Эрик Фуасье «Бюро тёмных дел»
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
redbaka, 14 июня 2025 г.
Франция, Париж, XIX век. На дворе — Июльская Революция. Новые власти в неуверенности, что делать дальше: закручивать гайки или отсыпать всем равенства и свободы. На фоне этих реальных событий молодой, перспективный жандарм Валантен Верн, маниакально охотится на criminel pédophile по кличке Викарий. Увлечение это Верн унаследовал от любимого папеньки, который так же яро выслеживал неуловимого Викария, начитавшись дневника одной из жертв, чудом сбежавшей от любителя petits garçons.
Главный герой — образованный, холодный, асексуальный, движимый только одной страстью: поймать чудовище в человеческом обличье. Верн холоден со взрослыми, зато хорошо ладит с детьми, так что поимка «детолюба» для него дело всей жизни и завет отца. Во многом Валентен похож на героев «крутых детективов» т.к умён, расчётлив, в меру циничен, старается всегда быть на шаг впереди преступников. Стреляет из пистолей по-македонски и все la femme от него в восторге. В целом получается этакий néo-noir в нехарактерном для жанра антураже.
Расследование перемежается с отрывками из того самого дневника жертвы, где паренёк Дамьен, горестно повествует о своём «увлекательном» пребывании в лапах любителя маленьких мальчиков — Викария. Но, если вы надеетесь «порадовать» себя гнусными описаниями, то разочарую: автор эту тему не смакует, предпочитая эвфемизмы и больше уделяя внимания душевным страданиям ребёнка.
Сюжет начинается с того, что ежедневную охоту Верна прерывает достопочтенное начальство, переводя его в убойный отдел и поручая мутное задание, расследовать загадочное самоубийство сына важного bourgeois. Он недоволен таким положением дел, но странность дела все же вовлекает его в расследование.
Изначально, берясь за чтение, я думал, книга (судя по названию) будет мистическим детективом про некую тайную канцелярию à la «X-Files: Aux frontières du réel». Но нет — это классический ретро-детектив с элементами триллера. Книга духом и антуражем похожа на фильмы «Братство Волка» (2001) и «Видок» (2001), но без сверхъестественных элементов. Зато постаревший Эжен Франсуа Видок в сюжете засветится, хоть и на третьих ролях. Место и эпоха обязывают. Кстати, рекомендую прочитать его книгу «Записки Видока» — она весьма интересная.
Из недостатков отмечу только злодея, который в конце, как в плохих комиксах, проговаривает свой злодейский план. Это, пожалуй, самый жирный минус книги; в остальном — добротная, развлекательная книга, написанная лёгким слогом. В конце автор перечисляет некоторые анахронизмы и вольности, которые допустил в сюжете.
Книга написана в моём любимом стиле, когда выдуманные события происходят на фоне реальных исторических и даже перекликаются с ними. Обожаю такой подход. Так что рекомендую к прочтению.
majj-s, 7 февраля 2025 г.
Лабиринт отражений: как это по-французски
В зеркалах, отражаясь, дрожит наша хрупкая жизнь.
Еще одна ретродетективная серия с элементами, не то, чтобы магии, но паранормального (Le Bureau des affaires occultes) — в вашу копилку. Французскость говорит о том, что модному поветрию подвержены не только хрусткобулочные отечественные авторы. А востребованность у читателя: четыре романа за четыре года, жанровые премии и переводы на множество языков — скажет, что кроссовер исторического детектива колесит по мировому книжному пространству с тем же успехом, что паркетные внедорожники по улицам мегаполисов.
Эрик Фуасье помещает свой цикл в декорации Июльской монархии — восемнадцатилетнего периода правления Луи-Филиппа между двумя революциями: Июльской 1830 (не путать с Великой Французской, 1789, так напугавшей Европу) и Февральской (1848), окончательно установившей в стране республиканский строй. Это было интересное время бурного научного и технического прогресса, развития промышленности и появления значительного количества рабочих, прежде занятых в сельском хозяйстве, с размыванием прежних устоев. Благосостояние нации росло. цены практически не поднимались и буржуазия благоденствовала. Вместе с тем, новый пролетариат был беден, страну на протяжении всех восемнадцати лет то и дело сотрясали восстания, практически не было прироста населения — бедные женщины боялись рожать в условиях нестабильности либо бросали младенцев в приютах на выживание. Излишне говорить, что выживали немногие. Эта особенность Июльской монархии заслуживает упоминания, потому что сюжетная коллизия завязана на истории одного из таких брошенных сирот, сначала взятого на воспитание семьей лесничего, затем отданного некоему Викарию. Чудовищу, сделавшему ребенка объектом издевательств.
Собственно, побегом маленького пленника, которого занесло в зеркальный лабиринт, начинается история, а его как-бы дневником, потому что в условиях, в которых находился, никакого дневника мальчик вести не мог — перемежаются сцены романа, герой которого, полицейский инспектор Валантен Верн, охотится за тем самым монстом, попутно расследуя серию загадочных смертей. Герой «Бюро темных дел» создан по премиальным лекалам ретродетективов: ангельски красив, умен от природы и блестяще образован (познания в химии немало содействуют его выживанию в этой истории), богат, наследник герцогского титула Вернов. И у него, конечно, есть священная душевная рана, куда же без нее герою детектива?
Валантен расследует смерть молодого богача, который посреди званого обеда удалился в свою комнату за записями, а когда обеспокоенная долгим отсутствием мать поднялась за ним, она увидела, что сын вглядывается в зеркало и будто одурманен. Потом он поднялся, махнул ей рукой и вышел в окно. Помогают герою в расследовании естесственнонаучник профессор Пелесье, бывший глава криминальной полиции Видок (фигура легендарная), а также молодая актриса Аглаэ.
История интересная, читается легко, не без финального поразительного откровения, к которому. впрочем, проницательный и опытный читатель отчасти готов. Можно послушать в аудиоверсии.