fantlab ru

Александр Бушков «Тени в тёмных углах: Гроза над крышами»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.31
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Тени в тёмных углах: Гроза над крышами

Роман, год; цикл «Тени в тёмных углах»

Аннотация:

Королевство Арелат. Удивительный мир, так похожий на средневековую Европу. Мир, в котором временно утихли жестокие войны, еретиков сжигают все реже, а магия, кажется, осталась только в сказках и детских страшилках. Сейчас в Арелате наступили спокойные времена, но под внешней безмятежностью скрываются интриги, пороки и мрачные тайны. Главные герои, компания мальчишек, живут своей обычной жизнью — влюбляются, дерутся, пытаются подзаработать, — но неожиданно на знакомых с детства улочках объявляется Древнее Зло. С загадочной находкой в развалинах старой крепости и новыми таинственными жильцами по соседству на тихие окраины неотвратимо вползает черное колдовство. Героям предстоит сделать выбор: обратиться к взрослым в надежде, что те им поверят, сообщить обо всем инквизиции, не располагая никакими твердыми доказательствами, или самим встать на пути у теней, что живут в темных углах…

Входит в:


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тени в темных углах: Гроза над крышами
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не слышал ни одного, не то, что положительного, даже нейтрального слова о новом сериале Бушкова. Все – в привычном, вот уже лет десять, ключе: нечитабельная поделка литнегров. Посмотрите предыдущие отзывы на этой странице (и, конечно же, обратите внимание на оценки), и все поймете.

Поэтому приступал к «Грозе над крышами», как к минному полю. И все ждал, ждал, ждал, когда же начнется весь описанный коллегами ужас…

Представляете, не дождался. Вместо литературного бессилия и диспепсического словотворчества получил вполне себе читабельный зачин вполне себе любопытного мира с вполне себе приятственными персонажами.

Не отвлекаясь на конспирологию по вопросу авторства, могу ответственно перечислить, что в книге есть конкретно от Бушкова (от гениального литнегра-подражателя, от созданной под Сан Саныча нейросетки или что там еще может быть).

Во-первых, это структурированное и детализированное общество с тщательно выписанными устоями, правилами и регламентами, щедро дополненными еще более обязательными для исполнения «негласками». И все это – четко свое для каждой социальной и возрастной страты. При этом никто не говорит, что все унифицированное и формализованное, всегда и всеми исполняется. Перед нами живой мир с живыми преступниками, люмпенами и неформалами. Да и невзирая на принцип «так исстари принято, не нами заведено, не на нас и кончится», несмотря на мощнейшую приверженность традициям и схоластическое начальное образование, мир этот вполне себе развивается в науках и технологиях.

Помните приложения к Сварогу, осточертевший многим глоссарий, упорно публикуемый в каждом томе саги? Со всеми сословными подробностями и финтифлюшками, не влезающими в основной текст, но выписанными с таким желанием о них рассказать? От богов и храмов, до орденов и головных уборов?

Здесь видим те же самые тщание и любовь в разговоре о законодательных и не очень запретах, о бетонно устоявшихся традициях и о внешних их символах.

Во-вторых, фирменная лексика и по-фирменному повторяющиеся обороты. (Повторяющиеся как в разных книгах, так и в одном абзаце – есть такая фишка у Бушкова, как догадываюсь, по причине его любви к собственной редактуре).

Как ни постарался автор спрятаться за неологизмами (к ним мы еще вернемся) и старательной попыткой имитировать внутренний монолог паренька из другого мира эпохи, если по-нашему, раннего нового времени, бушковский слог возобладал. И чем больше автор знакомит читателя с новым миром и новым героем, тем больше забывает о маскировке. В итоге, при описании любых бытовых моментов, будь то домашнее застолье или рассказ о смутном времени перед коронацией (читай – о смене династии, вполне себе бытовая вещь по стоящим на дворе временам))), фирменный стиль Сан Саныча мгновенно возвращается. Заменяй терминологию и имена собственные, и добро пожаловать в миры Сварога или Мазура.

В-третьих, о-о-очень большое внимание «подростковым сексуальным фантазиям» (цитирую коллегу sentinent) – тоже Бушков. Любит он ввернуть что-то эдакое, про отношения полов, иногда с едва намеченной скабрезностью, а порой и перегибая палку. В случае с «Грозой…» это регулярное возвращение к теме относительной свободы нравов в рамках, разумеется, многочисленных устоев, правил и негласных регламентов.

Наконец, мимолетный, но яркий юмор с обязательной издевкой, – и это Бушков. «В отличие от осетрины, пищи людей невысокого достатка, лещ – и сырой, и копченый – почитается большим деликатесом». И развитие темы на три полновесных абзаца.

Теперь о жалобах на словотворчество. Чего так взъелись коллеги на эту игру в новояз? Все к месту и совершенно прозрачно, не отталкивает, не шугает и не заставляет ломать голову. Местами, даже любопытно и юморно.

Ну, чем может не угодить «гульная хвороба», «жральные черви» или «старожитые вещи»? Или «тевернеро», «букворяд» и «мозгоблуд»? Неологизмы в «Грозе…» (изредка, соглашусь, не самые удачные, но только изредка) просто придают необходимый колорит, так же как стилизованные интонации и принципы построение фраз персонажами.

Кстати, о персонажах. Вернее, о главном герое. Он – крайне редкий гость в нашей SF&F, не бедный, угнетенный и отвергнутый, но сын вполне себе обеспеченных родителей. Опять же, далеко не с самых вершин мажорства, но из приличного верхнего слоя торговцев («Так мы ж не дворяне, и дворянами никогда не будем»). И это задаёт свои определённые правила игры, словесной и сюжетной, с которыми автор справился. Разве что, не по годам рассудительный вышел отрок, но почему бы и нет?

На вторжение в уютный мирок гг, я бы даже сказал, мирок утопический по его ощущениям, и будет строиться весь дальнейший конфликт. Говорю «будет», потому что анонсированное «Древнее Зло» (далеко, не вселенского масштаба, если что) появляется в самом-самом финале «Грозы…». Сама же книга является, по сути, семейно-бытовым романом (даже еще не «романом взросления»), вводящим читателя в новый мир.

Мне было любопытно и ничем не вызывало отторжения, а пару раз мелькнуло ощущение, не играет ли автор, хотя бы местами, в пародию? Четыре с плюсом.

P. S. Представляю, на какое бурление изойдут хейтеры Бушкова (особенно, ранее бывшие его поклонниками), если узнают, что во второй книге он и вовсе вывел себя любимого, да еще под именем Стайвена Канга. А под рассказ о Канге прошелся по всему писательскому современному цеху скопом.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, давно я не читал Сан Саныча. В начале нулевых и бросил. Как мне кажется, ничего путного он не написал после своих первых шедевров. Перечитывать которые я точно не стану, боюсь разочарований от любимых в юности произведений. И тут, Нате! Новый цикл, в кой-то веки, ещё и фэнтези, ещё и Дарк. Янг Эдалт, но при этом 18+… Короче, мимо я пройти не смог и пошел на сговор с совестью, которая мне шептала в барабанную перепонку, что не маленькие деньги за книжку потрачены будут зря. Оформление, конечно, полный лесоповал девичьих кантостраданий. Ромфант, не иначе! Ну, думаю, ладно! Ведь, последняя надежда и воспоминания юности от ночей-взахлёб на Таларе с привкусом Шантарска крепко держали моё сердце за талию. Начал читать.. Пока я осилил одну главу и в мыслях у меня, что это такое??? «Школяры»?! Серьёзно?! Что это за Гаррипоттер??? Слог автора едва уловим. Но я всё-таки ещё потяну этот яд, может через несколько глав он станет нектаром?

спустя треть книги.

Не буду описывать фабулу этого романа. Мой отзыв, лишь для того, чтобы предостеречь вас от разочарования, которое я испытал.

Автор занялся вплотную словотвочеством и продераясь сквозь текст приходится запоминать новое звучание знакомых понятий и неологизмов. «Рыбарь»-рыбак, «Прямолеглый»-перпендикулярный, «ушеслышащий», «очесмотрящий»… да, что же это такое я читаю в конце-то концов??? Главное, не понятно для кого это написано? Напоминаю, гордо красуется на книге рейтинг 18+!Подростки сейчас не читают Крапивина, (которому посвящено вступление к книге), в лучшем случае, одному из ста покажется знакомым фамилия. Не, товарищи, это невозможное чтиво. Удивлён, что «Феникс» этот «земляной хруст»( так автор картофель называет), вообще издали. Это полное фиаско. Но я читал дальше, из принципа, пока мне совсем поперёк «глокты» не встанет. Какой там, Марк Твен с Джорджем Мартином?!! Это- похороните меня за бетоном над паркетом!

Книга сегодня была сдана в возврат.

Оценка: 1
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что являюсь давним поклонником автора уже много лет. Однако данное «произведение».... как бы это помягче сказать... кроме полиграфии ничем не запомнится. Абсолютно согласен с первым отзывом по всем позициям.

Просто добили эксперименты автора с языком: когда в фэнтези используют новые существительные, скажем так — это нормально. Если в меру. Но новые прилагательные и глаголы, причем почти на каждой странице.... читать просто невозможно. У автора было нечто подобное в первой части «По ту сторону льда», возможно кто-то помнит...

Резюме простое: минимум сюжета, жуткий язык на фоне подростковых сексуальных фантазий. Чистая коммерция. Тем, кто не читал ранее Бушкова, особенно его первые книги, может и понравиться, вкусы разные. Но старые поклонники автора будут жутко разачарованы.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это ужасно. Бушков такого написать не мог. И язык и манера изложения- всё не его. Скорее всего, слухи про ПИП- правда. Продал имя, и теперь студентики лит.институтов графоманят. Хотя, что это за лит.институты, где такие убогие учатся?..

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мыши плакали, давились но продолжали грызть кактус…. Раньше были книги, сейчас….

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх