fantlab ru

Виктор Косенков «Не плачь по мне, Аргентина»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.67
Оценок:
42
Моя оценка:
-

подробнее

Не плачь по мне, Аргентина

[под псевдонимом Виктор Бурцев]

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

1976 год.

В этом году умер Поль Робсон. А бос боссов американской мафии, Карло Гамбини, отпраздновал свой семьдесят четвертый день рождения. В Венесуэле национализировали нефтяную промышленность. Хорхе Луис Борхес получил в Чили Большой Крест Бернардо О'Хиггинса, и «левые» сурово осудили его «за поддержку пиночетовской диктатуры». На своем дне рождения Джеймс Макартни изрядно напоил сына и просил его «что-нибудь спеть». А «Красная Звезда» назвала Маргарет Тетчер «Железной Леди», и кличка, что называется, «приклеилась». Стив Джобс и Стив Возняк официально зарегистрировали фирму со смешным названием «Яблоко». В городе Уфа родилась Земфира Рамазанова, но на это тогда мало кто обратил внимание, потому что умер Мао Цзедун

Вообще год выдался не простой, как, впрочем, и все остальные. В мире назревал очередной кризис, несмотря на то, что СССР и США договорились не испытывать атомные бомбы более ста пятидесяти килотонн, а Москву посетила Индира Ганди. Международные отношения оставались сложными. Одни страны разорвали дипломатические отношения с другими, а это чего-то да означает. Кому-то на этой мутной волне повезло, например, Великобритания дала больше автономии Шотландии и Уэльсу, а Аркадио Мигель ухитрился выскочить из окна второго этажа и не сломать ноги. В темноте улочки Лаварден это само по себе было большой удачей…

Входит в:

— условный цикл «Военно-мистический цикл»

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 318

Активный словарный запас: средний (2871 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги: Лучший отечественный роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книга года


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Не плачь по мне, Аргентина
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа происходит в 1976 году, до и после военного переворота в Аргентине. Важное участие в событиях принимает семидесятипятилетний Генрих Мюллер, успевший посмотреть «Семнадцать мгновений весны» и порой не брезгующий ввернуть оттуда цитату. Группенфюрер много где побывал за это время, и в советских разведшколах теперь пользуются придуманными им тестами. Все это не шутка и не «постмодернизм». Если закрыть глаза на детали, Виктор Бурцев написал образцовый ретро-роман, советский «политический детектив» с элементами научной фантастики, который в те самые семидесятые годы мог бы претендовать на публикацию в альманахе «Подвиг» или «Искатель». Даже стиль письма, осознанно или нет, имитирует манеру советских очеркистов-международников — поверхностную, беглую, с мельканием имена и деталей — таким, что не просто зацепиться, войти в этот поток. Зато уж идеологические отступления на страницу-другую гарантированно берут за душу. Серьезно: автор хоть и таллинец тридцати четырех лет, но совершенно советский человек внутри, даже идеи коммунизма ему, кажется, не чужды, а уж русский патриот он очевидный.

Надо сказать, что это в какой-то степени обманный роман. Аннотация настраивает на боевик, на авантюру, на то чтобы заглянуть в глаза чудовищ или в глазницы хрустального черепа. И это действительно будет, будут опыты на людях, массированные перестрелки, артефакты и индейская пирамида, сообщающаяся с адом, — но все, скажем так, моментами, вкраплениями. Проза Виктора Косенкова (на этот раз он один скрывается за известным псевдонимом) конгломератна — у нее нет единой тональности и четкого ритма, она состоит из разнородных кусков. Однако весь роман — синтетический, конечно, сваренный в колбе — все же имеет общий вкус, оставляет цельное впечатление. И это не то впечатление, что бывает от боевика или фантастики. В памяти остается образ бурлящей страны, в которой возможно все, но нельзя сделать ничего толкового, как в России девяностых. И одинокий, чужой человек в ней — наш, заброшенный из благополучного СССР — который вдруг становится здесь нужным, незаменимым, не таким, как на Родине. И не может ничего изменить, не может остаться.

В романе два русских персонажа. Один, разведчик ГРУ (не совсем там понятно, почему армия, а не КГБ занимается внутренней жизнью чужой страны) с хорошей фамилией Ракушкин, — персонаж сугубо служебный и довольно безликий. Он хитро внедряется в марксистскую герилью, манипулирует людьми и событиями, уходит от слежки, умело дерется, однако что там происходит у него в голове — читателю непонятно. Но вот другой герой — журналист Таманский — в книге оживает; по-хорошему, только он один и вызывает сопереживание. Однако, появившись мельком в начале, жить полноценно он начинает только во второй половине романа. Когда он, наконец, встречает агента Ракушкина, сюжет получает ожидаемый толчок, но автор упускает возможность выстроить на отношениях двух героев захватывающую драматургию. Он вообще не реализует массу возможностей. В романе там и сям, на каждом шагу буквально, торчат нитки интереснейших ходов, потянув за любую, можно размотать удивительные перспективы. Автор мог накрутить экшен, куда там Индиане Джонсу. Мог сложить запутанный, многоходовой шпионский детектив. Или выпустить, а потом усмирить древних индейских демонов. Поразить читателя размахом всемирного заговора. Но нет, автор дает этого лишь понемногу, набросками, эскизами. Он шьет лоскутное полотно, в котором реальные картины событий тридцатилетней давности, важнее их конспирологических объяснений, сколь бы те ни были увлекательны. А еще важнее трагедия конкретного человека. Автор то и дело ненароком вываливается за границы жанра, делает то, чего в крепком приключенческом сюжете не бывает. Например, подробно рассказывает о бессмысленной экспедиции в джунгли, которая оказывается блефом и способствует углублению образа героя, а вовсе не занимательности чтения. Или вызывает призрак Че Гевары. Или заглядывает в будущее, предсказывая судьбу персонажей, придавая происходящему обратную перпективу.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Плачь, плачь, танцуй-танцуй...»

Бурносов? Есть. Косенков? Есть. Герои? В обилии. Экшн? Есть. Интрига? Имеется. Сюжет? Нет. Остается один вопрос — почему?

Аргентина, 1976 год. В стране беспорядки, жена умершего президента и парламент не могут справиться не только с революционерами-монтонерос, но и с народом; армия вот-вот взбунтуется, в стране сотни шпионов самых разных стран. Одним из таких агентов является Антон Ракушкин, подчиненный русского посольства СССР в латинской Америке. Он интересуется всем, что происходит в Буэнос-Айресе, и, конечно же, пытается поддержать последователей Че и Фиделя в своем нелегком деле. Повстанцами-монтонерос управляет Совет, состоящий из глав самых различных подпольных группировок, жаждущих революции. Центральные фигуры Совета — Рауль Ловега, Курт Вольке, Мартин Гонсалес, Крепкий Эрнест — всех их «убирают», причем довольно изящно. Подозрения падают на самого могущественного члена Совета — Кристобаля Бруно, так как он остается нетронутым, да еще и прилив новых кадров из чужих группировок ему очень даже на руку. Антон пытается распутать эти дела и выходит на живую легенду — Генриха Мюллера. На самом деле, на сцене существует третья сила — доктор фон Зеботтендорф и куратор будущего восстания Нового Рейха фон Лоос. Арийцы, благодаря оккультным знаниям доктора, находят некую «Точку Начинаний». Легенды гласят: все дела, какие имеют свое начало именно в этой Точке, обречены на успех. Лоос и Зеботтендорф хотят осуществить мировой переворот с помощью самой Точки и подопытных нелюдей доктора, не имеющих сердца, но имеющие разум и удивительные способности. Удастся ли им это, ведь в стране царит хаос и неопределенность, а на их след уже пал советский журналист Константин Таманский?

Сам по себе роман ужасающе неслажен. Его части неорганичны, многое просто следовало бы выбросить еще перед редактурой. Чего стоит только одна поездка Таманского в джунгли, где нам не рассказали практически ничего нового, а занимает эта часть всю центральную позицию текста — с двухсотой по трехсотую страницу. Авторы забрасывают нас в десятки ненужных флешбеков, главы состоят в среднем из двух-трех страниц; множество сюжетных линий, большинство которых не переживет и двух глав, мало того что запутаны, так еще и зачастую за уши притянуты. В начале не выходит вообще ничего другого, кроме как котовасии: германская сюжетная линия повествует нам о крайне содержательных беседах Мюллера и фон Лооса, смысл которых заключается в словосочетании «о том о сём», а Ракушкин распутывает приключение, до которого ему вообще не должно быть дела. Сложив все в одном флаконе — крайне банальную историю любви Таманского, действия двойного агента Генриха Мюллера, загадочного появления Че Гевары и ответвления от основных действий с целью показать нам разборки властей и повстанцев — получаем прекрасное слово, которое обидно приписывать к какому-либо сюжету — «нескладушка».

Но если во время этого всего хаоса книге еще можно было поставить хотя бы пятерку, то после закрытия руки чесались поставить двойку. Попробую привести некую параллель. Например, снежный ком — сюжет. Он начинается с маленького-маленького снежка, катится с Альп вниз, постепенно все нарастая и нарастая. Кажется, что он вот-вот превратится в лавину, или хотя бы врежется во что-нибудь массивное, для того чтобы устроить большой бах-бум и громкий конец своего нудного скатывания. Но он просто скатывается в долину и... тает. Конец кому настает быстрый, никем не замеченный. А казалось бы, какие большие перспективы — слизнуть с лица Земли очередной курорт и тому подобное. Да, немного бредово получается, но какая книга, такая и аллегория, тут уж ничего не поделаешь.

Ожидал я Шедевра, как «Вечное Пламя», ну или веселую добрую книжонку типа «Точки Падения». Получил пособие «Как не надо писать книги». Я уверен, что Бурносов и Косенков — прекрасные писатели, умеющие сделать очень качественную вещь, как поодиночке, так и вместе. Но «Аргентина» не принадлежит ни к одной, ни к другой категории. Она — неудачный замах на прекрасный роман с мощной интригой, но посредственным исполнением.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман настолько несамостоятельный, что впору говорить о нём как о дайджесте. Или записать в соавторство ещё несколько человек. В первую очередь Юлиана Семёнова, у которого беззастенчиво позаимствован папаша Мюллер и с героев которого слизан американский журналист. Во вторую — Лазарчука-Успенского: снова Зеботтендорф, выступающий экскурсоводом по очередной мастерской человеков, снова всякие мистические штучки и даже глаза, через которые на тебя смотрят чудовища. Далее советские журналисты-международники 70-х, с соответствующим стильком и манерой подачи материала; этакий обобщённый Игорь Фесуненко, раз речь про Латинскую Америку. Помимо заимствований ещё и отсутствие динамики, и какие-то совершенно фантастические похождения советских граждан в 1976 году.

Возможно, худший роман Бурцева. Или?

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не плачь по мне, Аргентина. Бурцев (Косенков)

1976 год. Аргентина.

Сбежавшие нацистские партийные бонзы и мистики Третьего Рейха жаждут реванша.

В самой Аргентине тоже неспокойно. Марксисты-террористы пытаются приблизить революцию.

И во всём этом оказывается замешаны пара русских: корреспондент газеты «Правда» и сотрудник ГРУ в «свободном поиске».

В романе действует сквозной для Бурцева персонаж фон Лоос. Нацист, не чуждый тайного знания Аненербе. И это единственный вымышленный персонаж среди нацистов. Другие: Мюллер, Зеботтендорф, Зиверс — вполне историчны.

Буэнос-Айрес и вся Аргентина в целом очень колоритны. Я вообще люблю конспирологию и триллеры в сеттинге Южной Америке. Эпоха не важна. Это может быть период конкистадоров и миссионеров, современность или будущее.

Не понимаю, как можно не увидеть в романе цельного сюжета. Фашисты стремятся всё переиграть, оказавшись в точке Всех Начинаний.

Злободневное:

»...никому и в голову не придет прислушиваться к мнению такой организации, где достаточно обладать правом вето, чтобы просто саботировать ее работу. Целый ряд конфликтов на Ближнем Востоке убедительно доказал несостоятельность ООН с ее марионеточным Совбезом. Когда Генрих читал в вечерних газетах о том, что по поводу того или иного конфликта принята резолюция Организации Объединенных Наций, он смеялся. Страны, участвовавшие в конфликте, обычно подтирались этой резолюцией и продолжали увлеченно резать друг другу глотки.

Генрих, наверное, не слишком бы удивился, узнай он, что роль ООН нисколько не изменится и через тридцать лет.»

И через пятьдесят тоже.

Качественный, серьёзный политический триллер.

«С одной стороны находились власти. Мадам президент, Изабелла Перон, крикливый парламент, ворюги-министры, продавшаяся на корню полиция и зажравшаяся тайная полиция, позволявшая всем, в том числе и самой себе, все, а также заслужившая славу палача-самодура». Военные. Разветвленное подполье. Беглые нацисты, стравливающие всех к своей выгоде.

Глубокая эзотерическая конспирология.

В одном месте меня очень возмутил антипарламентаристский пафос:

«В 1641 году парламент отказался финансировать подавление мятежа в Ирландии. И через год все те же парламентарии, радетели о народном благе и процветании, вытащили на свет божий Оливера Кромвеля, завертев кровавую мельницу по всей стране.

Фрондирующая Государственная дума, втыкавшая палки в колеса самодержавия, так или иначе привела к власти большевиков, сделав возможной Октябрьскую революцию.

В Веймарской республике правительство довело народ, о благосостоянии которого неустанно пекся опереточный парламент, до того, что люди легко и радостно приняли идеи Адольфа Шикльгрубера.

В 1789 году Генеральные штаты в своих попытках «исправить сложившееся положение» провоцируют Великую французскую Революцию. Говорят, что помосты, на которых стояли гильотины, вскоре перестали впитывать кровь и стали источать стойкий запах гниющей плоти.

За каждой из революций, за каждой гражданской войной, за каждым кровавым потопом стоят эти тени без лица, совести и чести. Парламентарии. Избранники.»

И Генеральные Штаты, и Государственная Дума были созваны слишком поздно.

Далее закадровый голос автора восхищается сильным лидером:

«Счастлива страна, чей правитель имеет сильную руку. И несчастен тот народ, кто полностью полагается на тех, кого якобы избирает.»

Что за чушь? Ну пришли «сильные руки» в Германию, Россию или Францию... лучше стало? Гильотина, концлагеря, сталинский террор, войны.

Подробная хроника аргентинского переворота 1976-го года и его последствий, с щепотью криптоистории — оказывается перевороту в Аргентине способствовали нацистские эзотерики.

Надо отметить, что Бурцев (в этом романе автор Косенков соло) очень хорошо пишет. Серьёзно, но не скучно.

Колоритный роман про колоритную страну в колоритную эпоху.

9(ОТЛИЧНО)

Продолжаем читать Бурцева-Косенкова-Бурносова!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Виктора Бурцева(Косенкова) «Не плачь по мне Аргентина» сразу напомнил мне несколько художественных произведений. Во- первых, давний советско-польский приключенческий фильм «Похищение «Савойи». Тот же антураж: зеленое море джунглей Южной Америки, таинственный, заброшенный на край Земли поселок нацистов, бежавших сюда после падения «третьего рейха». Во-вторых, напомнил повесть украинского фантаста А.Стася «Зеленая западня». Ибо нацисты в джунглях не успокаиваются, они неустанно плетут интриги, они готовят реванш для триумального возвращения и овладения миром. В — третьих, напомнил политический детектив Юлиана Семенова, одну из его «Экспансий». Некоторые спасшие в сельве бонзы фашистской Германии говорят явно«семеновским«языком и по характерам, портретам похожи на его героев. Сюда же в Аргентину прибывают советские журналисты и разведчики, налаживают связь с местной компартией и конечно же разоблачают фашистов. В-четвертых, можно припомнить голливудские блокбастеры, картины об Индиане Джонсе с их мистикой, пещерами, черепами, змеями и т.д. А фон Зеботтендорф, благодаря благосклонности писателя появившийся здесь, напоминает о творчестве Лазарчука и Успенского.

Вот так: «с миру по нитке -нищему рубашка».

Я поставил все же достаточно высокую оценку роману Бурцева потому, что уж больно тема привлекательна и интересна. Не каждый день тебе предлагают совершить путешествие в 1976 год, в экзотическую Аргентину, узнать чем дышит и живет народ, побывать в необозримых лесах, где есть нацисты, индейцы и змеи, еще раз пережить невиданные приключения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх