана довольно давно и с огромным удовольствием, но эта книга оказалась пропущенной), но это просто офигеть какая лажа! Детектив получился вообще никакой. Главная героиня, новая пассия Эраста Петровича — просто дура набитая, жалкая глупая актрисулька, которая настолько актрисулька, что уже не понимает, на сцене она или нет. В общем, прямо до отвращения она мне не понравилась, жалкая какая-то! Герои — слишком карикатурные, хоть и понимаю, что они актеры, но слишком уж они ненастоящие, шаблонные. Да и сам Фандорин какой-то не такой. В целом, просто не узнала автора. Неприятное разочарование!
Nitta, 5 декабря 2013 г.
Не слишком понравилось. Вернее — в целом не понравилось, хотя читается легко и местами — интересно.
Понятно, что детективы про Фандорина стилизированы под тот или иной жанр криминального романа... Но раньше это как-то не бросалось в глаза, было приятным дополнением и уж ни в коем разе не шло в ущерб акунинсккому повествованию. А тут что, дамский детектив? Любовный роман? Скользкая основа для стилизации, да и не получилось.
Понравилась театральная часть — ее читала с большим удовольствием и вниманием, хотя не театралка.
Симпатична пьесса-приложение.
А вот любовь... Ну, во первых — не верю. А во вторых ужасно интересно, как все эти розовые сопли восприняла мужская половина читателей. Лично меня местами мутило.
Такое ощущение, что Фандорину не 55, а 15 или 75 лет. Сплошные глупости, рефлексии и обидюсеньки.
Понятно, что детектив, ведущий расследование должен немного «тупить» — иначе какой интерес и какая интрига, если он сразу разгадает преступление. Но если детектив напрочь отключает головной мозг... Становится еще менее интересно. Вернее — очень раздражает.
Ревность к Масе — это вообще за пределами добра, зла и формальной логики!
А самое грустное — что мне было даже не интересно, кто там на поклонников прекрасной актрисы охотится. Понятно было, что какой-нибудь влюбленный псих, которого даже немного жалко. Наверное потому, что героиня так раздражала, что я бы лучше ее прихлопнула, чтобы все успокоились и занялись чем-нибудь более интересным.
То есть детективная составляющая для меня — минус единица.
Неужели «любовь» настолько пагубно влияет на головной мозг? В «Азазеле» Фандорин был влюблен, «подтормаживал» конечно, но вполне при этом соображал. Вообще слабо верится, что умный здоровый взрослый человек может скатиться до такого почти патологического состояния.
Ну да ладно. Книга читается легко, и если не придираться к странным метаморфозам ГГ, то от нее вполне можно получить удовольствие — так как главным тут является театр. Увы, сам Фандорин как харизматический герой для меня в этой книге закончился. Видимо автор от него изрядно устал.
Самая слабая книга цикла.
Dart Kangol, 3 октября 2013 г.
Честно говоря, после прочтения этой книги у меня остались двойственные впечатления. С одной стороны — это очередная встреча с любимыми персонажами, необычное место действия — театр, атмосферу и быт которого автор со знанием дела передает, тонкая и интересная подача психологического портрета актера. С другой стороны — не совсем развернутая и раскрытая интрига, отчего сюжет значительно теряет свою интересность, постоянные перескоки сюжета во временных промежутках, что вызывает у читателя некое недоумение, пространные рассуждения о чувствах и любви в частности. В общем не могу сказать, что я восхищен этим произведением, но для поклонников детектива Фандорина оно будет в некоторой степени интересно. С учетом того, что каждая книга об этом персонаже написана в разных жанрах криминального романа, то в данном случае автор испробовал новый жанр — любовный роман. Поэтому собственно, детективный сюжет здесь играет вторичную роль, а точнее является фоном, на котором разыгрываются страсти между Эрастом и Элизой. Если смотреть на книгу с этой точки зрения, то роман очень неплох. Пора уже было Фандорину обзавестись женой, тем более, что судя по другим сериям Акунина у Эраста Петровича должны быть потомки.
let4ick, 2 декабря 2012 г.
Признаюсь честно — такой подставы от Акунина я не ожидал. Самое нелепое произведение из данного цикла. Если вначале все, вроде, как бы даже ничего, то чуть позже складывается впечатление, что Акунин лишь подкинул идею и помог начать книгу, остальное было продолжено каким-то его поклонником или последователем. А точнее последовательницей, судя по количеству слюней. Более нелепых рассуждений и доводов и представить сложно. Не Фандорин 55 летний, а студент бездарный. На каждой странице по 5-10 противоречий. Старой доброй Акунинской дедукцией и не пахнет.
Расстроился донельзя. Лучше бы ребенку купил что-нибудь, чем эту ересь. А жаль. Акунин был один из немногих авторов современности, кого я ценил за красивую манеру письма, постоянную интригу и красоту языка. Дочитал чисто из-за уважения к старым его работам. Так и хочется сказать: Акунин, пишите, пожалуйста, сами»...
ворчун Гамми, 4 июня 2011 г.
Последнее время опять начала много читать. Попалась в руки и эта книга. Скажу сразу — являюсь поклонницей творчества Бориса Акунина, а про Фандорина и вовсе прочитала все, что вышло из-под пера писателя.
Хочется предупредить будущих читателей — если вам не близок мир театра, если вы далеки от этого действительно странного мира, не читайте книгу. Не надо мучится.
Мне мир театра близок и книга оставила в целом хорошее впечатление. Автор со знанием дела описывает театральное закулисье, не забывая об иронии.
За описание театральной жизни точно 10.:wink:
Теперь по сюжету. Слабо верится, что «несчастная» любовь могла так повлиять на умственные способности не глупого человека. Забыть о деле из-за чувств для такого матерого сыщика по крайней мере смешно. Не отгадать преступника из всей труппы, где и выбирать-то не из кого, тоже как-то нелепо. Но, наверное, автор задумал показать нам как чувства меняют человека... Не очень-то получилось.
И еще. Когда читала, заметила, что середина безбожно провисает. Как выяснилось, заметила это не только я. За сюжет 5
А за пьесу спасибо:smile: Неплохая и трогательная вещь, хорошо бы на сцене смотрелась. Кроме того, после прочтения пьесы я поняла почему в романе постановка имела такой бешеный успех. У нее и в реальном театре была бы не меньшая зрительская любовь :smile: За пьесу 9
Планета, 14 апреля 2010 г.
И Фандорин в книге совершенно с другим характером,нежели 20 лет назад.Он как старик ворчащий.Его обиды и ворчание,озлобленность на Масу так удивляют..Неужели этот крепкий и степенный человек не избежал участи всех стареющих?Даже некая ядовитость появилась.А так книга,хоть и слабее прежних о Фандорине,вполне читаема.:wink: