Роберт Шекли «Координаты чудес»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гремит гром, и перед изумленным Кармоди объявляется некто (выглядящий как человек, только без ушей), который объявляет ему, что он, Кармоди, выиграл в лотерею главный приз, который ожидает его в Галактическом Центре...
Когда писатель в 1999 году приезжал в нашу страну, он был приятно поражён огромным количеством поклонников своего творчества и решил сделать для них подарок: спустя тридцать лет после выхода «Координат чудес» Шекли специально для российских читателей написал продолжение своего знаменитого романа — «Новое путешествие в координаты чудес».
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Координаты чудес»
— журнал «Химия и жизнь 1973'09», 1973 г.
— журнал «Химия и жизнь 1973'10», 1973 г.
— журнал «Химия и жизнь 1973'11», 1973 г.
— журнал «Химия и жизнь 1973'12», 1973 г.
— антологию «Солнце на продажу», 1983 г.
— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.
— антологию «Крылья ночи», 1989 г.
- /языки:
- русский (31), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (27), периодика (4), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Б. де Кастильоне (1), Г. Гринев (11), Г. Гуревич (18), Н. Науменко (1), А. Онишко (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 18 декабря 2024 г.
Наверное, это одно из самых колоритных произведений Роберта Шекли, в котором через иронию, сарказм и абсурд он попытался высмеять уже устоявшиеся черты фантастической литературы. Причем, несколько раз это было практически на грани. В целом это снова интересная задумка, где нет предела фантазии автора, который сам для себя стер практические все правила и законы жанра, смело следуя заветам юмористической гротескной сатиры. Книга переполнена абсурдными диалогами, абсурдными ситуациями и абсурдными персонажами. Сделано это таким образом, что в процессе чтения не возникает вопросов к логике сюжета: например, откуда взялись говорящие динозавры или почему безымянный персонаж (поначалу предстает в виде неодушевленного предмета), являющийся «призом» главного героя, на протяжении всего повествования постоянно меняет форму, а на некоторое время вообще пропадает из поля зрения. Всё это воспринимаешь как данность, так как заранее понимаешь, что балом здесь правит сюр и фантасмагория. Как бы то ни было, но книга не настолько абсурдна, как кажется поначалу. Сюжет, каким бы странным ни был, все таки обладает конкретной структурой, с помощью которой описана довольно абстрактная, не серьезная, но тем не менее подчиняющаяся определенной логике вселенная, служащая для автора инструментом для метафор, высмеивания и критики реального мира. Можно обозначить несколько важных сюжетных смысловых особенностей.
1. Законы надчеловеческого бытия.
Итак. Главный герой (Том Кармоди) — совершенно обыкновенный житель США со своими земными заботами и проблемами вдруг оказывается втянут в омут сверх человеческих процессов. Некий инопланетный посланец появляется перед ним без всякой причины и объявляет, что Кармоди выиграл в некой глобальной лотерее, приглашая отправиться с ним в галактический центр вселенной за своим причитающимся призом. Том соглашается, после чего его привычная жизнь безвозвратно меняется, так как найти обратную дорогу домой — задача наивысшей сложности. Чтобы определить расположение родной планеты, необходимо знать её вероятностно-пространственно-временные координаты, отвечающие на три основополагающие вопроса: куда? (точка в пространстве) когда? (время) которая? (вариант из мириад параллельных миров). Отправить горе-путешественника домой по силам только самым могущественным существам, которых еще предстоит найти и заслужить их доверие.
Перед Кармоди открываются доселе неизведанные подробности многогранной вселенной, которая оказывается переполненной разного рода странностями. Вместе с тем он узнает, что вселенная конкретно детерминирована — в ней действуют незыблемые законы и правила. Основной закон мироздания — закон пожирания. В Земной парадигме реального мира за выполнение этого закона выступают правила пищевой цепи (в ученой среде так же называют экологической пирамидой), с помощью которых по средствам взаимодействия разных видов одной экосистемы (травоядные и хищники, например) происходит круговорот вещества, а значит и всей энергии в целом, её переноса и сохранения (из чего так же можно вывести закон сохранения энергии). Кармоди напрямую испытывает на себе влияние этого закона только в более грандиозных масштабах, так как будучи вырванным из своей привычной среды, своим присутствием за рамками дозволенного он нарушил общий баланс вещества и энергии, тем самым побудив саму вселенную на уровне защитных механизмов создать предназначенного только для Томаса пожирателя. Таким образом главный герой должен как можно быстрее вернуться обратно, иначе просто рискует быть съеден своим личным хищником, который начинает идти за ним по пятам, обладая всеми необходимыми знаниями о своей жертве (привычки, слабости, паттерны поведения).
Понятно, что автор следует идеалистической логике, наделяя вселенную (созданную систему) собственным сознанием, позволяющим воспроизводить те или иные механизмы для соблюдения обозначенных принципов. В материальном же мире та или иная пищевая цепь строится, исходя из объективных обстоятельств природной среды, баланс которой естественно может быть нарушен более совершенными и разумными видами (например, человек и его деятельность). Решением данной проблемы для разумных видов могло бы служить более организованное социальное устройство бытия. У Шекли же вселенная безжалостна и разумна сама по себе, вынуждающая своих обитателей руководствоваться строго индивидуальными предпосылками.
2. Сильные мира сего.
По сюжету Кармоди ищет помощи и волею судеб встречает на своем полным всевозможных странностей пути могущественных существ, обладающих сверхчеловеческими силами. Будь то скучающий бог Мелихрон, который, ограничившись и пресытившись властью только на своей планете, полностью потерял смысл своего дальнейшего существования. Или саркастичный горделивый инженер конструктор целых планет и галактик Модсли (именно он построил из химических элементов и связей нашу планету Земля, а так же задизайнил океаны, материки, горы, леса, реки и озера), взгляд на окружающий мир которого слишком пессимистичный, циничный и скептический. А так же исполнительный терпеливый представитель бюро межгалактических координат Клайд Сизрайт, понимающий, обходительный и готовый оказать любую возможную помощь для Кармоди. Все они в определенном смысле существа более высокого порядка, имеющие доступ к самым скрытым возможностям вселенной, обладающие навыками над человеческими (управление временем, пространством, вероятностями событий).
Через их образы и различные взгляды на окружающую действительность автор сквозь призму сарказма и иронии доносит свою критику реального мира. Заигрывая с религиозным подтекстом (бог Мелихрон и его глубокие проблемы самоидентификации), переходя к критике существующих теологических институтов (Модсли и его резкие негативные высказывания в сторону любой религиозной доктрины), Шекли все же рисует сложную структуру бытия, в котором человеческое сознание занимает одну из самых низких ступеней, уступая твердые и уверенные позиции более совершенному разуму, который либо вовсе не обладает эмпатией по отношению к менее развитым цивилизациям, проявляя тщеславие и цинизм, либо вообще их не замечает. Данный смысловой аспект отсылает к следующей особенности.
3. Несовершенство человеческой системы.
Сквозь череду сюжетных поворотов Кармоди все же достигает определенной точки, где ему готовы оказать конкретную помощь, — бюро галактических координат. С помощью возможностей высшего существа Сизрайта Кармоди начинает путешествовать по разным версиям планеты Земля в попытках определить/угадать/вспомнить именно свой мир. В конечном итоге выясняется следующее:
Кармоди находит свой мир, но им оказывается довольно несовершенная и противоречивая версия Земли, где в обществе процветает культ потребления. Из мусора жители города Нью-Йорка построили целый музей, закрепляя и провозглашая тем самым свое новое квази искусство, сосредоточенное на праздности и сверх потреблении. Том не выдерживает и снова просит Сизрайта переместить его на другую Землю, тем самым окончательно и бесповоротно теряя связь со своей родиной. Понимая, что, прыгая по остальным мирам, долго так не продержится, так как по пятам следует кармодиед, главный герой решает жить в мгновении — по сути последним днем. Ведь даже это состояние и ощущение бытия лучше, чем пребывание в своей прежней парадигме, с которой, обладая более обширными знаниями о глобальной вселенной, он больше не в силах свыкнуться.
Таким образом автор показывает несовершенную человеческую систему, которую главный герой всецело и окончательно отрицает, выбирая дальнейшие скитания и конечную гибель. Шекли как будто бы конкретно намекает на неустроенность и противоречивость своей реальной окружающей действительности. Спустя пол сотни лет критика Роберта отлично подходит и нашему времени.
Итог
Перед нами знаковое произведение Роберта Шекли, наполненное доверху жгучей сатирой. Под теплым одеялом, сотканным из иронии, сарказма и сюрреализма, автор бережно укрыл едкую критику реальной действительности, смело балансируя на тонкой грани остроумной трагикомедии. В этом аспекте нарративы книги очень сильно напоминают абсурдистские образы из цикла «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, а в определенных моментах даже их превосходят.
Мах Асаматман, 16 октября 2024 г.
Не мое.
Вообще, к подобной — абсурдно-сатирической — литературе у меня отношение неоднозначное. Ту же «Алису» воспринимаю нейтрально, «Гулливер», на мой взгляд, устарел, «Автостопом по галактике» скорее не понравился, а вот Хеллеровская «Поправка/Уловка» и «Скотный двор» Оруэлла — очень даже по мне. А все дело именно в соотношении абсурда к логичной составляющей. Хеллер ушел в гротеск дабы подчеркнуть атмосферу бессмысленности и безысходности, и абсурд стал обрамлением трагедии. Здесь же — сплошной наркотический бред, ни много, ни мало.
Я не люблю подобные вещи из-за отсутствия логики. Читая их, абсолютно не понимаешь, что ждет тебя через пару предложений, но что еще хуже — при таком раскладе в паре «рассказчик-читатель» ты превращаешься в полностью ведомого, которого просто «тащит» по страницам безудержная фантазия автора.
Вот мы в каком-то галактическом центре спорим с однофамильцем (чье возвращение я ждал до последней страницы, но так и не дождался), вот ведем философские беседы с самопровозглашенным божеством, а вот уже занимаемся богословием с архитектором звездных систем. Еще минутка — и премило болтаем с солидным тираннозавром, после чего немного «скачем» по альтернативным Землям, среди которых более-менее примечательным является мир с покинутым городом, оснащенным искусственным интеллектом.
Почему и как мы оказываемся там или тут? Какая нелегкая влечет нашего героя из одной бредовой реальности в другую? По большей части — слепой случай. Нет, нам говорят, что так будет лучше, и отправляют к следующему пункту назначения, где герой раз за разом наступает на одни и те же грабли. Впрочем, не стоит слишком уж его винить — главным героем в психушке становится далеко не всякий, и отнюдь не каждый день. В прочем, Кармоди переносит тяготы путешествия довольно стоически (под стать Адамсовскому Артуру Денту), и вскоре учится «показывать зубы».
Не хватило мне ни логики, ни последовательности, ни какой-либо целостности. Если как самостоятельные рассказы отдельные главы выглядят вполне сносно, то слишком уж разрозненными они кажутся в составе единого целого.
В то же время, некоторые эпизоды своими размышлениями очень даже хороши. Особенно беседа о боге и религии с Модсли (за которую, я уверен, Шекли наверняка критиковали), и потрясающе едкая сатира в главах о Динозаврвилле, где и по расизму успели пройтись, и по снобизму, и по американскому обществу тех лет в целом. Хотя... не только американскому, и не только тех лет.
Как итог, признаю, что дельных и актуальных мыслей достаточно — произведение достаточно умное. Но стилистически это именно инструмент, с помощью которого Шекли выразил свою позицию, и удовольствия от прочтения сего манифеста я не испытал.
Darth_Veter, 1 декабря 2024 г.
Обычный американец ирландских корней Том Кармоди выигрывает Интергалактическую Лотерею и отбывает в галактический Центр за заветным призом. Но на месте выясняются две не совсем приятные вещи. Первая: победителем Кармоди объявили по ошибке, которая была изначально заложена в Лотерейный компьютер. Вторая: посланец, доставивший героя романа в центр Галактики, не знал обратной дороги к Земле, так что Кармоди вынужден был искать ее самостоятельно, обратившись за помощью к Мелихрону, который по сути своей был ... Богом (ибо создавал на заказ целые планеты). Тот переадресовал его к своему инженеру Модсли, что создал рабочие проекты практически всех планет Галактики. Модсли, в свою очередь, доверяет доставку землянина в руки Сизрайта, директора-распорядителя Всегалактического Бюро Координат, чтобы тот смог отправить победителя лотереи в ПРАВИЛЬНОЕ время и пространство. Но, как это водится в большинстве фантастических произведений, герою придется изрядно попутешествовать по чужим мирам и временам, прежде чем он окажется в исходной точке.
Сразу должен сказать, что перед нами, наверное, самое сложное произведение Роберта Шекли. Как и большая часть других его творений, оно полно юмора и несерьезных размышлений. Но вместе с тем, в нем имеется достаточно большое число философских рассуждений о смысле жизни, главном назначении человека и роли науки в обществе. Поэтому чтение не будет легким занятием — придется изрядно пошевелить своими извилинами, чтобы осознать то, что пытается сообщить нам автор. Многие из этих рассуждений ироничны только на первый взгляд, а на самом деле являются нестандартными взглядами на вполне обычные вещи. Взять, хотя бы, логические обоснования о важности ... ошибки, которая (по мнению Лотерейного компьютера) играет во Вселенной едва ли не ключевую роль. Смех смехом, но трудно не согласиться с писателем, учитывая многочисленные примеры из человеческой истории (в частности, одна из таких ошибок — магия и волшебство — привела к появлению очень серьезной науки химии). Еще один пример — вопрос о роли Бога в истории. Понятное дело, что сам автор в него не верит, но вопрос ставит вполне корректно: если Вселенную создал не Бог, то кто же тогда? Вполне вероятно, что на такую роль может претендовать ОЧЕНЬ талантливый инженер типа уже упоминавшегося выше Мелихрона. Писатель и тут не может обойтись без традиционной иронии: оказывается, нашу планету заказал некий старый и «бородатый старик с пронзительным взглядом». А само ее создание стало для «космического строителя» Модсли своеобразным «пробным камнем«! Поэтому без недостатков не обошлось, но строитель сумел убедить заказчика, что «случайность ... есть математический эквивалент свободы воли». Именно поэтому наша планета столь непредсказуема в происходящих на ней процессах, что даже кажется враждебной для всякой разумной жизни. Как тут с автором не согласиться?? Словом, в романе вы встретите довольно много здравых рассуждений, искусно замаскированных под типичный «научно-философский бред». Приключенческая составляющая (в частности, охота на героя со стороны «кармодиеда») оттеснена ими на второй план и не является основной. Так что если вы любите фантастическую литературу, но предпочитаете не напрягать свои мозги, читая ее, лучше оставьте книгу на полке и уделите время Гарри Гаррисону.
В процессе чтения у меня возникла четкая ассоциация главной идеи романа с аналогичным по духу произведением Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». Особенно сходной оказалась сцена на «складе планет», где хранились созданные по чьему-то заказу небесные тела. Ну чем не мастерская Модсли? Не исключено, что идея написать подобное произведение пришла к писателю после прочтения романа Шекли.
Концовка произведения тоже несколько нестандартна и делает некий реверанс в сторону «вечного жида» Агасфера. Ибо главный герой, повидавший множество чужих миров, разочаровывается в своем собственном и решает продолжить поиски своей «идеальной» Земли. Судя по всему, они будут бесконечными. Если, конечно, Приз сможет сделать Тома Кармоди бессмертным.
-----------
РЕЗЮМЕ: рассказ о скитаниях вечных по времени и пространству, предпринятых обычным жителем нашей планеты с целью получения Главного Приза Интергалактической Лотереи. Несмотря на явную свою юмористичность, содержит в себе множество интересных рассуждений на самые разные темы нашего бытия.
majj-s, 2 августа 2024 г.
Все чудесатее и чудесатее
"— Мы называем их «орити», — сказал Приз. — Это такая порода гигантских грибов. Очень вкусны и сырые, и сваренные в собственном соку. А если тебе повезет, ты услышишь, как орити, перед тем как его съедят, декламирует стихи.
— Какие стихи?
— Орити — хорошие поэты»
Невероятная популярность «Координат чудес» у советского читателя приятно удивила Шекли во время его поездки в Советский Союз и даже сподвигла на написание продолжения. Что ж, мы здесь любим умную, забавную и стильную чертовщинку, у нас богатые традиции любви: хоть «Мастера и Маргариту» возьми, хоть «Понедельник начинается в субботу». Каждый втайне не прочь оказаться на месте Героя.
Да и кто бы отказался поучаствовать? Сидишь ты дома после рабочего дня и вдруг прямо из воздуха соткался (да-да)) странный незнакомец, который сообщает, что ты выиграл Приз Галактической Лотереи. Ну как? Только и осталось, что пойти забрать, с доставкой к месту он поможет. Поговорку про бесплатный сыр в мышеловке мы все любим цитировать, но применительно к себе чаще уверены — пронесет.
Не в этот раз. К архетипическому сказочному сюжету: «Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что» добавляется проблема с невозможностью вернуться в определенное «где, когда, которое». Непонятно? Мне, если честно, тоже не вполне, Шекли большой умница и легко жонглирует понятиями, на осмысление которых человеку несведущему нужно жизнь положить (ну или хотя бы лет пять институтского курса). В таких случаях поступаю, как с волшебной сказкой — просто принимаю на веру.
В этом поражает невероятное яростное дикое буйство фантазии: на дворе 1968 год и постмодернизм уж полвека брюзгливо оттопыривает губу, в очередной раз обгладывая и обсасывая косточки старых сюжетов, перелицовывает их, меняя местами голову и хвост в тщетной попытке создать некую универсальную структуру — Грааль и философский камень в одном флаконе. А получает в большинстве случаев лишь горстку сажи на дне колбы, да не перенесший вивисекции труп сюжета.
А есть еще литература «разбитого поколения» с ее чрезмерным увлечением сексом, наркотиками, рок-н-роллом — ищет то же золотое сечение, но труп сюжета уже не пованивает — извергает стойкие сернистые миазмы. И вдруг, на фоне общего кризиса и стагнации — такой невероятный Клондайк, такое варварское великолепие. Роман дороги, яркий как калейдоскоп, но при том изысканно-интеллектуальный, тонкий, стильный.
В котором бог: Мелихрон, Модсли, Сизрайт — ведет себя, как клерк, строительный подрядчик или скучающий плейбой; земля до начала времен заселена симпатичными и удивительно похожими на нас динозаврами; идеальный город ведет себя, как глупая истеричная жена, а найдя наконец свое сочетание места-времени-обстоятельств, понимаешь, что не хотел бы в них остаться.
Предпочтешь провести жизнь, сколько ее у тебя есть впереди, в странствиях. Но так, чтобы каждый миг был прожит тобой сполна. А в аудиоформате, да еще в исполнении Григория Переля, радость от этого умножается бесконечно.
Frogman, 21 июля 2024 г.
Это не роман, а цикл высмеивания.
Есть остроумное высмеивание, его 1/3
Есть бородатое высмеивание, его 1/3
А есть запрещённое высмеивание его 1/3.
Мне изначально показалось слишком вольным повествование. Шутки скрашивали, пока их не стало много и сюжет вообщем-то свелся к тому, что Кармоди следует, куда/когда его отправят, а это согласитесь, безвыборная тупость. Философия тут мягко говоря архаическая.
Итог: автор написал «Что хочу, то и ворочу».
Ev.Genia, 30 октября 2014 г.
Замечательная вещь! При прочтении доставила массу приятных минут! Читается легко, увлечённо и не отрываясь. Иронически–интеллигентный юмор в чудесных диалогах, эмоциях, красках.
По сути это несколько рассказов, объединённых главным героем и эти рассказы настолько насыщенны, настолько информативны, настолько ярки, взрывны и эффектны, что под конец я забыла с чего вообще всё началось, да это было уже и не важно для меня. Автор не даёт ни минуты отдыха, он без устали увлекает читателя в недра своего богатейшего воображения, щедро раскинутого на страницах книги, что чуть не вынес мне мозг – и это только в хорошем смысле этого выражения, если вообще можно так выразиться. Об этой истории я могу говорить только с восхищением.
Чего только стоит история изобретения прямоугольников или решение подсунуть людям блестящую и бесполезную игрушку – науку, чтобы они носились с ней или словесное описание операции в присутствии пациента, которое исцеляет не хуже, чем сама операция, а мир потребления, в котором оказался Кармоди или о сложности подстрелить рыбу в бочке – про акулу и кильку, а сам Приз, а Кармодиед – хищник Кармоди? Да здесь на каждой странице есть то, что удивляет, восхищает и заставляет удовлетворённо улыбаться.
Кармоди выбрали из биллионов претиндентов, чтобы вручить ему Приз. И надо оказаться чертовски любопытным, чтобы решиться шагнуть за безухим незнакомцем в какую–то трещину, не задумываясь о последствиях. И это для него, одного из биллионов, оказалось шансом покинуть шумный город, душный офис и оказаться там, где оказывается ребёнок в своём неуёмном воображении. И за короткое время пережить такие невероятноые приключения, сравнить себя, свой город, чтобы решиться на такой выбор. Так ведь Кармоди один из биллионов, поэтому имеет право на такой выбор, потому что это его жизнь, его мгновения.
Казалось бы столько всего интересного Автор вписал в одно приключение, которое раскинулось на небольшом количестве страниц, а ведь не мешает этот круговорот и обилие ситуаций и происшествий – всё очень ловко и здорово. А вот напиши так кто другой и возможно уже не показалось бы так стройно и великолепно. Наверное Автор до сих пор даже ,,там'' улыбается и самодовольно потирает руки, что создал такой шедевр, от которого без малого пятьдесят лет спустя читатель с лёгкостью может не просто удивиться, а получить такое потрясающее удовольствие от чтения.
Критопанк, 12 сентября 2014 г.
Начал читать...
Ну, думаю и тягомотина. Прыжки туда-сюда. Маскарад, да карусель... Да это бред какой-то!
Где серьезность? Где супергерои? Где твердая НФ? Где, наконец, сюжет нормальный?
Но прочесть надо! «Координаты чудес» — слишком часто слышимое словосочетание. То книжная серия, то еще что-то там...
Просто так мусолить не будут. Читал в заходов этак семь. Заставлял себя. Как так, типа критик, а «Координат...» не читал.
И лишь прочтя роман до конца, понял всю философскую задумку автора. Здорово именно дочитать! И тогда открывается прямо дао путешественника!
Живи там, где находишься сейчас! Координаты не имеют значения! Ни времени, ни пространства! Не жди ни лучших времен, ни лучших мест! Не стремись домой, чувак! Нет у тебя больше дома. И те кого ты знал изменились и во времени и в пространстве. Нет статики! Все в динамике!
Свыкнись с этой безумной каруселью которая зовется — жизнь — и не напрягайся...
primorec, 11 апреля 2012 г.
Заберите меня отсюда! Это не мой мир. Мой был ласков со мной, и он обнимал и защищал меня, как родная мать. Его населяли добрые друзья, в нем были чудесные вещи — море, леса и цветы, прекрасная музыка и умные книги. А этот — суетливый и полный равнодушия мир каменных джунглей и вечно спешащих угрюмых людей, мир ненужных вещей и таких же ненужных дел — не мой.
/«Ты убежал из собственного дома, Кармоди! Ты понимаешь это? И теперь нет возврата. Неужели ты думаешь найти какой-то прекрасный рай?/
Как я завидовала герою «Координат чудес» Кармоди, читая о его необыкновенных приключениях и главное — такой притягательной возможности раз и навсегда избавиться от груза прожитых лет и неисполнимых обязательств и изменить свою жизнь. Из скуки и размеренности офисной жизни Кармоди вдруг попадает в сказочный мир приключений. Вот он шанс — один на миллион — вновь стать таким, каким мечталось в детстве, когда любопытство заставляло отправляться в «исследовательские» экспедиции по окрестностям и жадно вчитываться в строки книг о дальних странствиях и когда не давил еще груз обычаев, традиций и общественных правил, так что жизнь полная красок блекнет с каждым прожитым годом.
/«Я всегда был жив только в данный момент.- И что тебе даст это мгновение?- Ничего. И все»/
Вот он — шанс, счастливый билет. Надо только решиться и отправиться в обществе Приза через пространство и время в безумное путешествие, чтобы узнать, какими материалами пользуется Бог при постройке миров, как развеять скуку всемогущего существа Мелихрона, справиться с проблемами воспитания юных динозавров и, конечно, обрести себя в бесконечной борьбе с личным хищником. Чтобы взглянуть на свою жизнь со стороны, заглянуть в себя, поговорив со своим вторым «Я» — ворчливым и упрямым Призом, научиться избегать соблазны в виде всяких завлекательных и удобных вещей от личного врага, который, впрочем, вносит остроту в чувства и события, и понять — эта серая, унылая, скучная жизнь середнячка, наполненная пустотой и привычками — не твоя. Твоя — вечная новизна, море идей, яркая палитра впечатлений, существующие только в этот единственный краткий и неповторимый миг жизни.
/«Только один вдох отделяет тебя от смерти. Что ты будешь делать со своим жалким мгновением? — Я проживу его. А для чего еще существуют мгновения?»/
Alexandre, 13 апреля 2009 г.
Вижу, что разные авторы отзывов оценивают произведение по-разному. Я из тех, кому не понравилось. Нагромождение нелепостей, которое должно означать юмор. Прыжки из одного мира в другой, подобно блохе, идиотские замечания Приза, которому-то ничего не грозит и он просто развлекается — всё это приводит меня в уныние.
Очень похоже на «корпорацию «Бессмертие»» и на «Обмен разумов» того же автора. Можно большие куски из одного произведения вынуть и вставить в другое, никто и не заметит, а сюжет не пострадает. В общем моё мнение отрицательное. Вот, разве что хвалят окончание романа — выставку мусора. Но сегодня, если верить «ЕвроНьюс», похожие выставки проходят по всему миру постоянно, однако, думается мне, бывало такое и раньше — обычный приём желающих прославиться «художников» — таланта нет, работать неохота, а выпендриться хочется.
К автору-то это не относится, талант есть безусловно, я читал многие его восхитительные вещи — «Мятеж шлюпки», «Запах мысли», например. Но в этих своих романах Шекли пытается выразить что-то такое, что мне недоступно принципиально. Ругать писателя не стану, но похвалить произведение тоже не могу.
Нескорений, 1 апреля 2016 г.
Шанс, который выпадает раз в жизни, шанс, который нельзя не использовать, упустить. Мы живем с тайной надеждой, что однажды и на нашей улице будет праздник, что нам повезет, и жизнь сама собой изменится к лучшему, не требуя взамен приложения никаких усилий. Как в сказке о Емеле — поймал волшебную щуку и можешь дальше сидеть на печи тридцать лет и три года. Умные люди давно заметили, что не нужно чинить то, что еще не сломалось — если ваша жизнь в целом вас устраивает — есть достойная работа, друзья, семья, то погоня за журавлем в небе ни к чему хорошему не приведет — от добра добра не ищут.
Всё познается в сравнении — чтобы узнать насколько тебе дорога родина, нужно уехать за границу. Первые впечатления пройдут и останется лишь тоска, ностальгия по дому и острое желание вернуться, увидеть знакомое небо над головой, ощутить хлопья первого снега на лице — всё чего ты раньше не замечал, что было для тебя обыденным, становится вдруг дороже всех чудес и секретов Вселенной. Уезжать проще, чем возвращаться, но разве кто-то задумывается об этом, пускаясь в опасную авантюру, очертя голову, главное ввязаться в драку, а там уж куда кривая выведет.
Почему роман американского фантаста Р. Шекли «Координаты чудес» оказался так близок нашему читателю? Во-первых, зачин, напоминающий русские народные сказки, где можно всё получить на халяву, не прилагая при этом особых усилий. Во-вторых, острая жажда перемен — желание вырваться из серых советских будней, заглянуть за «железный занавес», а что же там за жизнь, какие чудеса и блага от нас скрывают? В-третьих, приверженность идее родины — мечты мечтами, хочется попутешествовать, но в итоге всё же вернуться домой, к могилам предков.
В романе приключения начинаются с момента, когда в квартире обычного американца Тома Кармоди, как черт из табакерки, появляется Посланец, который заявляет, что Кармоди стал победителем Интергалактической лотереи и должен последовать в Галактический центр за своим Призом. Тут бы герою и насторожиться — какой может быть приз, если ты в лотерее не участвовал, но желание халявы сильнее сомнений. На месте, конечно, выясняется, что всё это ошибка, и теперь герою нужно вернуться домой на Землю, только вот как это сделать, если он не знает координат — трёх К — Куда? Когда? Какая Земля?
Несмотря на наличие общего сюжета, роман ощутимо распадается на отдельные истории, возможно, автор, подобно Р. Брэдбери, составившему свои «Марсианские хроники» из отдельных рассказов, провернул подобный финт — в этом нет ничего плохого, время было такое, что романы публиковали гораздо охотнее коротких историй. То, что некоторые главы романа впоследствии публиковались в качестве самостоятельных рассказов, только подкрепляет это предположение. Отдельные части этого произведения можно даже отнести к разным поджанрам — изначальная космоопера плавно перетекает в производственный роман, который затем трансформируется в хронофантастику.
В своих странствиях герой подолгу не задерживается, это логически объясняется опасностью, преследующей его с момента, как он покинул Землю. Главное, что обилие локаций не смешивается в кашу — каждое место действия получилось ярким, особенным и запоминающимся. Симпатичные образы главного героя и его неизменного спутника — дополнительный повод, чтобы влюбиться в роман. Ироничные диалоги и забавные ситуации, в которых оказываются герои, заставляют не просто улыбаться, но иногда даже смеяться в голос. Свое место нашлось и для трансляции мировоззрения автора, которое явно антиклерикально, но не отрицает факт существования Бога. Первый раз я прочел этот замечательный роман 15 лет назад, перечитав его заново, могу уверенно утверждать, что количество полученных положительных эмоций было ничуть не меньше, чем во время первого прочтения, а значит перед нам действительно хорошая книга — на все времена!
Deliann, 18 июля 2015 г.
Пару лет назад я думал взять за правило чтение творчества Роберта Шекли в моменты, когда в жизни наступает черная полоса и необходима подпитка положительными эмоциями извне. На днях я об этой идее вспомнил и решил, что пришло время воплотить ее в жизнь.
Знакомьтесь, Томас Кармоди. «Он был спокойным человеком, с юмором, преимущественно меланхолическим. Его лицо как нельзя лучше соответствовало характеру. Рост и мнение о себе – чуть выше среднего. Убеждения его были шатки, зато всегда самые лучшие. Пожалуй, у него была склонность к унынию.»
Ему повезло (или не повезло, как посмотреть) выиграть Приз в Межгалактической лотерее. Хотя, в соответствии с принятой на нашей планете точкой зрения, выигрыш был детерминирован и предопределен. Он случился, потому что так надо и иначе быть не могло. О какой удаче вообще может идти речь? Как бы то ни было, Кармоди Приз получил, пусть и не без эксцессов. Да вот беда, как же ему теперь добраться домой, на Землю?
Роман отличается неспешным действием. Целые главы посвящены размышлениям, объяснениям текущей ситуации и рассказыванию различных историй. И это неплохо. Именно философско-юмористическая составляющая повествования и есть то главное, ради чего роман читать можно и нужно. А сюжет и персонажи здесь для галочки. Что тут говорить, если главного героя затмевают и кармодиед, и Модсли, и очаровательный тираннозавр Борг.
Из-за этого я и оценил роман на 8 баллов: мысли и идеи хороши и интересны, не раз вызывают улыбку, но мне бы хотелось еще переживать за героя, волноваться за него, узнавать в нем живого человека, а здесь этого нет. Да, признаю, под конец уже испытываешь желание закончить злоключения Кармоди, желаешь ему хэппи-энда, но… Финал данного романа стал для меня приятной неожиданностью.
Рекомендую роман всем любителям умной фантастики с изрядной долей юмора.
Нортон Коммандер, 29 сентября 2016 г.
В сокровищнице мировой фантастики есть несколько произведений, схожих друг с другом тем, что их авторы вложили в них юмор, безграничную фантазию, доходящую до абсурда и одновременно глубокую философию.
Таковы, например, «Звёздные дневники Ийона Тихого» Станислава Лема, «Сирены Титана» Курта Воннегута, «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» Дугласа Адамса. Таковы и «Координаты чудес» Роберта Шекли.
Скорее всего, если кому-то понравится одно из этих произведений, то и другие из этого ряда будут оценены по достоинству. А кто-то все эти творения назовёт бредом, сатирическими памфлетами, но никак не хорошей фантастикой.
Что же касается непосредственно романа «Координаты чудес», то он уже давно стал классикой; и если вы любите иронию и философию (её тут изрядное количество), обладаете гибкой фантазией и не избегаете психоделики, то его вам можно смело рекомендовать.
mr.bmv, 20 января 2010 г.
На мой взгляд, книга получилась слегка рваной...
Первая часть: философская, много рассуждений, прекрасная аргументация, есть над чем подумать... Мелихрон и Модсли получились очень колоритными.
Именно таким я и привык «видеть» Шекли.
Вторая часть- банальный американский сериал, сплошные прыжки, который можно продолжать до бесконечности((( Именно вторая часть испортила моё отношение к книге.
Читать продолжение не буду.
iRbos, 8 февраля 2009 г.
Честно говоря, разочарован. По-наслушавшись и по-начитавшись то тут, то там, что это самый лучший роман Мастера, ожидал намного большего. Нет, все не так плохо, скорее даже наоборот, но это далеко не шедевр.
Роман получился каким-то кусочным, но с единой сюжетной линией, как бусины нанизанные на нитку. При этом все бусины разные, какие-то мне понравились больше, какие-то меньше, но общее впечатление все равно какое-то блеклое.
Все перечислять нет смысла, это все равно надо прочитать, но отдельно хочется отметить эпизод с посещением Модсли. Этот момент великолепен от самого начало и до самого конца. Рассказ о знакомстве Модсли с нашим «причудливым старикашкой» и о том как он сплавил ему недоделанный (наш) мир поражает воображение, а разнос религии как общественного института связанного с Богом действительно заставляют усомниться в целесообразности посещения церкви, по крайней мере в рамках данной вселенной. Да и описания операции в присутствие больного тоже хороши.
Вторым положительным моментом романа безусловно является его окончание. Эта безумная выставка мусора, куда все приходят и любуются этой дребеденью, считая это искусством. Я бы тоже сбежал из такого мира, да вот беда, некуда. И то, что понял главный герой к концу романа, мне тоже очень понятно и близко, нельзя все время жить будущим, своими планами, надо так же радоваться и проживать каждое мгновение отпущенной тебе жизни.
mak-grou, 5 июля 2019 г.
Роман, безусловно, шедевр, но сразу хочу обратить внимание вот на что — с переводом «Координат чудес» вышла тёмная история, ибо ещё в 90-х издательством «Полярис» при выпуске собраний сочинений зарубежных фантастов многие переводы специально извращались, одни слова подменялись другими (а чтоб не платить за права), в итоге пострадал и перевод «Координат чудес», а конкретно, 3-й том 8-томного собрания сочинений, изд-во «Полярис», 1994 г., где извратили изначальный перевод Г. Гринева под ред. Н Науменко, с изменениями (взятый из книги «Координаты чудес», изд-во «Аст», 1993 г.), а переводчиком указали Г. Гуревича. В итоге простой подмены слов, смысл многих фраз потерялся, юмор стал менее юморным, а то и вовсе исчез. Чтобы отличить подделку, достаточно открыть начало первой главы и прочитать второе предложение — в подделке вместо «шансы футбольной команды Гиганты» написано «шансы регбистов из команды Гиганты». Тут следует отметить, что у «Координат чудес» есть продолжение,также переведённое на русский язык — «Второе путешествие в координаты чудес» (пер. Л. Щекотовой). Обе части выходили под одной обложкой «Новое путешествие в координаты чудес» в серии «Стальная крыса», изд-во «Эксмо-пресс», 2001 г. (поклонникам Шекли горячо рекомендую разыскать и приобрести в коллекцию именно это издание). Так вот, там переводчиком первой части, как ни странно, тоже указан Г. Гуревич, хотя перевод тот самый — астовский (Гринёва и Науменко)! Действительно, тёмная история...
P.S.: как мне тут подсказал сам Н.А. Науменко (переводчик и создатель серии «Координаты Чудес»), Г. Гринев — это псевдоним писателя-фантаста Георгия Гуревича. «Полярис» опубликовал первоначальный вариант, который Николай Андреевич для КЧ и поправил (там были сокращения, ошибки и т. п.). Однако, это не отменяет моих претензий к некоторым другим переводам издательства «Полярис» (например, отдельным переводам Г. Гаррисона и К. Саймака) — так в 90-е годы издавали книги. Такие дела...
P.P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog