Александр Петрович Казанцев «Фаэты»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты | Марс, спутники Марса ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Дочеловеческие времена | Древний мир
- Сюжетные ходы: Контакт | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Прогрессорство
- Возраст читателя: Любой
Планета Фаэтон разлетается на куски из-за применения ядерного оружия в вооруженном конфликте двух ее материков. Фаэты, которые находились во время взрыва в космосе обосновываются на Земле и на Марсе. Потомки первых фаэтов Марса узнают о скором столкновении Земли с Луной и решают с помощью ядерных взрывов изменить направление движения блуждающего спутника. В далеком будущем люди узнают о спасении Земли и решают вернуть Долг Разума своим братьям по разуму (а возможно и по крови).
Первая часть «Гибель Фаэны» была в «Искателях» № 3 и 4 за 1971 год.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Морской флот 1971'9», 1971 г.
— журнал «Искатель 1972'4», 1972 г.
— журнал «Искатель 1972'5», 1972 г.
— журнал «Морской флот 1972'10», 1972 г.
— журнал «Морской флот 1972'11», 1972 г.
— журнал «Морской флот 1972'12», 1972 г.
— журнал «Искатель 1973'2», 1973 г.
— журнал «Искатель 1973'3», 1973 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 451
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2656 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (17), английский (1), французский (1), литовский (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (8)
- /перевод:
- Е. Аврорин (1), А. Миллер (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 12 февраля 2025 г.
Вопреки распространенному мнению, писатель Казанцев не был особо популярным в СССР.
(помню как в школе, классе в четвертом, кто-то из наших пацанов показал нам книгу, на одной из иллюстраций которой по суше полз сухопутный линкор.
Даже в том возрасте это казалось полной нелепицей :)
Более популярным был Казанцев-журналист (в смысле — его журнальные публикации :)
Так как гипотеза «Тунгусский метеорит — это потерпевший катастрофу инопланетный корабль» была не просто популярна — знаменита.
(кстати, если кто не в курсе — загадки тунгусского метеорита как были загадками, так и остались, несмотря ни на какие публикации по этой теме :)
И, к слову — самая замечательная версия по этой теме — у АБС в «Понедельнике» :)
Кроме того, у Казанцева была еще одна, не менее интересная версия — по поводу Луны.
В том смысле, что по некоторым историческим данным — Луны в начальный исторический период не было, она внезапно появилась на глазах человечества где-то в эпоху древнего мира.
Опять же, в связи с тем, что полеты на Луну были внезапно прекращены (по причине «там нечего больше исследовать», было такое популярное объяснение с 70х и по 2000-ные :) — вопрос так и остался открытым (вон и Роланд Эммерих не так давно хотел срубить бабла на этой старой теме, неудачно).
Помню еще у Казанцева книгу про Венеру (и книга была слабая, и Венера оказалась совсем не такой), что-то про искусственное солнце (тоже популярная тема в свое время, в дочернобыльский период) и роман про то, что что-то ядерное где-то взорвалось (с жуткой фразой «люди собирали тела погибших и раненых в грузовики. Но вскоре им самим предстояло стать трупами из-за сильного облучения» — как называлась та книга, я не помню уже, но во времена Чернобыля я этот момент вспоминал часто).
И вот в знаменитой серии «Библиотека приключений и научной фантастики» вышла новая книга (с обезьяной на обложке) — «Фаэты»
И в один миг Казанцев, как писатель-фантаст, был реабилитирован в наших глазах (1974, времена прощания с пионерским прошлым и началом вступления в ВЛКСМ — т.е. мы уже не считались детьми, но и взрослыми еще не были)
Итак, что мы нашли в «Фаэтах»? А все самое интересное из творчества Казанцева сразу, в одном флаконе. Эта книга стала его лебединой песней — и если бы не она, автор, скорее всего, был бы уже забыт.
Итак, планета Фаэтон, в которой с полпинка можно было угадать слегка замаскированную Землю (так как на предполагаемой орбите предполагаемого Фаэтона условия жизни должны были быть совсем другие, не похожие на земные и куда хуже, чем на Марсе).
Да и два тамошних континента явно копировали Евразию и Америку (см. значение слова «Океания» :)
Так что эта часть романа воспринималась как очень условная фантастика (на тот момент «разрядка» была больше на словах и большого доверия к ней еще не было).
Благо, по советскому ТВ, в довесок к военным парадам на Красной площади, постоянно показывали документалку, в которой невинный сельский домик внезапно отъезжал в сторону и открывал скрытую под ним шахту с межконтинентальной баллистической ракетой (и это был советский домик и советская шахта, а не что-то империалистическое).
У Казанцева в Фаэтах есть аналог именно этого момента, с запуском ракет из самых неожиданных мест.
(и про систему «Периметр»: еще в 1964 году Кубрик снял фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», причем про этот фильм в СССР не знал только ленивый (и наверняка были показы для избранных) Так этот фильм и начинается с закадрового текста, который объясняет концепцию «Судного дня» — системы, которая автоматически запускает ядерный удар в ответ на атаку).
Дале была сцена с взаимной атакой орбитальных станций над Марсом.
Тогда никто уже не сомневался в военном назначении орбитальных станций и этот эпизод тоже не выглядел фантастикой.
Часть с описанием жизни и быта колонии фаэтонцев на Марсе тоже воспринималась с интересом (когда это там Викинг прислал фото с лицом на Марсе? В 1976? Таки Казанцев что-то знал :)
Ну и про происхождение людей от фаэтонцев (кстати, от кого тогда произошли сами фаэтонцы? :)
Как раз в то время гипотеза о происхождении людей от человекообразных обезьян стала подвергаться сомнению — биологи таки выяснили, что строение стопы человека, обеспечившей людям прямохождение — никак не могло произойти от обезьяньей, в принципе (смотрим на конечности шимпанзе :)
Именно с тех пор в обиход и вошло осторожное определение — «человек произошел от общего предка с обезьянами» (к слову — ни к чему не обязывающее определение :)
Еще один плюс автору романа.
Далее идет любимая тема Казанцева о палеоконтактах. Это все (буквально) уже было нам знакомо по журнальным публикациям Казанцева, он просто развернул любимую им тему до масштабов художественной книги.
(кстати, по этой теме — см. на известную уже картину «Вознесение Христа» (1710 год) голландского художника Арента де Гелдера и пытаемся придумать убедительное объяснение, исключающее тему «палеоконтакта» :)
В общем и целом, все части книги читались тогда с большим интересом (сейчас все эти темы уже заезжены до безобразия и наскучили, но вот тогда... :)
(а уж как все отлично запомнилось.... как ничто другое, написанной этим автором).
NikasSlav, 27 сентября 2024 г.
На планете Фаэна (мифический Фаэтон там, где сейчас пояс астероидов) вот-вот разгорится разрушительная война распада (по-нашему — ядерная). Её пытаются предотвратить, но военачальники и командиры крайне упёртые и узколобые. Для них приказы, даже ведущие к всеобщему уничтожению, не оспариваются. В первой части книги показана вся глубина трагедии, произошедшей с Фаэной. Только за эти первые 180 страниц можно смело ставить оценку 10, ведь в них — предупреждение всему человечеству против применения ядерного оружия и возможной катастрофы на Земле. Причём оно подаётся вовсе не навязчивым морализаторством, а весьма динамичным и интересным сюжетом с яркими героями. Кто-нибудь скажет, якобы произведение Казанцева устарело — ничуть! Оно по-прежнему актуально и даёт богатую пищу для размышлений.
Параллельно ведётся повествование о переселении уцелевших фаэтов (жителей Фаэны) на Землю и Марс. Вторая часть посвящена переосмыслению земных мифов и легенд, очень интересно читать о визитах фаэтов в Южную Америку и основание цивилизации инков, а также в Индию. Теперь во искупление случившейся катастрофы потомкам тех, кто остался на Марсе, нужно уберечь Землю от столкновения с Луной — по Казанцеву, изначально спутником Фаэны. И здесь снова есть над чем задуматься, потому что за весьма красивым сюжетом, основанном на мифологии, автор маскирует в то же время многие важные мысли. Он безжалостно бичует человеческие недостатки и пороки, особенно ярко описывает жрецов с кровавыми жертвоприношениями и недальновидность их религиозных предрассудков, особенно когда сами адепты ни во что не верят и поступают жестоко лишь ради собственной выгоды.
Несколько затянутой и наивной может показаться лишь третья часть книги с финальным выводом «И на Марсе будут яблони цвести!». Но после двух предыдущих блестящих частей автору можно всё простить, особенно благодаря его фразам в послесловии. Конечно, стоило бы превратить последнюю часть в 30-страничный эпилог, но из песни слов не выкинешь.
Послевкусие от книги остаётся надолго. Хочется мыслями не раз возвращаться к описанным событиям и запоминающимся героям. Всё-таки это неувядающая классика фантастики — с хорошими гуманистическими идеями и положительной, хоть и немного грустной концовкой. А первую часть книги однозначно стоит прочесть всем!
10 из 10
Podebrad, 29 ноября 2024 г.
Этот роман представляет собой цикл произведений с почти самостоятельными сюжетами. Объединяют их сквозные фантдопущения.
Основных допущений четыре. 1. Планета Фаэтон существовала и была обитаема. 2. Люди произошли от инопланетян. 3. Инопланетяне посещали Землю неоднократно и оставили следы своих посещений. 4. Они же сыграли роль древних богов и культурных героев для обитателей Земли. Нет только любимого автором Тунгусского метеорита. Два допущения не имеют отношения к науке. Аргументов приводить не буду, каждый сам может их подобрать. Два других допущения могут рассматриваться на уровне гипотез. Но Александр Петрович считал, что это не гипотезы, а неопровержимые факты. Ладно, фантастика может быть и ненаучной.
Первая часть, вернее, первая её половина — самая сильная часть книги. Сползание к катастрофе на этих страницах просто физически ощутимо. К 1971-1973 ядерная угроза уже отступила, но страх перед бомбой ещё оставался. Во всём мире. Теперь мы немного расслабились, и, судя по комментариям в Сети, некоторым кажется даже, что ядерная война — благо. Не ядерная угроза даже, а ядерная война. Опять же это мнение расползается по всему миру. Наверное, «Фаэты», по крайней мере, первая их часть, снова актуальны.
Вторая часть вместе с завершением первой (события на Земле) — хорошая приключенческая повесть для подростков. Не больше и не меньше. Вернее, две, три или даже четыре повести. Именно в таком качестве они имеют право на существование. Проводимые здесь идеи — это скорее квазинаучные рассуждения.
Третья часть явно не удалась. Скучно. Она необходима только для логического завершения романа.
Игорь СЗ, 20 апреля 2023 г.
Фантастика и конспирология
Роман прочел в детстве. Был в восторге. Перечитал в студенческой юности, когда Великая империя на всех парах мчалась к краху, подгоняемая своей гнилой элиткой и населением, жаждавшим побыстрее продать все достижения отцов за джинсы и 20 видов колбасы в магазине. Мнение не поменял. Разумеется, это никакая не подростковая литература, а великолепный образчик классической советской фантастики, где приключенческий сюжет сочетается с глубокими политическими и научными прозрениями.
Теперь, когда нашему широкому читателю оказался доступен весь пласт переводов классической западной НФ того времени, можно смело утверждать, что Фаэты не уступают лучшим произведениям Гамильтона, Уильямсона или Нортон, а в чем-то и превосходят. Что касается идеологич. составляющей, то и у западных авторов ее было не меньше, а справедливое коммунистич. будущее Казанцева лично мне намного симпатичнее аналогов у его западных коллег.
Попытки сравнения Казанцева с Ефремовым считаю некорректными. Это все равно, что сравнивать Гамильтона с Олдисом или Биром. Разные жанры, разные задачи, и — да, заведомо разный уровень писательской мощи. Но в своей нише Казанцев — классик, без всяких скидок.
А чтобы слегка заинтриговать читателей, в заключение отмечу факт, мимо которого прошли прочие рецензенты. Я имею ввиду описание начала ядерной войны на Фаэтоне. По сути, это сценарий срабатывания в СССР сверхсекретной на тот момент системы Периметр, более известной на Западе в кодировке НАТО, как Мертвая рука. Система создавалась, на тот случай, если некому будет отдать приказ о запуске ядерных ракет. Датчики регистрировали смертельное повышение радиации в стране, после чего система автоматически давала команду на запуск. На момент написания романа эта система только разрабатывалась.
Что это? Гениальное прозрение автора? Или он, благодаря своим связям в руководстве страны, знал чуть больше обычных ее граждан? Тогда кто позволил ему раскрыть эту информацию?..
Да, фантастику ближнего прицела Казанцева, типа «Арктического моста», мы уже забыли, и правильно — даже в детстве с трудом осилил это занудство )). А вот Фаэты останутся с нами надолго, как вершина творчества писателя.
Большевик, 19 августа 2018 г.
Удивительно, что присутствуют негативные отзывы.. хотя нет, наверное уже неудивительно. Современный читатель имеет иное мировоззрение, доступ к «современной качественной фантастике» (к слову сказать качественная там разумеется присутствует,и не то чтобы мало, но очень нужно постараться ещё, чтобы её найти в запредельной величины горах шлака и мусора). Современный читатель(среднестатистический) давно уже не понимает Достоевского , Тургенева, Толстого, с большим трудом осиливает Чехова и Гоголя. Ну и для современного фэнтези-потребителя Казанцев — тот же Достоевский, т.е. далёк, скучен, спецэффектов нет, драйва мало. Ну да. Слушателю Тимати не близок менуэт Боккерини. Что ж, кому — арбуз, кому — свиной хрящ. Для меня Казанцев — классик, «Фаэты» — одна из книг, на которых я вырос, и ни Лукьяненко, ни Панову (при всём уважении, я их читаю с удовольствием) в моём личном рейтинге и близко к нему не встать.
Sergey1977, 23 сентября 2016 г.
Фаэты А.Казанцева читал первый раз в детстве книга просто поразила. Изобилие теорий рассматриваемых в Фаэтоне вполне компенсировало простой способ изложения данного произведения. Многие теории актуальны и в настоящий момент. Роман побудил интерес к не только к научной фантастике но и к истории и археологии, можно сказать даже в больших масштабах. Использование различных мифов и легенд, новых на тот момент научных теорий и элементы постапокалипсиса и космической одиссеи, контакт землян с обитателями Марса, Фаэтона и многое-многое другое делает произведение ШЕДЕВРОМ, без преувеличения. Соглашусь со многими роман незаслуженно забыт.
Groucho Marx, 19 апреля 2016 г.
По «гамбургскому счёту» «Фаэты» — посредственный роман. Он целиком составлен из сюжетных и идейных клише советской научной фантастики с дружбой народов, империалистическими злодеями, торжеством мира и социализма. Но на эту суконную основу намазаны очень привлекательные экзотические картины древних цивилизаций и космических дорог. Немножко аляповато, но ярко. И вообще, Казанцеву следует поставить в заслугу, что он использовал темы, вызывавшие в момент написания романа наибольший интерес в самом читающем советском народе: разнообразные атлантиды, атомная война, инопланетяне... Это очень круто! Грандиозная панорама через бездну времён! Гибель планеты! От динозавров до звездолётов! Намёки на происхождение части человечества от инопланетян!.. Так сказать, раса господ... Загадки и тайны! Антология таинственных случаев!
У взрослого человека такая книжка, конечно, вызовет раздражение, но Казанцев-то обращался не к взрослым, а к подросткам. И в качестве подросткового чтения лучшей книги и пожелать нельзя.
Barrell, 30 августа 2015 г.
В 12 лет недочитал книгу в пионерском лагере. Долго искал (и в «Искателе» тоже), нашёл в сети в 45 лет, когда скачивал тексты для командировки на строительство космодрома «Восточный». Прочитал заново...
Всё-таки это — классика!
НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ С ЭТОГО.
Наивно? Да! Но познавательно! Заставляет думать и об этике, и о научном прогрессе, и об истории. Думать заставляет. А некоторые моменты сюжета «Фаэтов» уж очень-очень узнаются в современном голливуде. Уверен, кому надо и там, за бугром прочли.
Ёла Пална, 4 февраля 2015 г.
Надо же сколько лесных отзывов. Не могу не вмешаться. Как и многие рецензенты, я читала Фаэтов в детстве. Классе эдак 5-6. Читала долго. Почти год. И знаете, когда я сказала в своем КЛФ (кто знает, тот поймет), что я «домучила Фаэтов», все рассмеялись и кто-то спросил «или они тебя». И я тогда уже прекрасно понимала в чём шутка юмора. И это в начале 80х, когда фантастика была не так популярна как сегодня. Когда достать книгу «Незнайка на луне» было большой удачей. Мне не понравилось. Всё! Убогий язык, скучнейшее повествование, абсурдные теории (совковой пятикласснице, ДЕВОЧКЕ!!! было смешно), плоские и предсказуемые персонажи. Предсказуемые не потому, что стереотипные, а потому что штампованные. Я и дочитала то потому, что мы тогда дорожили любым мало-мальски фантастическим чтивом. Послушайте, ну как можно ставить Фаэтов в один ряд с Туманностью Андромеды??? Тоже, кста, не шедевр, но добротная литература. Или, полным дерзких фантазий и драматизма, Человеком-амфибией? Мне тогда нравился Булычев, которого сегодня я не стану перечитывать сама, но посоветую племяннице, Крапивин, которого я и сегодня с удовольствием перечитаю. Но это целенаправленно детская литература, Казанцев же претендовал на зрелого читателя. Так вот Фаэтов не под каким соусом я перечитывать не стану. Я не оценила это чтиво ниже среднего только потому, что советский режим накладывал некий отпечаток на любое творчество. Даже дон Румата был коммунаром.
ЗЫ Прототипом величайшего демагога всех времен и народов профессора Амвросия Амбруазовича Выбегалло был Александр Петрович Казанцев.
Reading, 11 декабря 2013 г.
Прежде всего хочется отметить историческую ценность данного романа. Ведь как писал в предисловии Александр Казанцев «Фантазия оторванная от действительности, пренебрегающая правдоподобностью и достоверностью, пуста, она не оставит в сердце следа». В этом романе он полностью следует своим словам. Здесь автор объясняет происхождение богов индейцев майя, инков, объясняет почему у древнеиндийской богини Шивы было несколько пар рук, почему затонула Атлантида и саму причину Библейского Всемирного Потопа, рассказывает о достоверных археологических находках древности, объясняет, что стало причиной покорения индейцев испанскими конкистадорами, рассказывает о неопознанном объекте «Черный принц», который движется в противоположную от вращения Земли сторону. Все эти факты кажутся настолько правдоподобными, с научной точки зрения, а не мифическими, как привыкли мы их себе представлять, что читая этот роман, лично я верил, что все могло происходить именно так на самом деле. Большой плюс этого романа в том, что читатель может узнать достоверные факты из истории нашей планеты, которых он, возможно, до этого не знал.
Хочется так же отметить богатый запас слов автора, хорошо составленный научно обоснованный текст романа, который приятно читать, в котором не вязнешь.
Гуларян Артем, 2 июня 2013 г.
Я считаю, что мне повезло. Я прочитал эту книгу именно когда надо её прочитать — младшим подростком.
Товарищ дал мне один из номеров «Искателя» со второй частью романа кажется, № 4 за 1974 год. И всё! В смысле — только один номер мне дал (у него больше не было)! Это как перед носом украинца куском сала поводить!
Разумеется, на следующий день я мчался в библиотеку. И там с ужасом узнал, что на книгу эту — кошмар! — очередь... Но зато у меня в тот год были самые лучшие зимние каникулы.
Разумеется, «Фаэты» — это роман-эпопея. В 458 страниц уместились двенадцать тысячелетий.
Разумеется, «Фаэты» — это роман-гипотеза, заставляющая искать новые знания.
Разумеется, «Фаэты» — неровная книга.
Вторая часть «Сыны Солнца» читается на одном дыхании. Здесь есть головокружительный сюжет — герои перемещаются с планеты на планету и с материка на материк, здесь есть динамика и темп — изложение не застревает на стрелках и не въезжает в тупики. Так гладко Казанцев укладывает в единую линию мифы разных народов и предположения различных учёных.
Первая часть «Гибель Фаэны» более дидактична и моралистична. Всё-таки планета гибнет в путах империалистического тупика. Казанцев специально оговаривает, что здешняя, фаэтонская «советская власть» продержалась всего 80 дней — как земная Парижская Коммуна, и сейчас на Фаэне противостоят друг другу два империалистических хищника — Властьмания и Даджабаб. Вроде бы как ничего не пересекается с с нашей Землёй. Но оглянемся вокруг. Видно кого-нибудь кроме империалистических хищников и капиталистических травоядных? Выпутаемся ли?
Третья часть — собираются камни и развязываются узлы. Находятся инопланетянские спутники («Черный принц» дисциплинированно ждал одиннадцать тысяч лет на орбите, пока его откроют), расшифровываются фаэтонские языки («проверка на вшивость», то есть дикость: транслятор надо было нагревать; по видимому, марсиане считали, что после космического полёта земные космонавты по привычке рассядутся у костра), летают наши космические корабли (и не падают, подобно «Фобос-Грунту»), начинается долгожданный контакт с иной цивилизацией. Всё очень гладко, всё очень по накатанной. И на этом фоне Казанцев решает разлучить главных героев — Инко Тихого и Эру. Причем особо изощренным способом. Неверное для того, чтобы читателям жизнь мёдом не казалась.
При прочтении (еще тогда) улыбнуло определение «фаэтообразные» по отношению к землянам. И еще потряс эпизод, когда Эра в разбитом вездеходе плачет перед рацией, а Даль Петров и анонимный радист её слышат и всё понимают. Это действительно «посильнее Фауста Гёте» (с)
Одиссей, 27 апреля 2012 г.
В период моей ранней юности для меня, пожалуй, не было более любимой и более ценной книги чем «Фаэты» Казанцева. После неё был и тяжеловесный «Пылающий остров» и крайне сухой «Арктический мост» и многие другие романы и повести, но лишь «Фаэтам», из всего творчества Казанцева, было суждено остаться в моём сердце.
Моё знакомство с этой книгой, как и у большинства читателей, произошло благодаря стараниям умудрённой библиотекарши (о сколько книг-миров для нас открыли эти чудесные люди и как незаслуженно забыт их труд сейчас), которая подсунула мне увесистый томик «Фаэтов». Взяв его первый раз в руки, я несколько стушевался перед его объёмом, мрачной чёрной обложкой (как позже выяснилось эта книга, в виду своей зачитанности, была заново переплетена и на месте узнаваемой «рамочной» обложки бордового цвета появилось угольно-чёрное нечто) и незнакомым автором. Но в этом издании было то, что сразу заставило меня отринуть все страхи и взяться за чтение сего романа. Этим поворотным моментом для меня оказались поразительные иллюстрации Макарова: взрыв планеты и руины городов, космическая станция и джунгли девственной Земли, египетские фараоны и ацтекские жрецы. Все влекло и интриговало сочетанием известных образов в необычном сочетании. Ещё до начала чтения книги, жутко захотелось узнать, каким образом связаны между собой эти иллюстрации. Я надеюсь, что читатель простить меня за это лирическое отступление, ну а теперь вернёмся к нашим «баранам».
А «бараны» у Казанцева ой как хороши, просто на загляденье. Итак, в данном романе мы являемся свидетелями необычного синтеза различных поджанров в мире фантастики. Здесь есть и очевидный палеоконтакт, и весьма удачное использование различных мифов и легенд, и элементы постапокалипсиса и космической «робинзониады», контакт землян с обитателями иных планет и многое-многое другое. Некоторые могут обвинить автора в наивности и в идеологической услужливости властям, но кто этим не грешил в советской фантастике?!? Разве этого не было в ранних романах братьев Стругацких или у того же Ефремова?!? Было, но в их адрес подобных нападок почему-то гораздо меньше? А что касаемо простоты характеров главных героев, отсутствия острого социально-психологического конфликта и наивности сюжета, то здесь позволю себе провести следующую аналогию между «Фаэтами» и частью современной фантастической прозы: выбирая между ГАЗ-21 и Ладой Калиной, я скорее выберу ненавороченную и тихоходную «Волгу», нежели пропиаренную «Клюкву». Более того, данное произведение предназначено для определённого читателя, пребывающего в возрасте 12-14 лет, а уж в этом возрасте, я думаю с этим многие согласятся, не всякий подросток будет искать в приключенческом романе многосложный метафизический подтекст или пятислойную смысловую нагрузку-начинку.
И последнее, так сказать постскриптум на минорной ноте. Всё вышеизложенной есть не что иное, как впечатления моей далёкой юности, поток эмоций и воспоминаний (это, к слову сказать, ещё один плюс «Фаэтам», не всякий современный роман оставит столь тёплые и приятные воспоминания). Дочитав тогда этот роман, я распрощался с трагической и интересной историей фаэтов. Читая же этот роман сейчас, я ловлю себя на мысли о том, что все неоспоримые достоинства «Фаэтов» каким-то непостижимым образом скукоживаются, уходят в тень и затравленно озираются на вдруг вымахавшие недостатки романа. Все минусы Казанцева кажутся жирнее; сюжетные промахи – абсурднее, образы героев – примитивнее и т.д. и т.п. Произошло что-то странное и необратимое, и очень жаль, что нельзя вновь пережить то упоение чтением переплетённого и зачитанного романа с необычными иллюстрациями. Очень жаль, что распрощавшись с фаэтами, у меня не получилось встретить их вновь.
eollin6, 23 марта 2012 г.
Читал в детстве и перечитывал. Одна из лучших вещей в советской фантастике. В отличие от большинства современных поделок, эпопея Казанцева соедржит уйму интересного материала из истории человечества, множество смелых гипотез. Яркое, праздничное чтиво. Категорически рекомендуется всем тем, кто хочет не только читать, но и думать. Прекрасное чтение для подростков.
Fiametta, 3 января 2011 г.
Когда-то, безумно давно, мне выдали «Фаэтов» в детской библиотеке как награду для аккуратной и активной читательницы.:smile: Тогда для меня самым интересным на свете были Атлантида и палеоконтакт (древняя Америка тоже была для меня очень интересна:smile:). Так что книгу «Фаэты» я прочитала с восторгом, не отрываясь. Потом для меня было разочарованием узнать, что Казанцев не выдумал войну между длинноголовыми и круглоголовыми, что в нацистскую доктрину входила идея о том, что длинноголовые — высшая раса, а круглоголовые низшая. (Off-top. Такое же разочарование — Стругацкие не сами выдумали людей, верящих, что они живут внутри шара, это тоже из нацистской мифологии). Мой восьмой класс был для меня тяжелым временем, но одно из лучших воспоминаний того года — разговор с одним мальчиком о книге «Фаэты». Пожалуй, я не рискну перечитывать «Фаэтов», чтобы не испортить себе детских воспоминаний. Сейчас поставлю оценку 8 — в благодарность за счастливые часы в очень тяжелый год.
ikonnikov, 17 ноября 2010 г.
Красивая космическая сказка, незаслуженно забытая сегодня. Автор попытался написать новую мифологию Земли, основываясь на гипотезе палеоконтакта, и у него прекрасно получилось. Хотя гипотеза эта далеко не бесспорна (но на то она и НФ), роман побуждает интерес к нашей древней истории.