Женя Гравис «Визионер»
Новогодняя ночь 1920 года, январская Москва, веселье, подарки – и мертвая Снегурочка на площади под ёлкой. Идеально спланированное убийство: ни улик, ни свидетелей. За своё первое дело берётся молодой сыщик и бойкая барышня из дворянской семьи. Может, им стоит объединить усилия, ведь кто знает, куда заведёт их поиск убийцы? Потому что на одной жертве он явно не остановится.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Визионер»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 10 апреля 2025 г.
По жанру – это детектив. Уютный, московский ретро-детектив, который вызывает симпатию с первых страниц. Зимние улицы, извозчики, украшенная к Рождеству Москва, сводки из газет. Подлинные, кстати, если верить автору, что добавляет книге какой-то не документальности, но естественности.
И убитые девушки. Не просто так убитые, а специальным образом принаряженные. Первая изображает снегурочку, вторая – найдена сидящей (и замерзшей) в экипаже. И никаких свидетелей и следов. Ничего общего у девушек. Ничего, пока не обнаруживается календарь…
📌 Чем мне понравился этот детектив, так это развернутой картинкой московской жизни начинающегося 20 века. Такой, знаете, ассоциирующейся с «румяными гимназистками» и «хрустом французской булки». В данном случае – безо всякой усмешки.
Иными словами, это мирная патриархальная Москва, с добродушным укладом, ехидными старушками, радушными хозяевами особняков и одновременно с новизной и смелостью этого начавшегося века — с его эмансипацией, первыми полетами, женским высшим образованием, кружками художников, поэтами будущего серебряного века, новым театром, первыми автомобилями и вообще всем тем, что вот-вот придет на смену старой доброй Российской империи. Это Москва, где самое страшное событие – вот этот странный маньяк, который убивает девушек по первым числам месяца.
Расследование идет медленно и не сказать, чтобы особенно успешно (скажу больше – оно тянется почти целый год). Но торопиться и не хочется, кроме того, лежащие в основе сюжета картины русских художников и отсылки к миру искусства (с маленькой буквы) определенно правильных красок к общему впечатлению.
Главные герои этой книги – милая барышня Соня, девушка из приличной дворянской семьи, непоседливая и любопытная, а также молодой начальник убойного отдела – Митя Самарин. Честный, старательный и очень порядочный. Митя расследует это дело по служебной необходимости, а Сонечке просто любопытно. Разумеется, между ними проскакивает искра, но книгу эту ненавязчивая романтическая история (которые я обычно терпеть не могу) совершенно не портит.
❓ Что тут странно, так это (не пугайтесь!) то, что в этом мире альтернативной России (а она считается именно такой, хотя если бы об этом не упомянуть, то никто бы и не заметил) существует магия. Для меня осталось совершенно непонятным, зачем это вообще было? Ни на сюжет, ни на общую атмосферу книги это совершенно не влияет. Какой-то ненужный бантик сбоку. Дань моде? Или своего рода справка вроде «все герои вымышленные и все совпадения считать случайными»? Но в любом случае, это от силы пара процентов текста, так что вы может даже и не заметите, что магия тут была.
В общем, это очень приятное отдыхательное чтение, после которого сразу хочется почитать что-то еще такое же из степенной московской жизни, но теперь уже в виде продукта этой самой жизни современника.
Однозначно рекомендуется для получения удовольствия. Аудио (читает Вадим Прохоров) – замечательное.
zverek_alyona, 8 апреля 2025 г.
Итак, что мы имеем. По сути альтернативная история, Россия 1920-х годов, за кадром ещё и США, Италия и Франция. Детективный жанр — крупными буквами от начала до конца, ибо есть и преступления, и преступник, и расследование. Да и один из главных героев — сотрудник полиции, глава убойного отдела.
А вот с фэнтези тут, как говорится, всё сложно. В этой авторской вселенной магия была да сгинула в результате относительно недавней войны. Лишь изредка в сюжете фигурируют магические артефакты, но их вполне можно заменить чем-то более реальным. Что же касается религии, то тут возможны два варианта: автору либо нужно было ввести божество, которое в итоге сыграло определённую роль в расследовании — но и этот «ход конём» можно было подать под соусом мистики, либо было желание избежать обвинений в оскорблении чувств верующих (с чем у нас, простите, в последнее время перебор). В итоге имеем полицейский детектив в антураже альтернативно-исторической России, а фэнтези тут так, заборчиком вокруг сюжета.
Из жирных плюсов:
- Читать интересно несмотря на объём. И да, две части, первоначально опубликованные как две отдельные книги, по сути именно две половинки одного романа — читать с большими перерывами смысла нет.
- Хороший язык, лично у меня ухо (ибо слушала в аудио) не дёргалось.
- Интересные персонажи, как главные, так и второстепенные. И нет гендерных перекосов, когда «в джазе только мальчики / девочки». Даже за свободу личности от ограничений сложившихся традиций выступают два разнополых персонажа.
- Романтические отношения в сюжете есть, но без «розовых соплей», что безмерно радует.
Про детективную линию: «картинную» подоплёку я разглядела только или уже на втором убийстве — очень уж узнаваемо. Из оставшихся пришлось гуглить только «Портрет хористки» Вересаева. Убийцу я начала подозревать где-то уже в начале второй части, но тут мне на руку скорее сыграло знание некоторых законов детективного жанра — автору сложно с этим бороться, если только не использовать рояли в кустах, а это уже «фу, кака». Так что в данном случае это не упрёк.
Аудиокнигу слушала в исполнении Вадима Прохорова — очень понравилось.
majj-s, 12 января 2025 г.
Как упоительны
Книжный год едва начался, но у меня уже есть претендент на лучший ретродетектив-2025 в декорациях альтернативной России. Выделяю поджанр отдельной строкой не случайно, в нем сейчас пишут много: от народно-любимого (что не мешает ему быть посредственным) Виктора Дашкевича с графом Авериным и его котиком до потрясающей Юлии Яковлевой с галереей ее образов. Очень неплох Игорь Евдокимов с русскими ван Хельсингами — Корсаковыми и их тайным архивом; интересен стимпанковый мир Тимура Суворкина с гением механического сыска Ариадной Стим; прелесть, что за сказка «Потомокъ» от Илоны Волынской и Кирилла Кащеева . Вы наверняка можете добавить к этому списку свои названия и имена, если напишете в комментариях, мне будет интересно, а я сейчас несу вам то, во что влюбилась сама — «Визионер».
1920 положил конец Магической эре, которая в мире, созданном Женей Гравис существовала до Великой войны — в финале союзнические войска применили запретное сверхоружие, тем положив войне конец и спровоцировав разрастание над миром пустот, в моем профанном понимании, чем-то напоминающих колоссальные озоновые дыры — где магия не действует и теперь ее место окончательно должна занять наука. Революции в этой альтернативной версии не случилось, Россия более-менее успешно зализала послевоенные раны, жизнь вернулась в прежнее русло. Положение рабочих намного лучше, чем было в дореволюционной России нашей реальности, социальные границы довольно проницаемы, следовательно нет и ощутимых революционных настроений.
Лейтенант Дмитрий Самарин, ветеран войны (и, как водится со времен Фандорина — красавчик) руководит московским убойным отделом, которому 1 января 2020 года не до привычной посленовогодней лености. Топорную, под стать Деду Морозу фигуру Снегурки на площади перед Лубянским пассажем некое чудовище заменило юной красавицей в расшитой бисером шубке, которая смотрела на мир распахнутыми черными глазищами. Снежинки, падая на глаза, не таяли. Девушка удерживалась в вертикальном положении сложной каркасной системой. Это могло бы остаться в памяти посвященных кошмарным и гротескным преступлением, если бы 1 февраля поутру на Александровский (Белорусский нашей реальности) вокзал не прибыла пролетка с сидящей в ней девушкой, одетой красиво. но старомодно — в приталенный черный меховой жакетик и черную шляпку с белым пером. Извозчик ушел, а пассажирка осталась. Да она, в принципе, не могла бы уйти, потому что была мертвой.
Так начинается серия «календарных» убийств, которая будоражит Москву, несмотря на усилия властей не дать огласки. До поры это удается, обе погибшие девушки «из простых». Преступление переходит в разряд резонансных, когда 1 марта Машу, дочь купца Зубатова находят окаменевшей с персиком в руках за столиком ресторации Славянский базар. Читатель, поверхностно знакомый с русской живописной классикой, вспомнит сюжеты культовых картин («Снегурочка» Васнецова, «Незнакомка» Крамского, «Девочка с персиками» Серова), как вспомнила их Соня, дочь профессора экономики Загорского и вторая героиня этой истории.
«Визионер» история, в которой неспешная детективная составляющая тесно переплетается с сопутствующими преступлениями, искусствоведением в части шедевров отечественной живописи и традиций русского меценатства (Савва Мамонтов и Абрамцево), феминизмом, толикой магии и в самую меру хрустом французской булки — а все вместе тонко, умно, отменно стилизовано и рассказано так, что не оторваться. А какой дивный Маяковский — Ильм! От души советую.