Урсула К. Ле Гуин «Гробницы Атуана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В романе рассказывается об одном из великих подвигов Геда — Верховного Мага — и о его встрече с юной жрицей Священных Храмов. Волшебник Гед спасет совсем юную Тенар, служащую Великим Силам Тьмы, из подземелья, где она обречена провести всю жизнь.
Публикация в журнале «Наука и жизнь» 1992 год, №1-6.
Входит в:
— цикл «Земноморье» > цикл «Волшебник Земноморья»
— журнал «Worlds of Fantasy Issue 3, 1970-71», 1970 г.
— антологию «Англо-американская фантастика. Том 3», 1991 г.
— журнал «Школьная роман-газета, 7/1999», 1999 г.
— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Медаль Джона Ньюбери / The John Newbery Medal, 1972 // Honor Book |
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Феникс" (детская литература) / Phoenix Award, За 1971 год // Премия "Феникс" | |
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1972 // Мифопоэтическая премия фэнтези |
- /языки:
- русский (24), английский (5), эстонский (1), украинский (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (30), периодика (2)
- /перевод:
- К. Каэр (1), Л. Ляхова (1), А. Саган (3), С. Славгородский (3), Е. Солодухова (1), И. Тогоева (17)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 29 апреля 2025 г.
Шестилетнюю девочку Тенар посвящают в сан Единственной жрицы Безымянных богов. Она получает новое имя Ара (т.е. Поглощенная) и новое место проживания — Малый Дом возле Священных гробниц Атуана. Отныне ей в обязанности вменяется ткать черные ткани, проводить ритуальные церемонии в Тронном храме, накладывать заклятия на двери храмов и окроплять священные камни кровью жертв. А также время от времени посещать Подземелье с Лабиринтом, где постоянно царят тишина и темнота. Всё это кажется простым и несложным ровно до тех пор, пока Ара случайно не сталкивается с волшебником Гедом,
Надо сказать, что вторая часть «Волшебника Земноморья» явно лучше первой части. Как по сюжету, так и по динамике развития событий. Хотя изрядная доля объема произведения так же отведена под детальное описание процесса обучения главной героини, объем этот всё же меньше, чем в первом произведении, а само описание не так уж занудно и утомительно. К тому же, интригует и само место действия — ритуальный комплекс Гробниц Атуана, значительная часть которого расположена под землей. Он постоянно погружен во мрак, ибо свет оскверняет мертвых богов. Так что героине придется как следует изучить намеренно запутанный лабиринт ходов под Тронным храмом, полный разного рода ловушек и прочих неприятных «сюрпризов». Конечно, такое требование сильно напоминает традиционный «сюжетный рояль», надуманный и бессмысленный, но зато сильно интригующий читателя: если б все ключевые события развивались «на свету», трудно было бы заставить его сочувствовать основным действующим лицам. Нечто похожее мы встречаем и в известном романе Болеслава Пруса «Фараон», где один из второстепенных персонажей проникает внутрь пирамиды и гибнет там, сбившись с дороги в темноте. Героине «Гробниц Атуана» такая участь явно не грозила, но напряжение всё равно не покидает читающего вплоть до самого финала. Развитие событий идет неторопливым шагом до того момента, как в Лабиринте появляется наш хороший знакомый из первого романа. Тогда-то динамика получает заметный импульс к ускорению, что ровно настолько же увеличивает интерес к чтению произведения. Не скажу, правда, что сюжет романа ОЧЕНЬ увлекателен: автор по-прежнему больше полагается на подробные описания действий главной героини, а также на ее длинные и утомительные диалоги с другими персонажами. Тут всё понятно: автор романа — женщина, а женщины, как известно, очень любят болтать о всякой ерунде. На развитие сюжета они не тратят столько же сил и умений, как на «растекание мыслей по древу». Если читатель достаточно умудрен опытом, он и сам может понять, куда клонит писательница и чем всё должно закончиться. Другими словами, для автора важен сам процесс, а не его результат. Результат можно описать одним-двумя предложениями, но разного рода «ответвления» сюжета приводят к традиционному «разбуханию» объема романа до 160 страниц. Это всё же меньше объема первой части, так что в любом случае такое сокращение можно считать определенным прогрессом, уменьшающим вероятность того, что читающий заснет в процессе своего знакомства с произведением. Даже если вы не поверите в то, как легко волшебник смог убедить жрицу оказать ему помощь, результат такого убеждения всё равно доставит вам некоторое удовлетворение.
-------------
РЕЗЮМЕ:
------------
СТАТИСТИКА:
Сюжет — 6,5 балла
Персонажи — 7 баллов
Язык произведения — 6,5 балла (слишком многословный)
Стиль изложения — 6,5 балла (детально-описательный)
Оригинальные находки — 1 (необычный культ Безымянных богов, которые вдобавок еще и безрукие, и безглазые)
Denis Silvers, 29 сентября 2017 г.
В пещерах под землей жила Ара. Из мерзких сырых затхлых катакомб, из стен которых торчали хвосты червей, она могла подняться только в сухой и скудный мир песка, в котором, за исключением дюжины яблонь, не росло ничего. Это был мир жрицы. И он был не комфортабельным.
Вторая книга из цикла «Волшебник Земноморья», по моему мнению, является лучшей, хотя третья книга составляет ей существенную конкуренцию. Но, сравнивать их все равно, что сравнивать зеленое с мягким. Вторая книга нетороплива -- и это ее центральный момент. В первой половине книги главного героя нет вообще. Это медлительное повествование о взрослении юной жрицы. Мир в котором она живет движется как в замедленной съемке, как в киселе и кажется, что если кинуть камень в пустыню, то и он полетит медленно.
В этом прелесть романа. Первая часть книги -- это наблюдение за стеной в пещере, наблюдение за тем, как растет трава. Это медитация. Но это также погружение в мир, который так далек от нашей культуры, мир жриц-отшельниц. Мир непрестанного наблюдения и размышлений, мир где существует только последовательное течение жизни: люди рождают, живут и умирают.
Но этот мир уже трещит. Современность наступает и человек традиции -- Ара, уже не может жить в ней. Она не может расставить часовых по стенам, не может починить потолок в храме, не может привлечь в храм высоких гостей. Ее мир заканчивается. Но у нее есть выбор.
Эта книга невероятно жестокая, потому что она ставит перед человеком личностную проблему: жить в привычном, но умирающем мире или сбежать из него в полную неизвестность. Ара становится современным человеком не по рождению, а по нужде. Ей приходится выбирать из двух зол. И это выбор тяжелее всех охраняемых ею надгробий вместе взятых. Ни у кого во всей трилогии не было такого тяжелого выбора. Даже близко. И именно этот выбор, этот переломный момент, делает книгу шедевром.
Читатель сначала должен задохнуться в пещере. У читателя должна возникнуть естественная реакция эту книгу сжечь. У него должна возникнуть ненависть к тьме и спертому воздуху. У него должна возникнуть мысль: куда угодно, только бы вырваться отсюда. И он вырывается. И падает прямо в ледяную реку открытого мира. Здесь чистый воздух, здесь светло. Но здесь и холодно и промозгло. И никак невозможно удержаться от слез об утерянной навечно прошлой жизни.
Тимолеонт, 26 января 2014 г.
Что любопытно, во второй части Гед превратился практически во второстепенного персонажа, хотя его будущее участие в кульминации и развязке «Гробниц» чувствуется едва ли не с самого начала.
Здесь главным героем становится обычная девочка, которая волей судьбы стала жрицей уже практически забытого древнего культа. Он ещё хранит в своих подвалах несметные богатства, его ещё по привычке боятся окрестные крестьяне, но по сути — Древний культ уже ничего не стоит и не пользуется уважением. Одно слово императора — и он будет ликвидирован окончательно. И тяжёлая атмосфера гибели древнего верования пронизывает весь роман. И во всей этой обстановке, во всей этой уже ничего не значащей мышиной возне, и варится главная героиня... Для неё Гед — спасение, шанс хоть что-то самостоятельно определить и решить в своей жизни. Что она быстро и понимает.
Ле Гуин, кажется, с удовольствием рассказывает про прошлое Земноморья, про возвращение давно утраченных, почти мифологичных реликвий из древних преданий. И ясно, почему Гед здесь лишь второстепенный персонаж — если б повествование шло от его лица, то «Гробницы» были б обычной приключенческой фентезюшкой с примесями Индианы Джонса. Ле Гуин же этого явно не хотела, а намеревалась написать медитативный, располагающий к размышлениям роман. Что у неё с успехом и получилось. В отличии от «Волшебника», «Гробницы» уже почти невозможно прочитать как детскую, лёгкую сказку.
kira raiven, 20 сентября 2009 г.
Любимая из книг этого цикла.
Образ этой девушки, столь сияющей изнутри и при этом выбранной Жрицей Тьмы и подземелий, очень трогателен. Она владеет властью и Силой. И она — юная и неискушенная в вопросах жизни и общения, знает только Лабиринт и нескольких людей из близкого окружения.
Она как-будто Солнце, которое не замечает, что несмотря на тучи и пасмурную погоду, вокруг светло. Ле Гуин приводит в Лабиринты Геда. Он здесь тоже другой, он обращается с чувствами героини очень бережно и аккуратно, они сравнялись в статусе, ведь внизу — ее власть, и при этом оба они в плену, по сути.
У Гробниц Атуана есть свои собственные характеристики. Есть особый темп и ритм книги. Есть знакомство — Его и Ее, есть тема пробуждения.
И есть тема неуловимой взгляду и чувствам, но при этом явной и могущественной силы Безымянных Богов, властителей Тьмы Подземелий.
И как не назови Свет, хоть Тьмой, хоть Аррой, но суть его не изменится, и это абсолютно.
Мне было очень интересно читать про Геда в этой книге. Его роль не пассивна, хотя здесь главная — героиня. Он подталкивает Ее к непростому решению, и ей неимоверно трудно. Она должна отличить правду своих жриц от Правды, и никто не может в этом помочь.
Выбор Ле Гуин женского образа, соответствующего Главному Герою цикла, мне кажется очень интригующим.
Как мне импонирует манера Урсулы Ле Гуин вести рассказ, не озадачиваясь тем, насколько понятен и приемлем будет текст для читателя! Она ведет повествование, по крупицам оставляя вехи на пути, чтобы мы могли не заблудиться и чтобы знали, что свет есть там, впереди. Поэтому все интереснее развитие событий, даже когда кажется, что долгое время ничего особенного не происходит. Она делает миры, мысля и широко, и с глубиной, недостижимой первому взгляду.
Каждый раз, читая эту книгу цикла, я впечатлялась размахом и разноплановостью арены для основной интриги в каждой из частей книг. Безумно интересный автор. Феноменальный талант. А эта книга — одна из наиболее стильных. Она похожа на гризаль, где все в монохромном исполнении, и поэтому все чувства проявляются четче, более обостренно. Неудивительно, ведь надо увидеть все в полной и почти безмолвной темноте жутких подземелий. Зато если удастся, то в награду получаешь... правильно, — сокровище.
Kriptozoy, 10 февраля 2009 г.
Первое, что хочется сказать о моих впечатлениях от этого романа, это то, что он проник в самую глубину моей сущности, пронзил ледяной иглой моё сердце и навсегда покорил меня. Это шедевр. Это поэзия. Это за гранью мастерства.
А если без пафоса и немножко подробнее, то мне это часть «Земноморья» понравилась на порядок выше, чем первая. В первой слишком всё было стремительно, слишком всё было поверхностно, если конечно уместно употребить это слово. Гед, как главный герой понравился мне в первой части необычайно, но слишком уж он был далек, слишком часто он не стоял на месте, слишком быстро он взрослел и слишком скоро он уходил всё дальше и дальше от человеческого. Я не видел в нем лирического героя, не ощущал тепла человеческого, а лишь холод, боль, страх, одиночество и тяжкий груз ответственности, которую он взвалил себе на плечи. Я видел в нем Героя Фэнтези, а не героя романа.
В «Гробницах Атуана» Гед представляется совсем другим. Это добрый, уставший до предела, измученный вечный странник, который настолько привык ко всем невзгодам, которые уготавливала судьба на его долю, что он обрёл, нет, не равнодушие, а настоящую волю и настоящую невозмутимость ко всем предстоящим поворотам пути, ко всем трудностям и испытаниям. Гед в этой книге получился таким, что ему получается сопереживать на сто один процент.
«Гробницы Атуана» не менее, а даже более мрачное произведение, нежели первая часть цикла. Здесь только Тьма, которой служат Жрицы, тьма подземелий, которую нельзя разогнать лучиком фонаря, или светом свечи, тьма безумия, которая поедает душу наставницы главной героини и тьма страха, боли и одиночества, с которой научилась жить и сосуществовать Арха-Тенар.
Прекрасное произведение. Как хорошо, что я не читал его урывками, в свободное время, или не взял его в дорогу, чтобы читать в транспорте, ведь это бы тоже означало чтение урывками, от случая к случаю. Как хорошо, что я не читал этот роман после какого-нибудь трэшового боевика, потому что было бы тяжело перестроиться. Всё было не так. Я читал его дома, находясь в отпуске, вечером, с чашкой уютного чая и при свете бра. Это тоже сыграло свою роль во впечатлении от книги.
Великолепный стиль и язык, которым роман написан, понравились мне необычайно. Думаю, что творчество Урсулы Ле Гуин заслуживает самого пристального внимания. Удивительно, что на протяжении многих лет я с ним не сталкивался. А может и встречался, в различных сборниках и антологиях, просто сейчас не вспомню.
armitura, 6 февраля 2009 г.
С разбегу проскочив «Волшебника Земноморья» я, как корабль на мель, засел на «Гробницах Атуана». Уж на что первый роман Земноморья не был светлой оптимистической книгой, но «Гробницы», мне кажется, Ле Гуин писала исключительно черными красками. Понадобилось не менее половины книги, что во всем этом кромешном мраке я начал находить своеобразную красоту. Зато потом накрыло — маленькая девочка, танцующая в пустом зале перед троном, бесконечный Лабиринт, Тьма, Гед — настоящая симфония образов закружилась перед моими глазами, а Ле Гуин искусно вплетала в этот мрачный хоровод тонкие политические, психологические и социальные нотки...
«Гробницы Атуана» — удивительно красивая книга, но это красота не для всех. В ней, как и в «Цветах зла» Бодлера слишком много мрачных тонов, страдания, одиночества, пороков...
Понадобилось время, чтобы эта книга нашла путь к моему сердцу, но я ни секунды не пожалел — очередной шедевр великой писательницы Урсулы Ле Гуин.
Селеста, 3 февраля 2024 г.
«Гробницы Атуана» — это продолжение «Волшебника Земноморья», вторая часть цикла, повествующего о приключениях Геда. Вопреки возможным ожиданиям, главным героем, от лица которого читатель наблюдает за событиями, является вовсе не Гед, а девушка по имени Ара — жрица тьмы, владеющей теми самыми гробницами.
Мне непонятно, почему в отзывах многие считают цикл детским. И если первую часть ещё можно назвать подростковым фэнтези о мальчишке, который из-за гордыни наломал дров, то вторую — нет. «Гробницы Атуана» более мрачные и серьёзные. И несмотря на то, что снова поднимается проблема становления персонажа, темы затрагиваются взрослые и сложные: самоопределение, жизнь в рутине, в которой люди лишены права выбора, одиночество, кризис веры, степень ответственности за тех, кого толкнул на путь изменений (Гед мого бы всю жизнь Ару за собой за ручку водить, но вместо этого сразу чётко обозначил границы своих возможностей и дал ей понять, что поможет, но жить дальше она должна сама). Где тут детскость-то?
Язык Урсулы Ле Гуин просто божественный. Атмосфера густая и тёмная, как гречишный мёд. И перевод отличный (у меня издание Азбука 2015, перевод Ирины Тогоевой). Только закончила читать, а уже хочется начать сначала — просто чтобы насладиться этим невероятным, волшебным стилем. Сам текст неспешный, созерцательный. Тут уже меньше от притчи, больше от психологии. Многие ругают роман за якобы ненужность описания быта жриц, но Ле Гуин, вообще-то, на этом и строит абсолютно все свои произведения — на конструировании различных культур. Тот самый быт, верования, обряды, социальное взаимодействие внутри группы, часто замкнутой в себе, выход индивида из этой группы в большой мир. Но тут уж вопрос вкусовщины, безусловно. Кому-то все эти культурологические изыски неинтересны, им подавай эльфов и бои на мечах. Что тоже неплохо, просто это — не Ле Гуин.
Занятно, к слову, что Гед получился эдаким цыганом от мира Земноморья: смуглокожий, неспособный надолго задержаться в одном месте, ведомый вперёд ветрами судьбы, привычный просить милостыню. И даже кибитка у него есть — лодочка с нарисованными глазами.
И тут-то на меня снизошло озарение: Джордж Мартин, разрабатывающий лор для нашумевшей игры «Elden Ring», списал с «Гробниц Атуана» центральную задумку. Кольцо, в котором заключены Великие Руны, однажды было разбито, и линия раскола прошла по изображению главной руны, которую с тех пор называют Утраченной. Никакой подробной аналитики на эту тему я, к сожалению, не нашла, но таких совпадений попросту не бывает. Что, конечно, не удивительно, учитывая, что Урсула Ле Гуин всё-таки является классиком фэнтези и фантастики, а её работы послужили вдохновением для многих других творцов.
«Гробницам Атуана» однозначные десять лепёшек из десяти.
Кузьмичч, 13 сентября 2017 г.
На этот раз повествование пойдет от лица юной жрицы Тенар. Честно говоря, я сначала удивился, что поначалу речи о Геде вообще не было, но потом он все же появился, и стало ясно, что речь пойдет о следующем подвиге Волщебника Земноморья. Действия почти всего романа происходят в одном месте — гробницах Атуана, поэтому, если в первой книге цикла автор использовала описания мест, по которым странствовал Гед..., простите, Ястреб, для придания картине полноты и красочности, то во второй книге мы погружаемся во тьму. Тьма, и больше ничего. Поразительно, но автору удается передать атмосферу гробниц с помощью чувств и мыслей юной жрицы.
По ходу прочтения о некоторых моментах сюжета я догадался заранее, но несмотря на некую предсказуемость, он все равно остался захватывающим. Пока я читал, меня не покидало ощущение, что это книга — отдельный от цикла роман, связанный с ним только местом действия, поэтому появление Геда, а также упоминание уже знакомых легенд вызвало ребячью радость.
Итого: второй роман сильно отличается от первого, чем вызывает интерес.
kerigma, 17 июля 2017 г.
От этого романа, прочитанного в детстве, также остались очень смутные воспоминания. Его стоило перечитать: если «Волшебник Земноморья» интересен, прежде всего, своей идеей, то «Гробницы Атуана» — своей атмосферой. Атмосфера — определяющее, что есть в этом романе. Маленькая девочка, в пятилетнем возрасте отобранная у родителей, чтобы стать жрицей некоего почти забытого культа. Мрачные темные подземные гробницы, полностью изолированный мирок, состоящий из трех верховных жриц, нескольких девочек-учениц и нескольких евнухов-прислужников. Никаких паломников, никаких именитых гостей. Только мрак, тишина и однообразные ритуалы.
Тенар, выбранная переродившейся верховной жрицей, быстро проникается осознанием своей власти и определенной гордыней. Учитывая, что ничего другого она не знает и не помнит — это понятно. Когда все вокруг подчиняются тебе и признают твое главенство потому, что ты являешься жрицей неких таинственных темных сил, в это начинаешь и сама верить. Даже если все твои способности сводятся к тому, что ты запомнила все повороты и залы в неосвещаемых подземельях и можешь свободно передвигаться по своему царству на ощупь.
Удивительным образом, несмотря на однообразие и замкнутость мира, в котором развивается сюжет романа, он совершенно не скучный. Героиня молода и полна жаждой и власти, и исследований, пусть и признает как данность свое место в этом ограниченном мире. И открыта новому, хотя поначалу кажется совершенно иначе. Но знакомство с неожиданно оказавшимся у нее в ловушке в подземелье Гедом-перепелятником все меняет.
По сути, это чистый стокгольмский синдром: оказавшийся без помощи и почти без магической силы Гед умудряется за короткое время изменить девочку-жрицу настолько, что она отказывается от всего, что составляло ее суть раньше. Они выходят из гробниц оба, он — в прямом смысле, а она — еще и в переносном. Это освобождение от тьмы, неожиданно открытый для себя огромный мир — вот, наверное, главная идея романа. Тьма гробниц Атуана очень привлекательна, как и сомнительная власть, даваемая этой тьмой, это правда. Отказаться от нее в пользу неизвестного тем сложнее.
Ashenwail, 28 мая 2017 г.
Представь, чиркнув спичкой, бесконечные мрачные залы, недоступные свету.
Представь, чиркнув спичкой, потаённые ритуалы тьмы, древние, как камни под тобой.
Представь, чиркнув спичкой, несметные сокровища, таящиеся во тьме, сокровища, за обладание которыми смертные короли пошли бы на любую низость.
Представь, чиркнув спичкой, могущественных древних богов, или, может Древние Силы, безличные и беспощадные, алчущие крови, мяса и не терпящие света.
Представь, чиркнув спичкой, умудрённых наставниц, сзымалства внушавших тебе твою исключительность — да не просто наставниц, а Верховных Жриц Тьмы.
Представь, чиркнув спичкой, себя, с малолетства обречённого на беспрекословное поклонение, религиозный фанатизм, а в его рамках — на почти абсолютную власть и одиночество.
А ты смог бы выйти из этих гробниц живым?
Кто-то говорит, что «Гробницы» не оригинальны. Ну, на фоне мальчика со шрамом на лбу и в очках — возможно. Ибо, что оригинального в том, чтобы показать путь человека от тьмы к свету, путь, противоположный всему тому, чему тебя учили?
Кто-то говорит, что «Гробницы» медлительны. Ну, на фоне стандартного боевика — конечно. Ибо, здесь нет скорости, здесь нет времени, здесь нет жизни, здесь властвуют Древние подземные Силы Тьмы.
Кто-то говорит, что «Гробницы» описаны лишь штрихами. И вправду: немногое можно увидеть в кромешной тьме!
Слава Геду Спасителю, ибо, если человек делает правильный внутренний выбор, то вся мощь ложных искушений неспособно затмить свет его души!
Татьяна М., 20 ноября 2013 г.
Романом «Гробницы Атуана» по сравнению с первой частью цикла кажется статичным. Действие развивается в начале медленно, это даже нельзя назвать действием, скорее история того, как не умерла человеческая душа. Душа Ары — Тенар подобна зерну пшеницы, сухому, но не мертвому. Как прорастает зерно, смоченное водой, так и душа оживает, столкнувшись с необходимостью выбора, действия. Активное действие — условие роста для человека, как влага для зерна. Мир «Гробниц» чрезвычайно реалистичен — детали культа, быта жрецов и жриц проработаны со свойственной ле Гуин детализацией. И в тоже время в книге много символов. Самый явный из них лабиринт, подземелье. Не даром старина Фрейд утверждал, что видеть себя во сне в длинных, замкнутых коридорах — это символ женской сущности и женского созревания. И вот юная девушка раз за разом проходит по коридорам лабиринта, пока не осознает себя женщиной, а не безымянной поглощенной. А после этого осознания — лабиринт рушится. Очень трогательным (может быть по контрасту с более поздним «дамским» фэнтези) мне кажется отсутствие явной любовной истории. Нет, любовь есть, но это души человеческие обращаются друг к другу. Вообще атмосфера романа мне кажется скорее мистической, нежели сказочной или приключенческой. У этой книги нет «целевой аудитории». Ее можно прочитать и в 15 и в 50 лет — она затронет струны души и вызовет отклик. У меня этот отклик оказался — печалью.
Кисейная Барышня, 10 октября 2008 г.
Эпитет, который подходит этой книге — завораживающая. Эта часть, в отличие от первой, более мрачная, в ней ещё меньше действия, экшена, но есть какая-то особая глубина. И этой своей мрачной глубиной она притягивает, околдовывает, от книги невозможно оторваться.
Много описаний природы, подзмелья, но это всё не нудно, оно всё вместе собирается и выстраивается в цельную стройную картину.
В книге описана совсем другая часть Земноморья, сильно, я бы даже сказала — диаметрально отличающаяся от ранее известных его частей. Здесь не любят волшебников, не верят в их силы, идут споры — а действительно ли волшебники чем-то отличаются от обычных людей, а может, они ничего и не могут, кроме жалких фокусов, может, это просто шаралатаны? Это мрачная, малоисследованная часть Земноморья, в которой бытуют свои порядки, законы, обычаи, в которой люди привыкли жить в страхе и поклоняться богам (в том числе и самым древним, безымянным), просить у них милости.
Характерно, что Гед в книге присутствует больше как второстепенный персонаж, и основная мысль идёт не про него, а про молодую жрицу. Но его роль в происходящем колоссальна. Здесь применяется такой приём, как взгляд на главного героя со стороны, в данном случае со стороны Тенар. О мыслях, чувствах Геда читатель может догадываться, но зато знает, каким его видят окружающие. Сравнить Геда из второй и первой частей цикла предлагается читателю самостоятельно — очевидна разница. Он стал более взрослым, мудрым, излучающим силу и спокойствие.
Понравилось то, как раскрыт образ Тенар — тонко, психологично.
Получила огромное удовольствие от прочтения этой книги.
AlisterOrm, 6 мая 2021 г.
Тьма, пыль, тишина, тьма.
Сухой, неподвижный воздух подземелий не должен быть поколеблен пламенем свечи, тишина не должна быть развеяна его робким потрескиванием.
Древние силы здесь напоминают погружённую в злобный, полусон высохшую до хруста мумию, которая уже давно заразила своей мертвечиной всё окружающее.
...Но сквозь всю эту книгу проходит терпкий аромат шалфея, напоминающий о том, что жизнь всегда находит себе дорогу.
И вновь — одиночество. Маленький огонёк души девочки, которую посвятили Тьме, должен был сгинуть под её пеленой. Таков удел угасающих Древних, которые давно уже застыли в одиночестве на островах Земноморья, статичные, неподвижные, больные какой-то уставшей злобой ко всему живому. Поэтому в их гробницах, в ветвистом и гибельном Лабиринте, всё неподвижно, сухо и мертво, так должно быть и в душе их единственной жрице, чью душу они поглощают, давая взамен... Что давая? Неподвижность, мрак, пыль — даже не злость, ведь злость тоже есть свидетельство жизни, движения, перемен — нет, только пыльную и тёмную пустоту.
Волшебник Гед-Ястреб мог пройти в этой тьме с высоко поднятой головой, но на этот раз путеводный огонёк его посоха погас, не выдерживая битвы с давящей темнотой. Ему понадобился яркий свет возрождённой души, которая сама потянулась к... нет, не к могучему чародею, ищущему кольцо Эррет-Акбе, а к человеку, который на время стал для неё всем, сразу заполнив щемящую пустоту бессмысленной жизни-служения. Они спасли друг друга, одолели темноту и мрак, и... А далее?
Свобода — тоже, во многом, одиночество. Мир за пределами мёртвой неподвижности Гробниц оказался холоден, мрачен, пугающе разнообразен и абсолютно равнодушен. В говоре волн морей Земноморья не звучит ни единого ясного слова. Ты свободен, да — но выдержишь ли ты такую свободу, готов ли ты к ней? Обрести свободу — всё равно, что родится заново, а потом медленно, болезненно взрослеть в мире, в котором нужно искать свой путь, отличный от других, и который не обещает быть лёгким. Свобода причиняет боль — но она при этом говорит о том, что ты — живешь.
Одновременно и мрачный, и светлый роман, всё так же скупой на краски, но выразительный в своей молчаливой лаконичности. при этом он наполнен подлинной и искренней добротой, которую так странно видеть в наше время — как лёгкий всполох волшебного света, мгновенно разгоняющего ставшую вдруг робкой тьму бессильных перед живой и любящей душой гробниц Атуана.
Ученик Дьявола, 17 октября 2019 г.
Хорошо помню свои давние ощущения, когда после великолепного «Волшебника Земноморья», захватившего меня с первых строк и не отпускавшего до самых последних, я с превеликой радостью узнал, что существует продолжение, и принялся за его чтение. Тогда-то радость и сменилась удивлением: а это вообще что такое? Какая-то маленькая девочка, увезенная куда-то далеко от дома, жрицы и послушницы, храмы, окруженные стеной, темные подземелья, мрачные обряды, пустыня вокруг… Короче говоря, с «Волшебником Земноморья» ничего общего. К тому моменту, когда Гед собственной персоной наконец явился в Гробницы Атуана, я уже не ждал ничего интересного и страницы каждого нового журнального выпуска («Наука и жизнь», 1992 год) пролистывал в основном по привычке. С появлением Геда все стало намного интереснее, но общее впечатление было уже испорчено. С тех пор я перечитывал «Гробницы Атуана» несколько раз, но чаще всего первые четыре главы – до появления Геда – попросту пропускал. На мой взгляд, слишком все-таки затянула Ле Гуин пролог к основному действию, слишком подробно выписала многое такое, что особого значения в дальнейшем не имеет. Это большой минус, в отличие от безупречного «Волшебника Земноморья».
Мир Земноморья Ле Гуин целиком построен на философии. О чем же идет речь на этот раз?
На первый взгляд «Гробницы Атуана» – вещь менее увлекательная, чем «Волшебник Земноморья». Помимо затянутых вводных глав, читателя способно отпугнуть еще и кажущееся отсутствие событий: на протяжении следующих пяти глав Тенар и Гед в основном просто сидят в подземелье и разговаривают. Чтобы прочувствовать эти «разговорные» главы, надо перечитать их еще два-три раза, уже не спеша и вдумываясь в каждое слово, – только тогда можно будет понять логику поступков Тенар и раскрыть для себя вторую часть трилогии о Земноморье в полной мере. Так что, во-первых, не пугайтесь начальных глав, в которых нет ровным счетом ничего, что было бы знакомо по первой части, и, во-вторых, встретив, наконец, на страницах книги Геда, не бросайтесь скорее проглатывать страницы одну за другой – тогда удовольствие от чтения будет обеспечено!
aps, 1 июня 2010 г.
Хоть этот роман и входит в цикл историй о великом волшебнике Геде, но в нем не он является главным героем. Это роман о Тенаре, а Гед играет, можно сказать даже, эпизодическую, пусть она и оказала сильное влияние на сюжет книги, роль.
Основной сюжетный ход книги — становление как личности Тенары, ее взросление. Автор показывает ее жизнь, начиная с детских лет, когда ее еще совсем маленькой девочкой забрали у родителей, «удостоили чести» стать жрицей Безымянных — древнего воплощения тьмы и начали ее обучение, до периода, когда у нее появился выбор кем ей быть дальше: стать Жрицей безымянных Арой и потерять всю свою человечность или Тенарой, кем она должна была быть по праву рождения. Читатель почти на протяжении все книги наблюдает борьбу доброй души сначала девочки, а потом уже девушки, с внешними силами тьмы. Видим, как она становится сильнее и уже не идет на поводу у жрицы Бога-Короля, а сама начинает вершить свою судьбу. И надо сказать, наблюдать за психологической борьбой, которая здесь выходит на первый план, и за внутренним ростом главной героини не менее интересно, чем за битвами магов и людей. Конечно, у нее не обходится без поражения, и некоторые моментах своей жизни в роли жрицы она наверно будет вспоминать в страшных снах и не перестанет стыдиться, но все же победа будет, как и положено, на стороне добра. Она сама и Гед постараются.
Вторая часть трилогии «Волшебник Земноморья» — менее динамичная книга, чем первый том и она больше напоминает сказку, однако это не делает эту завораживающую историю менее интересной. И если Вы хотите отдохнуть от потоков крови, звона мечей и громких битв и в тоже время желаете окунуться в волшебный мир качественного фэнтези, то роман «Гробницы Атуана» правильный выбор.