fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
5233
Моя оценка:
-

подробнее

,

Страж

Роман, год; роман-эпопея «Страж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 196
Аннотация:

Там, где со злом не могут справиться князья и клирики, инквизиторы и колдуны,— на помощь зовут воспитанников Братства стражей. Людей с даром, способных видеть незримое и остановить тёмных сущностей.

Людвиг ван Нормайенн — один из них. Вольный охотник за порождениями тьмы, он путешествует из княжества в княжество, избавляя мир от злобных душ. Его ждёт работа везде, где происходят необъяснимые события, жестокий мор и странные, неожиданные смерти.

Для этого произведения есть карта:

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.18 (2532)
-
22 отз.
8.05 (2320)
-
14 отз.
8.39 (2266)
-
14 отз.
8.13 (2203)
-
9 отз.
8.40 (2214)
-
10 отз.
8.41 (2199)
-
11 отз.

Входит в:

— роман-эпопею «Страж»

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 346

Активный словарный запас: средний (2840 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая отечественная книга

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

номинант
РосКон, 2011 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Страж
2010 г.
Страж
2011 г.
Страж
2015 г.
Страж
2023 г.

Аудиокниги:

Страж
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго собирался с мыслями для того, чтобы составить определенное мнение об этом произведении. Начну с того, что испытал глубокую симпатию к автору, выраженную в благодарности за проделанную работу: атмосфера сурового фэнтезийного позднего средневековья, концептуальность сюжета, харизма главного героя, яркие характеры тех или иных персонажей — все выполнено Пеховым (и его супругой) на высоком уровне, на котором созданный в этих шести связанных между собой рассказах мир оживает, обрастая подробностями и деталями. Конечно же, как и многие, кто читал «Ведьмака» Сапковского, не могу не отметить недовольство тех, кто провел параллели между этими произведениями, уповая на вторичность данной работы. От части могу с ними согласиться, но только в том предположении, что определенная доза вдохновения от прочтения саги о Ведьмаке таки сподвигла автора на создание собственной фэнтезийной вселенной. В подобных творческих ориентирах я не вижу ничего криминального, ведь зачастую они есть у каждого, даже самого культового произведения. Да и в целом концепт у Пехова свой, из-за которого «Страж» (а так же весь цикл) нельзя назвать плагиатом или фанфиком ни в каком качестве и ни в коей мере.

Роман разбит на шесть самостоятельных историй, расположенных друг за другом последовательно относительно временной линии, то есть каждый следующий рассказ учитывает произошедшие события в предыдущих, из-за чего читатель сможет воспринимать их как главы одного цельного произведения (чем по сути они и являются, сочетаясь вместе). Каждая следующая история все больше раскрывает подробностей этого мира. Автор как будто специально с каждой новой главой усложняет сюжетный контент, добавляя больше деталей, больше атмосферы, больше персонажей. Если первые два рассказа могут показаться камерными простенькими зарисовками о типичном будничном героизме, то в следующих четырех авторский потенциал раскрывается в полной мере. Будут и погони по зловещему лесу, и выслеживание нечисти в городе, погибающем от чумы, и детективное расследование в промозглой заснеженной деревне по среди скал, а так же остросюжетный побег из тюремных застенок, обрывающийся на самом интересном месте (что не есть плохо).

Попробую отметить некоторые особенности романа, которые могут выступать в том числе в качестве отличительных признаков данной вселенной.

1. Религиозно-политический дискурс.

Итак. Все приключения Людвига Нормального (Ван Нормайенн) происходят в мире позднего средневековья, в котором отгремевшие относительно недавно походы инквизиции ознаменовали укрепление и распространение на большей части континента авторитета христианской (католической) церкви, которая в своем политическом назначении является вполне себе весомым институтом власти. Всё это сподвигло к созданию определенных гос. синдикатов, которые, конкурируя между собой за влияние, разделили ответственность по многим религиозным вопросам. Будь то Братство Стражей, к числу которых принадлежит и наш главный герой, выступающее в качестве агенства по истреблению темных душ (главная опасность и источник бед этого мира). Будь то Псы Господни — собственно сами представители инквизиции, подавляющие любое теологическое инакомыслие, ставя к стенке всех ведьм, колдунов и иноверов, требуя от них прохождения процедуры «регистрации» (что-то похожее на выдачу лицензии на ворожбу) и всяческой лояльности к существующему порядку. Будь то Орден Праведности — довольно опасная организация полицаев, которые следят за деятельностью стражей, имея полномочия для их устранения, если те по мнению законников превышают свои полномочия. Автор довольно грамотно описал и сопоставил их взаимодействие между собой, а так же то, как именно их дипломатическая грызня может влиять на взаимоотношения между странами, которых тут, как и подобает фэнтезийному средневековью, достаточно для возникновения все возможных противоречивых внешне политических конфликтов.

Механика самого мира довольно однозначна — это явный идеалистический конструкт, во многом соответствующий христианскому (католическому) мировоззрению: бытие, делящееся на рай, ад и чистилище, а так же наличие души темной, либо светлой. Именно этот аспект, кстати, сильнее отличает данную вселенную от вселенной Ведьмака, где такой конкретной религиозной привязки не было. Сапковский сильнее размыл и затушевал точки соприкосновения с нашей действительностью, убрав явные аллюзии на реальный мир с его уже существующим теологическим дискурсом. Но я бы не стал утверждать, что Пехов специально пытался закрепить явный религиозный подтекст в каждой своей истории: в этом плане главный герой Людвиг больше похож на скептика, который не видит особо смысла в соблюдении всех заповедей и скрижалей, являясь скорее больше агностиком, чем определено верующим в спасителя и его второе пришествие. Для автора все эти элементы являются скорее инструментом для фэнтезийного билдостроения, чем темой для долгой философской полемики.

