Анатолий Днепров «200% свободы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Сверхъестественные способности, супергерои | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Беременная женщина пережила бомбардировку Нагасаки, после чего у нее родился сын Леонор, лишенный любых эмоций, но с выдающимися математическими способностями. Американцы взяли его к себе на работу, с намерением, чтобы он придумал им самую разрушительную бомбу.
Рассказ написан в 1960-е годы.
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 36», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
krakhno1, 16 марта 2025 г.
Вот кумир технарей — Ландау. Насколько можно судить, индивид был откровенно болен и действительно опасен для окружающих, просто обычных больных отправляют лечиться. А вот тех, кто делает бомбы, ценят и лелеют, разрешая им всё. Их необычность выходит за пределы общественной приемлемости, но, с точки зрения высоких покровителей — да пускай, лишь бы бомбы делались, пусть хоть ест ...расходный материал, да и вообще, мало ли какие там эти учёные. Здесь ещё важно отсутствие психологических барьеров здорового человека. Нужен тот, кого не будет смущать цель. Это главное. А на побочные аспекты закрывают глаза.
Ландау не был ловеласом и плейбоем. Он их «осваивал». Всех подряд. Так он это называл. У него не было ни чувств, ни эмоций, во всяком случае, обычных. Такого же поведения он ждал от жены, порой буквально выступая в роли сводника для неё. О своих сексуальных успехах подробно рассказывал жене и требовал от нее радости по этому поводу. Если он видел, что она страдает и ревнует, то штрафовал — не давал денег. Иногда он штрафовал её профилактически — на будущее. На случай, если ей станет грустно. Жена должна была всегда лучиться счастьем и прекрасно выглядеть.
Широкие взгляды Ландау на вопросы брака и отношений, под которые он подводил теорию, — явный симптом того, что он верил во вседозволенность, причём вседозволенность для себя, особенного. Ощущение, что если бы его спросили о других вещах, не только об удовлетворении его потребностей, ответы шокировали бы многих.
А вообще, когда во главе научной группировки встаёт вот такой вот озабоченный, то он, как показывают в том числе мемуары жены, постепенно начинает распространять свои предпочтения на коллектив, оставляя и продвигая близких себе по духу и умонастрою, выталкивая моралистов, неудобных, непонятных и неприятных ему. Ландау поощрял такие же отношения у своих подчинённых, и из всех только один физик нормально жил с женой, а остальные были вовлечены в создаваемую начальником атмосферу свингерства и разврата. Вспомнились Ягода и Енукидзе, которые точно так же поощряли своих подчинённых, сводили их и вообще подбирали весь женский персонал по нравящимся параметрам внешности. Здесь явно было то же самое. Ведь для этой атмосферы нужны женщины, которые вызывают охотничий интерес у «Дау» и такие, что ему не откажут (а он не Ален Делон, не певец, не актёр, не художник).
Моралистов он называл занудами. И говорил, что жить надо весело, а грусть это самый тяжкий грех. Ну и соответственно от зануд в коллективе явно избавлялся. Боюсь, что его представления о весёлости существенно расходились с общечеловеческими. Он просто не знал, как это назвать.Так себе была особь. Без процессов торможения в мозге. И кто его бы поставил на место? Ягода? Берия? Деканозов?
Главное же то, что он не смущался тем, что и для чего изобретает. Вот тогда вспомнился рассказ «200% свободы» Днепрова. Беременная немецкая женщина пережила бомбардировку Нагасаки, после чего у нее родился сын Леонор, лишенный любых человеческих чувств и эмоций, но с выдающимися математическими способностями. И американцы берут его к себе на работу, с намерением, чтобы он придумал им самую разрушительную бомбу. Неудивительно, что этот рассказ не печатали. Это точный портрет лишённых всего человеческого советских изобретателей бомб.
Массаракш, 21 февраля 2022 г.
«Антивоенный рассказ» про «борьбу прогрессивных людей за мир».
Предыстория: молодая немецкая пара в августе 1945 года (!) совершает свадебное путешествие (!) по Японии. Видимо, в разгромленной Германии уже не то, пресновато, пришлось купить тур для экстремалов. В результате после бомбёжки Нагасаки на свет появляется обработанный радиацией вундеркинд.
Подросший вундеркинд высокомерно рассуждает, что родители были глупы и незнакомы с логикой, что заранее вычислить судьбу Нагасаки было просто, «как по таблице умножения». (С первым трудно не согласиться, а вот второе не стоит выеденного яйца. Бомбардировщик, вообще-то, совершил три захода на город Кокура, являвшийся целью номер один, и только сильная облачность заставила сменить цель на запасную).
Боссы военно-промышленного комплекса испытывают вундеркинда сложнейшими задачами: «В каком порядке нужно уничтожать экономические центры противника?» Почти мгновенно он даёт ответ: «В порядке убывания их экономической мощности». Ошеломлённые боссы сразу понимают, что он гений.
Вундеркинд глубоко сведущ в физике: «Мне кажется, будущая теория материи должна представлять себе атомы и атомные частицы как разбухающие пленки, которые построены из частиц первоматерии». Чего-чего?
Мозг у вундеркинда лишен подкорки и в два раза больше, чем у нормального человека, отсюда его гениальность. (Нужен какой-то рейтинг, запрещающий физиологам такое читать).
Автор не показывает и даже не рассказывает – он непрерывно вещает устами персонажей. Сам вундеркинд, его мать и его знакомые, боссы и генералы – все по очереди становятся в позы и начинают изрекать. Здравые мысли – а они есть – практически невозможно вычленить из пространного академического многословия. Философической лаконичностью порадовал только японский врач (сумасшедший?), взирающий на развалины Нагасаки: «До чего доходит человеческий разум. Правда, могучая сила – атом?».
Ну и финал: а что, собственно, изменило самопожертвование вундеркинда, вроде бы умеющего бесстрастно просчитывать всё на сто ходов вперёд? Да ничего, если вдуматься. Мелкий укус в сапог злобной военщины, не более того. Но ведь надрывно, красиво, героически.
При жизни автора рассказ не был опубликован. Может, и потом не стоило?
Sawwin, 16 сентября 2015 г.
В 1992 году, читая альманах НФ №36, я пропустил этот рассказ. Прежде всего, он слишком затянут, а рассказы должны быть короткими. Но главное, концовка рассказа была настолько очевидна, что читать не захотелось. И вот теперь рассказ прочитан. До последнего я надеялся, что концовка не будет столь тупой и тривиальной, как подумалось когда-то. Увы, она именно такова. И, главное, чего добился герой Днепрова, так замечательно умевший просчитывать последствия любого действия? Ну, убил он несколько генералов, которых не жалко, а заодно несколько тысяч ни в чём не повинных моряков. Но испытания бомбы прошли успешно, долбануло как следует, и устройство супервзрывателя находится в руках компетентных американских органов. Так что после некоторых расследований всё пойдёт своим чередом. И чего добился Анатолий Днепров вкупе со своим героем? А ничего. Рассказ слабый, правильно я не стал читать его двадцать три года назад.
Yazewa, 8 июня 2008 г.
Нет подкорки, — и человек живет, но без чувств... физиологический бред. И написано слабо, схематично, с «деревянными» диалогами, и весь сюжет слаб чрезвычайно. Это «из неопубликованного»... ну, и правильно, что не публиковалось. Не стоит.
Darth_Veter, 24 декабря 2021 г.
Антивоенный памфлет на тему вреда, приносимого атомным оружием, и его последствиями в виде генетических аномалий. Главный герой рассказа еще до рождения подвергся радиактивному облучению, в результате чего лишился способности испытывать какие-либо чувства. Он живет в мире логики и абстрактной математики, не подозревая, что совсем рядом находится другой мир, полный радостных и незабываемых переживаний... Главная проблема, рассматриваемая автором рассказа — сможет ли человек обходиться без эмоций и к чему может привести такая аномалия психики. Получается немного искусственно и неправдоподобно, т.к. эмоции являются для людей неотделимой частью их существования, и мы не можем представить себе жизни без них. Не удивительно, что повествование местами становится анекдотичным, а местами — и вовсе нелепым (когда герой признается, что он не знает, что такое любовь). Наши эмоции — это психическая реакция на внутренние и внешние раздражители. Их назначение — обратить внимание нашего сознания на происходящие вокруг изменения, чтобы отобрать среди них те, которые могут нанести нам вред. Что же касается любви, то это не эмоция, а глубоко заложенное в наш организм стремление дать жизнь новому потомству. Чтобы неразумные существа не забывали об этой важной функции, природа продублировала ее изменением химического баланса организма, создав хорошо известный всем медикам наркотик — «гормон счастья» эндорфин. Отведав его «дозу», даже тупая зверюга поймет, как хорошо размножаться. Только поэтому мы еще не вымерли окончательно. Разум не только не участвует в процессе воспроизводства, но и, по-видимому, вовсе отключается в этом процессе: хорошо известно, что самые известные сексуальные маньяки — психически-больные люди, начисто лишенные процессов торможения в коре головного мозга. Так что утверждения героя насчет любви насквозь фальшивы и ненатуральны. Именно она и заставила его в итоге совершить свой героический поступок. Единственное, в чем он действительно правдоподобен, — так это в своей открытости и прямолинейности. Он говорит людям правду, не прикрываясь ложной вежливостью и толерантностью, не расточая дифирамбы и комплименты, не раздавая дежурных улыбок — только то, что видит и слышит в реальности. И эта реальность шокирует его собеседников, хотя они и сами также ее понимают. Правда, к такому результату привела вовсе не дурная наследственность, а обычное воспитание — тут автор явно неправ. Еще в детстве мамы бьют своих детей по рукам, если те совершают неблаговидные поступки. После нескольких инцидентов у детей развивается условный рефлекс на подобные мерзости, который исключает возможность их повторения в будущем. Это своеобразное торможение, только не врожденное, а приобретенное. Такой гений логики, как главгерой, точно должен был обладать им, т.к. воспитывался живым человеком, а не роботом. Тем не менее, рассказ читать всё же интересно, ибо интересна сама модель поведения, предложенная автором. Фантастична, утопична, нереальна и, наверное, именно потому и привлекательна.
------------
РЕЗЮМЕ: повествование о том, как бесчувственный и логичный во всем гений спас мир от ядерной катастрофы.
god54, 5 марта 2011 г.
Автору удалось нарисовать портрет настоящего ученого. Именно настоящего, преданного науке и не видящего и не понимающего ничего другого не связанного с наукой. Как это прекрасно возвысится над эфемерными чувствами и полностью погрузиться в красивую логику науки, где все понятно, последовательно и ждет, когда же ты поймешь, как просто все устроено. Концовка рассказа просто разочаровала — чисто по-советски, проснулась совесть и надо убить людей, ибо они плохие люди. Но ведь убить людей, просто так... Автор почему-то не подумал над этим, хотя с точки зрения советского писателя все правильно.
ГРОМ, 21 сентября 2019 г.
Рассказ о мальчике родившемся в Нагасаки во время ядерной бомбардировки. Ядерная бомбардировка естественно сказалось на мальчике и его мозге...
Лучший рассказ в ныне покойном, последнем сборнике — «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 36», 1992г.
Единственный минус тут, это то, что обычно в антивоенных рассказах герои зачастую удачно противостоят военщине, но тут этого нет (хотя у героя были все возможности). Авто выбрал другой вариант — пессимистический. Да, есть произведения где это удачный ход, но тут это только испортило рассказ. Потому, что тогда автору надо было уж идти до конца, и писать тут что-то душещипательное. Например, хотя бы в конце какое нибудь душещипательное, гуманистическое письмо девочке или маме. Но, тут этого или чего нибудь аналогичного нет.
В итоге, автор не доработал, не до гнул до конца данную концепцию рассказа. В итоге получилась пессимистическая история без особого смысла и без особого сопереживания поступкам героя.
В целом же, рассказ хороший.
alexeypp, 23 марта 2017 г.
Очень впечатляет.
Вечное противостояние общества, эмоционально наполненной семьи с гением-одиночкой, мизантропом.