Евгений Зеленский «Тень Галена»
Операция на открытом сердце, клинические испытания, телемедицина, антисептика, противоэпидемические меры – нет, это не достижения медицины за последнее столетие. Все это знал, практиковал и записал в трактатах великий Гален, живший почти две тысячи лет назад! Блестящий врач и философ, он был близок к самым известным людям своего времени. Возможно ли за головокружительной гениальностью разглядеть живого человека? Взглянуть на его путь от безвестности к врачу императоров – самых могущественных людей античного мира?
«Тень Галена» – первый художественный роман о великом враче. Основанный на исторических событиях, тщательно восстановленных по множеству источников, он позволит отправиться в самое начало нашей эры, ощутить пульс античности и погрузиться в атмосферу древнего Рима – Империи, ставшей фундаментом для всей западной цивилизации.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Инженер, 28 мая 2025 г.
Не пора ли снова подумать о Римской Империи?
Исторический роман Евгения Зеленского, написанный в форме мемуаров главного героя, Квинта Гельвия Транквилла, ученика Галена, величайшего врача времён Античности.
Мы увидим средиземноморский мир во второй половине II века, когда пик расцвета Рима уже миновал и начинается упадок, но никто из живших тогда людей этого ещё не осознаёт.
Роман очень атмосферный, богат на визуал, детализацию, эффект погружения весьма серьёзный. Глазами Квинта Гельвия мы увидим Александрию, Антиохию, Пергам, Рим, Аквилею. Перед нами пройдёт около пятнадцати лет его жизни. Начинает он юным учеником и постепенно дорастает до врача, достойного своего учителя.
Самому Галену внимания уделяется очень много, не случайно Квинт считает себя его «тенью», но всё главный герой не он.
Что тут первым делом бросается в глаза – язык. Он очень хорош. При этом поначалу не покидало ощущение, что я читаю роман XIX века, сейчас так не пишут. Язык образный, никаких корявостей и всяких современных фич. Автор весьма многословен, а вернее – его герой, ведь роман написан от первого лица. Квинт Гельвий, глубокий старик, вспоминает свою жизнь, юность. описывает дни счастья и горя, успехи, смерть близких, которых он не смог спасти, несмотря на всё свое искусство. Текст размерен, нетороплив и однороден. Практически нет попыток его разнообразить разными стилями речи других персонажей. Всюду Квинт Гельвий, интеллигент.
Возможно многих отпугнёт именно это – неторопливость повествования и старомодный стиль. Никакого бодрого действия, интриг или даже просто цепляющих диалогов не ждите. Герой просто живёт, учится, поначалу преобладают рассказы об успехах и неудачах учителя, потом он переключается уже на свои.
Как уже сказал, экшена нет, но есть несколько весьма захватывающих эпизодов, где прямо саспенс нагнетается, как в хороших триллерах – это хирургические сцены. И самая сильная – операция на открытом сердце, которую Гален проводит при большом скоплении зевак, среди которых есть врачи-завистники. Убить пациента – легче лёгкого, а об уничтожении репутации позаботятся сразу же и с превеликой радостью. Другая сцена – трепанация черепа тоже впечатляет, хотя по литературному накалу страстей несколько отстаёт.
В общем экшен здесь не про рубилово/мочилово, он медицинский. Если кто читал «Ойкумену» Игоря Николаева, кою я не устаю хвалить – понимает, как захватывающе это может выглядеть. Автор «Тени Галена» врач, поэтому тут, полагаю, всё в порядке с медицинской матчастью.
Цепляют не только эти сцены. Вся арка влюблённости и семейной жизни Квинта прописана очень красиво, романтично, а финал у неё… Тут лучше помолчать, как и сам Квинт сделал, не в силах описать произошедшее в свойственных ему деталях. Ком в горле. С этого момента начинается самая мрачная часть романа – Маркоманнская война, на которую ученик Галена отправляется военным врачом.
Война идёт неудачно, сопровождается Аврелиевой чумой, работы там для врача через край, кругом горе и смерть. Прямо вот военных подробностей не ждите, даже единственную батальную сцену герой наблюдает со стороны, у него дела другие. Тут надо сказать, что написано мощно, но всё же автор не дотянул до великой госпитальной сцены пана Сапковского во «Владычице озера». Там просто шедевр, здесь гораздо слабее.
Послевоенная часть завершает роман, на мой взгляд слабовато, ну да ладно.
Ну и ещё несколько слов по недостаткам. Каких-то впечатляющих персонажей тут нет, всё весьма однородно. Матчасть изучена на твёрдую 5. А если сравнивать с нынешним попаданским потоком, то на 5+. Однако мелкие косяки есть. Погорячился автор с косым парусом, да и слово» чемодан» не стоило употреблять. Может что-то ещё было, но я, как человек, немного в теме понимающий, существенных огрехов, глаза выжигающих, не увидел.
Рекомендовать ли? Вот сложный вопрос. Мне понравилось за общую атмосферность, но я прекрасно понимаю – в нынешние времена немногие осилят этот неспешный медитативный текст. Эта книга несколько опоздала появиться на свет.