Дин Кунц «Мунлайт-Бей»
Главный герой цикла «Мунлайт-Бей» — Кристофер Сноу — страдает редким недугом, из-за которого он вынужден вести ночной образ жизни, а днём укрываться в полумраке своего дома от несущих ему смерть лучей солнца. Все начинается, когда Крис в день смерти своего отца становится свидетелем похищения тела последнего из морга. Затем в городе начинают одно за другим происходить совершенно необъяснимые события... Крис жаждет докопаться до правды. В своих поисках он обнаруживает некую связь между событиями в Мунлайт-Бее и исследованиями его покойной матери-ученой. Следы ведут на заброшенную военную базу Форт-Уиверн...
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 21 апреля 2025 г.
Кристофер Сноу по прозвищу Снеговик все двадцать восемь лет своей жизни подвержен смертельной опасности. Из-за генетических особенностей его кожа не может выносить солнечный и даже электрический свет — несколько минут на свету чреваты скоротечным раком. Он вынужден жить и заниматься любимым сёрфингом по ночам, а всё остальное время проводить за закрытыми ставнями, при свечах. Он знаменит в своём маленьком городке Мунлайт-бей (расположенном по соседству с закрытой военной базой, где до недавнего времени размещались секретные лаборатории!) не только благодаря редкой болезни и странному образу жизни — он написал получившую известность книгу. Несколько лет назад погибла в автокатастрофе его мать (она была учёным-генетиком и работала на военных!). Роман начинается с того, что однажды вечером Кристофер узнаёт о смерти в больнице своего тяжело больного отца.
В больничном морге герой столкнётся с некой странностью, услышит не предназначенный для чужих ушей разговор. За ним будут охотиться. Потом предупредят, что от молчания зависят жизни дорогих ему людей. Но Крис продолжит перемещения по городу, пока не выяснит (примерно к полуночи), что в заговоре участвует немалая часть населения, в том числе те, кого он считал друзьями. И заговор связан с его погибшей матерью. Оказывается, уже давно в городке и окрестностях происходят невероятные и часто ужасные вещи. Но предавать их огласке не стоит — в этом заинтересованы все.
На уже сказанном можно строить догадки, и многие будут верными. Однако роман ничего бы не стоил, если бы его ценность ограничивалась сюжетом. Главное как раз в том, что можно раскрывать без оглядки: главное — как это сделано.
Роман разбит на несколько частей, каждой соответствует своя локация, новый персонаж, с которым встречается и говорит (или слушает его) герой и новый шаг в продвижении к тайне. Важнейший трюк Кунца заключается в том, что, держа читателя в напряжении, он умеет быть очень неторопливым. Читатель же не испытывает от того ни малейшего неудовольствия. Пространные беседы, движущиеся по спирали, по сжимающемуся кругу, отходя от главного и вновь приближаясь. Обрастающие деталями, бесконечно раскладывающиеся на отдельные акты и нескончаемо длящиеся минуты экшна. Подробнейшим образом препарируемые внутренние состояния героя… Короче говоря, это практически Пруст — только снабжённый пружиной, политый острым соусом и нашпигованный тайнами. Есть подозрение, что при такой тщательной проработке можно впарить читателю, любую сколь угодно фантастическую ересь. Но роман ещё и довольно правдоподобен. Даже в той финальной сцене, где трём вооружённым друзьям и одной собаке приходится обороняться от штурмующего дом отряда кровожадных макак.
Первая книга «мунлайтбейского» цикла заканчивается локальной победой героев, которым удалось спасти свои жизни, объединившись в команду. Но апокалипсис, стартовавший на заброшенной военной базе и угрожающий изменить всё живое, продолжается. Действие второй книги происходит месяц спустя. Происходящие превращения зашли ещё дальше, но вместе с тем ситуация стабилизировалась. Те, кому положено, где-то там, вне нашего поля зрения, предпринимают невидимые усилия по сдерживанию катастрофы, а задача странной, ставшей заложником ситуации и тоже превращённой, городской полиции состоит только в том, чтобы не допускать утечки информации и сдерживать несанкционированную активность таких людей, как Крис Сноу с друзьями. Но случилось нечто, после чего герой не может оставаться в бездействии. Неизвестный похитил малолетнего сына его бывшей невесты, и следы ведут в сторону базы. Вдвоём с псом-братом Орсоном они бросаются выручать ребёнка. Снова перед нами две ночи, наполненные опасностями и загадками, касающимися основ мироздания.
В первой части дилогии сюжетом двигало желание прояснить ситуацию, теперь на кону, по большому счёту, лишь жизни: своя, друзей, родного пса, чужих детей. Уже ясно, что тайны секретных лабораторий неисчерпаемы и в них лучше не углубляться — целее будешь рассудком и телом. Но спасти своих теперь можно лишь разгадав главный секрет, в сравнении с которым генетические чудеса кажутся детскими играми. Научная фантастика «Живущего в ночи» ограничивалась скромными допущениями о возможностях вторгающегося в ДНК ретровируса. В «Скованном ночью» герои сталкиваются с манипуляциями временем — именно этот проект скрывался за логотипом «Загадочный поезд», нанесённым на подобранной Крисом бейсболке. Из дыр во времени могут выбраться существа пострашнее гнусных макак. Можно сказать, что автор эксплуатирует завоёванное в первой книге доверие, однако его подход к выстраиванию повествования остался прежним. Добиваясь от читателя полной эмпатии по отношению к герою, Кунц заставляет воспринимать любые чудеса как нечто само собой разумеющееся. Если что-то и вызовет в нас чувство протеста — эта та лёгкость, с которой Крис ретируется с базы домой после первой неудачной ночи: оставив там без помощи потерявшегося пса и мальчика. Ясно, что приближается рассвет и остаться тут смерти подобно, но провести целый день в бездействии, ничего не зная о судьбе малых сих, — невыносимо. Впрочем, Крис знает, что делает, и после заката он вернётся с такой командой, которой должны сдаться не только монстры, но и само время. По следу пса Орсона пойдёт кошка Мангоджерри, а прикрывать её, кроме Саши и Бобби, станут два громилы с «узи» и помповыми ружьями: негр-переводчик со звериного и любитель бальных танцев-байкер-диджей Доги Сассман. Приключения, что доведётся им пережить сильно напоминают похождения команды стрелка Роланда в апокалипсических Пустошах. И всё кончится хорошо. Вообще, удивительно добрая трилогия — редкое исключение для подобного триллера.
Ren33, 27 ноября 2012 г.
Вроде никакой мистики, но жутко. Эти книги у Кунца ни в чем не уступают по уровню даже Кингу. Главный герой достаточно интересный. Ситуация завораживающая и непредсказуемая. Это однозначно хороший цикл, рекомендую.