Павел Иевлев «Кровь на воздух»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Эта книга о космосе и людях, искусственном интеллекте и естественном безумии, а также о том, как многое скрывают в себе коты.
Как у нашего кота
Внутри бездна-пустота.
Если в бездну заглянуть
Можно в бездне утонуть…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
А. Н. И. Петров, 21 апреля 2025 г.
Как у нашего кота каждый винтик неспроста
Научно-фантастический роман «Кровь на воздух» Павла Иевлева – это герметичный детектив о якобы потерявшем память капитане космического корабля, очнувшемся на чужом буксире в компании искина Кати и сломанного робота-уборщика и пытающемся выяснить хоть что-то о себе и этом рейсе в свободное от исполнения астрогаторских функций время. Герой отлично помнит каждую техническую мелочь космического ремесла, но не знает ни как его зовут, ни кем он был до потери памяти, ни как он попал на буксир. В реконструкции памяти ИИ-Катя оказывает не помощником, а противником героя, так как в этом мире искины – патологические лжецы. Только благодаря завидному упорству капитана по мере приближения к точки назначения проясняется страшная правда о его судьбе.
Отличная книга, мне очень понравилась. Я абсолютно ничего не ожидал от «Кровь на воздух», а получил четко продуманную и профессионально исполненную детективную интригу, в которой все странности стартовой позиции (почему герой помнит все, кроме своей биографии? почему поведение ИИ-Кати не похоже на творческое галлюцинирование стандартных искинов? почему герой так боится ИИ? почему ИИ-Катя не пускает его на баржу за буксиром, а он, наоборот, туда рвется? почему герой регулярно становится послушным? зачем скрывать от него полетный маршрут?) постепенно объясняются и складываются в непротиворечивую картину вместе с дополнительными загадками-разгадками. Образцовое развлекательное чтиво, где читатель получает удовольствие как от пассивного наблюдения за авторским складыванием сюжетных паззлов, так и от самостоятельного, упреждающего разгадывания заданных в завязке вопросов.
Роман написан приятным живым и шутливым языком, и в какой-то степени его даже можно отнести к модной категории «уютных детективов», если вынести за скобки все более жестокие флэшбэки в прошлое главного героя: до самого прибытия в точку назначения герой довольно мило переругивается с ИИ-Катей, дружелюбно общается с всплывающими в его поврежденном мозгу галлюцинациями и возникающим в конце завязки вторым ИИ-персонажем, импровизирует куплеты колыбельной на мотив «Как у нашего кота», все время что-то чинит и конструирует, спокойно относится к приближению смерти и вообще держится молодцом и даже джентльменом. Темп повествования размеренный, атмосфера умеренно напряженная. История напоминает метроидванию с неизбежным бэктрэкингом: в начале все реальные и ментальные двери для героя закрыты, и ему приходится наматывать круги по одним и тем же локациям в поисках ключей, зато ни одна деталь не оказывается лишней, каждая приносит персонажу и сюжету пользу в рамках провозглашенной в мире романа идеологии утилитаризма.
В книжном клубе на Фантлабе, в рамках которого я и прочел роман, книгу ругают за вторичность, но поскольку я в сетературе и формульных книжных развлечениях не разбираюсь и понятия не имею, в каких еще книгах использовались сюжетные ходы из «Кровь на воздух», для меня все повороты были в новинку, в том числе те, которые мне удалось предугадать. Между усложненной литературой на английском и усложненной литературой на русском бывает приятно просто отдохнуть в хорошей истории, где главный герой превозмогает обстоятельства. Причем не могу не отметить наличие в книге модернистских приемов – повествование от лица
Если такая приятная и хорошо сделанная книга считается для сетературы посредственной и вторичной, то каковы же вершины?
lammik, 18 апреля 2025 г.
Парадоксально, но сам текст написан бодро, а вот действия в нём минимум, местами оно идёт по кругу. Тут, видимо, сказывается как раз сетературность. С одной стороны — нужны объёмы и регулярность, с другой — чтобы читать не переставали. Второй момент, который бросается в глаза, это вторичность, не общая, а такая подетальная, можно сидеть и вспоминать, где я читал то, а где было это, а можно отдаться на волю писательской фантазии и признать мир привычно-усреднённым, в чём-то даже уютным. Что не понравилось, так это попытки автора в анально-генитальный юмор. Какие-то они необязательные и даже противоестественные.
При минимальной редактуре и переделанном финале вышла бы отличная книга.
heleknar, 17 апреля 2025 г.
Отзыв написан в рамках Книжного Клуба Фантлаба: Сетература.
Написано бодренько, я прочитал за вечер и утро. Причем вечером гулял по парку и читал на ходу.
После чтения в голове ничего не остаётся.
Ни одной оригинальной авторской идеи в книге нет, всё это я уже встречал в других книгах. Для начинающего автора — простительно. Для автора с 15-летним стажем — стыдно.
Финал слит, не соответствует тому напряжению, которое нагнеталось всю книгу.
Типичный представитель сетевой литературы, которая не подвергалась хотя бы минимальному литературному редактированию. Что я ожидал, то я и получил.
Felis, 2 мая 2025 г.
Верите ли вы котам?
Сложно писать отзыв, ведь в этой интересной истории с запутанным сюжетом всё будет спойлером, потому что герой потерял память и не помнит ни того, кем он был, ни своего имени.
Интригует всё происходящее. Пока читаешь, воображение усиленно работает и постоянно строишь свои версии. Герой находится в поиске разгадки. Он пытается докопаться до истины, опираясь на логику и косвенные доказательства, т.к. прямых улик он не находит. Это части головоломки, которые нужно собрать в общую картину. Даже удивительно, почему среди жанров не отмечают детектив, хотя автор как раз называет роман «космическим триллер-детективом».
Легко читается, в том числе благодаря ироничным диалогам с постоянными подколами собеседника. Даром что почти все диалоги ведутся либо с искусственным интеллектом, либо с галлюцинациями, либо со сновидениями. Галлюцинации внутри галлюцинаций внутри галлюцинаций! Кстати, в книге много разнообразных отсылок к блокбастерам: «Стражи Галактики», «Звёздные воины», «Валли». Но идейно ближе всего к «Матрице».
Антураж, в котором происходит действие романа, мне по душе. Космос, полёты на космических кораблях, огромные баржи с буксирами и тесные, уютные помещения маленького межзвёздного катера. Также хочу упомянуть, что это было познавательно — про планету Цереру узнала много подробностей.
Помимо космической фантастики и киберпанка читатель найдёт здесь семейно-бытовой роман, который занимает довольно большую долю книги, но на мой взгляд не превышает того объёма, когда он стал бы уже определяющим. Всё-таки это в первую очередь фантастика, что очень меня порадовало.
Хорошо проработана экономическая составляющая, обосновывающая сложившиеся в будущем мире социально-экономические проблемы людей. Так же затронуты множество актуальных тем. Например, творческий потенциал человека, особенно в сравнении с потенциалом искусственного интеллекта. Сейчас творчеством занимается чуть ли не каждый третий. Насколько это нужно в таких масштабах? Насколько это можно назвать искусством? А если даже и нет, то насколько это можно назвать развитием конкретного человека? Или это бессмысленные поделки? С этим же связаны темы бессмысленности существования и побег от реальности в выдуманный мир. Безынициативность, пассивность, инфантильность людей. К актуальным и одновременно пугающим вопросам я также отнесла бы интересно обыгранную в романе мысль о лживости нейросетей.
Вот ещё любопытная идея — насколько бы не развивался прогресс, многие люди всё равно будут оставаться в плену стереотипного зашоренного мышления и глупых суеверий.
Когда читала, я задумалась, что решительность не требует уверенности. Человек всегда существует в условиях неполноты информации. Кого-то это останавливает, а кто-то предпочитает действовать здесь и сейчас, а не ждать дополнительных подсказок.
Недостатки тоже есть на мой вкус. Ну как недостатки. Это как посмотреть. Во-первых, меня немного покоробило от описания аватарки жены героя, её самой и её характера. Как-будто сквозь это проглядывает немного не современное отношение к женщинам. Плюс к этому традиционные скрепы в области родственных уз космиков, которые противопоставляются планетянским. Даже не знаю, как это расценивать. Как-то раньше вроде бы было принято в футуристических произведениях говорить о том, что в будущем будет всё больше и больше направленность к свободе взглядов. Ну может спишем на попытку соригинальничать или на наметившуюся тенденцию отвержения сейчас таких идей, так как они многим уже надоели. А так же, как следствие, хочу отметить карикатурность злодеев.
В целом это бодрый, яркий, увлекательный роман, который мне очень понравился.
А ещё было так здорово разглядывать все эти классные цветные иллюстрации в электронной книге. Не просто цветные, а красочные! Я, видимо, очень соскучилась по книжкам с картинками.
Ну и чудесные колыбельные теперь будут постоянно крутиться у меня в голове:
«Как у нашего кота
Внутри бездна-пустота.
Если в бездну заглянуть
Можно в бездне утонуть…»
opty, 27 июня 2024 г.
Офигенная вещь. Вот честно говоря не ожидал что сейчас наши писатели могут написать такое. Такое сейчас просто не в тренде — пишут о попаданцах, о гламурной вампирятине , в лучшем случае фэнтези.
Здесь — великолепный сплав твердой научной фантастики и киберпанка новой волны , и этот сплав приправлен толикой психологического нуар-триллера...
Во время чтения постонно возникали аллюзии то на «Матрицу» , то на «Начало» Нолана, есть некоторые отзвуки «Аве Марии» Вейра, капелька Уоттса , щепотка Ричарда Моргана. Но это именно аллюзии и ассоциации , «Кровь на воздух» — совершенно самодостотачное и нисколько не вторичное произведение
duke, 19 апреля 2025 г.
Перебор с научно-технической (производственной) частью. Читать было раздражительно-скучно. Сюжет ползет, как улитка. Помимо действия как такового, можно погрузиться в рефлексии главного героя, подробно «объясняющего», как устроен корабль, в чем состоит его профессия, что такое ИИ (и с чем его едят), как вообще устроена космонавтика будущего и какой, в этом будущем, образовался социум. Я утонул в деталях. Избыточно на мой вкус. А кому-то это, возможно, покажется крайне занимательным. Мне не зашло, одолел чуть больше 100 страниц и бросил…
ev.orgell, 1 апреля 2025 г.
Прочитал с удовольствием. Есть тут что то настоящее, — мечта о космосе, любовь, ответственность, принципы. Не заезженный сюжет, и пугающе правдивое в развитии ИИ.
Vetaliq, 13 марта 2025 г.
Хорошо! Не шедевр, но на фоне прочего на АТ, просто прекрасно. Отличный язык, держащая внимание интрига, постепенно раскрывающаяся предыстория и окружающий мир. Я получил большое удовольствие от прочтения. Есть за что покритиковать: небольшие логические огрехи и несколько невнятная концовка, но это ничуть не портит послевкусие от этой очень хорошей работы.
george1109, 21 августа 2024 г.
О разнонаправленности книги можно судить по трем главным движущим конфликтам интриги: человек – искусственный интеллект, мужчина – женщина и космики – планетяне (уверен, авторская терминология всем понятна без детализации).
Но в главной роли, не считая разумеется гг, здесь все-таки искины. Искины и создаваемые ими симулякры (или не создаваемые… или не симулякры…). ИИ у Иевлева, пожалуй, самые человечные из всех ИИ отечественной НФ – конченные вруны с максимально дивергентным мышлением, с нестандартными, а не эффективными решениями, с богатейшей извращенной фантазией, не чуждые софистике. В общем, предельно творческие натуры.
Как кратко сформулировано самим автором: существуют они «в собственной внутренней реальности хоть и очень правдоподобных, но все же галлюцинаций. Любой текст, написанный ИИ – художественный. Любой расчет – научная фантастика, а любое взаимодействие с реальными объектами – спектакль-импровизация».
Или все совсем не так, и искины просто не поняты человечеством?..
Но как бы там ни было, и чьи бы представления о существующем мире не были верны, кроме искинов, неимоверно интригующих хотя бы тем, что (еще одна шикарная цитата от Ивлева) «воспринимают реальность как фрейм собственного галлюцинирования», в «Крови…» есть много еще чего удачного.
Язык – без вопросов.
Характеры всех, без исключения, персонажей, – более чем правдоподобно.
Принципы и история космической экспансий, как и все бытовые и исторические мелочи вселенной – зачет.
Бессмысленная жестокость – зачет.
Трагичная кода – отлично.
Все вместе – достойно.
Если бы не относительная затянутость определенных технических (подчеркиваю, именно технических, совершенно не относящихся к виртуальным реальностям) подробностей, было бы и вовсе, используя пятибалльную шкалу, пять с минусом.
Читать: любителям философского киберпанка, релятивной космооперы и прямой футурологии.
skravec679, 18 июля 2024 г.
Если не брать в расчет затянутость первой части, то какие в тексте самые проблемные моменты?
Автор методично подчиняет ход технического прогресса семейной сваре.
Не могу проникнуть в его сердце, но вместо того, чтобы почитать свежую литературу по ИИ, по космической экспансии, по робототехнике, автор сказал сам себе: «Я ведь про людей пишу, какие тут железяки».... Ну и получается:
— заезженная схема нарастающего отчуждения между космиками и планетниками. Мол, как началась экспансия, прошло уже минимум два поколения, космики отделяются. Все бодрые и энергичные свалили с Земли-матушки, там населения апатичное. А космики хотят дальше развиваться, заводы с поясах астероидов строить. Мг. А правительство Земли это великолепно понимало и ничего не делало? Где куча проектов по интеграции (а земное правительство не жалело бы на это денег и средств). Где контроль космиков разными формальными и неформальными структурами? Где попытки обеспечить хотя бы генетическое не отделение космиков через многочисленные эмбрионы с Земли? Автору все это не нужно, он посмотрел «Экспансию»...
— с каждым днем ИИ мощнее, но нужен какой-то навык, чисто интуитивный, который бы позволил людям хоть в чем-то быть незаменимым. Понятно, он будет у главного героя. «Траверзы» — возможность хорошо выстраивать курс межзвездного корабля. 90% людей на Земле бесполезны, но есть мегаталанты, без которых здесь и сейчас ИИ оказывается бесполезен. В финале дочь героя, сознание которой перетащили в компьютер, тоже говорит, что сможет в «траверзы». Как? А вот так, две фактически технологических революции: перенос сознания в машину и обретение этим сознанием критически важного интуитивного умения (которое то того было привязано именно к человеческому телу) подаются просто в качестве побочного эффекта, довесочка к хэппи-энду;
— паразитирование ИИ на мозгах живых людей. О, ну без этого никак, сотни лет прошли, а процессы у нас всё медленные, компьютеры без многозначной логики, без фотоники, без... Просто герою необходимо в активе иметь парочку моральных обоснований. «Гиперион» наше все :)
.
Ладно, это был футурологический срез, а как насчет детектива и триллера, как в книге с просчетом комбинаций и психологической игрой?
— герой, который понимает, что им манипулируют, но никак не проявляет эмоции — ненависть, страх, азарт, надежда. Он быстро понимает, что от него нужна только способность «траверза» и после последнего он как бы совсем не нужен. А его это будто и не напрягает, не внешне, не внутренне. То есть какие-то действия он предпринимает, но холодно и автоматизировано;
— почему бывшая жена вообще легла в капсулу? Активистка упустила контроль? Не верю. При таком уровне контроля над корабельными системами, который ей обеспечивал ИИ, могла бы сидеть за стенкой. Грызла локти, но не заснула бы. С дочерью общалась бы визитами в виртуальность.
.
Из прочих проблем:
— автор почти не работает с языком будущей эпохи. Нет, упоминается новый язык, русско-английский, который стал языком космиков, и потому они не могут читать тексты на земных языках /не верю/, но новой терминологии автор практически не сочинял.
— отсутствует ощущение технологической гонки (вообще-то тут первый настоящий перенос сознания в компьютер. Это меняет все расклады цивилизации. Но упоминается мимоходом — дочка как бы спаслась).
.
А теперь — зачем автору нужны были все эти несообразности? Ведь сюжет построен, есть экспозиция, кульминация, развязка, есть позитивный и негативный персонажи.
Две очевидные причины:
— в данном тексте ноль выдумки и очень мало современного. В принципе, такой текст можно было написать тридцать лет назад. Допустим, мы не все можем вырастить мир с нуля, из единственного фантастического допущения. Нужны заимствования. Но в тексте видны целые блоки стандартных решений (ИИ почти всемогущ, но от человека требуется некая способность; есть противоречия между Землей и периферией и Земля их не гасит), к которым автор не добавляет ничего своего;
— автор выучил правило: «на эмоции надо давить постоянно>:-|». Поэтому берется бракоразводный процесс и выкручивается на максимум. Но максимум получается плохо, потому постоянно идут как бы шпильки и микронапряжения, абсолютно немотивированные коллизии. «Посылочка ваша, но вам я её не отдам» (с).
И еще одна причина, которую с могу скорее предполагать.
В этой книге видна одна из многих проблем российского кино, особенно болезненная: продюсер изнасиловал и сожрал фантаста. И проекцию этой проблемы видно в книге: она просто идеально подходит для экономной экранизации:
— три-четыре персонажа, камерные локации, немного компьютерной графики;
— треть или даже половину текста можно выбросить, сохранив интригу и всех действующих персонажей;
— зрители не должны учить ничего нового, все должно быть максимально просто;
— и еще эмоционально;
— у актеров (кроме главного героя) максимальная возможность истерить и пучить глаза.
Практически в любой момент согласования сценария или даже съемок можно взять бензопилу и малость сократить произведение :) Вместо восьми серий четыре или просто фильм. Или с четырех серий раздуть действие до шести. Чего изволите?
Когда у автора есть настоящая идея, то объем и содержание гармонируют между собой, а при согласовании сценария приходиться выгрызать финансирование на сюжетно важные сцены.
.
Итого: в данной книге просвечивает трудолюбивый автор с нормальным языком, но компилятор, а не творец. Подражатель, а не выдумщик.