Ян Кризи «Эрозия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Умирающая Земля | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Как изменится человек под влиянием биотехнологий — важный вопрос, который волнует автора рассказа. Меняет себя астронавт-доброволец, но не понимает, в какой момент на пути изменений он перестанет быть человеком и стоит ли эта мечта подобных жертв.
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, October-November 2009», 2009 г.
— антологию «The Year's Top Ten Tales of Science Fiction 2», 2010 г.
— антологию «Year's Best SF 15», 2010 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
- /языки:
- русский (2), английский (7)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Грузберг (1), М. Савина-Баблоян (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 8 августа 2024 г.
Великолепная история, казалось бы, совершенно камерная, про человека, решившего прогуляться к океану перед тем, как навсегда покинуть Землю-матушку. Но автор, вместо того, чтобы рефлексировать описаниями его внутренних страданий на многие абзацы, ставит героя в максимально глупую (как это обычно и случается с совершенно обычными людьми, спотыкающимися на совершенно ровном месте) и максимально экстримальную ситуацию, раскрывая в действии куда более глобальные проблемы, чем просто одна людочеловекомясистая единица. Мир выписан так же совершенно шикарно, информация вбрасывается не просто так, а тоже исключительно в рамках происходящих с героем событий, и это тоже не может не подкупать: в этом видно отдельное мастерство писателя в подаче материала.
Кому-то может показаться, что главный герой излишне туповат (и таких «не берут в космонавты»), но надо учитывать, что он находится одновременно в полной растерянности от того, что разрывает все связи не просто с родными, а с целой планетой, и в зашкаливающей эйфории от новых возможностей своего усовершенствованного тела, где даже конечность потерять — не проблема. Плюс на это накладывается шок от неожиданно свалившегося на него «приключения», которого он совсем не хотел. Кроме того, это не профессиональный солдат, космонавт или проХфессор кислых щей-ума палатка — просто обычный человек с нужными для миссии навыками совершенно мирного характера, отобранный, как и тысячи других в полет. Именно на это делает ставку Кризи, именно это роднит персонажа со всеми нами, и именно поэтому его ужас от возможной неизбежной потери своей человечности в финале действительно работает.
P.S.: Отдельно хочется отметить эпизод со скамейкой и голограммой усопшей. Действительно, если скамейку в наше время загаживают разными красками и надписями всякие вандалы, почему в будущем те же хакерские вандалы не будут загаживать вирусами сидящую там для общего доступа голограмму?! Это ведь так очевидно, а вот раньше в голову не приходило. Такой милый дополнительный штришок времени.
mputnik, 16 декабря 2022 г.
Довольно странная текстовая конструкция. Сочетание несочетаемого. Шикарнейшие фантДопущения при полнейшей абсурдности реализационных аспектов.
Тема генной модификации человека для облегчения звездной экспансии человечества — тема благодатная. Тут широта фантазии авторской периодически выдаёт на-горы чудесные перлы Жанра. Завораживающе красивые, захватывающие дух и впечатляющие воображение. Вот сей текст — удачный пример таковой темы.
НО. И ещё раз — НО. Реализация оной темы — в смысле обусловленности показанных ситуаций и мотивации действующих лиц — вообще ни в какие ворота не лезет. Полное впечатление, что перед нами — какие-то подростковые экзерсисы, какие-то абстрактные мечтания романтические, начисто оторванные от реальных законов Социума, Экономики и Управления. Причём оная оторванность — она настолько зрима и ощутима, что формирует лютый когнитивный диссонанс, вплоть до непроизвольных лицевых гримас.
Зачем это? В чем суть таковых текстов? На какую аудиторию они рассчитаны? — Риторические вопросы, однако
melnick, 25 ноября 2022 г.
Пожалуй, самое первое впечатление от рассказа — лучше бы он прокачал себе мозги... Потому что таких идиотов, не то что в космонавты не надо брать, они, по-моему, просто опасны для общества. Опасны своей гордыней и глупостью. Но если об этом не думать, то тогда да — нарисовано красиво! поэтично! эпично!
Было бы еще живописнее. И на премию Дарвина опять же претендовал бы.
Manowar76, 4 апреля 2020 г.
Земля уходит под воду. Человечество отправляет экспедицию к другой звёздной системе. На борту, помимо обычных колонистов, будут представлены модифицированные люди, наделённые управляемой экзокожей, напичканные кучей дополнительных сенсоров и не боящиеся суровых условий.
Один из таких постлюдей решает перед отлётом испытать себя на выносливость.
Главный герой по функционалу похож на персонажа недавней фантастической ленты «Титан», где людей тоже готовили для существования на Титане без скафандра, а основной сюжет напоминает фильм «127 часов», про попавшего в ловушку альпиниста.
А ещё в рассказе есть взломанная хакерами мемориальная голограмма женщины...
И всё это: эрозия почвы, воспоминания старушки и проблемы постчеловека ненавязчиво рифмуется между собой.
Меланхолично получилось.
6(НЕПЛОХО)