sam fantlab ru

Вернор Виндж «Конец радуг»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
570
Моя оценка:
-

подробнее

Конец радуг

Rainbows End

Роман, год; цикл «Фэрмаунт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Будущее, где люди живут на грани двух миров — реального и виртуального. Но, как выясняется, человечеству грозит большая опасность — банда мерзавцев, используя огрехи супертехнологии, пытается подчинить себе весь мир.

А противостоит им 75-летний поэт Роберт Гу, который провел долгие годы на пороге смерти и вернулся к жизни лишь недавно. Его омолодили и отправили в специальную школу для таких же новичков, вынужденных в зрелом возрасте вживаться в непривычный им мир. Именно этим «чужакам в чужой стране» и предстоит спасти человечество...

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:

  • Главы, опубликованные отдельно как рассказы:
6.59 (156)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Фэрмаунт»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2007 // Роман НФ

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Роман

лауреат
Сигма-Ф, 2009 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 10-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2007 // Лучший НФ-роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2007 // Лучший роман

номинант
Портал, 2009 // Переводная книга

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Конец радуг
2008 г.
Конец радуг
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Преступление и наказание» XXI века.

Дополненная реальность, беспилотные машины и человеческий эгоизм. Какой бы Научно Фантастический мир не создал автор сюжеты останутся теми же. Как сказано в самой книге:

«Всё новое — это хорошо взболтанное старое.»

Виндж целился на ближайшее будущее со своими прорывными технологиями. Что ж, может оно и будет так. Мир, в котором виртуальная реальность стала красочней и функциональней привычного реала. Мир, в котором уходишь на обочину как профнепригодный, если не принял этих изменений.

Главного героя Роберта Гу вылечили от Альцгеймера. Да еще и омолодили. Ему жутко повезло. Ведь вероятность такого омоложения крайне низка. За время болезни технический прогресс сделал пару огромных шагов. И уже школьник может творить невообразимые образы, черпать информацию и искать ответы на вопросы с молниеносной скоростью, виртуально посещать страны, события, создавать новые механизмы. А подобные герою старики вынуждены проходить курсы по овладению этой реальностью с большим напряжением и изрядно попотев.

Роберт захочет вернуть утраченный талант вступив в сделку с... кроликом. Ему необязательно подписывать договор кровью. Его желание быть знаменитым, показывать другим обделенным талантам их место сделает всё за него. А цена за это... необсуждаема. Нужно будет просто сделать совершенное безобидное для него дело.

Поиск секретного оружия массового когнитивного воздействия кроликом и представителями мировых разведок зададут главную интригу романа. И Роберт со своей семьей окажутся втянуты в эту гонку не на жизнь, а не смерть.

Оценка интересности:

Вселенная — 6

Технологии — 8

Сюжет — 8

Отношения — 7

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2WwhSVK).

На прошлой неделе, 23-24 января, Meizu и Vivo представили довольно похожие в дизайнерском отношении коммуникаторы, которые отличаются от сонма конкурентов тем, что не предназначены для обслуживания пользователем. Это, пожалуй, можно сказать о подавляющем большинстве моделей современной мобильной электроники, но придется сделать сразу несколько оговорок: да, вот тут батарею на ходу, как в прошлом десятилетии, не заменишь, зато, если снять крышку и открутить полтора десятка винтиков, она без труда отсоединяется, но действовать лучше осторожно, чтобы не сломать антенну NFC… да, здесь дактилоскопический сканер в исходной прошивке бездействует, но чудесным образом активируется, если разблокировать загрузчик и накатить прошивку из другого региона… и так далее, и так далее.

Читая на Meizu Zero или Vivo Apex 2019 «Конец радуг» Вернора Винджа, эту книгу и киберпанком-то не назовешь: ее неудержимо рвет в мейнстрим, как Штирлица из анекдота — на Родину. Но похоже, что и в середине 2000-х, когда одноядерные процессоры были большими, а кнопочные телефоны жили неделю от одной зарядки и пользовались популярностью у воров, мыслился «Конец радуг» скорее как декларация о вполне реалистических намерениях. Эдакий проспект, в который завернута красная селедка, и даже цепочка жирных пятен на обратной стороне весьма полезна — отвлекает бдительных ценителей стеганографии, страдающих приступами СПГС.

Детективно-шпионская ценность «Конца радуг» невелика: в первой же главе Виндж бесцеремонно извлекает кролика из шляпы Воинствующего Библиотекаря и объясняет, кто тут убийца, а кто дворецкий, так что в дальнейшем интересно лишь, кто подставит Роджера… простите, Роберта Гу, а под самый конец — так ли плоха Джессика Ласкович, какой ее нарисовали бывшему декану факультета искусств и литературы Винни-Пуху Блаунту. В этом смысле «Конец радуг» напоминает «День Шакала», который долго отказывались публиковать именно потому, что результат коварных планов киллера будет известен читателям заранее. К точности катренов великого поэта Гу тоже можно выдвинуть претензии, но не столь серьезные: иногда шутливые, иногда завистливые.

Тем не менее так и тянет закусить туррон морковкой, наблюдая в январе 2019-го, как устройства, не предназначенные для обслуживания пользователем, выходят на сцену в разгар китайско-американского конфликта, который пока развивается в экономической плоскости, а по калифорнийским трассам вовсю шмыгают беспилотные автомобили. Война в информационную эпоху есть не что иное, как системный сбой экономического развития, требующий отката к заводским настройкам, и хорошо еще, если у вас при этом был разблокирован загрузчик.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безумец осклабился.

— Мой проект с урока труда, Луиза. Меня задолбали все эти НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ. Дайте-ка я сам посмотрю.

Он перегнулся через капот и провел пальцем по словам, запрещавшим пользовательскую техподдержку. Дети разбились на группки и восхищенно глазели на него. Насколько помнил Хуан, в Фэйрмонтской старшей школе маньяков еще не водилось. Роберт Гу творил историю на его глазах.

Старик приложил транспортный лоток к корпусу автомобиля. И где ж ваш боевой лазер, мистер космонавт?

Гу примерился к лотку и глянул вправо, где стояли братья Раднеры.

— Вы бы отсюда свалили, чесслово.

Сю Сян в панике завопила, отгоняя близняшек:

— Назад, назад!

Результаты, поступавшие из механического симулятора, ошеломляли. Хуан отскочил от транспортного лотка, будто ошпаренный. Роберту Гу не нужен боевой лазер, для этой работы у него есть инструмент не хуже.

Говорите, миелофон Алисы не предназначен для обслуживания Кроликом? Надо же, а нам как раз охота поработать физическими руками. И внимание к деталям текста позволяет без труда установить, чьи карты памяти на эти руки сдаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хех. Мы это выясним. Сетевая атака на биологически подготовленную жертву — слишком интересная технология, чтобы ее игнорировать.

Существующий русский перевод родом из 2000-х, традиционно для сочетания «Виндж-Левин», ужасен и делает книгу практически нечитабельной (при том, что Виндж при работе над ней еще не достиг того неожиданно высокого стилистического уровня, на который выбрался в «Детях небес»). Ну да ладно, ему недолго осталось прозябать по соседству бэкдорами с Алисой.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

— Что ты хочешь?

— Я хочу убить время.

— Время очень не любит, когда его убивают.

«Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл.

Первое что хочется сказать — это я терпеть не могу открытую концовку у книг, то ли сбудется, то ли нет — ужас какой-то! Все прекрасно в этой книге, но вот концовка, когда не рассказали, кто все эти люди — живые и нет, хочется всякого нехорошего сразу автору пожелать.

Итак, что же в книге такого есть. Во-первых, есть спецслужбы, которые друг от друга скрываются усиленно, но при этом вместе работают. И именно потому что скрываются, то нам непонятно кто все эти люди, они хорошие или плохие. В начале заявляется как раз то, что они хорошие, потому что они же за то, чтобы спасти человечество от очередной эпидемии. Потому что по идее автора еще в 2010 коронавирус в его мире случился (напомню, что книга 2006 года создания)) Причем намного сильнее того, что у нас на самом деле произошло. И человечество знатно потрепало. И вот, снова опасение, что кто-то сидит в лабораториях и создает новую пандемию... Так что же ты Альфред — хороший или плохой? Террорист или действительно кто-то очень значимый из спецслужбы Индии. Хотя что мешает быть и тем и другим в одном лице?

Во-вторых, Кролик! Кто ты, кролик? Человек невероятного ума или же нейросеть? Очень хотелось чтобы это был человек, пусть с плавающей моралью, но все же человек, потому что нейросеть — это не так интересно учитывая то, что творил этот кролик, даже вот библиотеку идти заставил, хотя... хотя мелькало, что в какой-то момент кролик бросил руководство тем, что происходит в библиотеке и возможно она пошла совсем не потому что кролик ей руководил, а кто-то другой, но про него нам тоже ничего не рассказали, но поднять людей на сражение ради владение библиотекой — это тоже труда стоило. А учитывая, как он подбирал людей для того, чтобы осуществить заказанные ему планы — это диву даешься, как можно заподозрить какие-то службы, если по лабораториям бегают старики и дети? Автор нас насчет личности кролика оставил в неведении и это сильно раздражает.

Даже главный герой Роберт Гу — и тот остался в книге с открытым концом. Он третье, что меня раздражало всю книгу, потому что он не положительный герой хоть и пытался исправиться, но гордыня, гордыня-то никуда от него не делась. Простигосподи, он гордился тем, что победил 10-летнего ребенка, смог его унизить, угу, есть чем гордиться, человеку владеющего словом, для чего доброго это умение использовал бы.

И если задуматься, то о чем книга-то? В нее вложено море воображения, ну хоть такого количества выдуманных книг, я давно не встречала и это не просто выдуманные книги — это так прописаны книги, с авторами и мирами, что создается полное ощущение, что все они существуют. Будущее с болезнями и лечением, образование для больших и малых, система коммуникации, как используются достижения — это покоряет. Те же рассуждения о стихах, как они могут завораживать, что не надо технологий, чтобы благодаря слову оказаться в описанном месте — это невероятно красиво. Но ради чего написана сама книга? Такое ощущение, что только ради описания мира, ради интриги. Это было невероятно, да, это меня покорило, но черт, уже на следующий день я поняла, что я не могу ничего сказать про книгу. Я не могу ее посоветовать, ее точно надо прочитать потому что... да не почему, просто отлично решена интрига. Просто много интересного придумано для мира будущего, просто где-то интересные психологические шпильки использованы, но для чего? Для открытого конца в книге? Чтобы было так и непонятно кто хороший, кто плохой, кто победил. И так не ответить на вопрос, а можно ли быть и технически, и творчески быть развитым. По советским ученным я-то знаю, что могут, но в будущем Вернора Винджа судя по всему — нет. Потому что ГОРДЫНЯ — это грех и пользоваться гордостью люди не умеют, только, если не принижать людей.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком натянуто, слишком натужно.

Космическая фантастика у Винджа вышла гораздо лучше, а вот эта попытка написать социальный киберпанк ближнего прицела... Неудачно, в общем.

Причем идеи есть, и местами хорошие, а вот построить из них цельное произведение не получилось.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Конец радуг» Винджа одновременно сильно устарел и вступил в пору актуальности. Его главный герой — известный поэт, желчный и жестокий к другим старикан. Он очень резок и безжалостен по отношению к начинающим, остер на язык, видит чужие слабости и стремится ими воспользоваться, чтобы поставить на место. Каждый человек, имевший дело с литераторами, узнает этот портрет. Но эти деньки для героя в прошлом — он стар и выжил из ума. В начале романа новые времена и лечебные наномашины возвращают его из пространства старческого слабоумия, где он несколько лет пребывал. В результате человек, овладевший искусством прошлого (искусством слова и магии поэзии) оказывается в мире, где все это устарело. Его отправляют в школу с другими стариканами, которые обучаются там управлять носимыми устройствами, сканировать сеть, строить многомерные модели, ведь мир представляет собой сетевой AR, где реальность — лишь жалкий первый слой, и так далее. Там-то его и находят заговорщики, желающие обчистить биолабораторию при библиотеке и воспользоваться обескураженным героем.

На мой взгляд, как фантастика «Конец радуг» уже не цепляет. Однако он крайне интересен неизбитой мыслью о том, что потерять свой талант — не всегда страшная вещь, иногда она открывает новую, не менее насыщенную жизнь. Главный герой «Конца радуг» проходит переобучение, понимая, что его профессия умерла. Он не может больше писать такие стихи, как мог прежде, но вместе с тем ему не хочется так сильно ранить других. Он потерял талант, но стал лучшим человеком. Равноценный это обмен или нет, но история, где великий поэт превращается в крутого программиста и мультимедийного художника — и доволен своей участью, прочитаешь не каждый день. Книга Винджа странно сообразна текущему времени, когда огромная часть профессий, связанных с текстами, устаревает.

Виндж показывает, что с течением времени меняется и понятие творчества. Что оно не умирает, но трансформируется, и нет ничего плохого в том, чтобы погрузиться в эти изменения, познавая новый материал. Что стихотворение, пробивающее дыру в сердце, не лучше, чем алгоритм, который поражает своей красотой. На мой взгляд, поэзия всегда будет круче алгоритма, однако попытка высокомерного поэта посмотреть на людей не как на мусор, а как на соратников в неизвестном, сложном мире, где он неуверенно себя ощущает, любопытна. Вся специфика сюжета, связанного с виртуальными войнами, кажется мне мишурой, порой крайне наивной, а вот эти ноты обнаружить в тексте было удивительно.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшей книги про будущий человеческий мир в эпоху развития нанотехнологий и генной инженерии я, пожалуй, ещё не читал. Эта книга меня захватила всего целиком. Я читал её два дня, а ощущений хватило на неделю. На какое-то время я малость выпал из реальности и осел в неком виртуальном пространстве. Мне представлялось, будто я – информационный модуль в сверхглобальной интернет-сети, будто я нахожусь в мире, обитатели которого проводят 95% своего времени в этой самой сети. Например, когда я прогуливался по проспектам и улицам, то вместо живых людей видел аватарки. Происходящие действия вокруг меня мною воспринимались вроде просмотра различных видеороликов, закачиваемых на данный момент множеством пользователей с самых разных районов Петербурга. Голоса людей на улицах казались мне пролетающими мимо меня смсками, телефонными разговорами или болтовней по скайпу… В общем, в каком-то наваждении я пребывал во время чтения этой книги и несколько дней спустя после прочтения.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Конец радуг» вышел в 2006 году, и в нём Вернор Виндж показал мир таким, каким он его видел через 20 лет. Теперь уже можно сказать, что прогнозы не сбылись, мир не стал таким цифровизированным, как в романе, но мы, тем не менее, движемся именно в этом направлении.

Минусы в романе есть, и их немало. После сильной завязки следует трудночитаемое продолжение; многого я откровенно не понял. В общем, чтение твёрдой НФ — всегда труд, а в случае с Винджем особенно, потому как он больше учёный, чем писатель. В этом и других его произведениях присутствует богатейшая фантазия, живые сильные герои, острый сюжет, но увлечься всем этим на сто процентов мешает реализация. Появляется ощущение, что смотришь интересный фильм, от которого временами что-то отвлекает.

К особенностям романа (ни плюсам и не минусам) можно отнести своеобразие героев. Главный герой местами предстаёт неприятным типом, а злодей вовсе не мерзавец, а вроде как даже человек с хорошими намерениями. Второстепенные персонажи — взрослые и пожилые люди — будто бы играют в детские игры; возможно, это черта поколения людей будущего (нашего поколения, ведь это будущее близко). Кульминационный эпизод являет собой что-то среднее между митингом, косплеем, компьютерной игрой и театральной постановкой; в итоге всё это выливается едва ли не в конец света. Некоторые вопросы в книги останутся без ответа, а сюжетные линии без концовок. Возможно, автор планировал продолжение, которое так и не появилось.

Ну и о плюсах. Если вы любите фантастику, книги Винджа вообще упускать нежелательно. Как в «Зонах мысли» он дал фору всем по части хорошей космооперы, так в «Конце радуг» сказал веское слово в жанре киберпанка. Миры Винджа всегда немного утопичны, оптимистичны, по своему атмосферны. И каждая его книга — не просто развлекательная история, а исследование определённых вопросов, размышление на интересные темы. Поэтому и пишет Виндж не много — за десятки лет им написано меньше, чем иным популярным «фантастом» за год.

Мир меняется всё быстрее, за ним надо бежать — работать головой, быть Человеком с большой буквы, иначе окажешься за бортом. В «Конце радуг» мы видим общество, в котором нужно постоянно хватать новое, чтобы не стать отстающим учеником. Эта реальность уже наступила, только пока ещё не стала похожей на то, что мы видим в романе; но это дело совсем небольшого времени.

PS. Если уж говорить о киберпанке Винджа, то повесть «Куки-монстр» мне понравилась больше, но «Конец радуг», конечно, помасштабнее.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан в 2006 году, переведен в 2008 году -если бы тогда я его прочитал- ну особых эмоций не вызвал бы сюжет -так себе — картина будущего компьютерного мира планеты.

Но я его прочитал в 2017 году — и .... какое предвидение Винджа! Сейчас этот роман смотрится как уже начавшаяся реализация сюжета — в 2017 году есть уже первый осужденный за ловлю покемонов в России. Компьютерное будущее и виртуальная реальность уже достала нас. Мы начинаем жить в мире, придуманном Винджем.

Кому интересно, что будет с нами в ближайшие 5-10 лет, обязательно прочтите роман.

И возвращаясь к сюжету — в 2006 году он сам по себе как описание будущего планеты был бы неинтересен, поэтому Виндж ввёл интригу — расследование странной истории с массовым оболваниваем людей посредством виртуальной реальности и добавил еще одну сюжетную линию — как чувствует себя человек , вернувшийся из прошлого в будущее.

Вот эта сюжетная линия просто великолепна!Никто ещё так не писал.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман мне совсем не понравился,хотя технические описанию довольно оригинальны и еще могут вызвать хоть какой то интерес, то вот сюжет и персонажи увы совсем подкачали и вся интрига разрешается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ничем
,сложилось впечатление что у автора возникли две никак не связанные идеи для романа одна про заговор а вторая про технологии дарующие вторую молодость,а потом из них было решено сделать один роман что по итогу вылилось в невразумительный сумбур . К прочтению не рекомендую.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В не таком уж и далеком 2025 году жили-были противный обладатель Нобелевской премии Дед Роберт, его жена Бабка Лена, защитники человечества Папа Боб и Мама Алиса, а также их не по годам умная дочь Мири. Настоящая суперсемейка, в общем. Кроме Деда. Дед был настолько противным, что от него и Бабка ушла, и молодость ушла, даже ум — и тот ушел. Но не надо печалиться, вся жизнь впереди, ведь наука нашла способ исцелять и омолаживать талантливых людей пенсионного возраста, чтобы те могли удвоить свой вклад в развитие человечества. Вот и наш Роберт помолодел до 16 лет, получил на руки страницегляделку, комплект спецодежды с микропроцессорами и контактные линзы для подключения к Эпифании, а еще записался в Фейрмонтскую среднюю школу, где вместе с обычными детьми дедушки и бабушки, прошедшие процедуру омоложения, приспосабливаются к жизни в современном мире.

А мир действительно изменился и в этом главный козырь книги. Без носимых, которые предоставляют доступ к дополненной реальности, никто уже не представляет собственной жизни. Хочешь — отправляйся виртуальным туристом в любую точку земного шара, не хочешь — выбирай на свой вкус слой реальности в родном городе — от деревьев, перекрашенных в синий цвет, до модели Плоского мира Терри Пратчетта. И это будущее выглядит вполне реальным, ведь уже сейчас у нас есть Google Glass, прототипы “умной одежды”, проекты повсеместного компьютинга и развивающиеся с каждым днем программы дополненной реальности.

Но книга вряд ли смогла бы заинтересовать широкие массы, не будь в ней коварного злыдня, планирующего поработить человечество. Наиболее подходящим для этого способом в 2025 году является технология управления разумом “ты должен мне верить” (и кто только придумал такое название?) В игру по ее распространению-нераспространению оказались вовлечены спецслужбы разных стран, таинственный Белый кролик и, конечно же, суперсемейка Гу. Правда, по ходу дела проблема мирового масштаба незаметно подменяется проблемой выживания бумажных книг в эпоху цифрового контента, а кульминацией всей истории становится косплей-баттл с брейк-дансом в исполнении ходячей библиотеки. И если по отношению к семье Гу все линии кажутся завершенными — жили они долго и счастливо и вытащили репку, то в остальном книга оставляет ощущение недосказанности. Эй, Вернор Виндж, я дошел до конца радуги, где мой горшочек золота?

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В ожидании Сингулярности

Новый роман Вернора Винджа не стал исключением из практики последних пятнадцати лет и — как почти все значительные произведения писателя, изданные за это время – принес своему автору еще одну, пятую, премию «Хьюго». В «Конце радуг», вопреки надеждам поклонников, которые ожидали продолжение «Пламени над бездной» — масштабной космической оперы, Виндж обратился к временам, не столь отдаленным, и создал удивительно правдоподобную картину нашего близкого будущего.

Действие книги происходит в 2025 году, семнадцать лет тому вперед, в дивном новом мире, созданным все ускоряющимся прогрессом науки и технологий. Пожалуй, «Конец радуг» можно назвать самой что ни на есть «фантастикой ближнего прицела». Необходимо только уточнить, что в данной формулировке акцент ставится не на близости будущего, а в на «прицельности» его описания.

Многие художественные произведения, описывающие близкое будущее, сосредоточены на одной фантастической идеи или изобретении, требующих для сюжетной достоверности отнести действие книги на несколько лет вперед и при этом никак не затрагивающих основные константы современного читателю мира, будь то политические, социальные или технологические реалии. Даже у киберпанков, поднявших на щит информационные технологии, компьютерные новшества в большинстве случаев предстают имплантированными, привнесенными в существующее сегодня общество.

Внимание отдельных представителей течения, в первую очередь Брюса Стерлинга, было сфокусирована на динамике перемен, вызванных инновациями. Например, в рассказе «Киоск» рассматривается «Третий переходный период», который произошел в результате появления фабрикатора на углеродных нанотрубках, способного копировать и тиражировать предметы.

В отличие от таких произведений роман Винджа посвящен уже изменившемуся миру, почти не сохранившему примет современности. Писатель с удовольствием выполняет функции футуролога. К тому же это ему не в новинку, еще в 1993 году Виндж написал эссе о Сингулярности – точке, за которой экспоненциальное развитие науки и технологий приведет к развитию машинно-человеческого интерфейса и появлению сверхчеловеческого разума, а также другим непредсказуемым последствиям. Эволюционный (точнее -революционный) скачок в неизвестное, вызванный техногенными факторами, сегодня действительно представляется более вероятным, нежели таковой, но имеющий биологическую основу.

Мир, описываемый Винджем, находится на полпути от дня сегодняшнего к Сингулярности. Земля опутана беспроводными сетями, которые обеспечивают почти мгновенный обмен информацией, вместо ноутбуков используется носимое оборудование, интегрированное с одеждой, специальные очки способны отображать реальность, трансформируя ее в соответствии с личными предпочтениями и настройками, а реальные и виртуальные туристы соперничают за столик в ресторане. Наряду с внешними приметами всеобщего благоденствия значительные изменения претерпели общественные институты: пользуются популярностью кружки веры, а задачей школы стало не столько образование учеников, сколько обеспечение их конкурентоспособности.

Традиционно для произведений (в особенности утопий и дистопий), значительную часть которых составляет описание мироустройства, в центре повествования стоит фигура гостя, чуждая этому миру; не стал отступать от обычной практики и Виндж. Главный герой романа – поэт Роберт Гу, который вернулся к активной жизни после продолжительного заболевания, излеченного в результате прогресса медицины. В целях адаптации к новым жизненным реалиям он отправляется в школу (составной частью романа стал переработанной рассказ Винджа «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе» — название рассказа («Fast Times at Fairmont High») отсылает к популярной кинокомедии начала восьмидесятых «Быстрые перемены в школе Риджмонт Хай» («Fast Times at Ridgemont High»). Любопытно, что прообразом школы и для фильма, и для рассказа стала одна и та же школа — Clairemont High в Сан-Диего, где живет писатель.), где начинает осваиваться в новом для себя мире.

Важно, что описанное Винджем будущее отнюдь не благостно. Пусть в романе – в отличие от упомянутого рассказа – почти не затрагиваются вопросы социального расслоения общества, однако, очевидно и существование техногенной безработицы, когда значительный объем работ выполняется машинами, и поляризация общества: выделение элиты, способной к эффективной деятельности, и аутсайдеров, отставших от современного уровня технологий или неспособных к интеллектуально насыщенной деятельности. Самым ярким и, возможно, первым примером такого дифференцированного общества является «Машина времени» Герберта Уэллса.

Разделены не только люди, но и страны. Всеобщего благоденствия добиться не удалось, да и попытки такие вряд ли предпринимались. Выживание и процветание в постиндустриальном мире по Винджу является результатом победы в непрекращающейся конкурентной борьбе. Лишь мельком упоминаются в книге проигравшие «государства-неудачники».

Есть и другая проблема. Мир живет c постоянной угрозой применения оружия массового поражения, которое стало доступно большому кругу заинтересованных лиц, в который могут входить и террористы-одиночки. Видимую безопасность обеспечивают специальные службы ведущих государств: США, Евросоюза, Китая и Индо-Европейского альянса. Несмотря на это, не удалось избежать ни межгосударственных конфликтов, ни разрушения городов – в течение вот уже пяти лет, после участи, постигшей Чикаго в 2020-м. Впрочем, наибольшую опасность представляет технология манипулирования сознанием ТДМВ («ты должен мне верить»), вокруг создания и уничтожения которой и вертится сюжет произведения.

Автор, заглядывая в будущее, старается быть объективным и не допускает идеологических перекосов в ту или сторону. Черта тем более примечательная, учитывая, что собственные воззрения Винджа прекрасно известны: он четырежды становился лауреатом премии «Прометей», вручаемой Либертарианским футуристическим обществом и является приверженцем идей анархо-капитализма.

Отрабатывая футурологические задачи, Виндж не забывает и о задачах художественных.

Язык книги соответствует ее идее. Он использует активную лексику профессиональных политиков, аналитиков и бизнесменов, что и характеризует это будущее, и придает последнему дополнительную достоверность. К сожалению, переводчику не удалось отразить это в русском тексте романа в силу как объективных затруднений: русскоязычная терминология еще не сложилась и вовсю использует именно англоязычные понятия; так и в силу собственной небрежности. К очевидным промахам переводчика следует отнести и перевод имени одной из героинь книги как Элис, а не Алиса – и это при том, что в книге фигурирует и Мистер Кролик. Досадно, и что осталась незамеченным упоминание в книге австралийского фантаста Грега Игана: его именем названа сложная игра, в которую играют ученики Фэрмаунтской средней школы по правилам, описанным Иганом в одном из своих произведений. Впрочем, переводчику, постоянно работающему с книгами Винджа, удалось сделать большой шаг вперед по сравнению со своими первыми, неудобочитаемыми попытками.

Одной из основных тем книги является готовность человека и общества к ускоряющемуся технологическому прогрессу, способность адаптироваться к уже происходящим и еще предстоящим переменам. Еще в семидесятых годах Элвин Тоффлер предупреждал о последствиях все возрастающего темпа технологических и культурных изменений, введя понятие «шок будущего». Вернор Виндж дает возможность читателям испытать шок будущего уже сегодня, с минимальными потерями.

В том, что потери последуют сомневаться не приходиться. Совсем не случайно герой книги обнаруживает исчезновение своего поэтического дара, а вскоре, словно взамен, он обретает способности и таланты инженера. Фигурой главного героя, Роберта Гу автор подчеркивает необходимость изменений для приспособления к жизни в новом мире. И говоря о неизбежности и необратимости перемен, Виндж задается и другим, пожалуй, более актуальным вопросом: что следует сохранить, от чего следует отказаться. Так один из центральных эпизодов книги описывает сражение за университетскую библиотеку. Одна из противоборствующих сторон стремится сделать библиотеку полностью виртуальной, другая – сохранить бумажные книги. В сражении прошлого и будущего победитель предопределен. Неизвестно лишь, что ему достанется.

Во вполне достоверном футурологическом триллере Виндж настойчиво оптимистичен и, разумеется, все сюжетные коллизии благополучно разрешатся, оставляя свободу для возможного (но не обязательного) появления продолжения в ближайшем будущем.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высокую оценку поставил в первую очередь за интересные технологии будущего. Особенно заинтересовала идея тотальной виртуальной реальности и способа ею пользоваться — «ношением». Сама идея «ношения» не нова, нечто подобное есть в романе 1986 года Орсона Скотта «Голос тех кого нет», там искуственный интеллект начал общаться с парализованным мальчиком, научившись интерпретировать его микрожесты. Идея тотальной виртуальной реальности выглядит логичной и думаю к этому и придем лет через пятьдесят.

Устройство общества описано достаточно туманно и внятной картинки не получается. Характеры главных и второстепенных героев, кроме Роберта Гу, не раскрыты, мотивы их поступков не понятны. Но в целом книга удалась и читается легко и с интересом. Кстати, аннотация романа на Фантлабе в некоторых существенных вещах противоречит книге.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если быть честным, то этот отзыв я написал очень давно, причём для себя. Не знаком я тогда ещё был с FantLab'ом :))) Приведу целиком, без исправлений:

Наконец-то дочитал Вернора Винджа. Что можно сказать про это произведение? Во-первых, это не киберпанк. Вообще ни с какой стороны не он. «Кибер» там есть, причём его переизбыток. «Панка» нет вообще. Это, скорее, отвлечённая фантазия на тему развития информационных технологий, причём фантазия вполне в рамках того «куда всё идёт». С этой точки зрения – отличное произведение. Понять сложно, пересказать невозможно, но читать интересно. А вот сюжет… Я честно пытался понять все его хитросплетения, но могу признаться – мне это не удалось. Я так и не понял, что искали в биолабораториях главные герои, что нашли и как всё это разрулилось. Поэтому, к сожалению, не могу признать этот роман Винджа удачным. Больше добавить как бы нечего…

Повторюсь, но написал я это довольно давно, около двух лет назад. С тех пор много чего прочитал, но вспомнить об этом романе заставил «Счёт по головам» Марусека. В этом романе всё тоже не очень понятно, и объяснений — минимум, но Марусеку я выставил 10 без всяких раздумий.

А «Конец радуг» пусть останется без оценки.

Хотя, вполне возможно, что я просто туповат для подобной литературы... =)))

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный мир. Сильная завязка. Местами интересные описания тех. особенностей оригинального мира...

И... и...

И все.

Сюжетно слабо. Ощущается недосказанность.

Вот они герои. Вот он мир. Но герои эти так и не сподобились совершить не то чтобы что-то героическое, а вообще хоть что-нибудь.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью компьютеризированное будущее, мир реальный и виртуальный, все эти гаджеты, во множестве своем и самого различного назначения, заменяются одним так называемой «Эпифанией» — я поверила в мир созданный Винджом, в как один из возможных вариантов будущего. Несмотря на обилие и увлечение техническими характеристиками мир будущего прорисовался ярко и стройно, вроде бы нет сильного акцента на минусах и плюсах нового мира, но проблемы как в рамках одного человека и цивилизации в целом все же вырисовываются.

Немного разочаровала сама сюжетная линия, начало было серьезным, поворот на котором раскрылась вся интрига, все еще оставлял надежду на неординарные решения и направления сюжета, но таковое не состоялось, закрывала последнюю страницу с нелепым ощущением что ружье не выстрелило.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх