Игорь Волков «Касание пустоты»
В 2057 году человечество открыло возможность путешествовать в глубоком космосе и направилось бороздить его глубины, считая, что тайны пространства раскрыты. Но так ли это? Что привезли с собой члены экспедиции: болезнь или физическую аномалию? Это пытаются выяснить ученые, вернувшиеся на Землю.
Входит в:
— цикл «Касание пустоты»
Награды и премии:
лауреат |
Литературная мастерская Сергея Лукьяненко, Зима 2023 // Научная фантастика и конструирование будущего |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iRbos, 13 апреля 2025 г.
Игорь Волков — выпускник литмастерской Сергея Лукьяненко и студент МИФИ. Обе эти черты хорошо видны в дебютном романе «Касание пустоты». Лукьяненко, как бы кто к нему ни относился, величина знаковая для нашей фантастики. Хорошие романы когда-то точно были, поэтому поучиться у него молодому поколению не грех. Отчасти «Касание» по сюжету и подходу эти произведения напоминает. Проблема его кроется больше во второй определяющей черте. Жизненный опыт — штука суровая. Без него писать правдоподобно можно, конечно, но сложно.
Человечество только начинает осваивать космос. Однако, во время четвёртой межзвёздной экспедиции экипаж сталкивается с чем-то, что их меняет. Сначала люди начинают буквально распадаться на глазах, но потом выясняется, что у явления есть и обратная сторона: выжившие учатся необъяснимым образом перемещать себя и предметы в пространстве. Если на этом этапе вы подумали, что дальше начнётся банальная супергероика, то не угадали. Произведение превращается в классический производственный роман, где вернувшиеся на Землю члены экспедиции начинают изучать это явления и пытаются понять, с чем они столкнулись.
Если дистиллировать роман до фабулы, то он действительно весьма любопытно исследует взаимодействие человека с неведомым в ключе классической советской фантастики, когда во всём пытаются искать хорошее. К сожалению, на этапе реализации у Волкова начинаются проблемы. Основной — это персонажи. Придумай автор какую-нибудь стандартную янгэдотовскую отговорку и запусти в космос двадцатилетних обалдуев, вопросов бы особо не было. Но всем персонажам на словах немного за тридцать, а ведут они себя как типичные подростки. Причём это сквозит во всём: от общего поведения, когда герои преувеличенно реагируют на какие-то проходные события, но полностью игнорируют по-настоящему травмирующие, до центрального персонажа — инфантила, который то свою личную жизнь пытается устроить, то купается в жалости к себе, то импульсивно реагирует на любые нештатные ситуации. Понятно, что автор хочет добавить героям жизни, но выше головы не прыгнешь, и получается неубедительно.
При этом читается небольшой роман весьма бодро и за основным сюжетом следить интересно. Правда, пусти автор под нож все подростковые метания героя и сфокусируйся на сути, получилось бы намного лучше. Увы, пока Волков ещё не понимает своих сильных и слабых сторон. Из-за чего мы получаем трилогию там, где, скорее всего, можно было бы схлопнуть до одной плотной в плане сюжета книги. Перспективы у автора есть, но для этого ему придётся определиться: либо он меняет ЦА своих книг и переходит в нишу янг-эдалта, либо фокусируется на фантастической составляющей, а не на развитии героев.
Вадим Вадимов, 3 января 2025 г.
Скажу сразу-не понравилось.Вроде про космос и его неизведанные феномены,но самого космоса очень не много,действие происходит,в основном,на Земле и происходит по стандартной схеме -ГГ попадает в какую-то переделку,связанную с приобретенными им в Пространстве особенностями,его спасают коллеги(чудом,как правило),затем он отлеживается в в больнице,после этого идет в отпуск,встречаясь с любимыми женщинами ,возвращается на службу и опять попадает в переделку...И опять всё с начала.Причем характер феномена остается неясным,основное внимание уделяется полуподростковым рефлексиям ГГ.Неинтересно.Продолжений читать не буду.
Vetaliq, 21 июня 2024 г.
Это первый том из трехтомника, отзыв будет на цикл целиком. Взялся читать из-за рекомендации Лукъяненко.
Во время чтения чувствуется явное желание сделать в стиле советской гуманистической фантастики, но с современным прочтением.
Что получилось в итоге:
1. Главный герой рефлексирующий инфантил — постоянно на эмоциях и в самокопании.
2. Остальные герои ему под стать — тоже инфантилы с проблемами принятия решений и все постоянно паникуют.
3. Очень невнятное отношение с окружающим миром, да и сама окружающая действительность невнятна: вроде капитализм, но какой-то беззубый, как в фантазиях либералов.
4. До третьего тома идет затянутое изучение феномена с обилием ненужных подробностей, хотя читается достаточно легко.
Итого: очередная попытка сыграть на поле советской фантастики с посредственным результатом.