Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»
Замечательный документальный цикл Ильи Эренбурга — воспоминания о людях, с которыми встречался на протяжении своей жизни, о событиях, свидетелем которых был. Воспоминания имели в свое время огромный резонанс и успех, и сейчас не утратили своего значения.
Первые публикации:
Кн. 1 — «Новый мир», 1960, № 8-10. Отрывки: «Литературная газета», 1960, 9 апреля (под названием «В январе 1909 года»); «В защиту мира», 1960, № 5 (под названием «Ротонда»); «Огонек», 1960, № 19 (под названием «В 1916 году»); «Литературная газета», 1960, 4 июня; «Вечерняя Москва», 1960, 13, 15 августа (под названием «Как я начал писать стихи»); «Литературная газета», 1960, 27 октября (под названием «Киев»); «Огонек», 1960, № 40 (под названием «Диего Ривера»); «Советская Украина», 1960, № 10 (под названием «Воспоминания»).
Кн. 2 — «Новый мир», 1961, № 1-2. Отрывки и варианты: «Литературная Москва», 1955, № 2 (под названием «Поэзия Марины Цветаевой»); «Литературная Грузия», 1961, № 1; «Театр», 1961, № 2 (под названием «Воспоминания о Мейерхольде»).
Кн. 3 — «Советский экран», 1961, № 16 (под названием «История одного фильма»); «Новый мир», 1961, № 9-11.
Кн. 4 — «Новый мир», 1962, № 4-6. Отрывки: «Литературная газета», 1962, 21 августа (под названием 1943-й).
Кн. 5 — «Новый мир», 1963,№ 1-3. Отрывки: «Юность», 1963, № 12 (под названием «В южных штатах»); в кн. «Вредакцию не вернулся...» М., 1964 (под названием «Однополчане»).
Кн. 6 — «Юность», 1965, № 1 (под названием «Два портрета: Альберт Эйнштейн. — Фредерик Жолио Кюри).
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Новый мир № 9, 1960», 1960 г.
— журнал «Огонек № 19 1960», 1960 г.
— журнал «Новый мир № 1, 1961», 1961 г.
— журнал «Новый мир № 10, 1961», 1961 г.
— журнал «Новый мир № 5, 1962», 1962 г.
— журнал «Новый мир 1965`01», 1965 г.
— журнал «Новый мир 1965`04», 1965 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 25 мая 2025 г.
Юношеская библиотека, последний ряд в большой комнате абонемента (мне был разрешен свободный доступ к полкам, в виде исключения).
Просматривая корешки стоящих на полках книг — я вдруг нахожу знакомые по внешнему виду томики.
Это издание мемуаров Эренбурга 1961-1966 годов — а знакома мне обложка по причине того, что первый том есть у нас дома, в нашей домашней библиотеке (книги для которой покупала моя мама).
И я решаю таки прочитать все эти тома, благо и мама мне это порекомендовала.
И мне открылся совершенно другой мир — мир «богемы» (можно было сказать и так :)
Это была как бы вводная часть в мир большого искусства — до этого я был знаком с этой сферой человеческой деятельности по детским книжкам на тему+ стандартная информация из школы.
Надо сказать, что я любил рисовать всегда — с самого раннего детства. Но все это было в традиционных рамках реализма (см. картины Шишкина и Репина :)
(«Никакого абстракционизма!» (с) — таки да :)
А тут, у Эренбурга, я впервые столкнулся с совершенно иным взглядом на эти вещи.
И я не ограничился его книгой — начал систематически читать все, что было в этой библиотеке связано с упомянутыми у Эренбурга авторами и живописцами. Да и не только с ними.
А чуть позже мне попался иллюстрированный альбом работ Малевича. И это был другой мир :)
(да, «Черный квадрат» — это таки шедевр. Но есть одно но — надо видеть именно оригинал этой картины, репродукции, увы, все низкого качества (особенности массовых изданий), хорошие абстрактные картины содержат не меньше интересных деталей, чем «реалистичные», только их не видно на репродукциях :)
А потом был в советский прокат вышел старый уже на тот момент фильм «Жажда жизни» — и Ван Гог стал на время моим любимым художником :)
(как и импрессионисты в целом)
Но без «затравки», полученной у Эренбурга- я бы никогда не смог воспринять и этот фильм и живопись Ван Гога правильно, оставшись навсегда в рамках полученных в школе представлений (далее получилось еще интереснее — от Ван Гога к очень непростому Леонардо да Винчи :)
(И Александр Иванов — это совсем не «Явление Христа народу» — это, в первую очередь, его «Библейские эскизы», и прерафаэлиты — это уже его эпигоны :)
Для него я воспользовался фотографией одно из своих знакомых девушек.
Сказать, что этот плакат обрел бешенную популярность среди солдат — это не сказать ничего :) (нет, там было все в рамках приличий :)
(жаль, что она так и не узнала об этом :)
И да, локальная слава пришла ко мне, как к самому Иванову :) И это все — благодаря книге Эренбурга.
В последующих томах книги было много политики, взгляды за прошедшее между написанием книги и моментом ее чтения время успели сильно изменится и эта часть выглядела уже неактуальной (но грустный анекдот про Теруэль я таки запомнил :)
А вот за воспоминания автора о Пикассо и Неруде — большое ему спасибо. Так как другой объективной инфы тогда фактически не было.
Кстати, я был не одинок — «Люди» были достаточно популярны среди тогдашней молодежи.
И вот прошли годы. Я снова прочел все эти тома. Уже как человек в возрасте — увы, мне, как и Эренбургу тогда — пора писать мемуары.
И теперь я стал иначе понимать автора (и похоже, что более правильно...)
dgolland, 17 декабря 2020 г.
С упоением читал во время срочной службы в армии. Открыл для себя огромный мир в литературе и живописи. Очень благодарен автору за этот трехтомник, который во многом определил мой дальнейший интерес к искусству.
Smolskiy, 31 августа 2022 г.
«Люди, годы, жизнь» Илья Эренбург.
Наверное, стоит читать это произведение любому русскому человеку, а еще лучше нынешнему западному миру. Прочитав эту книгу понимаешь что ничего под солнцем не меняется. Все также политика остается политикой с ее корыстными целями. А жизнь простых людей «мыслящего тростника»- тлен. Гуманизм, толерантность лишь прикрытие и удобный инструмент для достижения целей. А убийства становятся все изощреннее и массовыми. А самое печальное, что все забывается. Несправедливо забывается. Один из призывов этой книги: ничто нельзя забыть.
В этом произведении у читателя есть уникальная возможность познакомиться с художниками, прозаиками, поэтами, политиками тех лет. Причем сделать это в уникальной, как бы «бытовой» форме. Все это разбавлено описаниями исторических и политических событий. И это не просто историческая хроника, а жизнь людей в те годы. Получаешь большое удовольствие от живого, простого русского языка коим написана книга. Не обо всем и всех упоминает Илья Эренбург в своих воспоминаниях, наверное откладывает отпечаток раскола мировоззрения людей тех лет, но вместе с тем о многом говорит. О многом, вернее, о многих лично мне было читать неинтересно и наверное бессмысленно. Хотя годы идут, и пристрастия меняются.