2. Ниразу не грим-дарк.

Как многие так же правильно заметили — данное произведение не является настолько темным фентези, где безысходность, циничность, жестокость окружающей действительности вершат бал над слабостью, доверчивостью и мягкосердечием, перемалывая в своих жерновах любую надежду на счастливую концовку. Нет, здесь все намного светлее — и это даже хорошо. Главный герой — во многом замкнутый и мрачный архетип, саркастично реагирующий на окружающих, который любит больше компанию мертвых душ, чем живых людей (так как окружил себя довольно специфичными спутниками), все равно смотрит на мир более оптимистично, чем тот того заслуживает. Будь его попытки помочь каждой неприкаянный душе, нежелание как либо вредить обычным людям, которых в тех или иных ситуациях он все равно пытается спасти ценой собственной жизни, а так же уважительное отношение к самим душам (светлым), которых он не захочет забирать (да, прям как Геральт, который не убивает разумных монстров, не несущих вред людям) без их на то желания (забранные души, если что, продлевают стражу жизнь) — все это говорит о нем, как о типичном положительном персонаже, который постоянно сопротивляется условиям суровой среды, пытаясь выйти из каждой ситуации достойно, но лишь только потому, что всё равно надеется на лучшее. Проповедник (один из его спутников) постоянно упрекает его в этом, называя законченным идеалистом, который думает о людях лучше, чем те есть на самом деле. Что ж, наверное, это самая точная его характеристика. Так или иначе это не грим-дарк фентези (хотя жестокой суровой атмосферы в определенные моменты здесь все равно достаточно) — сей факт становится очевидным сразу, ведь такой цели автор себе никогда и не ставил, оставаясь в рамках приключенческого фентези.

3. Своеобразный тандем главного героя.

Как становится понятно из предисловия, Страж путешествует не один, а в компании, в которой есть как и постоянные спутники, а иногда и временные — персонажи, некоторые из которых всё равно будут появляться в повествовании и далее. Причем автор грамотно создаёт первое впечатление.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Изначально непонятно, что спутники главного героя мертвы и невидимы обычным людям. Это становится ясно только по общему контексту происходящего, который и будет улавливать читатель, складывая в голове несложную мозаику. Правда длится этот эффект недолго, но все равно запоминается.

Полноправный член тандема Стража — Проповедник, личность явно незаурядная и служащая триггером для создания разного рода комичных, саркастичных или просто забавных ситуаций, в которых обыкновенная словесная перепалка может перерасти в долгий философский спор. Автор воссоздал его характер и поведение довольно прозрачно и односложно, но тем не менее это именно тот персонаж без которого невозможно обойтись главному герою, для которого, как и во многих других известных произведениях, необходим сюжетно прописанный раздражитель.

Второй постоянный спутник — Пугало, самый загадочный персонаж, чью тайну ещё только предстоит раскрыть в других произведениях цикла, молчаливый, пугающий своим внешним видом (соломенная шляпа, на теле порванный солдатский мундир, а вместо головы мешок с нарисованными чертами лица), неограниченными способностями и странноватым поведением, но беспрекословно выполняющий любые поручения и указания Стража (который пытается его контролировать), а в последующем проявляющий собственную инициативу для помощи Людвигу и его друзьям. Его присутствие в сюжете — один из способов для главного героя выйти из какой-либо ситуации победителем — благо, происходит это не часто и не по воле самого Нормайенна, что не убавляет интереса в той или иной щекотливой сцене.

В целом за этим тандемом следить интересно, внутри него создаётся определенная синергия — взаимопонимание, несмотря на любые различия во мнениях и способах взаимодействия друг с другом. Людвиг не одинок — это и сохраняет ему жизнь на протяжении всего действа, ведь он далеко не всесилен и в определенных ситуациях не может уповать только лишь на свои силы, которые строго ограничены. Этот аспект делает из него живого неоднозначного персонажа со своими слабостями и уязвимостями. Автор явно хотел уйти от мерисьюшного клише, что пошло произведению только на пользу.

Вывод.

Первый роман цикла «Страж» в итоге пришелся мне по душе, а открытая концовка уже заставляет взяться за следующую книгу. Автор сумел создать свой фэнтезийный мир, наполнив его деталями и придав нужную атмосферу, из-за чего после прочтения остаются только приятные впечатления. Да, конечно, вряд-ли у Пехова получилось переплюнуть саркастичного гротескного «Ведьмака» Сапковского, но в том то и дело, что даже цели такой и не стояло. Поэтому, никаких препятствий для погружения в ещё одну уникальную вселенную я не вижу. Просто попробуйте.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается вроде легко, интересно но бросаю читать по той же причине , что и « Ведьмака» , книга на имеет общей линии и разбита эпизоды ! И да , уши ведьмака в произведении конечно же видны .....

До этого у автора читал «Пересмешника « который сильно положительных эмоций тоже не вызвал.....

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротное произведение. Я бы назвал его взрослым. Взрослый персонаж, с интересным, до конца не рассказанным прошлым, которое по кусочкам нам рассказывает автор и другие персонажи книги. Взрослый мир со своими политическими и экономическими законами. Даже подход к уничтожению нечисти отработан и не выглядит как истерическое метание всего и вся.

Читать интересно, сравнение с Ведьмаком подходит, но Страж менее пошлый и, видимо из-за того что Геральта я читал лет 15 назад, а Людвига прочитал только сейчас, кажется мне более интересным.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свете модного сейчас изготовления из переработанного сырья, прекрасный фанфик от Сапковского. Читается легко, и даже перечитывается под новые книги.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну и работёнка у них. Давно слышал про этого автора, была мысль начать читать, ибо даже моей маме, которая уже на пенсии, он прям понравился, но когда-нибудь потом, но вот посоветовали во флэшмобе, поэтому «когда-нибудь потом» наступило чуть раньше.

Итак, у нас тут мир нечто типа позднего европейского средневековья, только с магией, она здесь играет важную, но не главную роль. Также имеется инквизиция, некий околоцерковный орден, само братство стражей, а еще феодалы-самодуры со своими замками и землями, и хитрозапутанные «клубки» взаимоотношений между всеми вышеописанными, все пытаются переиграть друг друга для того, чтобы урвать побольше власти и влияния в этом мире, очень часто с летальным исходом для самих себя.

Главный герой отличается спокойствием, взвешенно и продуманно принимает решения, не кидается очертя голову во всякие неприятности, что при его роде деятельности весьма полезная привычка, ибо представители его профессии имеют довольно высокую смертность.

Его спутники тоже весьма интересны, особенно пугало, подозреваю, что его тайну его сущности раскроют в следующих книгах.

Книга состоит из отдельных рассказов — приключений главного героя, и в каждом новом добавляются «кусочки мозаики», из которых выстраивается этот мир, появляются новые герои второго плана со своими характерами и историями и вписывают новые штрихи в эту картину, следить за ними всеми весьма любопытно.

Резюмирую: книга с крепким сюжетом, интересными персонажами, читать интересно, язык и стиль автора простой и доступный, сюжет разворачивается понятно, без диких завихрений и внезапных поворотов, но это не делает его хуже. Дикого восторга книга не вызвала (сейчас уже мало что его вызывает), но мое внимание держала стойко. Буду читать серию дальше.

Оценка: 8
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда моя школьная учительница украинского языка задавала нам сочинение, она говорила одну фразу «Только я вас прошу, ну вот не надо «Украина борется, народ страдает»». Мол, школьное сочинение — это не набор штампованых фраз. Когда я читала «Стража», я очень часто вспоминала эти слова и вот почему: здесь штампы приравнены уже к архетипам, автор просто их упоминает, а читатель как собака Павлова сам все додумывает! Скажи «виноградники Солезино и Арена» — и читателю мнится Италия и Колизей. Скажи Церковь, Христос, Петр и Павел, кардинал, епископ — и можно даже не парится с придумыванием имени местного Папы и уточнять Римский ли он, и в каком городе Гроб Господень — у читателя перед глазами костелы, кардинал Ришелье, жестокие инквизиторы. За неким картографом охотится Братство, Церковь, Орден и мирские власти — читатель такой «поня-я-ятно, политика! интрига! бесчеловечная борьба за богатство и влияние! пренебрежение к простой человеческой жизни!».

В сравнении с очередным попаданцем-вундервафлей в условном магическом мире «Страж» кажется более талантливым произведением. Мне, например, посчастливилось читать фантастику с гораздо более проработаным миром, живыми, интересными героями, главной идеей, над которой хочется поразмыслить после прочтения истории... Поэтому читая «Страж» я начала задавать вопросы и не нашла на них ответы.

Вместо ответов на простые, казалось бы, вопросы, Пехов подсовывает мне героя, который весь в белом, который «ум, честь и совесть нашей эпохи», а вокруг одни злыдни. Людвиг при этом переигрывает, превращая происходящее в низкопробное «мыло», побуждая читателя отключать логику и довериться исключительно эмоцим. А это уже, простите, опасно близко к ромфанту, не к ночи будет помянут!

Повесть №1 — почему Церковь и инквизиторы не могут проверить крышу собора перед тем, как туда зашел епископ? На епископа Урбана покушались 8 раз!!! В колоколе есть какая-то темная тварь, что вообще-то является специализацией именно церковных властей, а не Стражей, но никто не обследовал собор ПЕРЕД тем, как епископ пришел служить мессу? А вдруг на крыше снайпер с арбалетом?!!! Ну и вообще — птички нагадили, паучки там, крысы напакостили, стеклышко треснуло, перильца покрасить... Вот в военных частях, говорят, в честь приезда начальства траву в зеленый цвет красят. А городской собор — сосредоточение жизни средневекового города, гордость христианской общины!!!!! И даже пауков гонять никто не стал?...

Повесть №2 — почему Людвиг заставляет своего невольного спутника бежать, а не договариваться? Разве незадачливый картограф производит впечатление чеговека, способного всю свою оставшуюся жизнь водить за нос агентов Церкви, Ордена, Братства и местных князей и герцогов? Хартвиг действительно полностью обезопасит себя от преследователей всего лишь пересекая границу? Это у Церкви такие короткие руки или Орден внезапно потерял все влияние? Истерика Людвига в финале бьет по эмоциям, отключая способность к рациональному мышлению. А ведь убил Хартвинга именно Людвиг, присоветовав ему действовать в сложной ситуации именно так, чтобы гарантировано его погубить. Ведь если объект не идет на контракт — его надо уничтожить.

Повесть №3 — прекрасная Розалинда + муж Шико, с которым она 15 лет вместе... Цыганская страсть, беззаветная любовь... Чувствуете как колесики сюжета приходят в действие и нам готовятся показать трагедию а-ля Шекспир? Я — да. Интрига рассказа раскрыта в первой повести сборника, где прямо сказано — темные твари могут вызывать у населения города болезни. Я как читатель помню, а автор — забыл?

Повесть №4 — интрига строиться вокруг того, что супермогущественный колдун не в состоянии справится с душой. Ну да, он же ее в первый раз видит, а так колдуны обычно сопромат, а не магию изучают.

Повесть №5 — наиболее логически изложенный сюжет. Но детективная интрига стала бы интригой, если бы автор не спешил куда-то. В таком маленьком объеме написать действительно захватывающий рассказ может лишь настоящий писатель. Увы, это не про Пехова.

Повесть №6, видимо, написана ради клифхангера. И в некоторой степени обидно, когда картонный персонаж говорит «помнишь первую повесть? Это я пытался того мужика убить!». Ну и что? Автор что, хоть 2-3 страницы потратил чтобы рассказать нам о злодее или его несостоявшейся жертве? Да Пехов за сборник из 6 повестей даже главного героя не сумел раскрыть!

В общем, обидно мне. Потому что школьное сочинение, состоящее из одних штампов, писать нельзя, а книгу, получившую 3 номинации «Лучшая отечественная фантастика», «лучшая фэнтези» и «книга года» за 2010 г. по версии как бы весьма авторитетного на просторах СНГ профильного издания «Мир фантастики» — можно.

Ну и вот где справедливость?! )))

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Романы о Страже на фоне Хроник Сиалы как будто писал совершенно другой человек, возможно несколько литературных рабов. Насколько красив и совершенен слог в Хрониках Сиалы, и ярко нестабилен в Страже. Одни названия географических объектов чего стоят. Автор сильно не задумывался и переиначил топонимы нашей планеты, кое-где изменив пару буковок и оставив привязку к существующей истории с христианством. Писал как будто не Пехов, а редактор забыл поправить предложения — косяков в построении предложений вагон и немаленькая тележка.

В страже очень много воды с сумбурными описаниями городов и окружения, кривое описание природы, нестройные предложения, например перл из Аутодафе: Холодный свет раннего солнца освещал поля прекрасной провинции Товерда, на которых уже работали крестьяне, а также верхушки кипарисов, платанов и молодые виноградники.

Постановка предложения поставила меня в тупик, и я на несколько секунд подвис, размышляя о том, как могут работать кипарисы, платаны и виноградники. Редактор проверял текст левой ногой, а автор писал правой.

Автор забывает факты и основы созданной им вселенной. То у него письма после получения через «Фабьен Клеменз и сыновья» тёплые, а в последней части квадрологии холодные. Такое впечатление, что писали книжки разные люди и плохо учили матчасть, фундамент описанной в первой книге вселенной.

Пример, цитата из 3-ей книги:

— Для вас два сообщения.

Конверты, которые он подал мне, все еще были теплыми. Я не знал, какой магией обладает эта контора, раз они способны за несколько минут перекидывать письма между отделениями, расположенными в разных странах, но, вне всякого сомнения, магия эта была удобной и прибыльной.

Цитата из 4-ой книги:

— Вы позволите? — спросил я у клерка, кивая на сверток.

— Для наших клиентов все что угодно.

Я сел в кресло, кинжалом разрезал веревку, развернул вощеную, все еще холодную после магии пересылки бумагу.

В конце книги вообще при пересылке описывается лютая стужа. Короче говоря, автор путается в показаниях: в одной книге предметы теплые от магии пересылки, в следующей серии холодные. И таких моментов больше чем много. Например — главный герой в первой части Стража режет любой металл — решетки и замки, играючи, напитав кинжал стража или любую подручную железяку магией, но в последних двух частях наглухо забывает про эту милую способность, в результате чего частенько с лишним шумом выбивает двери плечом или ищет обходной путь.

Повторюсь, такое впечатление, что книгу о стражах писал совершенно другой человек, или их было несколько. Насколько качественно построены Хроники в противовес ширпотреба Стража.

Есть ещё одна мысль. Автор пишет одновременно несколько романов, и старается заработать побольше денег, поэтому пишет быстро и криво, и путается в деталях. Тогда я его понимаю. Художник должен быть голодным, а если насытится — выходят сериалы и попса.

Рекомендую прочитать первую часть Стража для ознакомления, а потом решайте сами.

Алексею Пехову моя бесконечная благодарность за Хроники Сиалы — лучшее фентези на этой планете.

Оценка: 5
– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, это попытка написать «своего Ведьмака». Само собой, автор отнекивается и утверждает, что к творчеству Сапковского у него «очень равнодушное отношение», и что писать романы, состоящие из небольших повестей начал еще Киплинг, и что истории об охотниках за нечистью – штука распространенная… В общем, неважно, как он там оправдывается. Орден воинов-колдунов, который охотится на всякую гадость (в данном случае на призраков и прочих инфернальных пакостников) рискует выйти в тираж, не хуже чем «школа волшебников» и «мой бойфренд — черт в ступе».

Пехов не учел только, что история, рассказанная желчным польским шляхтичем не будет столь же интересна, если ее перескажет удачливый русский ремесленник. Я, лично, периодически вспоминаю фразу уже безымянного для меня второстепенного персонажа «Да будет вода ему водкой!» из «Ведьмака», но с трудом могу припомнить хотя бы имена персонажей из ближайшего окружения Людвига.

Отдельное раздражение вызвало христианство, вставленное Пеховым в более или менее типичный фэнтезийный мир. Более или менее – потому что без осточертевших мне гномов-эльфов-орков. Только люди. Да, христианство. Воткнутое в фэнтези под своим реальным обликом, а не в виде какого-нибудь «Культа Света», оно выглядит инородно и раздражающе. Не потому что я такой уж верующий. Просто за самим христианством стоит длинная история из людей, мест и событий. А тут оказывается, что Христос, Пилат, Варава, Ирод просто переехали на просторы «стражевого» мира. Да, если мы читаем фантастику во всех ее проявлениях, мы должны принимать все фантастические допущения, которые делает автор. Но допущения и откровенная халтура, это, все-таки, разные вещи.

Заметил, что автора, судя по всему, когда-то сильно впечатлил какой-то светский прием, или же он очень хочет на оный попасть. В каждой его книге главный герой так или иначе посещает светский раут. В «Сиале» — с разведывательными целями. В «Мантикоре» – будучи приглашенным на королевский бал, на котором погибает один из второстепенных персонажей. В «Пересмешнике» – визит на день рождения подруги. Думаю, где-нибудь в «Киндрэте» и «Искрах» тоже найдется нечто подобное.

После «Под знаком Мантикоры» люто полюбил Пехова, и впоследствии, знакомясь с другими его произведениями, настойчиво убеждал себя, что он пишет хорошо и интересно, и вовсе не сдулся. Наверное, пора признаться — ну, хотя бы самому себе — с «Мантикорой» ему просто повезло. Сейчас он расслабился, и началась пресная ремесленная штамповка. Весь цикл — абсолютно проходные «писюльки» с незапоминающимися героями, скучными сюжетами и торчащими отовсюду ушами «Ведьмака»...

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, именно с этого романа пару лет назад началось мое знакомство с творчеством Алексея Юрьевича. Началось случайно, но случайность эта явно была счастливой, потому как впечатления как от «Стража», так и от других книг автора у меня самые что ни на есть положительные.

Первое, что привлеко в книге — хороший язык. У меня был печальный опыт знакомства с опусами некоторых других современных авторов, которые в попытках «украсить» свое произведение наворачивали такие словесные конструкции, что плакать хотелось. Пехов же очень хорошо владеет словом, описания красочные, но без излишеств, и пусть порой встречаются недочеты (трудно найти книгу без оных), они не портят впечатление от чтения.

Благодаря тому, что роман написан в новеллах, он получился крайне динамичным. «Страж» читается и воспринимается очень легко. А тот факт, что каждая история является завершенной, особенно ценен для тех читателей, которым сложно выкроить время для прочтения всей книги. Однако есть и неизбежный минус: не могут все истории нравиться одинаково, и некоторые новеллы заметно уступают тому же «Ангелу смерти» или «Когтям». К слову, данная проблема актуальна и для «Аутодафе», где одна из историй, на мой взгляд, является совершенно проходной.

Но на этом значительные минусы заканчиваются. Помимо добротного сюжета и красивого слога, Пехов радует хорошо прописанными персонажами. Всеобщий любимец с серпом и тыквой, конечно, перетягивает все внимание на себя. Наверное, отсюда и заключения о «слабости» главного героя: Людвиг просто-напросто теряется на фоне колоритного спутника. Но пусть страж не такой яркий герой, как Гаррет из «Хроник Сиалы», назвать его слабым или плохо проработанным я никак не могу.

И вообще, я не согласен с теми, кто считают цикл слабым в сравнении с «Сиалой». Трилогия о Гаррете, при всех своих достоинствах, все же была очень неровной, местами наивной и нелогичной. «Страж» лучше продуман и лучше написан. Наверное, на мнении людей сказывается привыкание к автору. Я считаю, что «Страж» может стать лучшим циклом Алексея Юрьевича — если он выдержит уровень первых романов до последней книги.

P.S. Кстати, забавно читать многочисленные упреки в «копировании», «списывании», «плагиате» и т.п. Такое ощущение, что всеми нами любимый «Ведьмак» был первым романом в новеллах, а герой — борец со злом, обладающий сверхъестественными способностями — вообще настолько редкий персонаж для фэнтези, что только у пана Сапковского можно встретить подобного персонажа. Будьте проще. :)

Оценка: 8
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще никогда не писал отзывы, так как разделял мнение большинства аудитории, но в данном случае просто не поверил своим глазам. Откуда у этой книги такой рейтинг? С трудом осилил четыре части.

Вообще, любая книга хороша тем, что мы можем не только наблюдать за действиями героя со стороны, но и проникнуть внутрь персонажа, «слышать» его мысли (что, например. в кино реализовать сложнее), такой прием помогает раскрыть суть тех или иных поступков или происшествий, т. е. придает им мотивацию. Принято говорить о таланте автора, об оригинальных сюжетных ходах только в том случае, если действия логичны, и вытекают из сложившихся обстоятельств с поправкой на характер самого персонажа, т.е. мы видим: да, он сделал то-то и то-то потому, что обстоятельства и силы, действующие в произведении, сложились именно так. Я это к тому, что в данном произведении ничего подобного в помине нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По накалу глупости первое место занимает «Ключ от рая». Основная мысль такова: парнишка имеет настолько уникальную способность (которой до него обладал ни много ни мало сам Иисус Христос), что его нужно немедленно убить. Причем на хвосте у него сидят Церковь, Братство, Орден праведности и местный князек, т.е. ВСЕ мало мальски влиятельные организации этого мира кроме купцов. Сам ГГ доходчиво объясняет пареньку, что его обложат как зайца, что все дороги, трактиры, города и веси для них очень опасны, везде задействованы соглядатаи, информаторы и пр. и пр. И буквально следующим же абзацем повествуется о том, что они не спеша, давая отдых уставшим коняшкам, едут по дороге(!) к границе, и парнишка пересекает ее по мосту(!!).

КАК? Все буквально вопит о том, что даже по звериным тропам нужно передвигаться только ночью, что паренька нужно побрить налысо, покрасить черной краской и одеть в женское платье, забиться в самое глухое болото и не жечь костров по ночам. Какие дороги, какие мосты??? Как такое мог написать человек, написавший Хроники Сиалы и Искры И Ветер?

Ну ладно, подумал я, с кем не бывает. Но уже в четвертой истории обнаруживаем то же самое. ГГ с подружкой украли Душу, чудом ушли от погони в лесу, убили парочку преследователей, наконец вышли из леса и куда направились? Конечно же в трактир недалеко от леса! Толпа колдунов дышит в затылок, «штаны в огне», а они идут в трактир чтоб покушать, переночевать и и.д. Что за бред?

На этом силы читать это иссякли.

На фоне вышеизложенного, такие «мелочи», как появление второстепенных персонажей буквально из ниоткуда, даже не стоит упоминания. Заходит ГГ в трактир, БАХ, за столом Карл попивает винцо, заходит в другой трактир (в другом рассказе), БАХ, подружка его сидит, винцо, понятно, при ней. Как они догадались, где будет скитаться герой-одиночка не ведомо ни нам, ни самому автору.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не менее замечательной вышла погоня по волшебному лесу (4 рассказ): карета, воздушный бой, дерзкий маневр Пугала по отвлечению внимания, беготня по лесу, все, вроде бы, удачно. Да какое там, мужичок который летал на мохнатой кобылке, спускается прямо с неба, помахивая плащом, прям batman-style. Как он там оказался, благодаря каким способностям, где ГГ прокололся — ни полслова, зато довольно быстро помер. Эпизод из разряда «А вот я так захотел!»

Мнение: Пехов, максимум, задал основную канву, остальное делал не он. Повторюсь, не поверю, что Хроники, Искры и вот ЭТО дело рук одного автора. Но раз подписался под текстом, пожинай плоды... Часто ставят более высокую оценку, оговариваясь, что, мол, за прежние заслуги. Не в этот раз. Трояк.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Пехова все как всегда!..

Читается вроде легко, интересно, но недочетов с каждым произведением, на мой взгляд, становится все больше.

Во-первых, мир: абсолютно непонятный и невразумительный. Зачем стоило приплетать христианство со всеми вытекающими для меня лично не очень понятно. Карта мира не нужна вовсе, потому как большинство описанных событий происходит в населенных пунктах на ней не указанных.

Во-вторых, ГГ: разумеется, имеет прозвище (а как у Пехова иначе?); как обычно является, образцом доброты, мужетсва, отваги и всех положительных качеств вместе взятых, правда, объяснить его мотивы порой достаточно трудно, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне так и осталось неясным, что сподвигло его на сражение с демоном, если он этого делать не очень умеет.

В-третьих, второстепенные песонажи: Проповедник — на мой взгляд, нужен лишь для того, чтобы занять пару десятков страниц

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скучными, ничуть не забавными и даже глупыми, так сказать, перепалками с другими персонажами.
Пугало — почему-то понравилось...

В-четвертых, зло: как обычно у Пехова сначала над ним нагнетается атмосфера его непобедимости, а потом оно относительно легко умирает:) Демон из рассказа про мост просто выдернут из голливудского ужастика. Читав описание битвы с ним, не мог сдержать улыбку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я убью вас, мерзкие людишки! Ха-ха-ха!... Заставлю съесть собственные внутренности ( и тд и тп), но сначала расскажу вам весь мой коварный план, чтоб читателю было понятно!!! Ха-ха-ха!!! Где, кстати, носится, тот кто может меня убить?»

В-пятых, Пехов опять пытается донести какую-то мораль, и это у него опять получается плохо...

Итог: весьма среднее пеховское творение, прочитать которое можно лишь от делать нечего.

Оценка: 4
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старательно дочитал книгу до конца. Первое впечатление, сложившееся после «Ведьмина яра», не изменилось. Я слышал много лестных отзывов о творчестве Пехова, в свое время с любопытством прочитал «Мантикору», однако после «Стража» характеристики вроде «один из самых сильных авторов российского фэнтези» вызывают лишь недоумение.

По моим ощущениям, «Страж» — типично ремесленный продукт, выполненный довольно грубо. Истории, рассказанные в романе, не слишком увлекательны, композиция зарисовок традиционна и местами просто скучна, стиль повествования неровен, много художественных шероховатостей, которые сбивают с ритма. Яркими получились разве что спутники героя – Проповедник и Пугало. В остальном зацепиться абсолютно не за что: в литературном отношении книга, по-моему, на серьезное внимание претендовать не может.

Откровенно удивляет высокая средняя оценка «Стража». Я до последней страницы не смог понять, за счет чего такое слабое произведение получило такой мощный балл.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Авторы фэнтезийных романов более всего склонны помещать своих героев в псевдосредневековые декорации, видимо считая Средние века наиболее подходящей эпохой, ведь именно этот период в сознании большинства читателей четко ассоциируется с рыцарской романтикой, крестовыми походами, инквизицией и небывалым возвышением Церкви. Листая различные бестиарии и книги о путешествиях того времени можно прочесть о таких чудесах, якобы наблюдаемых авторами, которые с легкостью могут заткнуть за пояс сочинения многих современных авторов фантастической прозы. Чем не благодатная почва для создания очередного шедевра «меча и магии»? Остальные исторические эпохи почему-то не получили такого признания в фэнтезийной литературе, а жаль... Ведь и в более ранних, и в более поздних исторических периодах можно найти много того, что может отлично лечь в основу прекрасного приключенческого романа. В последние несколько десятилетий можно заметить устойчивую тенденцию к отходу многих авторов от идей рыцарско-магического антуража. Так, например, Новое время с приподнявшей голову наукой, ещё многими не отличимой от магии, становится всё более востребованным. Вот и Алексей Пехов решил избрать для «Стража» именно такие декорации. В его мире очень многое напоминает о Европе 15-16-х веков: феодалы ещё сильны и вольные города ещё остаются реально вольными, но уже идеи централизованного государства завоевывают себе прочные позиции, огнестрельное оружие уже есть, но арбалет ещё никто не отменял и он всё ещё превосходит аркебузу по многим параметрам, наука ещё практически не отличима от магии, но алхимия уже успела породить химию, а астрология — астрономию. Многие государства и княжества явно имеют своих исторических прототипов в основном из тех, что входили в состав Священной Римской империи. Получился вполне правдоподобный мир, но, естественно, с особенностями. Здесь просто кишат неупокоенные души, шалят ведьмы, прорываются из адского пламени черти, бесы и демоны. Всей этой нечисти противостоят силы Церкви — инквизиция и Псы Господни, Братство Стражей специализирующееся на душах (есть вполне безобидные, а есть и «темные», которые вполне могут убить человека) и Орден Праведности (Lex prioria). К Братству Стражей и принадлежит главный герой книги Людвиг ван Нормайенн — охотник за темными душами, вооруженный кинжалом с черным клинком и сапфиром в рукояти. По заданию магистров Братства он, путешествуя из города в город, занимается защитой простых людей от темных сил. Вот только люди эти часто склонны винить во всех бедах именно Стражей, а не одержимые души, к тому же на некоторых территориях Стражи вообще находятся вне закона, ведь нельзя доверять людям, которые могут видеть то, что другим недоступно. Дело в том, что в Стражи попадают лишь люди, наделенные способностью видеть неупокоенных, что для обычных людей, будь они даже магами, нереально. Таким образом и так не простое ремесло осложняется зачастую не адекватной реакцией населения, которому Страж должен помогать. Вместе с ним путешествуют и в меру своих сил помогают ему два не вполне обычных персонажа: Проповедник — неупокоенный, в целом безвредный и до ужаса нудный; Пугало — одушевленный, то есть сущность, которая вселяется в предметы, в данном случае в огородное пугало, личность загадочная, кровожадная, темная. О приключениях этой команды и рассказывает в книге автор.

«Страж» при вполне стандартном «романном» объеме по сути своей таковым не является — это скорее сборник рассказов, каждый из которых имеет свой законченный сюжет. Все они связываются в некий гипертекст общими персонажами и сквозным надсюжетом, который из рассказа в рассказ получает постепенное развитие. В рецензии журнала «Мир фантастики» структуру романа сравнили с структурой сериала, где помимо небольших сюжетов каждой серии есть ещё общий стволовой сюжет. Такой же принцип в написании книг использовали, например, Роджер Желязны в романе «Дилвиш Проклятый» или Анджей Сапковский в его знаменитом «Ведьмаке». Кстати, именно ассоциации с последним постоянно возникали у меня при чтении книги Пехова: Людвиг — Геральт, Гертруда фон Рюдигер — Йеннифер, Проповедник — Лютик — и лишь на роль Цири пока ещё не нашлось претендентов.

Первый рассказ называется «Ведьмин Яр» — это своеобразное введение в мир Стражей, где автор знакомит читателя с законами этой литературной вселенной. В центре повествования оказывается череда странных событий, которая произошла в неком фривальденском городе накануне визита туда одного из влиятельнейших церковных деятелей — епископа Урбана, что в итоге приводит к серьезному конфликту с Орденом Праведности. Так же здесь Людвиг знакомится с Пугалом и встречает свою подругу Гертруду (Геру).

Второй — «Ключ от рая» — самый серьезный и трагичный из всех. Это история парня, обладающего редчайшим талантом обелять душу и снимать с неё тяжесть от любых совершенных человеком грехов.

Третий — «Ангел смерти» — жуткий и самый чернушный из всех. История вспышки страшной болезни — юстирского пота. За основу явно брались эпидемии чумы в средневековой Европе.

Четвертый — «Белая колдунья» — Людвиг, по просьбе Гертруды летит с ней на шабаш (Гера только наполовину Страж, а наполовину она ведьма), чтобы из замка Кобнэк, находящегося посреди дремучего магического леса Кайзервальд, выкрасть надежно сохраняемую там неупокоенную душу, которая, как считается, обладает компрометирующей информацией на правящую в этой местности династию Вольских.

Пятый — «Чертов мост» — очередная история о очередной сделке с дьяволом, точнее с демоном. Как всегда за такие сделки приходится платить гораздо больше, чем было оговорено.

Шестой — «Когти» — прямое продолжение сюжета второго рассказа. Макграф Валентин Красивый, черезвычайно сердитый на Людвига за то, что он помешал макграфу завладеть столь нужным для него человеком, послал отряд для того чтобы пленить Стража. Коварный план увенчался успехом и Людвиг оказался заточенным в подземелье замка Латка вместе с другим участником тех же событий — членом Братства Стражем Карлом.

Итог: несколько вторичное, но весьма вкусное блюдо, приготовленное с мастерством и любовью. Насколько я понял, это была только первая перемена блюд и нас всех ждет продолжение банкета. История ещё не достигла своего апофеоза, фигуры только расставили на доске, основная партия ещё впереди. Я надеюсь, что автор сохранит довольно удачно найденную форму, а содержание будет только прогрессировать. Рекомендую для ознакомления любителям авантюрно-приключенческого фэнтези или любителям просто хорошо написанной увлекательной литературы.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем понимаю, что происходит с одним из самых сильных авторов российского фэнтези. Даже если не брать в расчет откровенно проходные «Основателя» и «Новых богов», написанные в соавторстве, его сольный «Пересмешник» был милым, красивым, но скучным детективом со слабой интригой. То есть, там, конечно, присутствовали красивый мир и притягательная атмосфера, но персонажи и сюжет, которые с самых первых работ мэтра всегда были на высоте, являлись скорее необязательным довеском к красивому антуражу.

«Страж» оказался в этом плане еще более невразумительным произведением. Но все по порядку.

Структура. Для меня подобное разделение единой истории на несколько частей с явными сюжетными провалами между ними кажется странным. Я не говорю, что подобный подход не имеет права на жизнь, но я совсем не понимаю, зачем это нужно в этом конкретном случае? Все шесть новелл связаны единой сюжетной линией, многие второстепенные персонажи, кочуют из одной части в другую, события, происходящие в разных повестях, прочно связаны друг с другом причинно-следственными связями, сюжет носит сквозной характер и т.д. Порой возникает ощущение, что готовый роман нарочно разрезали на куски, выбросив из общей истории нужные и важные моменты – например, динамику взаимоотношений Геры и Людвига или причины, по которым Людвигу вообще понадобился одушевленный, да еще такой силы, как Пугало. Подобные упущенные из-за выбранной структуры произведения детали оставляют легкий привкус недоумения и разочарования.

Персонажи. Да, Пугало, безусловно, очень яркий и незабываемый персонаж. Но он появляется на страницах книги очень редко и в большинстве случаев лишь таинственно ухмыляется и точит свой серп. Остальные же герои получились очень бледными. Людвиг ведет себя странно и не всегда логично. С его же слов, обучение в братстве носило очень жестокий и порой даже бесчеловечный характер, и основная цель такого обучения – создать стражей, всегда и во всем подчиняющихся воле глав братства. Как при этом мог выжить благородный и своевольный Нормайенн не понятно? И не просто выжить, а своими действиями поставить под угрозу само существование братства? Проповедник – типичный сайдкик супергероя из любого комикса. Он почти бесполезен и служит, в основном, как объект шуток или выгодного фона, на котором главный герой выглядит еще круче. О Гере сложно вообще что-либо сказать. Она сильна, независима, столь же своевольна, как и Нормайенн, но при этом способна делать то, что нужно. Персонаж интересный, но при отсутствии полной истории взаимоотношений с Людвигом теряет половину своей привлекательности.

Мир. Сбивает с толку. В мире «Стража» есть месяц март, но нет Римской империи. Есть Иисус Христос, но нет христианства. Есть папа, но нет крестовых походов на Иерусалим. Как я уже сказал – сбивает с толку.

Сюжет. Не лишен ярких моментов и свежих идей, но в целом, к сожалению, не способен по-настоящему удивить и увлечь. Нормайенн, чьей задачей является охота на темные души, почти всегда занят чем-то другим. По ходу книги он успеет спасти высокопоставленного служителя церкви, лишить жизни нескольких негодяев, нажить себе могущественных врагов, поучаствовать в охоте на демона, разобраться с эпидемией юстирского пота, слетать на шабаш ведьм и многое другое. Впрочем, пару-тройку душ он все же заберет. Впрочем, разве книга была бы интересна, если бы все занимались тем, чем им положено заниматься?

В итоге, при всем уважении и любви к автору, уже четвертая книга к ряду из разряда «мимо меня». Увы.

Оценка: 7
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавная ситуация: книга, не НАПОМИНАЮЩАЯ Ведьмака Сапковского, а СПИСАННАЯ с него по ключевым моментам получила столь высокое одобрение.

Не будучи голословным:

- Йенифер, одевающаяся только в черно-белое — Гера, одевающаяся только в бело-красное. Обе чародейки появляются, когда им приспичит, проводят с героем ночь любви и упархивают по своим делам. А он остается по ним тайно чахнуть.

- Сцена на шабаше — Сцена на Таннеде. Особенно «порадовали» две обсуждающие главгероя чародейки — у Сапека они готовы были «дать ему хоть на еже» — у Пехова прямо подошли и предложили отдаться.

- Знаки — Фигуры, принцип действия один: человек, обладающий слабой магией, способен ее концентрировать неким полумеханическим способом (подчеркивается, что и ведьмаки, и стражи — не маги).

- вымирающий орден «борцов со злом» — «нас становится все меньше, люди нас ненавидят»...

Читал — читается, кстати, хорошо, бойко, хотя концовки во всех рассказах вялые и маловыразительные, Сапковский тут далеко впереди — и глаза на лоб лезли. Ну, ладно, новичок взялся Сапковского перерабатывать, все они начинают с подобия. Но получить такое от Пехова... Обидно, когда талант писателя направляется на копирование, а не создание оригинальных произведений.

Удивлен. Раздосадован. Как почитатель Сапковского — чувствую себя одураченным. Продолжение читать буду, ибо лучше Пехов а-ля Сапковский, чем оригинальный Вася Пупкин. Но от оценки воздержусь, лучше пойду поставлю десятку исходнику.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх