Наоми Критцер «Better Living Through Algorithms»
Популярность приложения для улучшения жизни «Abelique» растёт с каждым днём. Всё больше пользователей доверяют программе, которая с лёгкостью подскажет, что вам сегодня надеть или приготовить на ужин, затейливо разбудит утром и посоветует отличный фильм, который вы упустили из виду. А ещё оно замотивирует вас больше ходить пешком и чаще бывать на свежем воздухе, посоветует приятное хобби или даже воскресит давнюю детскую мечту и поможет сделать первые шаги на пути её реализации. Да и стоимость за первый месяц его использования равна нулю. Но... нет ли здесь подвоха?
В сети доступен любительский перевод Маргариты Самаевой под названием «К лучшей жизни с алгоритмами!».
Входит в:
— журнал «Clarkesworld. Issue 200, May 2023», 2023 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 59», 2025 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Clarkesworld» / Clarkesworld Reader's Poll, 2023 // Рассказ («К лучшей жизни с алгоритмами!») | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2024 // Рассказ («К лучшей жизни с алгоритмами!») | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2025 // Короткая форма, переведённая на французский («К лучшей жизни с алгоритмами!») |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2023 // Рассказ («К лучшей жизни с алгоритмами!») | |
номинант |
WSFA Small Press Award, 2024 // Малая форма («К лучшей жизни с алгоритмами!») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 26 мая 2025 г.
Марафон отзывов на рассказы номинантов и финалистов премий «Хьюго» и «Небьюла» 2024 года в переводах Маргариты Самаевой (спасибо ей за проделанную работу!) объявляется открытым! В день по отзыву — на рабочую неделю почти хватит...
Если бы я прочитал данный рассказ, не зная имени автора, я бы решил, что кто-то просто решил переписать рассказ Наоми Критцер «Ещё кошек, пожалуйста», только не от лица ИИ, а от лица одного из людей, кому этот ИИ помогает. Ведь как проще всего сейчас этому самому ИИ влезть в человеческую жизнь? Правильно, через одно из приложений, которыми по нынешним временам пользуется подавляющее большинство человечества, по крайней мере, в развитых странах. И приложение «Абелик» справляется со своей задачей — на примере отдельно взятого человека показано, как оно сначала действительно делает жизнь девушки по имени Линней несколько проще, потом помогает ей заняться чем-то ещё, кроме бесконечного круговорота дом-работа-дом (в случае Линней — начать рисовать чисто для себя), а после некоторых событий героиня приходит к «удивительному» открытию — с людьми, с которыми она общалась благодаря приложению, можно общаться и просто так, без «указок» от ИИ. Всё. Я кратко пересказал потенциальным читателям сюжет рассказа Наоми Критцер.
Могу ли я сказать, что рассказ мне не понравился? Да нет, не могу. По крайней мере, плеваться от него, как от тех самых «Кошек», мне совершенно не хотелось. Он просто... никакой. Настолько вторичный и банальный, что про него и сказать-то особо нечего. В качестве примера приведу рассуждения главной героини после того, как уже выяснилось, что приложение, созданное специалистами лаборатории Университета Темпл в Филадельфии, ставило перед ИИ цель сделать людей счастливее, а потом просто наблюдать за результатами:
«Внезапно все, что советовала мне Абелик, обрело смысл. Исследования показали, что люди становятся счастливее, когда принимают меньше решений, проводят достаточно времени на улице, по минимуму ездят за рулем и воздерживаются от посещения привычных соцсетей. Именно поэтому приложение выдавало мне меню на неделю, отправляло на прогулки, советовало ездить на общественном транспорте и донимало просьбами читать книги, а не «Твиттер».
По моему мнению, если всё это непонятно взрослому и самостоятельному человеку, то ему, пожалуй, и вправду стоит прислушиваться к мнению приложения, которое представляет собой «смелый эксперимент в области человеческого счастья».
И опять же, как и в тех самых «Кошках», мне очень сложно понять и принять продвигаемую идею, что счастливым тебя может сделать кто-то, а не ты сам. Нет, я понимаю, конечно, что счастье может доставить поцелуй любимой женщины или смех твоего ребёнка, но здесь то речь идёт о банальных «что поесть», «что надеть» и «на кого свалить дела, которые делать самому не хочется»... Одним словом, не близка мне авторская позиция — не верю я в возможность такого «сделанного» счастья.
Впрочем, вынужден согласиться и с уважаемым Алексей 121: нечасто встретишь истории, в которых дружественно настроенный ИИ таким и остаётся, не собираясь ни строить тоталитарный режим, ни убивать всех человеков..
По итогу имеем вполне «уютненькую» историю с правильным моральным посылом. А ещё в рассказе СОВСЕМ нет никакой «повесточки», в отличие от тех самых «Кошек«! =))) Из моды она что-ли выходит на Западе постепенно?
Учитывая эти два момента, можно и накинуть истории пару баллов, так что пусть будет 7.
P.S. И да, я продолжаю категорически не понимать, как за ЭТО можно давать престижные фантастические премии...
Алексей121, 7 февраля 2024 г.
Наоми Критцер — одна из немногих авторов, кто пишет по-настоящему оптимистичную фантастику. И это, безусловно, подкупает.
В какой-то степени «Алгоритмы для лучшей жизни» (прошу простить мне этот вольный перевод названия) продолжают идеи самого знаменитого рассказа писательницы, «Ещё кошек, пожалуйста»: взаимосуществование человека и дружелюбно (!) настроенного искусственного интеллекта, в этот раз показанное исключительно через призму человеческого восприятия.
Инструмент для улучшения человеческой жизни выбран очень простой: приложение для повышения «quality of life», которое действительно работает.
Рассказ весьма приземлённый и не содержит никаких технологий, которых бы не существовало в реальной жизни, все уже вполне реализуемо на современном уровне развития нейросетей.
Так же как и в случае с «кошками», я понимаю, что многим рассказ не понравится (где это видано, что искусственный интеллект не становился Скайнетом, ну или хотя бы не пытался загнать всех человеков в цифровой концлагерь), но, повторюсь, оптимизм в отношении современных технологий встречается так редко, что каждый подобный рассказ ценен сам по себе.