fantlab ru

Майкл Крайтон «Штамм «Андромеда»»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
1205
Моя оценка:
-

подробнее

Штамм «Андромеда»

The Andromeda Strain

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Исследовательский спутник падает неподалеку от тихого американского городка, выпуская на свободу смертельный вирус, который убивает всех подряд. Пока военные пытаются изолировать зону бедствия, команда лучших ученых в подземной лаборатории пытается раскрыть загадку смертельного вируса, которому присвоено кодовое имя «Андромеда»...

Роман вызвал сенсационный интерес — отчасти по той причине, что автор был молод, отчасти потому, что он сосредоточился на биологическом кризисе, в то время как большинство людей размышляли о ядерных конфликтах держав Земли. Автор в 1970-м стал знаменитостью.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 2019 году Дэниел Уилсон опубликовал своё продолжение истории под названием «The Andromeda Evolution».

В русских изданиях романа отсутствует эпилог, перевод которого можно найти по адресу

https://medium.com/@LoadedDice/the-andromeda-stand-d3f9beabc81a

Эпилог восстановлен только в издании 2022 года.


Входит в:

— журнал «Неделя № 49 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 50 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 51 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 52 1969», 1969 г.

— журнал «Неделя № 1 1970», 1970 г.

— журнал «Неделя № 2 1970», 1970 г.

— антологию «Andromeda almanah naučne fantastike sf2», 1977 г.

— антологию «Штамм Андромеды», 1991 г.

— сборник «Three Complete Novels», 1993 г.

— сборник «Michael Crichton Omnibus», 1994 г.

— сборник «The Michael Crichton Collection», 2000 г.

Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第2回 (1971) // Переводной роман


Рецензии:

Экранизации:

«Штамм Андромеда» / «The Andromeda Strain», США, 1971 // реж. Роберт Уайз

«Штамм «Андромеда»» / «The Andromeda Strain», США, 2008 // реж. Микаэл Саломон



Похожие произведения:

 

 


Штамм «Андромеда»
1971 г.
Штамм Андромеды
1991 г.
Штамм «Андромеда». Человек-компьютер
1991 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Человек-терминал
1994 г.
Штамм «Андромеда»
1997 г.
Штамм «Андромеда»
2022 г.

Периодика:

«Неделя» № 49 1969
1969 г.
«Неделя» № 50 1969
1969 г.
«Неделя» № 51 1969
1969 г.
«Неделя» № 52 1969
1969 г.
«Неделя» № 1 1970
1970 г.
«Неделя» № 2 1970
1970 г.

Самиздат и фэнзины:

Штамм «Андромеда»
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Andromeda Strain
1969 г.
(английский)
The Andromeda Strain
1971 г.
(английский)
Andromedas celms
1973 г.
(латышский)
Andromedos štamas
1975 г.
(литовский)
Andromeda almanah naučne fantastike sf2
1977 г.
(сербохорватский )
Щамът Андромеда
1979 г.
(болгарский)
The Andromeda Strain. The Terminal Man. The Great Train Robbery
1993 г.
(английский)
O Enigma de Andrômeda
2018 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я познакомился с этим романом пожалуй самым необычным способом (нет, не тем, что упоминается Гансом Фалладой в «У нас дома в далёкие времена» :)

Во времена СССР было принято покрывать поверхность письменного стола листом стекла, особенно если за таким столом делало уроки молодое поколение.

И под стекло обычно стелили газету (девушки же обычно подкладывали фото подруг и любимых — одно из приятных воспоминаний молодости :)

И в моем случае родители подстелили (без всякой задней мысли) разворот «Недели» с романом «Штамм «Андромеда», это, как я сейчас вижу, был конец 1969 года.

Естественно, столь интересный и захватывающий текст не мог не привлечь моего внимания (в ущерб домашним заданиям, не без этого) — благо под стекло попало все начало романа.

И я погрузился в загадочный мир совершенно секретной информации (9 лет, самое то :)

К сожалению, остальные листы «Недели» в мои руки не попали и я так и не узнал, чем все это кончилось.

И только много-много лет спустя, в 1991 году я купил кишиневское издание с этим романом и наконец-то смог дочитать его до конца (эта книга не особо у нас издавалась, получить доступ к тексту было сложно).

Увы, меня постигло сильнейшее разочарование.

Причем с самого начала: хотя текст уже был мне знаком, но таки за 22 года я успел кое-что пережить и узнать.

Во первых, автор явно был медиком — но никогда не был военнослужащим, что стало понятно с первых же страниц книги.

(поскольку это самое-самое начало книги- нет смысла считать это спойлером, это скорее аннотация :)

Во первых: поиск спутника в книге ведет один экипаж из двух человек. Сорри, это совершенно невероятно — в реале был бы задействован минимум батальон :)

Во вторых: ситуация явно нештатная, и лесной пожар начался бы еще до начала книги (и без всякого штамма — просто по факту незапланированного попадания совершенно секретного объекта в населенный пункт (т.е. прямо в руки его населения)

В третьих, в связи с возникновением данной ситуации на ноги была бы поднята вся полиция (не армейские подразделения!) штата и перекрыты все дороги в этот населенный пункт (полицейская операция вызовет намного меньше вопросов, чем армейская).

Причем, что забавно — самой убедительной легендой для общественности стала бы версия вспышки чумы в данном населенном пункте (пацаны словили зачумленного суслика). После чего число желающих попасть в него мгновенно бы сократилось до нуля.

В четвертых, осветительные бомбы, которые у автора падают на землю и взрываются (мои соболезнования местным :) — вообще-то их сбрасывают на парашютах, с тем, что бы они догорели до конца до момента падения на землю.

В пятых, использование авиации для проведения фотосъемки (автор не имеет ни малейшего представления о процедуре подготовки _таких_ самолетов к запуску и об общей стоимости такого удовольствия. Послать стаю вертолетов было бы быстрее и намного дешевле — хотя хватило бы и одного :)

Про меры обеспечения секретности читать было просто смешно (хотя именно это и простительно — деза в таких описаниях просто обязательна, так как информация о том, как обеспечивается секретность — тоже секретная :)

После такого крутого начала читать дальше было уже не интересно (но я таки прочел книгу до конца :)

Увы, включение автором в текст графиков и компьютерной псевдографики никак не исправило ситуацию ибо как было сказано одним из великих :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Делались попытки сгладить явный триумф победы воображения над законами природы, вводя в текст рассказа дифференциальные уравнения в частных производных — прием явно некорректный и по отношению к собратьям по перу, и к читателям. С подобными тенденциями показывать свою образованность в фантастике следует бороться самым решительным образом» (с) Илья Варшавский — «Назидание для писателей-фантастов всех времен и народов, от начинающих до маститых включительно» (1973 г).

Более того, именно постоянные ссылки в тексте книги на ЭВМ — и, главное, их содержимое — наводят на подозрение, что биографы Майкла Крайтона слегка преувеличивают степень его познаний в этой сфере человеческой деятельности — «ляпай! Но ляпай уверенно!» (с)

Итог: так как детские воспоминания мне дороги — пожалуй именно за них и поставим оценку :)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман вызвал у меня довольно противоречивые впечатления. С одной стороны Майкл Крайтон провел довольно большую и скрупулезную предварительную работу. Текст изобилует технической информацией, даже графики и схемы присутствуют (не доводилось раньше читать что-то подобное). Как устроена схема безопасности «объекта», как подбиралась научная группа, как именно проводятся различные исследования, с выкладками тестов и анализов. Как ушат воды на неподготовленную голову. И при этом всем, основным событиям отведено меньше страниц, чем описанию спуска группы с верхнего на самый нижний уровень бункера. Развитие отношений в коллективе, характеры ученых — все поверхностно или отсутствует в тексте. Как будто читаешь не роман, а набросок сценария к фильму, каким собственно он и оказался в итоге.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стоит всем прочитать (или перечитать) эту книгу. Да, это фантастика, но как говорится: «сказка — ложь, да в ней намёк», чтобы понять насколько опасный противник сейчас у России.

НАСА по словам Крайтона осуществляет в основном чисто военные заказы.

Программа же СКУП организована для обнаружения новых микроорганизмов в атмосфере; (если б она проповедовала защиту, то — великолепно, но нет, — микроорганизмы должны быть использованы в войне)

Для этого был построен форт Детрик в Мэриленде. Это один из самых крупных исследовательских центров США. А таких как он — множество. А сколько их в мире? ЦРУ только знает или АНБ?

И когда говорят о лабораториях на Украине или Грузии — не надо думать что это «утка»...

Вероятно Крайтон знал о чем писал, недаром за плечами у него Гарвард, Медицинская школа, да и с властью и массмедиа он был близок.

Возможно — Стоун списан с себя?

»...Стоун знал — не многие американцы представляют себе, какого размаха достигли в США военные химико-биологические приготовления. Сумма правительственных расходов на разработку химического и бактериологического оружия превышает 500 миллионов долларов в год...»

Боже мой, а ведь это 60-е годы 20 века!!! Тогда и ковид легко объясним, который разновидность пневмонии. И все эти гриппы — птичьи, свинячьи, коровьи а может и ВИЧ?.... Чего же ещё они готовы выпустить на волю?!!

Впрочем, отвлеклась...

НАСА запускает спутники чтоб собирать микрофлору в космосе для военных целей, т.е. изучить и использовать. Седьмой спутник упал посреди поселка в Аризоне, после чего мгновенно умерло 50 человек. Доктора Стоуна со товарищи командируют разведать инцидент и найти сам спутник.

Там в поселке они находят странно умерших людей и двоих живых — младенца и старика. Их отвозят на специально выстроенную базу.

Описание базы, скажу я вам — офигительно! Особенно — контроль за чистотой и стерильностью...

Особенно — работа исследовательская, за микроскопом, с анализами, с эвм уже в те годы (пусть даже еще с перфолентой), но уже тогда был эвм-анализатор крови. А когда он появился в наших больницах? 2-3 года назад...

Откровенно говоря — позавидовать можно.

И, откровенно говоря, — искренне жаль что этого нет у нас...

Ни такого уровня ученых, ни таких великолепных писателей-фантастов.

Как бы мы не относились к США, — они сумели вырастить и таких учёных, и таких фантастов.

Книга оставляет ощущение недосказанности. Чем были эти микрорганизмы? Живые или неживые? Как поведут себя после очередной мутации ну и т.д.

Книгу прочла за день. Буквально проглотила. Вероятно буду перечитывать. По моему мнению — одна из лучших книг прочитанных мною лет за 10, а может и вообще — одна из лучших.

И задаю себе вопрос — почему я не знала этого автора раньше?

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый роман Крайтона – праздничный воздушный шар для ученых, наполненный клаустрофобией, секретностью и слегка научной мишурой. По ощущениям – тот же Индиана Джонс или ранний Бонд, только танцует под музыку научного технотриллера. Ритм выдерживает не всегда. Но к «Штамму “Андромеда”» это традиционно не относят. Книга молодого доктора принята на ура, экранизирована и положена на полку с классикой.

Есть повод для праздника? Кажется, да: редкий мотив заражения из космоса подан не как прямолинейный экшен Гаррисоновской «Чумы из космоса», а как дегустация чего-то изысканного и камерного. Тайные правительственные программы, подземные лаборатории и липкое ощущение: а вдруг такое происходит в самом деле. А может уже было? Будоражит не меньше Тунгусского метеорита. Аутентичность – главная заслуга Майкла. Спасибо.

Это объективность семидесятых. А что сегодня?

Рассказ не захватывает как в 70-е. Технологии и научные данные успели потерять актуальность. Он устарел. Томная обволакивающая атмосфера – это интерес того, что творится на пике науки; что скрывает власть. Напряжение проходит, стоит коллегам собраться вместе. Будни. Легко забыть, что от их работы зависит жизнь на Земле. Мы с самого начала знаем, что все будет хорошо – и зачем было с первых же строк играть реквием по драматичность? Ради пущей «псевдодокументалистичности»? Странный размен.

У «Штамма “Андромеда”» удачная завязка, но никудышная драма, ни одного персонажа – лишь говорящие головы, провисание сюжета в середине, скудный язык и крупица «научпопа». Можно продолжать, но с точки зрения «Твердой» фантастики – это действительно классика со стружкой идей о том, чего человеку делать не стоит. У нас просто может не оказаться под рукой талантливой команды спасателей мира в белых халатах.

Оценка: 7
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1969 году в США вышла первая книга за авторством Майкла Крайтона. Впрочем, для самого писателя это был уже далеко не дебют, а всего лишь первое произведение, выпущенное под собственным именем. До этого Крайтон публиковался исключительно под псевдонимами Джон Ланг и Джеффри Хадсон. В том же году роман «Штамм «Андромеда» перевели и издали в сокращенном виде на страницах газеты «Неделя», а уже в 1971 появилось первое полноценное издание.

К сожалению, причины столь быстрой локализации «дебютной книги молодого американца» были исключительно политическими. Советские деятели приняли писателя за левого антимилитариста, обличающего звериный оскал капиталистической военной машины и выступавшего против «пентагонизации науки». Соответственно, сам роман рассматривался как еще один инструмент в деле антиамериканской пропаганды. Чего стоит только потрясающее по красоте предисловие к первому советскому изданию книги, в котором ради красного словца события романа мало того что рассказаны на триста страниц вперед, так еще и перевернуты с ног на голову для создания у читателя подобающего впечатления о героях «Штамма».

В самих же Соединенных Штатах автора обвинили в прямо противоположных грехах. Встревоженная общественность стала корить Крайтона за то, что он подбрасывает военным перспективные идеи, которые могут быть приняты на вооружение Пентагоном. Истина же, как это часто бывает, крылась даже не посередине, а совершенно в другом месте.

По собственному признанию, при написании книги Крайтон думал о политических последствиях в последнюю очередь. Гораздо больше его волновали проблемы исключительно научного толка. Автор хотел донести мысль, что в природе существует особый вид кризисов, неважно, биологической или технологической природы, которые просто невозможно разрешить в том случае, если они-таки случились. Их можно только не допустить.

Сама же идея «Штамма» пришла к Крайтону еще в институте, когда он вычитал в одной научной работе довольно легкомысленный комментарий о том, что организмы, живущие в верхних слоях атмосферы, еще ни разу не использовались ни в одном научно-фантастическом произведении. Майкл несколько лет обдумывал, как лучше взяться за подобный проект, затем приступил к работе и отправил получившуюся рукопись своему тогдашнему редактору, Бобу Готтлибу. Тот неоднократно заставлял молодого автора переделывать текст, и именно он первым посоветовал использовать прием, ставший впоследствии фирменной чертой Крайтона, — сухой псевдодокументальный стиль повествования, как будто бы книга целиком и полностью основана на реальных событиях.

Редактор попал в яблочко. Роман стал бестселлером, а Крайтон проснулся знаменитым. Более того, в случае со «Штаммом» впервые проявилась еще одна характерная для автора черта – невероятное везение. Книга поступила в продажу всего за несколько недель до возвращения на Землю лунной экспедиции, и общественность тогда была крайне обеспокоена мыслью, что астронавты могли привезти с собой опасные лунные микроорганизмы. Подобные настроения только еще больше подогрели интерес к «Штамму», и Крайтона даже пригласили на телевидение обсудить опасения публики.

Прослеживаются в «Штамме» и другие черты фирменного стиля писателя. Автор очень тщательно подходит к созданию декораций, с мельчайшими подробностями описывает интерьеры секретных лабораторий, алгоритмы научных исследований и процедур. Сухим, но доступным языком он подробно рассказывает о различных научных проблемах и путях их решения, знакомит читателей с новейшими статьями и исследованиями и одновременно мастерски смешивает правду и вымысел. Дошло до того, что очень многие читатели приняли все, описанное в романе, за чистую монету. Впрочем, по словам самого Крайтона, когда несколько лет спустя в Голливуде купили права на экранизацию и приступили к съемкам, им не пришлось долго искать подходящих декораций, поскольку нашлись и подземные лаборатории, и специальные компьютерные программы, и биометрические охранные системы.

В «Штамме» автор очень много внимания уделил проработке характеров персонажей. Крайтон постарался сделать участников программы «Лесной пожар» максимально достоверными, живыми людьми, со своими достоинствами, недостатками, тараканами и скелетами в шкафу. Но вместе с тем в первую очередь его интересовал исключительно разразившийся кризис и попытки его решения. Сконцентрировавшись на идее о неизбежности выхода ситуации из-под контроля (гораздо позже схожие мысли будут звучать из уст Яна Малькольма в «Парке юрского периода»), Крайтон моментально обрывает повествование, как только добивается нужного результата. Таким образом, оказались обрублены несколько перспективных сюжетных линий. Герои очень много времени затратили на исследование «Андромеды» и попытки угадать, откуда она взялась, но в итоге тайна возникновения штамма так и осталась нераскрытой. Более того, автор настолько сильно спешил поставить точку, что в итоге с одними персонажами читатель вообще не успел попрощаться, а других оставил буквально на полуслове.

Еще одним минусом стало искусственное приглушение интриги. Поскольку книга написана в виде псевдодокументального исследования, Крайтон не раз намекал, описываемые события произошли за несколько лет до момента написания, поэтому все действия, ошибки и оплошности действующих лиц известны автору наперед, о чем он и спешит поделиться с читателями. Поступая так, однако, Майкл во-первых принижает важность текущего момента, а во-вторых, избавляет от необходимости переживать за того или иного персонажа, поскольку фразы типа «много недель спустя он вспоминал этот момент» недвусмысленно намекают, что герой благополучно пережил кризис.

Резюме: очень крепкий роман, в котором видны все фирменные черты Майкла Крайтона. Именно такие книги, как «Штамм «Андромеда» принесли автору любовь читателей, многомиллионные тиражи и звание отца технотриллера.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко старые книги остаются актуальными долгие годы после написания. Даже любители «Золотого века» фантастики обычно подчеркивают, что это — классика, с хорошими идеями и слогом, но уже мало относящаяся к настоящему времени.

Не таков роман «Штамм «Андромеда». Эта история фантастична только в том плане, что она еще не произошла. Но весь опыт последних десятилетий говорит нам, что это может случиться в любой момент, поскольку, мы, надеюсь, не прекратим свои исследования космоса и упорные поиски внеземной жизни. Или это может произойти из-за наших игр с генетикой. Или еще по какой другой причине. Важно другое: этот рассказ — об обратной стороне любого научного исследования, которое может таить не только эпохальные открытия, но и неведомые нам опасности, и поэтому роман еще не скоро утратит свою актуальность.

Сюжет простой и заезженный голливудскими фильмами последнего десятилетия: проект поиска в космосе новых форм жизни принес, наконец, результат. И, именно такой, на какой рассчитывали и были готовы, заранее построив для изучения новейший научный комплекс. Но никогда не бывает так, как планировалось, когда имеешь дело с силами природы: новая форма жизни оказалась крайне агрессивной и таящей множество сюрпризов, с неожиданными последствиями которых приходится разбираться команде ученых.

Вот эта команда и ее действия — самая сильная сторона романа. Большая часть истории посвящена тому, как происходит научный поиск, определяется единственная дорога, ведущая к открытию, предугадываются его последствия и разрабатываются методы по устранению нежелательных отклонений. Сегодня, когда наука не так популярна, эта часть книги — содержание и философия научного метода познания — должна стать настоящим открытием для молодых читателей.

И еще один нюанс. «Штамму «Андромеда» исключительно не повезло с экранизациями. Последняя из них превратила крепкую историю в бессмысленный и скучный набор штампов фильмов-катастроф. Поэтому не надо ориентироваться на эти поделки, а прочитайте книгу сами, если любите твердое НФ.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доигрались

***

По соотношение произведения\экранизации Майкла Крайтона мало кто обошел. И пусть у него не так много известных фильмов, о парочке слышали, скорее всего, почти все – «Парк Юрского периода» и «Штамм Андромеда». По крайней мере, обе экранизации не просто известны, но и снискали хорошую славу. Что ж, ниже пойдет речь о романе-основе для «Штамма».

Итак, вторая треть XX века, США. Штаты проводят поиски новых типов биологического оружия. Поскольку в соперниках у них советы, американцам приходится пойти на нечто совершенно неординарное. Они пытаются найти биологическое оружие в космосе. Смелая попытка, ничего не скажешь. Собственно, вокруг этого и строится сюжет. Сперва небольшой квест для завязки, затем технотриллер с биологическими выкладками.

Главными героями здесь выступают ученые, что не удивляет. Занятно, что команду из них подобрали очень разнообразную. Рядом с микробиологом, например, находится практикующий хирург. А почему бы и нет? Персонажи у Крайтона довольно условные, всё-таки главный фокус не на их характерах, а на их действиях. Поэтому не стоит ожидать от короткого романа выписанных характеров.

Действие в романе довольно волнообразное. Сперва что-то происходит, начинается драйв, затем небольшое провисание для анализа произошедшего, потом снова – драйв; анализ. Динамика при этом всё равно присутствует, скучать не приходится. Особенно в финальной трети, которая вообще зашкаливает по экшену.

Теперь об актуальности вопроса. «Штамму» уже более полувека, переизданий в РФ не было давно. Видимо, издатели считают, что книга ныне популярной не будет. А зря. Пусть в этой книге есть ЭВМ, нет сотовых, связь идет через полуживой телетайп, но при всём этом проблематика произведения очень злободневна. Речь даже не о бушующем ныне короновирусе. Власти стран не скрывают, что ведутся разработки биологического оружия. И насколько качественно все это проводится? Вряд ли мы узнаем ответ на этот вопрос. Крайтон же наглядно показывает, что учесть всё, даже если учли всё, невозможно. Увы, но он прав. И что, «штамм Андромеда» — это цена риска? Нехилая такая цена.

Заключение: роман «Штамм Андромеда» далеко не нов, но актуален и в наше время. Биологическая составляющая резко выделяет его на фоне твердой НФ. Навскидку, только Уоттс из современников пишет в этой канве. Сейчас популярна космическая НФ, в том числе контактная. Поэтому книга Крайтона не должна быть забыта.

9 штаммов из 10.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Штамм андромеда» был выпущен в 1969 году Крайтоном. В книге описывается принесенный спутником с земли инородный бактериологический организм (типа менингококков) и методах борьбы и контаминации его.

В романе подробно расписывается пятиярусная структура чистого помещения, созданного заранее для борьбы с инфекциями. В котором 1 уровень самый грязный, 5 самый чистый, и значительная часть книги описывает методы дезинфекции сотрудников, которые возрастают от грязного к чистому.

Сейчас, как люди, которые знакомы с методами строительства и эксплуатации стерильных помещений, с улыбкой читаем о методах и способах, например, о методах стерилизации, которые он берет за основу.

Тем не менее, на улице 1967-1968 год, когда он пишет роман. Люди только-только за 10 лет до этого запустили спутник (1957) и осознали, что должны быть нормы чистоты, и только в 1961 впервые построено первое чистое помещение с ламинарным (однонаправленным) воздушным потоком. Только в середине 60-х идет внедрение чистых помещений в медицине производстве лекарственных средств и изделий медицинской техники. Если ранее стерильные помещения оценивались только одним критерием — количеству частиц на 1 м3 воздуха, то только в 60-е вводится требование о «биологически» чистых помещениях, где чистота воздуха оценивается по 2 параметрам — число частиц и число микроорганизмов. Тогда же появляются в конце 60-х первые GMP (Good Manufacturing Practice), которыми руководствуются и по сей день. Российский стандарт, являющийся калькой с международного ISO — ГОСТ Р ИСО 14644 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды» также является руководством в РФ.

В настоящее время уже более 60 лет оценка так и проводится по 2 критериями (количество частиц на литр и количество микроорганизмов (КОЕ) по смыву с поверхностей и по количеству КОЕ в воздухе на литр)

Крайтон выразил в своей книге боязнь человечества научных достижений (под этой сверхсекретной 5-уровневой лабораторией заложен ядерный заряд, постоянная опасность ядерных ударов и взаимного уничтожения также проходит красной нитью в книге), но также он и в который раз подтвердил свою научную осведомленность и подкованность в знании научного базиса (как это было в произведении «Пожиратели мертвых»).

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр книги несомненно научная фантастика, и упор автор делает именно на научность, фантастика присутствует, но в незначительных количествах. Что в романе фантастичного? Неземное происхождение «Андромеды» и, в некоторой степени, оборудование и атмосфера происходящего на секретной базе «Лесного пожара». Причем вся описанная техника, исследовательская аппаратура и прочее на самом деле большей частью реальны для того времени. Фантастичность заключается во-первых в том, что для того времени вся эта техника действительно была на грани фантастики, а во-вторых в том, как все это описывает автор. За научность отвечают многочисленные термины и теории, плюс несколько графиков, рисунков и чертежей. Если делается какой-либо анализ, то от Крайтона вполне можно ожидать, размещения таблицы с результатами. Это делает книгу одновременно и более реалистичной и в тоже время более фантастичной. Подобное количество науки я встречал только у нашего Головачева, но у него она менее реальна и больше оторвана от действительности. Крайтон рассказывает о том, что сейчас понятно каждому: ДНК, генотипы и т.п. Вроде бы все и заумно местами, но автор дает всему подробное объяснение, так что путаться особенно не придется.

Крайтону свойственно постепенное наращивание действия, с каждой прочитанной страницей читатель ощущает все более нарастающее напряжение. Все это эффектно усиливается таинственным происхождением смертоносного микроорганизма, над разгадкой природы которого и бьются ученые. Но. В «Штамме «Андромеда» заканчивается все банально. Мне это сильно не понравилось. Была ведь интереснейшая теория о происхождении и назначении штамма, но автор оставил ее в стороне. Полученный «узел» автор просто взял и разрубил, а не расплел до конца, как стоило бы это сделать. Есть в книге несколько интересных идей, мне, например, понравилась гипотеза решающего голоса, о том, какая категория людей принимает более правильные решения в чрезвычайных ситуациях.Характеры главных героев романа проработаны довольно поверхностно, каждый из них – это типичный ученый, со свойственными этому классу людей типом поведения.

Итог: Качественная научная фантастика с уклоном в достоверность и реальность происходящего.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что автор достаточно странно решил поиграться с читателем, на первых страницах же показав ему конфетку и забыть о ней до середины. Зачем так делать? С одной стороны загадочная вирусная катастрофа внеземного происхождения, а с другой занудное знакомство с героями в банальных ситуациях.

Не могу не отметить излишнее спекулирование фактором неудачи, когда в таком небольшом произведении всего за несколько десятков страниц происходят 3-4 неконтролируемых события, которые значительно влияют на происходящее. То кто-то недолистал страничку, а там отгадка, то кого-то отвлекли в нужный момент и он недосмотрел, то бумажечка случайно замялась и теперь атомная бомба не взорвется! Это очень странно. Нехватка воображения?

Ну и конец... я бы сказал, что он ужасен, но его просто нет. Штамм просто обрывается. Да, может и в жизни было бы также, этим напоминает «Войну миров» кстати, но нельзя же так подводить под самую опасную опасность, а потом просто все бросить и уйти! Дескать, само разрешилось.

Прочитал «Штамм Андромеда» и «Человек-компьютер» этого автора и оба мне не зашли по абсолютно одинаковым причинам. Скомканные концы, отсутствие общей идеи или выводов из происходящего. Ну вот странный вирус убивает людей, ученые его исследуют и что? Он сам себя обезопасил. Суета, которая не нужна для решения проблемы. А вот надо провести лечение очень агрессивному и опасному пациенту, врачи делают уникальную операцию на мозгах и... ничего не меняется. Зачем все это было? Какой вывод? Все зло в мире от яйцеголовых? Наука не нужна, ибо от нее одни проблемы?

В итоге сюжет закручивается вокруг интересных событий, которые могут изменить мир, но из этого ничего не получается. Все как-то мелковато и слишком локально.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман.

Чрезвычайно быстрое издание русской версии романа Крайтона в СССР (1971) привело к появлению двух интересных мнений: одни причислили автора к людям радикального, антиамериканского толка, а другие ополчились на него за то, что он… выдает правительственные секреты и новые идеи биологического оружия!

На своем сайте автор указывает, что он руководствовался чисто научными принципами при написании романа – он построил вымышленный пример научного кризиса, при котором технологические ошибки людей могут привести к такой катастрофической ситуации, когда процессом невозможно будет управлять. Другой пример (реальный) – разлив нефти в Мексиканском заливе.

Эти кризисы, как показал Крайтон, происходят независимо от конкретных людей, вовлеченных в науку.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая как гранит научная фантастика. Одна из самых твёрдых, что мне доводилось читать. Не без изъяна, конечно, но мне понравилось.

Крайтон рисует технократическое общество, где мнение учёного имеет вес не только в глазах общественности, но и в политических кругах. Настолько, что политики передают в руки учёных пусть и тактическое, но ядерное оружие. Причём, решение о применении и сама «красная кнопка» находятся в зоне ответственности сугубо гражданских учёных. Чего в реальности, как мне кажется, не будет никогда. Можно порассуждать об утопии, однако итог будет неизменным.

Тут вот в отзывах многие пишут, что герои безликие, картонные. Да, отчасти это так. Однако по меркам современной среднестатистической фантастики, «в среднем по больнице» герои Крайтона более чем выпуклые и яркие. Да, в принципе, если брать даже мэтров вроде Кларка или Азимова, то и тут можно поспорить. Так что, роман не только строго научно-фантастичен, но и вполне себе продуман с точки зрения психологии.

Если говорить о многочисленных и развёрнутых отступлениях, в которых рассказывается об истории науки, о достижениях, об устройстве подземной лаборатории, то это, конечно, на любителя. Кому-то они могут показаться скучными и необязательными, но мне, например, очень даже пришлись по вкусу. Научпоп, введённый в художественное произведение, — это отличный приём. Пробуждает интерес к предмету вопроса, к прочтению статей по теме.

Ну, и наконец, насколько понимаю, фирменная фишка Крайтона. Мысль о том, что всего предусмотреть невозможно. Что даже самыми компетентными людьмо рано или поздно будет допущена ошибка. В данном романе идея сверкнула не раз, причём зачастую в решающих моментах. Технические ошибки и когнитивные заблуждения в книге не только заставляют героев блуждать во тьме, но и наоборот — спасают от неправильных, преждевременных решений и действий.

В целом, роман оставил приятное впечатление, захватывает, временами оторваться от чтения попросту невозможно. Добротная книга, которую можно рекомендовать широкому кругу читателей. И не только любителям научной фантастики.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Биофантастика ближнего прицела. Новый для меня жанр и малопонятный. В отличие от космофантастики такого же дальнодействия, где детально описывается внутренняя обстановка космических кораблей, различные агрегаты и устройства, приводятся чуть ли не чертежи скафандров и радаров, в данном произведении столь же скрупулёзно рассматривается биохимическая лаборатория высшей защиты, предназначенная для изучения микроорганизмов.

Попутно я много чего узнал о ацидозе (да и вообще о кислотно-щелочном балансе крови), влиянию на организм денатурата, приступе эпилепсии и многом другом из медицины и бактериологии.

И я автора понимаю. Как Хайнлайну было важно описать удобный космический скафандр (недаром он ими и занимался в реальной жизни), так, видимо, и Крайтону было важно донести до медиков, учёных и военных свои мысли по обустройству это самой подземной лаборатории. Да и вообще по бактериологической/вирусной угрозе из космоса.

Увы-увы, но автор настолько углубился в науку, что потерял интригу (вернее, загрузил меня как читателя настолько, что я перестал понимать, в чём соль расследования) и слил финал. Это нехорошо.

Понимая это, автор решил «поддать газку» и, плюнув на основной сюжет (хрен с ним, с вирусом, само как-нибудь рассосётся!), закрутил динамику последних страниц вокруг предотвращения ядерного взрыва в лаборатории. И это совсем грустно. Потому что автор ничего не приготовил для этой истории.

Дал в начале два ключа и мысль о том, что холостяки примут более верное решение, не подорваться ли им с друганами. Но:

1) нет метаний/сомнений

2) нет противопоставления холостяка и нехолостяка

3) нет психологических портретов никого, кроме эпилептика (а он-то как раз и не принял участие в сюжете, сразу в обморок упал)

Да и вообще, история о самоподрыве тянет на отдельный роман, желательно с любовной линией, с трогательными звонками на волю жёнам и матерям и т.п., а не беглому ползанию по трубе на пару страничек.

Получается, что как писателю Крайтону стоит поставить тройку (из пяти), но как фантасту, как придумщику, обстоятельному и детальному, чистые пять!

Итого: 4 (то есть 8 по местному счёту)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Майкл Крайтон — настоящий человек эпохи Возрождения нашего времени. Он и сценарист, и писатель, и постановщик, и продюсер и даже PhD в области медицины. Последнее и сыграло, вероятно, свою роль в создании первого популярного и подписанного собственным именем романа автора — «Штамм Андромеда».

Andromeda Strain — это производственный технотриллер о пятерых учёных, запертых в секретной лаборатории для работы с вирусом, упавшим вместе со спутником. Медицинско-производственная часть, особенно для времени создания, описана очень классно, в меру детально. Технологически-триллерная часть тоже не подкачала — ощущение тревоги и потенциального выброса смертельного возбудителя очень увлекает. Плюс, конечно, главная интрига о механизмах действия заразы извне и его свойствах держится очень неплохо.

А вот художественно, конечно, это не шибко интересное чтиво. Герои плосковаты, диалоги дежурны, деталей и проработки маловато. Но читать можно и при любви к жанру даже нужно.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Золотой образец научного триллера. Всю книгу микробиологи сидят в лаборатории и исследуют опасный микроорганизм, случайно занесенный на Землю с упавшим спутником. Стиль — подчеркнуто сухой, псевдодокументалистский. Провели такой-то эксперимент, получили такие-то результаты. Три страницы цифр, диаграмма, обсуждение диаграммы. При этом оторваться от книги вообще невозможно (слава богу, что короткая!)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх