Александр Дюма, Огюст Маке «Женская война»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Малоизвестный роман классика французской литературы.
1650 год, гражданская война во Франции. Королева Анна Австрийская воюет с принцессой Конде. Главный герой, барон Каноль, влюблен одновременно в двух женщин, которые находятся по разную сторону баррикад. К чему может привести жизнь между молотом и наковальней?..
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 3 августа 2025 г.
Состоялось моë запоздалое знакомство с творчеством Александра Дюма. Почему-то в моём читательском резюме сохранялось это белое пятно. В то же время, до начала чтения я уже был отягощëн стереотипами, касающимися авторского стиля француза: избыточно, многословно, скучно, претенциозно. Что же, стереотипы на то и стереотипы, чтобы зачастую быть основанными на коллективном опыте, однако всегда лучше составить своë мнение.
На первом этапе было важно не спутать, так сказать, Дюма-пэра и Дюма-фиса. Выбор пал на «Женскую войну» по причине относительной краткости и отсутствия принадлежности к какому-либо циклу. Могу сейчас заключить, что выбор оказался удачным. Книга мне понравилась.
Действие происходит в конце весны и в течение лета 1650 года. В этот год, как и в большинство других, во Франции кто-то с кем-то обязательно воевал. На относительно малом участке земли, ведь государство-то, по нашим стандартам, небольшое, сталкивались интересы нескольких партий. В «Женской войне» это борьба за власть между королевским домом в лице Анны Австрийской и принцессами крови, сделавшими ставку на своего малолетнего отпрыска. Впрочем, историческая подоплёка слишком сложна, требует изучения источников и в данный момент может быть проигнорирована. Мне в романе Дюма бросилась в глаза одна французская особенность: очень легко в войне происходила сдача. Ну, не получилась оборона, ничего страшного, тогда сдаëмся. В общем, такая тенденция сохранилась и до наших дней — что-то мне не доводилось слышать о французских «Домах Павлова»...
Вопреки моим ожиданиям текст вовсе не был скучным, да и громоздким тоже. Я бы сказал, наоборот, местами «Женская война» отдавала водевилем. Чтобы влюбиться, достаточно взгляда, поступки порывистые и спонтанные. Всё дамы «богатые и прехорошенькие», а мужчины — благородные красавцы или продувные бестии.
По форме роман является комедией положений ровно до финальной четверти. Планы героев постоянно попадают под удар при самых нелепых обстоятельствах и расстраиваются, приводя к построению новых планов, которым также будет не суждено воплотиться. Коллизии действующих лиц комичны: дворянин влюблëн в двух женщин, юная вдова переодета мужчиной в интересах революции, светская дама выдаëт своего молодого любовника за брата, обманывая любовника старого, и так далее. Повествование действительно живо и заставляет улыбнуться. За улыбкой можно не обращать внимания на кое-какие реалии того времени. Например, чтобы стать богатой вдовой к 20 годам, девушку должны были в 15-16 лет продать сановному сластолюбивому старику. Или на практику, когда жертвам насильственного рекрутирования не говорили ни за кого они наняты воевать, ни против кого. Держи пику или топор, противник вон там.
И ещë один важный момент. Речь в романе идёт о тончайшей прослойке французского общества. Про неë ещё с большей справедливостью можно было сказать «страшно далеко они от народа».
И вот от этого развесëлого действия «Женская война» в последней четверти качается в сторону не просто драмы, а настоящей трагедии с нешуточным обличением пороков роялистов и инсургентов. И то, что в начале казалось довольно милой взбалмошностью принцесс и герцогов превращается в злобу, одержимость и душегубство, лишающие и любви, и жизни ни в чëм не виноватых людей. Дюма удалось кардинально сменить регистр звучания своего романа. И те же самые персонажи, над которыми я посмеивался, стали вызывать искреннее сочувствие.
Хороша концовка произведения: мимо оплакивающих судьбу, потерявших любовь и вкус к жизни героев, в одном поезде едут развлекаться бывшие враги — королева, принцессы, их двор и свита, задорно обсуждая предстоящие увеселения. Очень сильная сцена.
Я не думаю, что в обозримом будущем вернусь к работам Александра Дюма, но о прочтении «Женской войны» не жалею. Более того, рекомендую эту книгу тем, кто хочет выбрать что-нибудь из огромного наследия писателя и не может определиться.
sam0789, 6 сентября 2018 г.
Ох…
Это было мучительно и, несмотря на то, что это не так (книга была прочитана за 2дня) ооооочень долго..
Не первое моё знакомство с Дюмой. Но вот разочарование первое! Скучно и не уловила я четкого сюжета!
С самых первых страниц не захватывает. Поэтому чем дальше я читала, тем больше ждала, что вот вот сейчас начнется закрутка, вот сейчас захватит… И наверное прочитав пятую часть я бросаю глаза на количество страниц, в надежде, что осталось минимум половина книга, но вижу что прочитано крайне мало и постигло жуткое разочарование…
Громкое название «Женская война»! О! Да тут развернуться только так можно! Но…Увы…
Королева Австрийская против принцессы Конде… Не увидела я у них уж такой войны, что об этом надо написать! Да, какие-то интриги, коварство, метание с одной стороны на другую… Но где обещанная Женская война?!
Какие-то непонятные любовные треугольники. То эту люблю, то ту, то снова эту, то снова ту, а в перерывах между этими дамами еще мелкие интрижки!
Увы и ах… Но всё прощается любимому автору :)