Юрий Бурносов, Михаил Кликин «Книга демона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Они не знакомы, хоть и занимаются общим делом. Гай — вольный путешественник, он молод и ищет работу. Тильт давно заточен в темнице, где под присмотром загадочных людей переписывает таинственную книгу. Встреча этих двоих предначертана так же, как была предначертана великая война и пришествие в мир людей бессмертного демона Драна. И предначертанное уже исполняется: племена дикарей жгут города, мертвецы встают из могил, древние чудовища пробуждаются ото сна... Судьбы двух писцов пересекутся за миг до того, как рухнет привычный им мир. И встреча их изменит многое.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 308
Активный словарный запас: средний (2912 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 20 марта 2025 г.
В «Книге демона» (авторское название «Чернильные души») Кликина и Бурносова герой получает власть переписывать мир по своему усмотрению. Тем самым авторы попадают в самое сердце жанра: ведь со-творение, создание вторичного мира собственной фантазией считал целью волшебной сказки законодатель Толкин. К сожалению, эта волнующая тема разворачивается в полную силу только в самом конце, когда, поглядывая на малость оставшихся страниц, начинаешь подозревать, что закруглить повествование в столь ничтожном объеме никак не возможно. Но вдруг действие начинает скакать в бешеном темпе, и развязка, хоть и балансирует опасно близко от понятия «слив», но происходит все-таки самым примерным образом. Такая неровность темпа, при которой история начинается очень неторопливо и разбегается лишь с середины, — главная претензия к роману. Похоже, что так вышло нечаянно: два автора просто не сразу поняли и договорились, о чем собственно будет роман. Но сработаться им удалось. Если поначалу еще легко отличать доброе бытописание Кликина от бурносовских апокалиптических страстей, то к концу все смешалось — апокалипсис таки разъел бытовуху, ожившие мертвецы полезли из всех углов.
Два автора и две сюжетные линии, пересекающиеся лишь на последних страницах. Два героя-писца, которые, судя по их мастерству, и не мальчишки уже, но ведут себя точно инфантильные хоббиты. Такое проклятие жанра, от родоначальника пошедшее: чтобы сначала были игры на лужайке и домашние пирожки, а потом скрежет зубовный и спасение мира от Древнего Зла. Эволюция образа, роман воспитания — это для фэнтези хорошо. Но главное все же — картинка. Яркая, насыщенная движущаяся живая картинка. Тут авторы преуспели, нарисованное ими можно рассматривать. А можно глотать на бегу, увлекшись действием. Квест с приключениями компании колоритных персонажей — это одна сюжетная линия. В другой — герой пленен, и единственное, что ему остается, это внутреннее развитие. И та, и другая линия интересны по-своему, хоть ближе к концу авторы и злоупотребляют нарезкой кадров — эпизоды с той и с другой стороны чередуются с возрастающей скоростью. Предугадать, каким образом и для чего сольются два сюжетных потока, почти невозможно — тем более, что время в них течет совсем по-разному: в одном проходят дни, в другом — годы. Но когда точка слияния уже видна и общий сюжет перед читателем нарисовался, понимаешь, что роман не прост, не сюжет тут главное, а идея. «Книга демона» (на самом-то деле «Чернильные души»!) рассказывает о писательстве. Герой, сидящий в неволе у жутких уродов-бесопоклонников и старательно выписывающий в режиме он-лайн конец света, — становится писателем, преображающим мир. И все приключения, происходящие в квестовой линии, — всего лишь результаты его трудов. Не авторы пишут книгу, а ожившая книга пишет сама себя. И все замшелые фэнтезийные штампы, налезающие друг на друга, происходят не от недостатка фантазии авторов, а из закономерностей мира, самого себя воссоздающего. Эта замечательная идея подана впопыхах, на бегу, скомканно, однако ж открытие, к которому приходит герой-писатель, от этого не обесценивается. «Достаточно было найти нужные точные слова... Вещь, чья душа оказывалась запечатленной на бумаге, далее подчинялась воле писца. Он мог сделать с ней что угодно, надо было лишь подобрать подходящие слова, правильно связать их в предложения, удачно выстроить их в абзацы и главы». Да это ведь авторы свое ремесло объясняют!
kkk72, 10 марта 2008 г.
У романа немало как несомненных достоинств, так и явных недостатков. Сначала о первых. Двум достаточно разным по стилю авторам удалось создать вполне цельное произведение. Думаю, что не ошибусь, предположив, что о Гае писал Кликин, а о Тильте — Бурносов. Но различия в авторских стилях не слишком ощутимы. Часть о Тильте написана более жестко и мрачно, но и несколько более качественно. В приключениях Гая очень удачные моменты сочетаются с определенными накладками. Вообще, в романе самыми удачными получились обычные бытовые эпизоды, когда мальчишка-писец пытается найти свое место в жизни, общается с людьми, ищет работу. В части о Тильте хорошо описаны отношения между двумя писцами. Да и демонопоклонники изображены так, что мороз по коже.
Есть в романе и недостатки. В рассказе о Гае сюжет часто сильно скачет из стороны в сторону. Герой часто совершает совершенно нелогичные поступки. Чего стоит только история со спасением троллей. Второстепенные герои появляются и исчезают рядом с героем только для того, чтобы выполнить роль этаких ружей на стене — помочь герою разок там, где он сам не выкрутится. В истории о Тильте тоже не обошлось без внезапного увеличения его могущества при полном попустительстве сторожей.
И все же роман читается на одном дыхании, главная идея достаточно оригинально задумана и неплохо исполнена. На общем фоне русскоязычного фэнтези книга, безусловно выделяется. Общая оценка — скорее 7,5.
Сказочник, 2 июня 2009 г.
Леди и джентльмены,
Роман «Книга демона» в первую очередь почему-то напомнила мне «Игру Эндера» Орсона Скотта Карда... По настроению, по тому, как сидящий в замкнутом пространстве мальчишка, который выполняя, как кажется на первый взгляд, небольшие задачки своих мучителей, оказывается способным сокрушить целую цивилизацию.
Из минусов можно отметить то, что в глаза бросается, что авторов всё-таки двое, то есть, полной целостности они не добились. Нелогичность в поступках одного из главных героев вполне можно объяснить мальчишеской импульсивностью.
В общем и целом, роман гораздо выше среднего. Как и почти все, к чему прикладывает руку Юрий Бурносов.
Такие дела.
Гуляшик, 16 июля 2013 г.
Это была очередная книга из разряда «я просто полистаю, посмотрю»... Очнулась на сотой странице.
Книга интересна, да. Есть шероховатости и предположения, которых быть не должно, но их не так много, чтобы плохо относиться к роману.
svarga, 6 мая 2010 г.
Книгу прочел только из-за фамилии Бурносов на обложке. Создалось впечатление, что инициатором и движущей силой проекта был Михаил Кликин. Бурносов тоже, конечно что-то делал, но что именно, до конца не понятно. Хотя книга скорее получилась, чем нет. Не шедевр, но дочитал до конца без напряга. Финал, правда... подкачал, ну да бог авторам судья.