fantlab ru

Наталья Щерба «Часодеи. Часовой Ключ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Оценок:
393
Моя оценка:
-

подробнее

Часодеи. Часовой Ключ

Роман, год; цикл «Часодеи»

Аннотация:

Василиса — обычная земная девочка, живущая с бабушкой, — неожиданно узнает, что ее отец — влиятельный маг Эфлары, мира, построенного на особой часовой магии. Попав в страну часодеев, фей и лютов, Василиса оказывается в центре опасной игры. Даже друзья не могут понять, кто же она сама? Неумеха, ничего не знающая о своем происхождении? Шпионка, засланная отцом, чтобы заполучить трон? Или могущественная часовщица, которая умеет управлять временем и может спасти Землю и Эфлару от грядущего столкновения?

Примечание:

1 место в конкурсе «Новая детская книга», проводимого изд-вом Росмэн (Москва, 2010)

Жанр: подростковая фантастика, клокпанк (clockpunk)


Входит в:

— цикл «Часодеи»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 262

Активный словарный запас: низкий (2560 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2011 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 2 место «Серебряный Кадуцей»

Похожие произведения:

 

 


Часодеи. Часовой ключ. Специальное издание
2011 г.
Часодеи. Часовой Ключ
2011 г.
Часодеи. Часовой Ключ
2023 г.

Аудиокниги:

Часодеи. Часовой ключ
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Часодії. Часовий ключ
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга.

Логически выстроенного сюжета — нет. Такое ощущение, что автор писал, находясь в каком-то эмоциональном потоке, не имея не то что четкого плана — даже явного представления о том, чем он планирует всю эту событийную кашу закончить. А возникающие логические нестыковки затыкал «роялями».

Про логику, точнее ее дефекты, написано уважаемыми рецензентами немало. Но ведь и характеры в высшей степени недостоверны! Поведение Огнева-старшего — череда противоречий. Нет, я прекрасно понимаю, что злость может сочетаться с жалостью, но увольте — не так... Вместо смеси противоречивых эмоций и нравственных метаний мы видим какую-то кадровую нарезку: ненавидит / спасает / презирает / тайно помогает и т.д. , и в каждой ситуации — чистейшее рафинированное чувство без примеси какого-либо внутреннего конфликта.

Крайне странно ведет себя и Мортинова. Вообще-то, ненависть предполагает глубокую эмоциональную связь, а откуда она могла возникнуть у ведущей волшебницы тамошнего мира в отношении глупенькой и полностью дезориентированной девочки-бастарда? Я поняла бы агрессивное раздражение от внезапно появившейся помехи, безжалостные и жестокие попытки ее устранения, пропитанное снобизмом высокородных презрение — но откуда именно ненависть, такая жаркая, горячая и неконтролируемая? Какая-то подростковая травля, бесконечные угрозы, дешевые выпады в исполнении сильнейшей волшебницы и топ-менеджера одной из двух магических школ описываемого мира выглядит, на мой взгляд, совершенно неуместно.

Да и вообще, если честно, с ненавистью в этом произведении происходит какое-то «типичное не то». Согласна — автор ее описывает ярко и эмоционально, но на протяжении всего произведения меня не оставлял вопрос: а зачем, собственно? Если пишешь для детей — зачем такое долгое и подробное описание издевательств, агрессии, психологического давления, травли? А если для взрослых — то к чему тогда странное полудетское сюсюканье в царстве фей? И как со всем этим увязываются совершенно не по-детски организованные несостоявшиеся поцелуи? Ну не ведут себя так 12-летние мальчики, одной этой сцены достаточно для того, чтобы понять — автор совершенно не чувствует целевую аудиторию и постоянно мечется из «детскости» во «взрослость», пролетая ту самую возрастную категорию, для которой, теоретически, пишет...

В общем, с психологизмом в этом произведении все в высшей степени странно.

Разочаровал и язык, он, на мой взгляд, — на троечку: бедный и не отшлифованный. «Пошел», «сказал», «увидел», «взял»... Читая эту книгу вслух для детей, я искусственно насыщала текст какими-то прилагательными, образами, какими-то более естественными, на мой взгляд, для подростков речевыми оборотами... Одновременно заменяя на синонимы бесконечные повторяющиеся слова, коих в тексте полно, куда смотрели корректоры — вообще непонятно.

Хотя, фантазия, несомненно, яркая и оригинальная. Некоторые сцены и элементы прописаны красочно и зрелищно, даже красиво, но...

Не пошла у нас эта книга. В один из вечеров остановились — и не стали продолжать. Я же все-таки из читательской добросовестности «добила» первую часть до конца, так что оценку ставлю с полным правом.

Не рекомендую эту книгу для прочтения детям.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень лёгкая книга. Настолько, что стоит закрыть её, как она тут же выветривается из памяти. На следующий день после прочтения я с трудом смогла вспомнить, на что же я потратила вечер. А всё потому, что книга ничем не зацепила.

Сюжет её состоит из типичных для подобного рода книг штампов – девочка-сирота с магическими способностями, волшебный мир по соседству с миром людей, магическая школа, в которую героиня не поступила пока, но наверняка поступит в следующих книгах… Главная героиня Василиса настолько нелогична в своих поступках, будто ей лет 6, а никак не 12. Соответственно и сопереживать ей трудновато. Можно, конечно, возразить, что книга рассчитана на детей, и поэтому взрослым в неё лучше не заглядывать. Однако тот же «Гарри Поттер» вызывал широчайшую гамму эмоций. А всё потому, что его персонажи – главные, второстепенные и даже эпизодические – были куда более проработаны и обладали некой индивидуальностью. Чего нельзя сказать о персонажах этой книги. Среди них выделяются только Василиса и её отец. Остальные же сливаются в однородную безвкусную кашу.

Поначалу я надеялась на оригинальную систему магии, однако и здесь меня ждало разочарование. Часовство отличается от колдовства только названием, да и то не сильно. Может быть это касается только первой книги, и дальше будет лучше, но желания продолжать знакомство с серией у меня нет.

Стоит заметить, что у книги есть и положительные стороны – это волшебный мир, населённый людьми, часовщиками и феями. Он достаточно хорошо проработан, не распадается на отдельные локации, выглядит цельным и, что самое главное, живым. Что очень радует.

Думаю, если бы я прочитала эту книгу лет в 10, она наверняка мне бы понравилась. Но, увы, она относится к той литературе, которую взрослым лучше не открывать.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некогда, прочитавши опус какого-то графомана, я дал страшную клятву, что если встречу у кого бы то ни было свисающий с потолка канделябр, то немедленно выставлю этому произведению заслуженную единицу. В этом романе свисающие канделябры встречаются дважды, так что с ним всё ясно. Тем не менее, разберём роман по порядку.

Есть в моей личной классификации такое понятие: «Девачковая литература». Это то, что пишут девочки препубертатного возраста, когда им очень хочется написать нечто, но они не знают как и о чём. Тогда они выводят в главные героини себя любимых, в остальных героев своих подружек, приятелей и врагинь. Далее, какие бы разужасные приключения ни происходили, сюжет всё равно вертится вокруг девчачьей болтовни, мелких подколок и прочих важных вещей. Роман Натальи Щербы несёт следы этого направления (по счастью, только следы). Герои в критической ситуации, враг идёт по пятам, надо делать ноги или готовиться к обороне, но именно в эти моменты начинаются какие-то обидки, выяснения отношений и прочие ненужности. И добро бы раз или два, но вопль: «Она шпионка!» -- звучит постоянно. По счастью, кроме пристёбок и подколок в книге есть ещё и крепко сколоченный сюжет, что многое извиняет.

Со времён «Золушки» и по Гарри Поттера включительно, детская фантастика начинается с того, что бедная сиротка подвергается всяческим заушениям, а потом объявляется некто чудесный, и жизнь волшебно преображается. Наталья Щерба в данном случае идёт своим путём. Никто особо сиротинку не обижал, а вот когда начались чудеса, жизнь стала тяжкой и непростой. Я не собираюсь ругать автора за такое самовольство, напротив, это один из значительных плюсов романа. Пойти своим путём удаётся не каждому. Хотя удивительно читать: появляется отец, и жизнь становится неуютной, объявляются братья и сёстры, после чего вовсе, хоть в петлю лезь. Так или иначе, Щерба справляется с образом «девочки, которая всем мешает». Непонятно другое: Василиса рождена от феи, которая погибла, вернее, на неопределённый срок покинула мир, по ходу романа господин Огнев женихается с Еленой, а кусок жизни, когда он успел завести четырёх детей, напрочь выпадает из повествования. Что-то слишком быстро Огнев утешился, ведь эти детишки практически ровесники Василисы. И куда потом делась мама этих детей? Никакого реалистического или часодейного объяснения нет, все персонажи введены как данность.

Ещё печальнее обстоит дело с финалом. В отзыве на рассказ «Золотая петля» я уже говорил, что финал рассказа перечёркивает весь рассказ. Здесь происходит почти то же самое. Невероятной силы роялепад начинается на последних страницах. Разумеется. как только мы узнаём, что Василисина мама фея, а погибшая фея в принципе может вернуться, мы понимаем, что она вернётся. Но сюжетно это никак не обыгрывается, просто Василиса как бы между прочим, говорит: «Это моя мама».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Более того, выясняется, что мама и не погибала вовсе, а всё это время делала карьеру, поднявшись на самые высоты местного истеблишмента. И за двенадцать лет не нашла минутки, чтобы навестить дочурку. Хороши повелители времени! И даже встретившись с дочерью, мамаша не проявляет никаких чувств, а прочитав некоторое количество нотаций, дарит самошивную иголочку, которую на следующий день отнимает.

На последних страницах вводятся новые сущности, которые никак не вытекают из сюжета романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господин Огнев оказывается вовсе и не часодеем, а могучим духом, из тех, что часодейством не владеют. О существовании таких вскользь упоминается, но в действии они не участвуют. Но Огнев в виде исключения, часодейством владеет. Белая королева фей оказывается вовсе не феей, а какой-то полукровкой.
Короче, все законы часодейного мира грубо нарушаются, причём просто так, безо всякого обоснования. И как, спрашивается, серьёзно относиться к такому миру?

Самым большим роялем оказывается наличие в Эфларе Астариуса -- всемогущего и всеведущего (ведь ему известно не только прошлое, но и вариативное будущее). Раз! -- и невинно состаренный часовщик молодеет. Два! -- и невинно арестованный мальчишка на свободе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эдак легко разрешать любые проблемы. Вот только мир, который создавался на протяжении трёхсот страниц, обесценивается.

Кажется, я достаточно потоптался на сочинении Натальи Щербы, и можно выставлять заслуженную единицу. Но, есть ещё одно но... Дело в том, что я не только толстый занудливый старикашка. Я ещё счастливый дедушка, у которого семь внуков. Вернее, трое внуков и четыре внучки. Две младшеньких ещё не умеют читать, двое постарше читают по слогам и не скоро доберутся до часодейной эпопеи. Старшему парню всё это уже не интересно, он сказки перерос. Но есть ещё две девчонки в самом том возрасте. А книга Натальи Щербы, при всех её недостатках подобна лучу света в тёмном царстве современной детской фантастики. Среди котов да Винчи, наследниц драконов и ведьм победительниц зомбей книга Щербы как глоток свежего воздуха после затхлого чулана. Поэтому от имени своих внучек я выставляю книге Натальи Щербы восьмёрку. Один балл снят, чтобы автор видела, что ей очень есть куда стремиться, а второй -- да-да-ДА!!! -- за свисающий с потолка канделябр.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

?Тому, кто знает секрет времени, легко управлять чужой судьбой.

?Одна из самых популярных отечественных фэнтези-история, и, как мне кажется, самая лучшая. Здесь рассказывается о мире, который находиться рядом с нами. Там живут феи, темные феи-люты и часодеи/часовщики. Они могут управлять временем. Главная героиня Василиса — самая обыкновенная девочка, вдруг оказывается в эпицентре опасной игры, при этом она сама не знает свою роль в ней. Что ж, тогда придётся менять правила игра самой.

?С самого начала в книге закручивается сюжет. Появляется море вопрос, на которые автор постепенно даёт ответы, но не на все. Неординарный мир, удивительные существа, населяющие его, магия и, естественно, дружба и любовь. Многие на месте Василисы давно бы уже сломались, но она не отчаивается. Со своими новыми друзьями, я уверена, девочка переживёт множество приключений. Надеюсь, к концу никто из положительных героев не умрёт.

?Больше всего на протяжении всей части меня бесила(именно бесила, раздражала тут не корректно звучит) Елена. Только из-за происхождения Василисы эта женщина хотела убить бедную девочку, хотя в момент знакомства были совсем иные планы. Неоднозначным героем для меня стал отец юной часовщицы-Нортон-старший. То ему интересна жизнь дочери, то нужно от девчонки избавиться. Мужчина сам не знает, чего хочет. Но, возможно, он следует своему плану, а нам просто неизвестны его мотивы. Думаю, в следующих частях всё прояснится.

?Эта детско-подростковая история просто потрясающая! Для многих она даже лучше Гарри Поттера. Но хотя я не читала ГП, считаю, что они правы. Обязательно прочитать этот цикл, понятно??

?—Кому нужны двери, когда есть окна?

?Серебряный, Бронзовый и Золотой будут соперничать между собой. Железный откроет цветения тайну, Расколотый Замок укажет Хрустальный. Рубиновый Ключ все секреты расскажет, а Черный — путь к самому сердцу укажет…

olesya_and_books

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно было не соблазниться предложением Росмена, и не почитать свежую книжку, которая гордо объявлена лучшим романом для детей, вышедшим за последнее время из-под пера русскоязычного писателя.

Главная героиня, Василиса – это современная нам девочка, которой вот-вот исполнится 13. Она живет в самом обыкновенном городе, учится в самой обыкновенной школе и занимается гимнастикой. У нее есть друг Лешка, бабушка (которая вроде и не совсем бабушка, а скорее опекун); вечно занятый папа, которого она никогда не видела, и мама, про которую толком ничего не известно, кроме того, что когда-то она была.

Т.е. по исходным данным, Василиса – это очередной сказочный ребенок-сирота, со всеми вытекающими.

Однажды, вернувшись из школы, Василиса узнает, что появился ее папа, и хочет забрать девочку к себе. С этого момента и начинаются ее приключения.

В папином доме все оказывается совсем не просто. Во-первых, у Василисы есть братья и сестра. И они совсем ей не рады. Впрочем, ей вообще никто не рад, включая ее отца. Во-вторых, оказывается, что кроме нашего мира, есть и другой, совершенно удивительный и фантастический, в который можно проникнуть, с помощью старых часов. В-третьих, у Василисы обнаруживается некий часовой дар, с которым еще надо разобраться, и в первую очередь, ей самой. Так что задумка вполне интригующая, но попробуем разобраться, что из нее вышло.

Сначала о плюсах.

1) Читается очень легко.

2) Придуманный параллельный мир – интересен, наполнен любопытными деталями и вполне располагает к размышлениям о происходящих в нем процессах. Там есть куда углубляться, много дверей, которые хочется открыть и предметов, чьи свойства хочется изучить. Т.е. это мир, которому есть куда развиваться.

3) Время – вещь уникальная, и очень удобная для придумывания всяческих философских и не очень концепций, поэтому само обращение к такой теме заставляет искать в книге дополнительные уровни.

4) Аллюзии. Черная и Белая королевы, стишок про ключи (явно напрашивается: «Три кольца премудрым эльфам — для добра их гордого,семь колец пещерным гномам — для труда их горного...»), ну и наверняка что-то еще было.

Однако все это было бы хорошо, если бы не целый ряд недостатков.

1) Василиса – откровенно глуповата для 12-13 летнего подростка. И если поначалу эту глупость списываешь на шок от попадания в новые обстоятельства, то чем дальше, тем больше ее наивность и нерешительность начинает раздражать.

2) Герои с одной стороны кажутся слишком картонными, или я бы даже сказала, пластиковыми, а с другой – логика их поведения зачастую совершенно непонятна. Боюсь, что это не прием автора, а скорее следствие того, что характеры оказались совершенно не прописаны. Более-менее стабилен в своих поступках мальчик Ник, а поведение остальных меняется каждые пару страниц.

3) Примерно к середине книги вдруг понимаешь, что читателю совершенно некому симпатизировать, ну разве что уже упомянутому Нику. Не думаю, что это правильно в детской книжке.

4) Словообразование. Я ничего не могу с собой поделать, но многие придуманные слова звучат слишком топорно, слишком прямолинейно. Часодеи, Остала, Радосвет — нет в этих словах изящества. Наверное, это я придираюсь, но красота названий много значит для красоты текста.

5) Логика. Логика и еще раз логика. Совершенно непонятно, почему Василиса до сих пор жива, если она так всем мешает? Непонятно, каким образом ей удается так успешно пройти испытание, если она толком ничего не соображает в происходящем, а остальные дети готовились к нему годами. Ну и много еще чего, что вызывает недоумение и ощущение некоторой сыроватости материала.

6) Как это ни смешно, но не хватает какого-то морального стержня. Что-нибудь честное и доброе на тему о том, что дружба это хорошо, а предательство — плохо. Что учиться полезно и правильно, а лентяйничать — стыдно и глупо. Но увы... видимо больше этого уже не пишут в детских книжках.

7) Открытый финал. Я понимаю, что это первая часть, что все только начинается, да. Что это бизнес и все такое. Но это будет продаваться как законченная детская книжка. Должно быть у нее окончание. Приключение №1, а уж потом Приключение №2.

Резюме: в качестве сценария фантастического фильма, этот текст выглядел бы очень недурно. Особенно, если подобрать адекватного режиссера, актеров и художников. В виде детской книжки оставляет желать лучшего, и явно ждет серьезной доработки.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор крайне не внимательна к собственному тексту: персонажи во весь дух несутся на волшебном скакуне сквозь стены замка, но ГГ успевает подмечать плотно пригнанные камни кладки и балки, какая замечательная девочка, однако; лицо сковало каменной маской — кузнецы по-камню, ау? — ну и так далее.

Редактору не-то вовсе не давали почитать обсуждаемый текст, не-то все его замечания отмели с гордым негодованием.

Ну и соглашусь с замечаниями остальных критиков: Василиса, главная героиня цикла — глупа; её приключения напоминают приключения ценной бандероли и сопереживать им не хочется.

Оценка: 2
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добавлю ложку дегтя в эту бочку меда.

Книга откровенно сырая. Да, идея довольно интересная. Все эти часы, перемещения. Но в том виде, в котором она существует, книга может быть интересна только детям лет 10-11. Ибо уж очень поведение персонажей нелогично.

Первая часть удалась лучше, там еще не так напрягает тупое метание главной героини. Во второй части мое терпение как читателя закончилось. Василиса для подростка, который любит решать логические задачи, на удивление глупа. Она идет за любым кто в данную минуту скажет, что он друг. Она не прикладывает никаких умственных усилий для осознания всего, что с ней происходит. Все вокруг её обижают, унижают и насмехаются над ней, в том числе и предполагаемые друзья, которые на протяжении всей книги считают её шпионом (вопреки любой логике) и ведут себя соответственно, но она всем и все прощает чуть ли не в ту же секунду. Так что я не очень осознала мораль сей книги.

Ну и конечно же на этой самой Василисе сошелся свет клином. Подарки как из рога изобилия. Она всем мешает, но она жива и будет жить. Аки Ленин.

Второстепенные персонажи это отдельный ахтунг. Мотивы поведения понятны разве что у Елены, да и у остальных детишек Огнева. Марк уж очень болтливый злодей. Не удивлюсь если в какой-то момент авторша решит, что он влюблен в ГГ. Поведение же положительных персонажей вызывает только вопросы. Закрыть в комнате с дикими кошками, заставить прыгнуть в крыши, вызнать цифровое имя под видом помощи...шептаться опять же за спиной.. Как то не очень положительно.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошую идею зря потратили. Часодеи — столько всего интересного могло бы крыться за этим словом. А в итоге никакие герои, череда ничем не запомнившихся персонажей и диалогов, которые никак их не характеризуют, а несут только разъяснительную функцию, стандартные декорации и ситуации, в которых никому из героев не хочется сопереживать... это настолько скучно, что дочитывать книгу, а тем более серию, нет никакого желания. На возраст никак не сошлешься — Гарри Поттера я тоже читала отнюдь не в 11 лет.

Судя по отзывам, книга нашла своих читателей, чему и рада. Но я лучше мимо пойду.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, насколько хорошо работает на эту серию великолепные обложки и награды писателя. Но впечатления от самого чтива были примерно такими же, как от «Петушиной лошади», чей автор тоже отхватил приз за лучшую детскую книгу. То ли у нас действительно настолько примитивные детские книги, что больше давать награды некому, то ли вкус судей вызывает сомнения, но это же отвратительные книги про попаданцев в волшебные миры. Кстати, в «Петушиной лошади» эти самые фантастические миры (их было два — сказочный и инопланетный) были более-менее продуманными и цельными, в «Часодеях» же Щерба нам практически ничего не объясняет. Этим ситуация ещё больше усугубляется: героиня совершенно пассивное существо, вокруг которой вертится несколько всё знающих и понимающих персонажей, кидающих истеричные фразы о том, что ей, Василисе, нельзя верить и она здесь всем мешает. Столкнувшись с миром часовой магии, который не особо отличается оригинальностью, потому что читателю вообще мало показано в книге — эферные чудеса смахивают на типичные компьютерные спрайты, а волшебные палочки (часовые стрелы) по функционалу сходят за смартфоны, — девочка принимает его в штыки, потому что ей приходится жить в доме папаши-злодея с невзлюбившими новенькую детьми. Поначалу это интригует, но читать о приключениях в волшебном мире Эфлары становится невозможно из-за отсутствия описаний мест — все слишком стремительно проносится перед глазами, девочку просто перекидывают из одних рук в другие, переходы между локациями происходят через очередной обморок героини, но при этом на посвящении в волшебницы, на которое подталкивает Василису фея, которая и не фея вовсе, наша героиня с полной уверенностью заявляет, что это её собственное решение. Это если считать, что делала она это под гнетом обстоятельств и пытаясь спасти стремительно нарисовавшихся в Эфларе друзей. Мда.

Все диалоги в книге состоят из фраз ни о чем и происходят в непонятных местах — это просто некие ничем не примечательные комнаты непонятно где вне связей с другими пространствами. Все места донельзя абстрактны, как заставки Часолистов, в которые тоже можно попасть, чтобы попроводить там время. Где-то со второй половины книги нам внезапно сообщают первые новости о том, что все это время происходило, пока Василисе пудрили мозги непонятками — прямо с бухты-барахты говорят, что только что она поучаствовала в очередной интриге властолюбивого отца, а также освещают несколько нюансов связанных с ним романтических отношений. С этого момента книга превращается в романтическое фэнтези для маленьких, где Щерба решает включить либидо и своим подрастающим героям, а не только взрослым, так что ждите сцену из «Сумерек», где Эдвард летал с Беллой по деревьям — здесь она тоже есть.

Однако, первая книга «Часодеев» — неплохой задел не только на последующую подсадку девочек на романтическое фэнтези, но и на раскрытие подробностей волшебного мира, с которым пока пришлось столкнуться только через участие в таинственных интригах, то ли любовных, то ли политических. Надежда ещё не умерла, потому что после прочтения хочется верить, что Щерба умеет плести сюжеты, а единственная её проблема — в диалогах и описаниях. Быть может, она неплохо писала бы женские романы, а с фэнтези пока не ясно: просто покидалась несколькими терминами, дав понять, что есть часовщики, феи и духи, но не раскрыв их волшебных особенностей, дав только картину враждебного противостояния. Получился очень фрагментарный, разорванный мир с героями в разноцветных платьях. Лучше бы это был комикс.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отношения с детским фэнтези от Росмэна у меня почему-то не складываются. Вот еще один цикл, который не зашел. Вроде здесь все хорошо, героиня-девочка, оригинальный волшебный мир, но в целом ощущение какой-то скомканности и недосказанности. Ах да, книга обрывается посередине не завершив сюжетную линию, которая получает развитие только во второй части книги.

Не хватает книги душевности. Наверное, я поступаю неправильно, сравнивая любую детскую книгу с Гарри Поттером, но тут уж ничего поделать не могу. Что мне нравилось в Гарри Поттере? Герой попадает из недружелюбно реального мира в мир сказочный и дружелюбный. Нет, конечно у Гарри были враги, но друзей было больше и взрослые маги относились к нему хорошо. Такой уютный мир где героя все любят, но есть враги и не страшные.

В Часодеях все же наоборот. Главную героиню забирает к себе домой отец, которого она не видела с рождения и к ней там отностяся крайне плохо. Над ней насмехаются, издеваются, бьют в том числе родной отец. Вот честно, читать это все неприятно. Нет ощущения светлой доброй сказки, погружаться в этот мир совершенно не хочется. Нет, конечно потом на героиню просыпается дождик из плюшек , но плохие родственник никуда не исчезают.

Кто-то наверное скажет, но в реальности бывает еще хуже. Однако, я считаю что детские книги должны быть добрее, пусть это будет в ущерб реализму.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я узнала, что героине книги 12 лет — меня это не сильно смутило. У одного из моих любимых писателей Сергея Садова частенько главные герои — дети/подростки, но его книги я бы не назвала детскими. Книга «Часодеи» заставила меня задуматься — стоит ли ругать авторов за то, когда их ГГ — все из себя супер-пупер герои? Образ несчастной и вечно хныкающей девочки конечно трогателен, но к середине книги начинает немного раздражать. Всё ждёшь-ждёшь, ну когда же в ней что-то супер-пупер проснётся (хотя вроде как она и так супер-пупер талантливая часодейка), или хотя бы кто-нить ей что подскажет как своими талантами пользоваться и она если не всех, то хотя бы самых доставучих обидчиков лёгким взмахом левого угла правой брови отметелит в пух и прах, а это всё не происходит и не происходит. Было ощущение, что читаю книгу о похождении куклы Барби в игрушечном мире, немного напоминающем Страну Чудес.

Созданный автором мир интересный и красочный, оригинальный подход к волшебству, и на этом фоне — какие-то блеклые герои с абсолютно линейными характерами. Единственный интересный персонаж — отец девочки. Вроде и предпоследний негодяй, но вроде и не так-то там всё просто, как это выглядит с первого взгляда.

Резюме — книга неплохая, легко читается, но — наверно всё же для подростковой аудитории.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что столь незамысловатая книга меня захватила с головой, да настолько, что была проглочена в два дня. Теперь надо избавится от навязчивой мысли сунуть ее дочке почитать. Много хорошего сказано в рецензиях, много и плохого, вплоть до обвинений во вторичности, не будем это мусолить. Для себя отдельно отмечу несколько деталей:

1. В произведении действительно есть парочка неожиданных для меня лично поворотов сюжета. Да, все шаблоны мировой литературы уже песком на зубах скрипят. А тут удивили. Хотя о большинстве я догадывалась если не при первом намеке, то в самом начале сюжетного заворота.

2. Некоторые имена не соответствуют ожидаемому. Видела мнение, что вообще мешать выдуманные и русские не стоило, но это же отличный способ разграничения персонажей! Русские имена — Остала, выдуманные и вычурные — Эфлара. Но все смешала Елена, Нортон Огнев, Маришка... Разнобой, печально.

3. Вот что покоя не давало, так это обилие буквы Ч. Нет, серьезно! Часодеи, часы, часовые стрелки, часовой круг, часовщики, часовых дел мастера, часология... Я понимаю тематику, но это придавало какой-то особый привкус повествованию, привкус с буквой ч...))

4. Радует, что Василиса таки — обычная девчонка. Обычная, в смысле, не типичная мерисью, а со своими страхами, чувствами, провалами и успехами. У нее не всё получается, но она честно старается. Однако, как ни крути, ей написана в этой книге великая судьба. И не высшим провидением, а вполне силами её окружающих и хитросплетением их интриг (ну и Щербы, конечно :D ).

5. Пункт, являющийся для меня очень спорным, — это кинематографичность. С одной стороны, книга — фактически готовый сценарий для экранизации, лично у меня в голове все действие происходило под камерами. Но с другой — не хочется думать, что автор в процессе думала именно об этом. Хочется верить, что именно хорошая подростковая сказка была самоцелью.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фактически роман Натальи Щербы «Часодеи. Часовой ключ» не может быть назван романом в полном смысле этого слова. В нем отсутствует та композиционная завершенность, которая должна быть в любом оконченном произведении. Целый ряд заявленных романом вопросов так и остался неразрешенным. Однако, если учесть что это — всего лишь первая книга трилогии, то в этом случае «Часодеи» становятся лишь прологом большой истории, ее экспозицией.

На страницах романа читатель знакомится с его главной героиней, Василисой Огневой, и вместе с ней окунается в водоворот головокружительных приключений, сдобренных изрядной долей тайны и нешуточных опасностей.

Завязка романа достаточно стандартна. Обычная школьница, сирота, оказывается вдруг дочерью не самого обыкновенного человека. Однако радость от обретения отца, братьев и сестры омрачается их подчеркнуто холодным, даже враждебным отношением к ней. Вырванная из привычного окружения, лишенная поддержки друзей, Василиса вынуждена полагаться лишь на себя.

Хотя роман написан от третьего лица, что, казалось бы, дает автору свободу перемещения между персонажами, Василиса Огнева практически постоянно остается в центре повествования. С одной стороны это помогает в полной мере сохранить интригу романа, когда читатель обладает ровно той же информацией, что и главная героиня, и, так же как и она, может лишь строить догадки о мотивах поступков прочих персонажей. С другой стороны этот же прием мешает полному раскрытию их характеров. Оказавшись в странном мире, где все относятся к ней одинаково подозрительно и даже враждебно, Василиса не знает, кому верить. Она постоянно обманывается в оценке поступков окружающих — братьев, сестры, отца, новых, случайно приобретенных друзей. Лучше всего, пожалуй, на страницах романа прописаны такие однозначно отрицательные персонажи как Елена Мортинова и Марк. Линия их поведения четко очерчена с самого начала, и ни разу Василисе не пришлось усомниться в их намерениях. Однако ни Елена, ни Марк не представляются ведущими характерами этой истории.

Её главные действующие лица по прочтению первой части так и остались нечетко прорисованными, заявленными, но не прописанными до конца силуэтами. Остается надеяться, что загадка личности отца Василисы, сложности сближения с новыми друзьями и обозначенный буквально на самых последних страницах романтический треугольник Лёша-Василиса-Фэш — все это получит свое развитие далее, в следующих частях трилогии.

Хотя роман событийно полон, и читателю не приходится скучать, следя за перипетиями сюжета, в финале книги главная героиня все еще стоит на пороге настоящих приключений. Бесспорно, в ходе повествования раскрываются черты характера самой Василисы Огневой. Автор рисует привлекательный образ доброй, открытой девочки, не раз страдающей из-за своей доброты и открытости, но все же не теряющей этих замечательных черт. Нельзя сказать, что этот характер дан в развитии. Оказываясь в разных непростых ситуациях, Василиса так или иначе проявляет себя, позволяя читателю познакомиться с нею поближе. К финалу книги нельзя не проникнуться симпатией к отважной, умной, талантливой девочке. Однако, равно как и мотивы всех прочих персонажей книги, ее мотивы также прорисованы не четко. Даже финальное решение, принять новый мир, стать Часовщицей, этот заключительный аккорд книги, призванный придать роману завершенность, закрыв одну из заявленных в самом начале проблем, даже его Василиса принимает скорее под давлением внешних обстоятельств.

Чувство долга, жертвенность, готовность идти на риск не ради себя, но ради других — еще одна черта Василисы Огневой, прописанная в романе очень ярко. Фактически это — одна из основных движущих пружин романа. Василиса не столько ставит собственные цели, сколько пытается вырваться из-под гнета обстоятельств — в начале, и спасти попавших в беду друзей — в конце.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Решение о поступлении в Часовую школу, принятое несмотря на безрадостную перспективу встретиться там с главными своими врагами — Еленой Мортиновой и Марком — кажется больше душевным порывом, нежели результатом взвешенных размышлений. Василиса, до последнего терзаемая сомнениями, окунается в опасные тайны нового мира вдруг, решительно и безоглядно. И не ясно до конца, что именно в итоге склонило чашу весов. «Решение» главной героини кажется отчаянной авантюрой.

Перспективы, открывающиеся перед юной Часовщицей, остаются весьма туманными. Очертив на страницах романа яркий, необычный мир, автор не спешит раскрывать читателю его законы. Можно только догадываться, к каким новым приключениям приведут непростые взаимоотношения многочисленных обитателей Эфлары. На всем пространстве первой книги автор умело запутывал сложные узелки, сулящие небезынтересное чтение в дальнейшем.

Полная многообещающих намеков, книга действительно ставит читателя на порог приключений, и ему остается лишь надеяться, что так сложно построенный механизм трилогии не даст сбоя, и все туго скрученные в ее первой части пружины распрямятся, чтобы привести в движение стрелки волшебных часов удивительной детской сказки.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весь цикл «Часодеев» прочитала на одном дыхании. Тут народ пишет, язык, мол простоват, сюжет плосковат, детишки — дебилишки. Я из возраста подростка выросла лет семь уж как, но читала книги с невероятным удовольствием. По мне, так и мир часодейский классно создан и отношения между героями очень даже настоящие и конечно — приключения и динамизм книг просто затягивает. Смешно, когда взрослые дяденьки и тетеньки начинают рассуждать, какие книги нужно читать подросткам. Так и хочется спросить: «Если ты такой умный, то почему я не читаю твоих книг и не писаюсь кипятком от восторга?»

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне все равно какие на авторе «весят ярлыки».Можно быть распиаренной мировой знаменитостью,как Филипп Пулман со своим «мировым бестселлером» «Темные начала»,который я еле смог дочитать или знаменитым писателем К.С.Льюисом с «Хрониками Нарнии»,цикл который почему-то многие считают обязательным к прочтению,так как это классика мировой подростковой фэнтези.Ни первый ни второй цикл не считаю суперлитературой,единственная оговорка,что в «Хрониках Нарнии«есть неплохой,самобытный мир..В цикле Пулмана и этого Нет!Для меня беспорным Шедевром подростковой фэнтези был и остается цикл Джоан Роуллинг «Гарри Поттер»-волшебный,завораживающий мир.Цикл для Всех Возрастов.Еще одним очень качественным циклом считаю «Трилогию Бартимеуса«Джонатана Страуда».Лично для меня хуже цикла Роуллинг,но тоже очень Хорош.Теперь после прочтения цикла Натальи Щербы могу сказать,что «Часодеи» вошли в тройку моих любимых подростковых произведений и сейчас эта тройка выглядит так:1)Джоан Роуллинг «Гарри Поттер»;2)Наталья Щерба «Часодеи»;3)Джонатан Страуд «Трилогия Бартимеуса».Я не ошибся-именно в таком порядке.

Теперь перехожу непосредственно к первой книге цикла-«Часовой ключ».Перед нами открывается завораживающий,не копирующий никого мир и сюжет.Действительно надо родиться Писателем,настоящим Писателем,чтобы придумывать такие оригинальные миры от которых трудно оторваться.

Сюжет.Много я прочитал разных книг в разных жанрах,но автор смог придумать действительно Свой,Новый мир.Обычная девочка Василиса живет вместе с бабушкой,ходит в школу,занимается гимнастикой.Жизнь проходит как у обычного подростка,в ее жизни есть один настоящий друг Лешка-человек,которому она полностью доверяет и который действительно является ее другом.Но вдруг в ее жизни все переварачивается с ног на голову.Бабушка попадает в больницу,а тут и папаша появляется после двенадцати лет молчания.Папа,человек о котором Василиса часто думала долгими бессонными ночами.Отец забирает ее к себе и оказывается,что у него кроме Василисы есть еще четыре ребенка-три сына и дочка,почти все приблизительно одного возраста с нашей героиней.Начиная жить в новой семье,Василиса столкнется с непониманием и призрением к ней всей семьи,в том числе и ее отца-жесткого,властного человека.Зачем Василиса понадобилась отцу,ведь все годы он спокойно обходился без нее?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается,все наследники семьи Огневых должны пройти испытание и узнать какой у них Часовой дар.Кто мог предположить,что у нашей юной леди окажется самый высокий уровень Часодейства,который поможет Огневу-старшему пройти в РадоСвет,о котором он мечтал и где он займет место рядом с самыми сильными людьми Элфары.
В этой книге мы увидим Волшебный Часодейный мир,где плетутся свои интриги,где Могущественные Часодеи противостоят коалиции во главе с Часовых Дел Мастером-Лазаревым,где одни становятся на сторону Черной Королевы,другие на сторону Белой.В романе «Часовой ключ«мы получим много ответов на эти вопросы.Как увидим и много приключений,знакомство и поход для посвящения к феям Василисы вместе с молодым часодеем Фэшем,феей Дианой,спасением Ника,нового друга Василисы,который находится на грани жизни и смерти.У Василисы будет возможность загадать одно желание.Что перевесит-вернуться в свой родной мир к другу Лешке или спасти Ника-нам предстоит это узнать.

Персонажи.Больше всех «зацепили«персонаж Лазарева-старшего,мастера своего дела,отличного политика и просто хорошего человека,за судьбу которого я больше всех переживаю,тот кто прочтет первую книгу цикла поймет меня-почему.Полной противоположностью Лазареву становятся Нортон Огнев и Елена Мортинова,которые ведут свою политику и мечтают об истребление всех существ без Часодейного дара.Эти двое с их подкормышем Марком пытаются собрать Семь Волшебных Ключей(для меня аналогии с крестражами в «Гарри Поттере») и полностью изменить мир Эфлары.

Если вы думаете,что я сильно раскрыл сюжет,то ошибаетесь.В этой книги присутствует большое количество персонажей,интриги сплетаются в совершенно разным местах.Автор закручивает сюжет по полной и «когда выстрелят ВСЕ ружья» нам еще предстоит узнать.Тем более,что о многих действующих и могущественных лицах мы только слышим в этой книге,но еще не видим их.Меня больше всех заинтересовал могущественный Астариус-маг вне времени,перед которым трепещут сильные мира сего и которого побаиваются даже Королевы.

В заключение хочу сказать,что если я,что-то смыслю в жанре фэнтези,то этот цикл через пару лет будет известен во всем мире,ведь качественные книги,что у нас,что за рубежом-это большая редкость.Если я смог Вас заинтересовать своим отзывом,то начинаем-Часодеять!А пока заслуженные 9,5

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх