fantlab ru

Катя Качур «Любимчик Эпохи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.78
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Любимчик Эпохи

Роман, год

Аннотация:

Эпоха — полоумная бабка, наводящая ужас на дворовых детей, — однажды выкрадывает семилетнего Илюшу Гринвича и зачем-то удерживает в своей грязной квартире. Родители мальчика и его старший брат Родик находят Илюшу только через двое суток — от пережитого шока он начинает заикаться и наотрез отказывается обсуждать происшествие. Чокнутую Эпоху помещают в сумасшедший дом, и, казалось бы, семье Гринвичей больше ничего не грозит. Но чем старше становятся братья, тем крепче и чудовищнее оказывается их связь с безумной старухой из собственного детства.


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Любимчик Эпохи
2022 г.
Любимчик Эпохи
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большая просьба ко всем, кому очень понравилась эта книга, не читать дальше. Вы уже получили удовольствие от прочтения, так что дайте возможность излить свою неудовлетворённость тем, кто не разделяет восторгов и высоких оценок.

Вообще, на основе подобного рода литературы можно учить начинающих прозаиков, как добиться быстрого успеха у публики. Конечно, не все прорвутся в высокие продажи, но!.. Главное, тут иметь минимальные навыки связывать буквы в слова, а слова — в предложения. Ведь рецепт успеха до банальности прост. Он давно опробован на большом количестве романтических, любовных романов, где густо замешивается коктейль из быстродействующих составляющих, всегда уверенно бьющих в сердца и чувства жаждущих получить удовольствие от чтения – «Сделайте мне красиво и ошеломительно!»

Я этот рецепт, кажется, вычислила. Что же надо взять в качестве ингредиентов? Записывайте. Дарю.

1. Что-то из городского фольклора – сумасшедшая бабка, крадущая чужого ребёнка (только что по ТВ наблюдала историю про то, как одна заполошная пенсионерка терроризирует целый многоквартирный дом);

2. Кое-что из пошлых баек – девочка восьми лет, лишающаяся девственности от езды по ухабам на заднем сиденье раздолбанного старого мотоцикла (вы же предупреждены о пошлости);

3. Что-нибудь из армейских анекдотов – про прямое переливание крови от одного солдата в другого через шприц прямо в лесной чаще;

4. Неплохо бы нагнать жути — например, организовать аварию на химическом предприятии, взрыв цистерны с фосфором, где беременная молодая женщина получает ранения и ожоги, несовместимые с жизнью;

5. И да, многострадального младенца спасут и...

Всё, дальше сами. Перечислять можно долго. А если у вас плохо с фантазией, забейте в гугле что-нибудь про городские легенды, анекдоты, катастрофы и т.д. и т.п.

Только не переусердствуйте. Помните, что надо всё полученное и отобранное вместить в линию о двух братьях, одновременно жестоко соперничающих, до зубовного скрипа ненавидящих, но при этом до сердечной боли любящих друг друга. Это будет красной нитью сюжета.

Добавьте что-нибудь из индийского кино – в раннем детстве кого-то из них (эх, лучше бы обоих) подкинули на порог богатого дома, а узнали они об этом… А ни фига они не узнали! Вернее, узнали, но... (ну нет, не так быстро! Всё же только началось... Этот рояль — в кусты!)

Не забудьте и мексиканского мыльца добавить — та самая чокнутая бабка окажется соседкой братьев, и к тому же она на самом деле... (ой, нет — и этот рояль тоже пусть пока в зарослях постоит)

Обязательно втиснуть чуток мистики – пусть только после смерти одного из братьев, второй случайно (всё происходящее в книге должно быть случайно!) обнаружит своё неродство с семьёй. И мистика будет в том, что и после смерти один сможет общаться с другим на уровне ментальной связи, а, может быть, и экстрасенсорной (да какая, в сущности, разница?!).

Не пытайтесь всегда следовать логике. Если уж у вас все мыслимые и немыслимые беды и болезни сваливаются на головы нескольких персонажей (в жизни, как известно, всякое бывает), то делайте это как можно гуще и чаще, чтобы читатель не успевал опомниться под этот град ударов судьбы, преследующих несчастных… Люди любят несчастья, происходящие не с ними. Это основа любого сюжета.

Ну всё, погнали!.. Удачи и творческих узбе.. (ой!) успехов!

И, пригласите меня на раздачу автографов, когда отхватите пару-тройку каких-нибудь вновь изобретённых премий. Я приду с цветами...

Ну и зачем??? Зачем я это читала? А всё жадность! Жадность подвела — книжки-то на халяву скачала, вот и хлебала полной ложкой...

Блин, а доконала меня сова на глобусе, т.е. история с окурком, брошенным неким зэком, и естественно, на спор докуренным меньшеньким брательником со всеми вытекающими... Эта, с позволения сказать, сцена для меня сразу определила уровень данного опуса — бульварное чтиво, не дотягивающее даже до уровня Донцовой.

Ну почему? Почему эта нелогичная хрень со сплошными сюжетными ошибками и нарушением логики, с банальными житейскими косяками, которые очевидны любому человеку старше двенадцати лет, воспевается как нечто запредельное и почти великое? Почему книжные блогеры, захлебываясь слюной, поют осанну столь низкопробному чтиву? Потому что оно слезки выжимает, что ли? А, может, вы попробуете плакать не над чернухой — ну так, ради разнообразия?

Мне всегда казалось, что искусство призвано чему-то нас учить, куда-то нас вести. Ну или, на худой конец, просто банально развлечь и отвлечь от серых будней. Ничего из этого в «Любимчике» вы не найдёте. Там банальные бытовушные страдашки. Можете посмотреть хронику происшествий в своем регионе — наткнетесь примерно на то же самое. Повод для рыдания и выдирания на себе волос, ага.

А я-то накачала себе книги Качур, а вот теперь сомневаюсь, не удалить ли их. «Ген Рафаила» и «Капля духов на открытую рану».

А я, пожалуй, после праздника их прочту — как раз после корпоратива тошнить будет. Может, полегчает...

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К чему всё это?

Роман занимает порядка двухсот пятидесяти страниц нормальной версткой, при этом у нас есть главы про посмертие главного героя; история взросления Родиона и Илюши, двух братьев, ненавидящих друг друга; две главы посвящено жизни эпизодического призрака жалкого осветителя, который прошел по краешку судьбы кардиолога Родиона; летопись несчастливой жизни трех поколений деревенских женщин.

Впрочем, это всё простительно для дебютного романа, в который, как мы знаем, начинающий писатель всегда стремится напихать всего и побольше.

Прочитал биографию. Землячка. Судя по имени, думал автор из более позднего поколения. Тележурналистка. Понятно, откуда все эти сюжеты про телевидение и тяжкую женскую долю.

Возьмём Рубину. Её герои могут оказываться в трагичных, драматичных, жёстких ситуациях, но сами они полны какого-то уюта или даже уютной бесприютности, у них есть черты и чёрточки, словечки, привычки, огромное количество эпизодов окружающих их людей. Живой, тесный, наполненный мир с настоящими людьми.

У Качур в романе пустая сцена, минимум декораций. Герои если и очерчены, то очень крупными мазками, без подробностей, зачастую только через внешность. И когда с персонажами происходят трагические события, ни герою, ни читателю не за что уцепиться. Вражда двух братьев кажется неоправданно жестокой. Мытарства Златки не смягчаются ничем. Саня-осветитель имеет одну черту — он жалок.

А ещё книга про медицину. Будет переливание крови в походных условиях, зашивание распоротой ноги, кесарево, и, конечно, операции на сердце, ведь Родион, один из братьев — кардиолог.

Главы с посмертным существованием героя относят книгу к магреализму, но магреализм приносит её обратно.

Последняя квестовая четверть романа оказалась очень любопытной.

Книга оправдывает себя уже лишь одним прекрасным сравнением арабской музыки, с арабским же письмом:

«Местная музыка, витиеватая как арабская вязь, звучала будто бы справа налево, из конца в начало, непривычно для слуха европейцев.»

А потом был лихо закрученный финал и невероятная по своей эмоциональности последняя сцена. Как будто автор-скряга экономил золото слов весь роман, чтобы на последней странице выложить их все.

В ужастиках для меня знак качества и высшая оценка это мурашки. В драматической семейной саге — слезы.

10(ТРОГАТЕЛЬНО)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне книга понравилась. Настолько, что даже сейчас (читал в феврале) хочется в нее вернуться и перечитать. Хотя я понимаю, почему книга может сильно не понравиться другим.

В романе две сюжетные линии: первая о двух братьях, их жизни, вражде/дружбе, у каждого брата свой характер и свой путь в жизни; вторая — о семье, состоящей только из женщин, их тяжелой судьбе и отношениях с мужчинами.

Родион был невероятно красив, харизматичен, настоящий богатырь. Илюша, как водится в литературе и жизни, — полная его противоположность, хилый, слабый здоровьем, интровертный. В детстве с Илюшей произошел страшный случай — безумная тетка, прозванная соседями Эпохой, украла мальчика и несколько дней удерживала его у себя в квартире. После его обнаружения Илюша никогда не говорил, что там происходило, но на всю жизнь он остался заикой.

Отношения между братьями — это то, что составляет весь роман. Их нельзя назвать здоровыми и идеальными — Родион не раз вроде в шутку, но калечил брата физически и морально. Одна подножка стоила Илюше рассечения губы и выбитого зуба (естественно, имплант не приживался, а в кровь попала какая-то зараза). Илюша, надо сказать, не отставал, правда, бил редко, но метко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одно переливание крови в конце-концов стоило Родиону жизни.
И смотреть на эту вражду/дружбу было и больно, и как-то... тепло. Не в том смысле, что автор продвигает абьюзивные семейные отношения, даже наоборот. За показным бахвальством и презрением друг к другу братья прятали истинное отношение. И когда они нужны были друг другу, они всегда приходили.

Сюжетная линия Златы — вот это та самая драма, после которой очень хочется выкурить пару сигарет (даже если не куришь). Все таки количество бед, сваливающихся на голову одного человека, ограниченно. С другой стороны, мне кажется, ты сразу понимаешь, к чему она в романе.

Здесь много судеб, как сломанных, так и взросших на, казалось бы, неплодородной почве. И если меня это заворожило, то некоторых это может оттолкнуть.

Количество горя иногда превышал тот уровень, который может вынести человек. И я понимаю — перегни автор палку хоть немного, хоть чуть-чуть, и по книжке можно было бы снимать выпуск «Мужское-женское», ну либо какой-нибудь мыльную оперу с низким бюджетом. Такого я читал много и у меня уже аллергия на подобные истории. В «Любимчике Эпохи» автор, как по мне, удержала грань. Да, картинка неприятная. Но иногда необходимо ее увидеть, чтобы знать, над чем работать. Как над своим характером, так и в семье, окружении, жизни в общем.

Злободневная социальная драма, которая очень быстро прочиталась, но оставила след в душе. А это самое главное, что может сделать книжка.

Спасибо за внимание =)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее время имя этого автора попадается довольно часто, и многие очень хвалят написанное. Увы, я не попала в категорию ее поклонников, хотя понимаю, почему люди это читают и хвалят. Давайте же разбираться.

«Любимчик эпохи» — это фактически семейная сага, рассказанная из могилы. Нет, мистики тут почти нет, если не считать за таковую представление о том, что после смерти есть некая жизнь мыслящей субстанции.

В очень приличной интеллигентной семье растут два брата: Родион – красавчик, спортсмен и умница, и Илюша – хлюпик, не вылезающий из болезней и притягивающий к себе все возможные инфекции. Начинается книга с похорон одного из братьев (и нет, как ни странно, это не Илюша), и фактически представляет собой ретроспективный взгляд на происходящее с того света.

Мы знакомимся с мальчиками в тот момент, когда один весит 5 с чем-то кг, а второй 2,4:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Родька — тот родился богатырем, с темной шевелюрой, пять килограммов сорок пять грамм! Акушерка вынула его и ахнула: ну, этого сразу в детский сад можно пешком отправлять! А Илюшенька, господи, два кило четыреста! Худой, лысенький, без ресниц, ручки тоненькие тянет, даже плакать не может, такой был слабенький!» При этих словах оба брата закрывали уши руками и воздевали глаза к небу».

Братья растут, попадают в переделки, постоянно доказывают что-то друг другу. В один из дней Илью похищает почти выжившая из ума старуха по прозвищу Эпоха (выражение «любимчик Эпохи» тут несет двойной смысл). И хотя это происшествие добавляет седых волос его родителям, а Илье заикания, это лишь самое невинное, что с ним происходит.

Когда мальчики подрастают, выясняется, что Илья не меньше привлекает девушек, чем Родион, да и амбиций ему не занимать, несмотря на всю его хрупкость. И эта часть истории быстро обрастает дополнительными приключениями и женскими типажами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Каждый раз, когда я вспоминаю их знакомство, меня трясет. Он даже не хотел ей понравиться! Он не пытался казаться хорошим, он игнорировал этот мир в принципе. С герпесом на губах, с нестриженной, до плеч гривой, с какой-то ржавой царапиной на роже, он накинулся на мамин салат и сожрал его прямо из общей миски».

Параллельно нам рассказывают про семью очаровательных деревенских девушек с золотистыми волосами, каждая из которых в определенный срок становилась жертвой мужчин и обстоятельств. Не надо быть медиумом, чтобы предположить, что в какой-то момент линии братьев и девочек сойдутся.

Теперь о том, почему это может нравиться.

Написано отлично. Очень бодрый, легко читаемый, и вполне позитивный текст. Однозначно не скучный. Из тех, что называют page-turner. Действительно, трудно оторваться, потому что каждая страница обещает новый поворот сюжета.

Мне понравились и нестандартные метафоры, вроде «ей было больно, скрежетно, неуютно, словно моркови на терке», за которые многие текст ругают, но мне скорее симпатичен такой подход к языку.

Ну и саги – саги всегда имеют своих поклонников.

В общем, если надо легкое увлекательное чтиво, чтобы отвлечься, это подходит.

Почему не понравилось мне.

Для меня это была книга из тех, которые непонятно зачем читать. Нелепая и искусственная чужая жизнь.

Все написанное – представляет собой длинный сериал, в сущности, совершенно бессмысленный, да еще и полный всех возможных неприятностей и ужасностей, какие автор только смог придумать. Количество их на единицу текста определенно зашкаливает. Откуда тогда упомянутый выше позитив, спросите вы? Наверное, из общей стилистики. Что бы не происходило, трагедией это не воспринимается. Впрочем, последнее надо бы записать в плюсы.

Персонажей здесь собственно два – братья Илья и Родион. Остальные – постольку поскольку, больше функции, чем живые люди, и воспринимаются довольно картонно и часто гротескно. Однако (будем честны) это нисколько не мешает тексту быть увлекательным.

В общем, забавно, что вроде бы объективно плюсов набирается больше, чем минусов — это хороший, яркий и живой текст. Но при этом совершенно пустой. Тот случай, когда талант автора невозможно не признать, но читать его больше не станешь.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх