Валентин Катаев «Катакомбы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пётр Бачей с сыном Петей в июне 1941 года едет в Одессу, где их застаёт начавшаяся война. Судьба приготовила им разлуку, неожиданные встречи и трудные испытания в годы оккупации.
Первый вариант романа был опубликован в журнале «Новый мир» в 1949 году, №№ 6, 7 и 8. Одновременно он печатался в газете «Пионерская правда» с 12 июля по 21 октября 1949 года.
Второй вариант «За власть Советов» вышел отдельной книгой в Детгизе в 1951 году. В 1961 году Катаев создает третий вариант этого произведения. В двухтомнике, изданном в Детгизе в 1961 году, роман получил новое название — «Катакомбы».
Отрывки 1- й редакции романа печатались: «Вымпел», 1948, № 3 (под названием «Последняя ночь»); «Литературная газета», 1948, 13 октября; «Огонек», 1948, № 42 (под названием «Полет»); «Пионерская правда», 1948, 5 ноября (под названием «В подпольном райкоме»); «Советский воин», 1948, № 23 (под названием «Райком уходит в подполье»); «Пионерская правда», 1949, 12, 15, 22, 26, 29 июля, 2 ,5 ,9, 12, 16, 19, 23, 26, 30 августа, 2 ,9 ,13, 20, 23, 27, 30 сентября, 4 ,7 ,11, 14, 21 октября; «Пионер», 1949, № 9; в книге «Огни Черноморья» Одесса, 1949 (под названием «Возвращение»).
Отрывок 2-й редакции печатался в «Огоньке», 1951, № 40 (под названием «Возвращение»).
Входит в:
— цикл «Волны Чёрного моря»
— журнал «Пионер №9 1949», 1949 г.
— антологию «Советской страны пионер», 1959 г.
Экранизации:
— «За власть советов», СССР, 1956 // реж. Борис Бунеев
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 22 мая 2025 г.
Увы, это самая слабая книга в цикле.
Причина тут, скорее всего не в авторе и таланте, а в условиях того времени — в 1949 году народ в массе своей предпочитал безмолвствовать (старшее поколение охотно делилось с нами воспоминаниями о тогдашних реалиях, и было хорошо заметно, какой энтузиазм у людей вызвали изменения второй половины 50х).
Читать эту книгу я начал после статьи в журнале «Техника-молодежи», где упоминалась история подрыва комендатуры и штаба румынской пехотной дивизии 22 октября 1941 года, описанная в книге Катаева.
Даже в пионерском возрасте были заметны самоповторы в сюжете книги, плоские (т.е. лишенные глубины) персонажи и искусственность сюжета в целом.
Много позже я, неожиданно для себя самого, переехал в описываемый в книге город и по старой памяти исследовал все те места, о которых помнил по книгам (по книгам Катаевых, в первую очередь).
И мои впечатления сильно поменялись — причем в первую очередь благодаря новым знакомствам с людьми, для которых времена «Катакомб» были частью их собственной жизни.
Среди прочих был и человек, с которым я работал в одном коллективе. Он пережил войну и эвакуацию.
Причем вывозили его из Одессы на пароходе, вместе с другими детьми. Возможно, на том самом, с которого в книге выкинуло взрывной волной Петю-младшего.
Так сюжет художественной книги внезапно превратился в реальную жизнь (тот человек не очень-то любил вспоминать этот момент из своей жизни — слишком тяжелым и мрачным он был. Но в книге 1946 года о многом нельзя было упоминать).
Среди моих знакомых были и люди, пережившие оккупацию в самом городе. И, в общем, стало понятно, что книга Катаева была слишком заточена под детскую аудиторию и была написана сугубо в духе тогдашнего времени.
(мирное начало книги ( история с «синенькими»), почти лишено этого самого «духа времени», и по факту осталось лучшей частью романа)
k2007, 10 февраля 2022 г.
Заключительная часть цикла о Пете и Гаврике понравилась больше всего, даже, наверное, больше «Паруса». В книге присутствует хороший патриотический пафос без перегибов, очень хорошо показано напряжение людей, которые видят приближение врага, но при этом надеются на то, что врага остановят. Хорошо показаны катакомбы — не как безумный героизм, а как обычная повседневная жизнь, только люди выходят из дому не на завод, а для совершения диверсионных актов. Как напряженно оставшиеся в пещерах ждут ушедших. Как спокойно люди на нелегальном положении выполняют свой долг. Как простой советский бухгалтер, оказывается, совершенно не умеет торговать в условиях рыночной экономики. И всю книгу пронизывает хороший пафос и спокойный патриотизм. Здесь не чувствуется даже ненависти к фашистам — отношение к ним, как к тараканам на кухне — их просто надо вычистить
Nog, 4 сентября 2018 г.
Заключительная книга о Пете, вернее, теперь уже Петре Васильевиче Бачей написана была второй по счёту, в конце сороковых, и стала одним из первых откликов большой литературы на войну. Возможно, именно из-за такой временной близости роман о нескольких годах жизни Петра Васильевича и его сына Пети и их участии в борьбе одесского подполья с первых дней оккупации до самого освобождения города получил яркую агитационную окраску, лёгкость и искренность «Паруса» даже здесь проглядывают лишь местами, временами теряясь среди тяжеловесных идеологических вставок. Взгляд ребёнка, много раз приносивший автору успех, удаётся здесь далеко не всегда, хотя, когда удаётся, получаются поистине блистательные эпизоды.