Игорь Евдокимов «Тайный архив Корсакова. Оккультный детектив»
- Жанры/поджанры: Мистика | Детектив (Классический детектив ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Фантастические существа (Призраки, привидения ) | Путешествие к особой цели | Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Петербург конца XIX века.
На первый взгляд, Владимир Корсаков — классический столичный повеса, и лишь немногим известно, что ему под силу раскрыть загадочные преступления, связанные с потусторонним миром.
Корсакову предстоит отправиться в погоню за художником, рисующим проклятые портреты, которые сводят людей с ума, разгадать бесследное исчезновение семерых медиумов во время ритуала в особняке в Петербурге, а также отправиться в военное училище расследовать убийство. Виноват в нем, по слухам, мстительный призрачный юнкер. Но и правда может стоить Владимиру жизни.
Опасные духи, сверхъестественные существа и люди, совершающие преступления с помощью темной магии — все это только часть закрученного и в то же время пугающего сюжета в духе рассказов Г.Ф. Лавкрафта и «Портрета Дориана Грея» О. Уайльда
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Владимир Корсаков»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sertov, 15 мая 2025 г.
Приобретал данную книгу с некоторыми опасениями, что в результате покупки получу простенькое и серенькое чтиво, тем более, что не отношу себя к большим любителям короткой прозы. После прочтения первой же повести все опасения были позабыты, а следующие два дела сделали Владимира Корсакова одним из любимых персонажей, чей яркий и колоритный образ особенно оттеняется мрачной атмосферой происходящих мистических или оккультных ритуалов. Неторопливое повествование затягивает так, что неспешность превращается в калейдоскоп событий. Некоторые сюжетные линии автор оставил открытыми, словно приглашая читателя к следующим делам. Рекомендую к прочтению всем читателям.
olga.sb, 20 июля 2024 г.
Общее впечатление: Оккультный детектив – очень правильное описание книги, потому что на первом месте стоит вовсе не детектив, а мистика. И изгнание всяческой нечисти. А то, что происходит всё поначалу в глухой церквушке русской глубинки сильно навевало вайбы Вия. Хотя в основном это, конечно, этакая адаптация сериала «Сверхъественное» в отечественных реалиях. Даже архив семья Корсаковых ведет, как папа Винчестер. Даже особый пистолет против потусторонних сущностей у главного героя имеется! Даже некоторые дела откровенно похожи. Вот только до харизмы двух братьев никакущему Корсакову ох как далеко – не вытягивает он один от слова совсем… Разрозненность повествования, корявый авторский стиль, скучный герой – и книгу не спасет даже неплохая историческая проработка и закос под популярного сейчас Дашкевича (провальный).
Плюсы.
Отличный историзм. В послесловии автор много и подробно рассказывает, что и почему изменено из реалий России 19 века (действие происходит в 1880г), а по тексту раскиданы очень полезные ремарки с описанием класса чинов, расшифровкой названий и т.д. Да и вообще при чтении очень отчетливо представляется описываемая эпоха. Насколько классно подошел автор к проработке деталей – это просто высший пилотаж. Смело можно было бы писать и исторический детектив.
Интересная задумка. Не оригинальная, конечно, но интересная – однозначно! В детектив уже добавляли щепотку фантастики – заходит у публики (включая меня) на ура. С мистикой уже тоже бывало, но чаще всего в современной действительности. А тут какие богатейшие локации: уездный городок N на реке Каме, Питер и Москва – материал великолепнейший.
Минусы.
Блеклый герой. Это, в общем-то уже практически приговор для книги. Казалось бы – такой потенциал: член семьи Корсаковых, которые занимаются оккультными делами аж со времен первого Романова, и сделали это своей визитной карточкой, как Орловы разведение рысаков, а Шереметевы – покровительство театру. Да и дар у Владимира оригинальный — смотреть чужими глазами, прикасаясь к людям или вещам. Жаль, что нужен он больше для лакирования логических дыр да для антуражу. Плюс в аннотации обещали повесу, гуляку и ловеласа, взявшегося за дело. Где? Просто обычный нудный нытик и брюзга, личность которого ничего не привносит в книгу.
Перескоки на другие точки зрения. Видимо, чтобы искупить несостоятельность главного героя, автор напихал в текст совершенно левых повествователей, который сыграют в ящик, как только сыграют свою роль. Очень дешевый прием, который показывает, насколько писатель не умеет грамотно выстраивать сюжетную линию. Темп от этого провисает настолько безбожно, что читать можно только по несколько страниц за раз – прерываясь на сон.
Очень слабый авторский стиль. Классный писатель может заставить засиять всеми оттенками и инструкцию к телевизору. К моему огромному сожалению, здесь не тот случай. Несмотря на проработку, в тексте просто нет искры. Ну а если уж еще попридираться к чему-то помимо кучи точек зрения, скачущих как блохи, то можно отметить и затянутые флэшбеки через каждые страниц десять, и чередование прошедшего времени с настоящим в чужих ощущениях. В общем, воспринимать это как единое произведение очень и очень сложно. Отдельно негодую за поминание всуе Достоевского, Некрасова, Гончарова, Гоголя… Хотя, может, кому и понравится такая попытка выехать на знаменитостях.
Разрозненные дела. В заголовок вынесено указание – сборник. И не зря. Очень часто в детективах отдельные расследования связаны общей сюжетной аркой – либо каким-то глобальным расследованием, либо перипетиями личной жизни героя. Герой, как мы выяснили, не тянет, общую арку попытались пришить белыми нитками в самом конце, но неубедительно, ох и неубедительно… Формат снова недвусмысленно напомнил «Сверхъестественное». Тут у нас выездная серия за художником с портретами аля Дориан Грей; герметичное дело с вызовом духа и в одном поместье (коту под хвост атмосфера Петербурга); и герметичное убийство в запертом кабинете директора юнкерского лицея в Москве.
Слабость детективной линии. И вот как раз к очень слабым расследованиям моя основная претензия после никакого героя. Знаю, очень многие поклонники обычных детективов редко берутся за мистические и фантастические именно из-за вот такого применения магии и оккультизма по поводу и без повода, отчего угадать с помощью логики, улик и подсказок преступника становится невозможно. Ладно в первом деле и детектива-то не было, только пустая погоня с последующими разборками. Но вторая и третья часть как бы претендовали. Нет, увы. Если вы за полноценным детективом, то пожалуйте мимо.
Ну и отдельно меня покоробила особо извращенная жестокость. То, с каким смаком описываются всякие поедания собственных кишок – это какой-то новый уровень за гранью добра и зла. Очень жду, когда мода на бесчеловечность и зверства наконец пройдет.
AlexanderN79, 26 февраля 2025 г.
Приступая к чтению (вернее к прослушиванию) ожидал худшего, но начало, вернее первая повесть романа — «Дело о проклятых портретах» приятно удивила — добротная мистическая история с вкраплениями лавкрафтианского хоррора, сюжет которой разворачивается в российской глубинке. В ней хватает фишек от ГФЛ — и древнее капище, и проклятая церковь, и старая семейка со своими мрачными тайнами, и пытливый ум, в поисках запретных знаний... В послесловии автор намекает, что кое что от ГФЛ он таки взял, а во второй повести «Дело о безутешном отце» даже вскользь упоминается каноническая книга для «Мифов Ктулху» — «Unaussprechlichen Kulten». Хотя вторая повесть уже не сильно впечатлила, но и не разочаровала — более камерная история о несколько неудачном оккультном опыте. Третья же повесть «Дело о призрачном юнкере» несколько расстроила — вроде и интрига есть, и саспенс, но локацию и статистов автор подобрал неудачно. Он честно предупредил в послесловии, что не претендуют на полную историческую достоверность и аутентичность, однако подчеркнул, что старался максимально уважительно отнестись к описываемой эпохе и бережно передать хотя бы часть атмосферы того периода истории, но получилось не очень. Это начало прослеживаться еще со второй повести (в первой, этого не заметил ибо сюжет захватил, м.б. и было), а вот в третьей уже начало бросаться в глаза. Видно (об этом в послесловии также упоминается), что Евдокимов работал с источниками, но как то однобоко — в одном месте прямо перебор с достоверностью и смакование исторических деталей (типа описание «цука» у кавалерийских юнкеров), а в другом наоборот полное игнорирование в общем довольно известных особенностей службы, быта (и т.п.) в РИА конца 19-го — начала 20-го веков... Здесь я, наверное, просто придираюсь.
В целом неплохо, а иногда даже хорошо:
«Дело о проклятых портретах» — 8
«Дело о безутешном отце» — 7
«Дело о призрачном юнкере» — 6
Итого — 7
Продолжение, скорее всего, прочитаю, но попозже...
majj-s, 21 августа 2024 г.
Корсак не кицунэ но тоже кое-что может
Господа юнкера, кем вы были вчера,
Без лихой офицерской осанки?
С тех пор, как Леонид Юзефович открыл для нашей литературы ретродетектив сыщиком Путилиным, а, нынче проклинаемый теми, кто прежде любил, Акунин продолжил Фандориным, жанр шагнул далеко вперед и представлен множеством авторов, от дивной Яковлевой до простигосподи Свечина, есть роскошный фэнтези-стимпанк «Потомокъ» Волынской-Кащеева и мрачноватый стимпанк «Ариадны Стим» Суворкина, есть хоррор «Заступы» Белова, а нам все мало. Встречайте оккультный детектив Игоря Евдокимова.
Действие «Тайного архива Корсакова» разворачивается в 80-е позапрошлого века. Младший отпрыск семьи, чья фамилия намекает на родство со степными лисами, Владимир с детства готовился к особой миссии своего рода. Борцы с нечистью с тех пор, как один из предков спас на охоте государя Алексея Михайловича от явно потустороннего зверя, Корсаковы не то, чтобы официально утверждены в этом статусе, но с тех пор на переднем крае борьбы с прорывающимися в нашу реальность агентами хаоса.
Три новеллы сборника — автономные истории, связанные лишь личностью Владимира и некоторыми второстепенными персонажами. «Дело о проклятых портретах»: столичный бомонд охвачен эпидемией самоубийств. Ну как, эпидемией, три случая (на самом деле пять, но сведения о двух засекречены). Все суицидники заказывали портреты у модного художника, все включили его в завещание. Намереваясь внимательнее присмотреться к живописцу, Владимир пускается по его следам — тот уехал на этюды, и находит
в глухой деревне Пермской губернии, господа которой столетиями практиковали богомерзкие языческие обряды, выстроив церковь на месте капища.
«Дело о безутешном отце». Высокопоставленный чиновник, скорбя о безвременно ушедшей дочери, собирает семерку лучших столичных медиумов для отправления некоего обряда, который поможет ему должным образом проститься с девушкой. Считать ли совпадением, что тело дочери похищается из фамильного саркофага? Наутро после ночи действа никто не покинул особняка, все участники бесследно исчезли.
«Дело о призрачном юнкере». Жестоко убит начальник юнкерского училища — забит насмерть шпицрутенами у себя в кабинете. Этот вид коллективного наказания, чаще всего оборачивающийся смертью преступника, применялся на воинской службе — провинившегося прогоняли через строй, где каждый хлестал его шомполом. Разумеется, к высшему лицу в местной иерархии в его запертом изнутри кабинете никто не мог бы применить подобного, не говоря уже о том, что нанесение такого количество ударов потребовало бы часов, в реальности прошли минуты. Корсаков призван распутать преступление, в ходе расследования ему предстоит узнать много больше о нравах в подобного рода учреждениях (загуглите «цук») и о традициях коррупции в российской армии.
Дружелюбная к читателю умная проза, интересные от начала до конца компактные истории, обаятельный герой. Без нарочитой стилизации, но аутентично и с уважением к историчности. А в аудиоформате, в исполнении Игоря Князева — радость аудиала.