Джон Уиндем «Колесо»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маленький Дэйви приделал к ящику изготовленные им круглые деревяшки — и тащить ящик стало легче. Но в этом мире горстки людей, выживших после техногенной катастрофы, колесо считается порождением дьявола, и мальчику, от которого отвернулась даже его собственная мать, грозит сожжение...
Первая публикация на русском языке: Джон Уиндем. «Колесо». Сказка. Перевёл с английского В.Ковалевский. Рисунки С.Шарова // журнал «Химия и жизнь», 1971, №7. Послесловие Б.Володина «История колеса и колесо истории».
Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— журнал «Startling Stories, January 1952», 1952 г.
— сборник «Жизель», 1954 г.
— сборник «Tales of Gooseflesh and Laughter», 1956 г.
— антологию «Science Fiction Yearbook, Number 3», 1969 г.
— журнал «Химия и жизнь 1971'07», 1971 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология», 1973 г.
— антологию «After The End», 1981 г.
— антологию «Колиска на орбіті», 1983 г.
— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.
— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.
— антологию «Освобождение Земли», 1990 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— журнал «Супер Триллер №36 (87)», 2005 г.
— антологию «The End of the World: Stories of the Apocalypse», 2010 г.
— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.
- /языки:
- русский (10), английский (10), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (3), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ж. Барлоу (1), Л. Киселев (2), В. Ковалевский (6), А. Мокровольский (1), Н. Штуцер (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 29 августа 2024 г.
Рассказ «Колесо» оказался любопытным, хотя и не идеальным. Это история о далёком постапокалиптическом будущем, когда человечество начало восстанавливаться после ужасов, которые когда-то уничтожили цивилизацию. Люди теперь живут в простом сельскохозяйственном обществе, избегая всего, что связано с прогрессом, и особенно боятся колеса.
В этом мире колесо считается воплощением зла, символом прогресса, который однажды привёл к упадку человечества. Люди проклинают колесо и считают его творением дьявола.
Рассказ задаёт интересные вопросы о том, можно ли остановить технический прогресс и стоит ли бояться научных открытий. Однако возникает вопрос: как взрослые, живущие в этом примитивном обществе, могут знать, что такое колесо, если они его боятся и избегают? Это немного странный момент, но если оставить его в стороне, то основная идея рассказа остаётся весьма актуальной.
Суть истории в том, что прогресс невозможно остановить. Даже если люди боятся нововведений, человеческое стремление к изобретательству и улучшению жизни неизбежно проявится. Страх перед прогрессом — самое опасное, что может случиться с обществом. Эта идея перекликается с нашим временем, когда мы находимся на пороге новой индустриальной революции, связанной с развитием нейросетей и искусственного интеллекта. Как и в рассказе, многие люди сейчас боятся этих изменений.
Рассказ «Колесо» напоминает нам, что научный прогресс — это естественная часть человеческой природы, и его не стоит бояться. Как и мальчик, создавший колесо, мы не должны позволять страху остановить нас на пути к новому и неизвестному.
Тиань, 20 сентября 2016 г.
Очень правильный рассказ о роли прогресса в обществе и невозможности контролировать мысль человеческую. Настолько правильный, что вызывает скуку.
Возможно, в 1952 году сформулированные Автором идеи воспринимались свежо и актуально, но с позиций читательского опыта двадцать первого века слегка покрылись пылью. Не утратили актуальность, нет. Но не воспринимаются при такой подаче совершенно, когда значительная часть рассказа представляет собой пространную объяснялку, это скучно.
В рассказе присутствует очень симпатичный стул, обшитый заячьими шкурками. Он как шкаф у Чехова, запоминается и вызывает позитивные эмоции. Но сделать своих героев похожими на этот замечательный стул Автор не сумел или не захотел. Они получились условными — внук, дедушка, мама, священник, массовка из односельчан... У каждого персонажа своя функция, лишних персонажей нет, но и живых нет тоже.
По сути, всё действие — лишь обрамление к лекции, прочитанной дедушкой внуку. Лекция хорошая, мудрая, даже афористичная местами. А сам рассказ так себе.
asb, 13 ноября 2006 г.
Парадоксальный взгляд на вещи: мы все считаем, что колесо — это самый большой шаг в прогрессе человечества. А тут — колесо, как источник всех бед человечества. Мораль рассказа — прогресс не остановить.
Одно замечание — старик слышит скрип ворота, с помощью которого вытаскивают ведро из колодца. Разве ворот — это не колесо?
SeverianX, 25 июня 2023 г.
«Колесо» – рассказ Джона Уиндема, который можно отнести к жанру постапокалипсис. Горстка людей, выживших после техногенной катастрофы, вернулась к примитивному образу жизни. Довольно большую роль в новом обществе играет религия, навязывающая довольно необычные запреты. Например, одно из самых строгих предостережений касается колеса. С детства людям внушают, что колесо – это сосредоточение всего порочного, что было до войны. Якобы, именно изобретение колеса привело к страшному краху.
Однажды юный Дэйви решает приделать к своей тележке пару круглых деревяшек, чтобы было не так тяжело везти. Окружающие сразу же клеймят мальчика пособником дьявола и требуют казни. От него отказывается даже мать, и лишь дедушка оказывает необходимую поддержку.
Простой на первый взгляд рассказ несёт в себе сразу две идеи. На виду мысль о том, что прогресс невозможно остановить. Он всегда найдет лазейку, как бы мы не старались его уничтожить. Колесо всегда было для нашего общества символом научного прогресса, поэтому его и необходимо осквернить.
Вторая мысль не так очевидна – это любовь. Материнская любовь в рассказе оказалась не столь крепкой, как людской страх перед неизведанным. В противовес этому есть любовь деда, который готов на многое, лишь бы выручить внука.
Итог: Интересный и динамичный рассказ. Некоторыми моментами он напомнил мне роман Уиндема «Куколки» – то же авторитарное религиозное общество, те же весьма странные для нас запреты. Рекомендую к прочтению.
Gourmand, 12 октября 2014 г.
Отличный рассказ, коротко и ясно. Конечно, глупо полемизировать с персонажами из книги, но удивительно, как они не запретили вообще всё, включая палку. Ведь именно палка была первым орудием человека. И как можно что-то запретить, не объяснив, что это такое?
LENA56, 17 июня 2008 г.
:rev:Один из лучших рассказов Джона Уиндема. Первый раз читала его в 70-е годы в журнале «Химия и жизнь» — хороший был журнал — каждый месяц фантастику печатал, а на безрыбье того времени и рассказикам в журналах рады были.
Рассказ об извечной тяге людей к знаниям, можно сколько угодно запрещать и уничтожать, но все равно найдется умелец, который заново изобретет колесо.
elfy, 7 декабря 2007 г.
На костре идею не сожжешь. Если пришло для неё время, то как минимум двое додумаются. Автор очень точно описал проявления любви в семье. Поражает отсутствие материнской любви. Чаще всего мать думает, как защитить свое чадо при любых условиях.
Spellbinder, 11 ноября 2019 г.
Рассказ «Колесо», на мой взгляд, это как lite версия романа «Куколки», который мне очень понравился. Но в рассказе есть неясности непонятно почему сделанные автором.
Когда появляется мальчик с тележкой, весь хутор (за исключением старика) приходит в ужас и оцепенение. Все, вплоть до маленькой девочки, ошарашены изобретением Дэйва. А что же такого он изобрёл? Колесо? Но кто знает, что такое колесо и как оно вообще выглядит?
Люди ходят в церковь и молятся о том, чтобы бог уберёг их от колеса. Может быть, служители церкви и знают, как выглядит колесо и для чего оно нужно, но прихожанам о колесе говорят лишь, «что это мерзость и об этом нельзя говорить».
Поэтому не ясно, как жители хутора поняли, что Дэйв сделал именно колесо, а не, скажем, пропеллер.
Опять же в начале повествования говорится: «Из-за дома слышались звонкие удары пустого ведра о воду, скрип ворота, когда ведро вытягивали из колодца, и снова удар о воду.»
Колодезный ворот – это вал, а вал это тоже самое колесо (хотя старик, рассказывая про местные порядки, говорит: «…Время от времени какому-нибудь человеку приходит в голову сделать что-нибудь похожее на колесо. Пусть это будет вал, или винт, или что-нибудь в этом роде…тогда приходят священники, сжигают колесо и забирают этого человека с собою… они его тоже сжигают»).
И как это получается, что жители пьют воду, добытую с помощью дьявольского механизма, но при этом мать готова без зазрения совести отдать своего сынишку на костёр местных инквизиторов за то, что он сделал тележку?
На мой взгляд, образ колеса в качестве символа прогресса здесь взят неудачно. Без колеса может существовать только общество находящееся в стадии первобытно-общинного строя. Орудиями труда здесь являются палка-копалка, копье, лук, скребок и т.п., жилища людей – пещера, шалаш, одежда – набедренная повязка.
В рассказе описывается общество пребывающее уже в достаточно развитом состоянии. В ходу молотки и гвозди (присутствует металлообработка), женщины носят юбки (текстильное производство). Люди наверняка выращивают зерно для производства хлеба, делают глиняную посуду, строят дома и сараи как минимум из дерева.
И как, скажите, всего этого можно добиться без помощи колеса? Не получится.
Для изготовление ткани нужна прялка и ткацкий станок, а в них есть валы и колёса (веретено, колесо самопрялки, валы на ткацком станке). Переработка зерна в муку тоже не обходится без колёс (жернова, колесо водяной мельницы). Глиняную посуду изготавливают на вращающемся колесе – гончарном круге. Как перемещаются грузы – мешки с поля на спине или носилках носят? И прочее и прочее…
В связи с этим я бы колесо заменил каким-нибудь летательным аппаратом. Например, Дэйв сделал планер. Тогда всё станет логично.
sk-joker, 24 февраля 2010 г.
Отличная постапокалиптическая притча. После гибели человеческого общества в безумной войне, умами выживших завладела религия. Наука и религия всегда плохо уживались, вспомним хотя бы инквизицию. Есть выражение: «Запрети религию, опиумом станет наука». Видимо и обратное выражение имеет смысл. А как же иначе? Человек должен во что-то верить. И если в Наука подвела человечество, нет ей веры: Религия — вот истинная вера.
Это рассказ о страхе. Страхе перед прогрессом, возможном повторении трагедии человечества. Но прогресс неизбежен, его не остановить. Да и сам по себе прогресс — не зло, изобретения становятся добром или злом в зависимости от их использования. Зло — страх перед прогрессом, нужно бороться с ним и направлять творческие мысли на благо человечества. Но вот беда: всегда найдется тот, кто увидит обратную сторону медали изобретения и тогда...
Altes, 1 февраля 2008 г.
Рассказ, на первый взгляд, довольно простой, но, как известно, всё гениальное просто.
Колесо выступает как символ научного прогресса. С его помощью человек сделал много зла, но Уиндэм убеждён, что «Единственное зло — это страх». Впрочем, не так уж важно, является прогресс злом или добром, — важно то, что в человеческом обществе он неизбежен... А ещё в рассказе очень выразительно показано самопожертвование ради близкого человека.
UraN2, 10 марта 2010 г.
Хороший рассказ главная мысль которая заключается в этих словах
Уиндем отлично писал постапокалиптику, кто увлекается этим жанром советую всем прочитать его же «Куколки» отличная вещь!
Yazewa, 23 марта 2008 г.
Опаснее всего — страх. Именно он заставляет мать — отречься от сына, священников — сжечь невиновного, ученого — отречься от своего открытия... А заставив человека совершить это, растлевает его душу.
Мудрость победила страх. Пока — свой, перед смертью, перед костром. И дала силу юной душе.
Сева1977, 4 января 2018 г.
Яркий пример глубокой, продуманной, классической и хорошо знакомой с детства фантастики скованной в тиски маленького рассказа. Высочайшая концентрация значения на каждое слово в тексте.
Получилась скорее притча и очень поучительное произведение, хотя в детстве на «Колесо» особого внимания не обращал, не понимая всего смысла, что вложил в него Уиндэм. Последние слова Старика вообще заслуживают того, чтобы выписать их на холсте, взять в золотую рамку и повесить на стене на самом видном месте в доме.
V-a-s-u-a, 15 января 2010 г.
Гениальный рассказ. Простой и короткий, а так чётко и правильно говорит про такие сложные вещи, как технический прогресс, страх, предубеждения.
ANO, 5 октября 2022 г.
‘Единственное зло – это страх’ – так сказал дедушка мальчику в рассказе. Я не могу согласиться с таким утверждением. Потому что, очевидно, существуют другие проявления зла. Однако ничего хорошего в страхе нет.
Наверняка, тем, кто прочёл данное произведение, показалось не очень разумно, что персонажи боялись простого колеса. Конечно, это так. Но, на мой взгляд, рассказ заставляет задуматься о собственных страхах. Может тоже не стоит их опасаться?