fantlab ru

Григорий Адамов «Тайна двух океанов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
1056
Моя оценка:
-

подробнее

Тайна двух океанов

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 161
Аннотация:

Роман Григория Адамова вышел в свет в 1939 году, когда военная гроза уже собиралась над миром.

Роман посвящен плаванию через два океана подводной лодки «Пионер», которой предстоит выполнить особо трудное и важное задание Советского правительства.

Немало подвигов пришлось совершить мужественным подводникам, немало опасностей преодолеть, прежде чем «Пионер» выполнил приказ Родины. Ведь против них восстают не только слепые силы природы — безграничный Океан. На лодку проник предатель...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Отрывок из романа под названием «В ледяном плену», опубликованный в журнале ««Знание – сила», 1938, №4 – с.9-12, №5 – с.8-10, позиционировался как отрывок из фантастического романа «Тайна острова Рапа-Нуи».

Впервые сокращенный вариант романа: Тайна двух океанов: Роман // Пионерская правда, 1938, 16-30 мая, 2-30 июня, 2-30 июля, 4-30 августа, 4-16 сент.

Издания романа, вышедшие после 1953 года, имеют небольшие текстовые отличия от более ранних, поскольку начиная с издания 1954 года из книги были удалены все фразы, связанные со Сталиным, которого в романе автор называет «вождем» или «горячо любимым вождем».

Кроме того, начиная с издания 1941 года из романа полностью вырезана глава «Проект Марата», причем, не грубо вырезана, а текстуально «сглажена» со смежными главами. В ней рассказывалось о том, что член экипажа «Пионера» Марат Бронштейн предлагает изменить направление течения Гольфстрима, и тем самым лишить Северную Америку тепла от него, со всеми вытекающими последствиями.

В «рамочных» изданиях 1954 и 1960 годов художниками указаны Васин и Маркевич, но сами иллюстрации в изданиях не тождественны друг другу, то есть в издании 1960 года они заново отрисованы. Причем в худшую сторону: с другими деталями, штриховкой и кое-где ракурсами (почему-то именно ухудшенные иллюстрации были взяты за основу в издании романа в 1959 году в серии «Библиотека ПРИКЛЮЧЕНИЙ» в 20 томах).

- так же: Адамов Гр. Икки океан сири: [Урта ёшдаги болалар учун] /Л. Алимов тарж.: А. Васин, Б. Маркевич расмлари: — Т.: Еш гвардия, 1965.— 528 б.; 21 см. — Муковали: 1 с 20.000 экз.



В произведение входит:


7.77 (98)
-
7.76 (91)
-

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 468

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2698 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Тайна двух океанов. Первая серия» 1955, СССР, реж. Константин Пипинашвили

«Тайна двух океанов. Вторая серия» 1957, СССР, реж. Константин Пипинашвили



Похожие произведения:

 

 


Тайна двух океанов
1939 г.
Тайна двух океанов
1941 г.
Тайна двух океанов
1946 г.
Тайна двух океанов
1954 г.
Тайна двух океанов
1956 г.
Тайна двух океанов
1957 г.
Тайна двух океанов
1959 г.
Тайна двух океанов
1960 г.
Тайна двух океанов
1981 г.
Тайна двух океанов
1982 г.
Тайна двух океанов
1984 г.
Тайна двух океанов
1986 г.
Тайна двух океанов
1986 г.
Тайна двух океанов
1988 г.
Тайна двух океанов
1988 г.
Тайна двух океанов
1991 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2.
1995 г.
Тайна двух океанов
1996 г.
Тайна двух океанов
1999 г.
Тайна двух океанов
2000 г.
Тайна двух океанов
2001 г.
Тайна двух океанов
2002 г.
Тайна двух океанов
2004 г.
Тайна двух океанов
2005 г.
Тайна двух океанов
2007 г.
Тайна двух океанов
2010 г.
Тайна двух океанов
2014 г.
Тайна двух океанов
2014 г.
Тайна двух океанов
2015 г.
Тайна двух океанов
2016 г.
Тайна двух океанов
2016 г.
Тайна двух океанов
2016 г.
Тайна двух океанов
2017 г.
Тайна двух океанов. Победители недр
2017 г.
Тайна двух океанов
2018 г.
Тайна двух океанов
2019 г.
Тайна двух океанов
2019 г.
Тайна двух океанов
2021 г.
Тайна двух океанов
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Тайна двух океанов
2015 г.

Аудиокниги:

Тайна двух океанов
2007 г.
Тайна двух океанов
2007 г.
Тайна двух океанов
2010 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Tajнe okeaнa
1943 г.
(сербский)
Tajнe okeaнa
1943 г.
(сербский)
Тайната на двата океана
1948 г.
(болгарский)
Tajomstvo dvoch oceánov
1952 г.
(словацкий)
Tajemství dvou oceánů
1954 г.
(чешский)
Таємниця двох океанів
1954 г.
(украинский)
Das Geheimnis zweier Ozeane
1956 г.
(немецкий)
Dvieju vandenynu paslaptis
1956 г.
(литовский)
Két tenger titka
1956 г.
(венгерский)
Tajomstvo dvoch oceánov
1956 г.
(словацкий)
Kahe ookeani saladus
1957 г.
(эстонский)
Taina celor două oceane
1957 г.
(румынский)
Таjна двa океанa
1957 г.
(сербский)
Таємниця двох океанів
1957 г.
(украинский)
Divu okeānu noslēpums
1958 г.
(латышский)
Das Geheimnis zweier Ozeane
1959 г.
(немецкий)
Taina celor două oceane
1959 г.
(румынский)
海底五万マイル
1961 г.
(японский)
Երկու օվկիանոսների գաղտնիքը
1964 г.
(армянский)
海底五万マイル
1967 г.
(японский)
海底五万マイル
1974 г.
(японский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я всё-таки решил дать Адамову второй шанс после несуразного романа «Изгнание владыки». И не прогадал. Понравилась мне «Тайна двух океанов». Есть в романе что-то очень приятное. В нём, конечно, есть и наивность, и советский пафос. Но. Очарование. Очарование моря. Красоты прозрачного Саргассова моря, тайны морского дна, пестрое многообразие рыб, страшные чудовища морских глубин, льды и течения, водоросли кашалоты. Время от времени вспоминалась научно-популярная книжка Ярослава Голованова «Штурм бездны» ¬– там тоже было именно такое очарование моря, его красоты и его тайны; столь же увлекательная подача. Вспомнилось, кстати, что в ней тоже поднималась тема Гигантского морского змея. Мне кажется, это намекает на то, что и во времена Адамова (1938 год) и во времена научно-популярной книги Голованова (1963 год) разгадка этой тайны казалось вот-вот и должна разрешиться… А сейчас на эту тайну смотрят как на что-то маразматическое, типа пришельцев с Нибиру … Вспомнилась, кстати, и «Большая глубина» Кларка – тоже произведение светлое и приятное. И всё это будто подчёркивает, что автор «Тайны двух океанов», конечно, позволял себе фантазировать, заглядывать за горизонт, но, всё же, был на острие науки, проявлял видимое знание своего дела.

Симпатичные герои. Каждый персонаж получился со своим лицом, со своими особенностями. Даже обязательный шпион-саботажник вышел не клишированной сволочью, а человеком со своими качествами, даже с некоторыми моментами внутренней борьбы. Жаль, что личность предателя автор выдал сразу, лишь слегка ретушируя его роль для чтителя – но и так неплохо; остается следить за его хитростями и предчувствовать худшее.

Приятно наблюдать за всеми персонажами. Тем более что постоянно что-то происходит, всегда есть какое-то напряжение – они оказываются в беде, ищут пути из затруднительных ситуаций, иногда своими ошибками или невнимательностью сами создают опасные ситуации; они балагурят и подтрунивают друг над другом – и это тоже приятно.

Временами роман читается как альтернативная история. Тридцатые годы и назревающая война, но не с Германией, а с Японией. Возможности военной техники «запущенные» изобретением сверхпрочного сплава. Я не специалист по технической части, но тут все изобретения и научные теории выглядят как минимум убедительно (не в пример «Изгнанию владыки», где только за голову приходилось хвататься). Вспомнилось, как недавно рассекретили торпеду, которая развивала высокую скорость благодаря тому, что в воде создавала вокруг себя воздушный пузырь – чем не технология подводной лодки «Пионер»? Звуковые пушки, «экологическая» зарядка батарей лодки, радиоуправляемые «лодки-дроны» и многое-многое другое…

Очарование. Замечательное очарование у романа. И вот уже и наивность, и советский пафос сами в окружении этого очарования становятся приятными, теплыми, притягательными. Как само море, с его открытиями и тайнами.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил написать отзыв после прочтения другого:

Ссылка на сообщение неомут, 28 мая 2015 г.

Для подобных произведений давно пора в жанровом классификаторе ввести рубрику «Кому не стоит читать». И вариант ответа мне видится только один:современному поколению любителей фантастики, иначе говоря, молодежи. Сейчас очень большой выбор хороших книг, и с каждым годом он только растет. Стоит ли терять время на архаику? И не надо обращать внимание на высокий средний бал и немалое количество 10-к. Их с полным правом ставят люди, для которых в далеком детстве такие хиты, «гремевшие» на всю страну и переиздававшиеся чуть ли не каждый год, открывали увлекательнейший мир фантастики.

Я, к сожалению или к счастью, отношусь именно к тому поколению которому «Тайна двух океанов» открывала и «Мир фантастики» и «Фантастический мир» причем книгу я прочел уже после просмотра фильма, т.к. может ее и издавали каждый год, но найти в библиотеке было достаточно проблематично, да и библиотекари строго следили за возрастным соотношением «читатель-книга». До сих пор она остается в числе перечитываемых мной. Согласен, что многое в ней наивно, но сюжет достаточно динамичен и интересен. Герои достаточно яркие.

Насчет того, что сейчас очень большой выбор хороших книг: конечно, о вкусах не спорят, но в этой реке книг число действительно ХОРОШИХ не так и велико. Хорошая книга ценна и языком автора, и идеей и идеологией произведения. В засилье огромного количества фэнтэзи (среди которой достаточно много прекрасных книг) и произведений-циклов (где тоже нередки достойные, но зачастую неравнозначные произведения), книги, подобные «Тайна двух океанов», конечно, выглядят архаикой. Но читать их молодому читателю не только можно, но и нужно, чтоб не росли «Иваны родства не помнящие», чтоб с детства узнавали, что есть люди готовые к подвигам, просто ради помощи ближнему, а не за наличный расчет. Владимир Высоцкий написал прекрасные строки:

...Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!..

Именно к таким книгам относится «Тайна двух океанов» со всей её идеологией, техническими новшествами, приключениями и прекрасной атмосферой

Оценка: 9
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была одной из моих любимейших книг детства, но вот сейчас взялся читать и сильно пожалел. И дело не в идеологии, чорт с ними, с советскими чувствами капитана Воронцова, хотя читаю раритетное издание 41-го года там где еще итти\притти, темносиний и чорт. Что по настоящему расстроило это огромное количество богов из машины (deus ex) — вот сел инженер Крепин и изобрёл всё практически в одиночку, с участием нескольких человек, супер-подлодку, супер-излучатель, супер-оружие. А профессор-зоолог Лордкипанидзе сконструировал ультразвуковую пушку и пистолет, видимо он еще и гениальный инженер по второй профессии. Такие вещи создают при участии сотен и тысяч людей, десятков и сотен НИИ, заводов, лабораторий. Как они заводят эту шарманку, ой какой молодец наш Крепин меня «аж трисёт». При этом все эти чудесные изобретения еще чудесным образом сделаны в небольшом промежутке времени. И во многом Пионер остаётся недостижимым идеалом и в наше время, современные атомоходы имеют рабочие глубины погружения до 600 м, используют звуковые гидролокаторы, не говоря уже о суперскафандрах, ультразвуковой пушке и прожекторах, чудо торпедах-разведчиках длиной полтора метра способных удаляться от корабля на 50 км, не в один конец заметьте, а туда и обратно, при этом еще и барражировать долгое время, летать по воздуху и плавать в глубинах. По сути роман советская версия Капитана Америки и Лиги Супергероев, был бы Адамов американцем по ТДО рисовали бы комиксы.

Второй момент который не раздражает, а скорее смешит — Горелов. Ну ей богу, ну типичный же шпион, у него же на лбу написано ШПИОН, я понимаю что пропаганда, понятно что Горелов потому что дело его горелое и вообще он сволочь, но блин ввести в состав экипажа суперсекретной суперподлодки такого кадра это я не знаю кем надо быть. Партия и правительство такие зоркие, всё про 23 августа знают, а у себя под носом не замечают Горелова у которого на морде написано что он отрицательный персонаж.

В общем сейчас читать практически невозможно, жаль что затеял, только испортил впечатления детства. Кто-то тут пишет что книга выдержала испытание временем, нет не выдержала, выдержала это когда не потеряла актуальность, а тут потеряла полностью, и в советских чувствах и в идиотских супер-изобретениях по принципу сделал то что есть везде, но в сто (тысячу, миллион, во многа-многа) раз лучше. Приключенческая часть местами неплоха, учитывая годы написания автор очень красочно и реалистично (в основном видимо пользовался книгами и рисунками) расписал подводную живность, но чрезмерная детализация часто утомляет и отвлекает от главных событий, и опять же сейчас всех этих офиур и актиний можно увидеть вживую в интернете, так что и тут актуальность утеряна. Кстати интересные создания эти офиуры, сколько раз про них читал, но без интернета бы не увидел, вот интернет покруче Пионера изобретение.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм и книга разнятся во многом. (Пересматривала фильм на днях). Как очень точно сказал мой отец — по тем временам это было более чем круто! Да и сейчас еще так воспринимается. И фильм..он добрый какой-то, искренний, я вообще люблю фильмы именно тех лет, родной Советской эпохи. Книгой зачитывалась так, что забывала и о еде, и о домашних обязанностях. Помнится, впервые читала ее на летних каникулах — иначе,уверена, забыла бы и об учебе... Нравится там практически все! Описание глубин океана, его обитателей — потрясающе! Плагиат это или нет, в данном случае не так важно, Адамов подводником не был, но КАК написал! А технические характеристики, описание сложнейших механизмов подводной лодки! Просто видишь все это собственными глазами. И, наконец, люди. Онп там живые! Именно живые, просто ясно видишь их лица, слышишь голоса и понимаешь каждого из них. Они стали такими родными...да, именно так, трудно подобрать другое слово. И поэтому снова порой хочется испытать эти незабывваемые эмоции, погрузиться в этот мир, фанастический и в то же время кажущийся таким реальным... Единственное, что неприятно тогда поразило — предательство Горелова. Было очень больно от этого почему-то. В итоге спустя несколько лет я и решилась написать свой вариант (но он естетсвенно, лежит дома рядом с самой книгой).

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга удивительная. И это надо же такую книгу написать в 1939 году! Отважные командиры, ученые, романтики, верные своей Родине, настоящие герои. Я прочитал ее в 80 году. Настолько меня поразила, что рисовал, помню, план подводной лодки. А какой масштаб: подводные чудовища, остров Пасхи, ледяная западня, враги (как отличный детектив!), а какие достижения техники – один скафандр чего стоит (помню я и в 80-м году восхищался и представлял себя в нем среди героев «Пионера»)! До сих пор всё это завораживает! И еще, уверен, без идеологической составляющей книга бы не смотрелась. Книга, ведь, воспитывала патриотизм буквально на пороге великой войны. И в этом она тоже сделала много. Сколько мальчишек пошли в подводники, а сколько совершали подвиги в войне! Буквально наяву вижу вот этих мальчишек из предвоенного времени. Мальчишек, которые восхищались этими героями, а потом сами стали героями! В общем, книга великая.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что старшина Скворечня — это человек, за которого можно сразу замуж :)

Читала книгу в детстве. И перечитала недавно, меньше года назад.

Что сказать... Всплакнула даже в одном месте.

Да, наивно. Да, стиль архаичный.

Но сейчас и так почти никто не пишет.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двойственное отношение у меня к этой книге — с одной стороны, как тут уже отметили, некоторая политизированность (белоэмигрант-диверсант + японцы) ...а с другой — очень, очень «уютная» книга. Подводное царство и впрямь могло бы быть вторым домом для ученых и путешественников... будь техника на должном уровне.

Хотя по нашим сегодняшним понятиям — это почти что и не фантастика.

ПС А вот деление героев на «черных и белых» не напрягает абсолютно — настолько ненавязчиво оно подано. Ну и что, что Лорд — это типичнейший «мудрый наставник» а ля Гэндальф? Ну и что, что Скворешня фактически = тому же Портосу (добродушный и простоватый силач)? Зато все они настолько симпатичные...

ППС Обратите внимание: любимая книга Скворешни — «Роб Рой» В. Скотта. Кто из сегодняшних читателей (МТЧ:lol:) взял бы за труд ее прочесть?

Оценка: нет
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве книгу эту читал и перечитывал многократно. А лет пять назад сунулся на любимые страницы и ужаснулся. Я заранее был готов сделать скидку на сталинскую шпиономанию, я подозревал, что язык у автора не самый изысканный, но я-то полез перечитывать самое любимое место -- встречу с подводными динозаврами, и новыми глазами увидел чудовищную сцену избиения беззащитных животных. Я понимаю, можно убить динозавра, чтобы спасти товарища, но вот, все уже в безопасности -- и следует залп, просто так, ради утоления садистической жестокости. Это был знак эпохи:

Где вчера плескались рыбы,

Динамит взрывает глыбы...

Обломков у нас теперь много, рыбы -- мало. Кому от этого хорошо?

Я понимаю, эпоха, веление времени, но простые человеческие чувства должны быть! Не можешь ставить проблемы завтрашнего дня, не пиши хотя бы сцен избиения. А ведь голоса в защиту природы раздавались задолго до написания книги Адамова, достаточно вспомнить роман Боборыкина «Василий Тёркин». В годы детства и юности Адамова эта книга была очень популярна. Однако, не в коня корм, Григорий Адамов предпочёл пойти по стопам Обручева, который тоже устраивал гекатомбы на пути следования своих героев. Три поколения россиян выросли на этих кровожадных книгах, природы у нас почти не осталось. Пора бы остановиться.

Оценка: 3
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отброшу идеологию, без неё в те годы никуда. Отброшу все эти наветы об «идиотских» суперизобретениях, что некоторые написали ниже.

Просто скажу: шикарная морская фантастика даже для сегодняшнего времени!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для подобных произведений давно пора в жанровом классификаторе ввести рубрику «Кому не стоит читать». И вариант ответа мне видится только один: современному поколению любителей фантастики, иначе говоря, молодежи. Сейчас очень большой выбор хороших книг, и с каждым годом он только растет. Стоит ли терять время на архаику? И не надо обращать внимание на высокий средний бал и немалое количество 10-к. Их с полным правом ставят люди, для которых в далеком детстве такие хиты, «гремевшие» на всю страну и переиздававшиеся чуть ли не каждый год, открывали увлекательнейший мир фантастики.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, с этой книгой я познакомился только в аудиоварианте. Она интересовала меня, прежде всего, в свете истории отечественной НФ. Роман «Тайна двух океанов» можно теперь называть «исторической» фантастикой, так как события, описанные в нем, представляют наше прошлое. Здесь мы наблюдаем как бы два уровня фантастичности. На первом находится описание технических «чудес» в духе Ж. Верна. К примеру, чудо-скафандры, позволяющие разгуливать на огромных глубинах, не боясь зубов кашалота и прочих подобных помех. Второй уровень фантастики заключается в настойчивом утверждении, что таковые скафандры (а также и остальные прогрессивные новшества) могут быть только советскими и никакими иными. Забавно замечание автора о том, что ничего не знать об устройстве подлодок (речь идет о Павлике) «странно для советского мальчика». Этот Павлик с завидным постоянством попадает под водой во всякие опасные передряги. И с тем же однообразием его «опекуны» не могут за ним уследить. Вокруг очередного спасения Павлика то и дело концентрируется всё действие. Да и вообще он – просто-таки находка для автора.

Сюжет романа может быть назван авантюрно-приключенческим. Но динамизма ему явно не хватает (правда, в большей мере это относится к первой части романа). Роман перегружен нарочито неторопливыми и утомительно подробными описаниями событий, явлений и технических деталей. Часто также создается впечатление, что отдельные, как бы самостоятельные рассказы включены в основную ткань романа.

Герои, в основном, выглядят плакатно. Но иногда автору удается придать им не то чтобы художественную достоверность (до этого далеко), а, скажем так, запоминающийся колорит. К таким колоритным героям относятся, например, Скворечня и начальник научной части экспедиции «товарищ Лорд». Кстати, история с пропажей Скворечни в одной из заключительных глав выглядит явно натянутым эпизодом. А вот Горелов очень уж откровенно вызывает подозрение у читателя. Горелов – довольно удачливый шпион. Однако и он, главный механик корабля, так и не смог подорвать его «как следует». Понятно, что такой исход был бы для романа сюжетно (не говоря уже об идеологии) неприемлем. Причины предательства Горелова остаются весьма туманными. Вообще, существует некоторое неявное противоречие между непотопляемостью «Пионера» и той легкостью, с которой враг проникает на его борт, да еще в командный состав.

Всегда приятно читать о людях, занятых интересами исследовательского поиска, а не интересами, скажем, личного благополучия. Поэтому в целом книга вполне занимательная, и ярко характеризующая довоенный период отечественной НФ. Её техническая фантастика воспринимается иногда как, своего рода, сказка. Она построена по «принципу увеличения». Самые емкие аккумуляторы, самые прочные материалы, самые передовые изобретения, самое грозное оружие и т.д. Но это отражение настроений советского общества предвоенной поры. Увы, реальность Великой Отечественной Войны не оправдала столь радужной картины.

Подлодка «Пионер» и её путешествие, благородные цели и обстановка секретности неизбежно ассоциируется с «Наутилусом» капитана Немо. Да и вообще, стиль повествования часто напоминает Ж. Верна, но Адамов, пожалуй, более дидактичен в своих лекциях. В книге много интересных сведений по океанографии. Подводный мир описан действительно увлекательно. Однако не приведено никаких внятных объяснений того, например, как же всё-таки действует «радиосвязь» под водой (а то ещё и в наглухо заваленной гранитной пещере). Речь идет о какой-то акустике? Непонятно. Странно, что экипаж «Пионера» не мог определить свои координаты обычными морскими приборами в тот момент, когда подлодка попала к острову Пасхи, раз уж Шелавин с Павликом выбрались к его подножию. Почти все подводные приключения довольно-таки однообразны: опасность (ловушка) и последующее победное спасение.

Несмотря на некоторую сюжетно-тематическую и стилистическую архаичность, это произведение, пожалуй, выдержало проверку временем. Главное, что этому, по своему занимательному, роману не хватает поэзии большой идеи (термин А.Ф. Бритикова), которая замещается мелочной энциклопедичностью. Кстати, по поводу аудиокниги. Хороший вариант (в исполнении А. Ярмилко), почти моноспектакль, но, правда, лично мне не нравится произношение слова «верх» как «верьх». А это (поскольку действие происходит, в основном, на дне) там встречается едва ли не каждую минуту.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал наверное в начале 90-х, в младшем школьном возрасте. За пару-тройку лет до этого в руки попался томик «80000 километров под водой», был зачитан до дополнительных дыр, коих и так уже было предостаточно, увлекся морем, морскими животными и т.д, поэтому случайно попавшаяся на глаза книга под названием «Тайна двух океанов» ну никак не могла пройти мимо в книжном магазине и была-таки выпрошена у мамы. И совершенно неожиданно стала в один ряд и даже превзошла творение Ж. Верна. Честно говоря, только спустя много лет, читая комментарии в интернете, я узнал, что кто-то увидел между этими книгами что-то похожее на плагиат. Как по мне, кроме подводного корабля общего в этих произведениях не больше, чем в любых других приключенческих романах. Идеологии после переиздания 1953г — минимум, кто бы что ни говорил, сравнить с каким-нибудь «Стариком Хоттабычем» — небо и земля. К тому же, как-будто в современной жизни с тех пор что-то изменилось. Все так же продолжают враждовать люди и государства, все так же нам со всех сторон вбивают в голову, что такое «хорошо», что такое «плохо».

Как бы там ни было, идеология полностью теряется на фоне приключений подводной лодки «Пионер» и ее экипажа. Прекрасно помню

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
капитана Воронцова, профессора Лордкипанидзе, старшину Скворешню, лейтенанта Кравцова, механика Горелова, Марата, Цоя, Павлика. Помню техническое описание «Пионера». Помню спасение Павлика, каравеллу с осьминогами, бегство от магнитных торпед, запертых в пещере Павлика и Скворешню, кашалота, «похищение» Лорда неизвестным животным, ледяной плен, взрыв, оторванное дюзовое кольцо, остров Пасхи, испуганного рыбака, которого угораздило опустить голову под воду.
Множество грамотно распределенных событий не сваливаются в кучу и не заставляют откровенно скучать. Герои давно стали родными людьми,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже Горелов
не вызывает антипатии, ведь причины, побудившие его к предательству, хорошо понятны каждому из нас.

В целом, это не детская книга. Это книга для всех. Понятно, что с точки зрения современного, крайне искушенного книгами/фильмами/играми человека она уже не выглядит чем-то сверхъестественным, но тут уж все зависит от нас — хотим мы просто читать хорошую книгу и радоваться, либо у нас непреодолимое желание искать в ней только самое плохое и язвить по этому поводу.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько осовремененный и приведенный в соответствие с требованиями к советской литературе того времени (1938 год) вариант жульверновских «20 тысяч лье под водой». Та же уникальная подлодка и нескончаемые увлекательные приключения ее экипажа и пассажиров в глубинах океанов, те же подробные описания последних открытий из мира науки и техники, использованных при создании подводной лодки, те же рассказы о чудесах и диковинках подводного мира...

Сам роман оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, он просто чудовищно наивен и неправдоподобен, а некоторые эпизоды, вроде «похорон» старшины подводников Скворешни, заснувшего в кессоне, выглядят так и просто анекдотичными. При этом пафосность в описании отношения советских людей к своей Родине и советской власти просто зашкаливает. Все мы, кто больше, кто меньше, успели пожить в Советском Союзе и старались быть патриотами своей страны, но то, как ЭТО выглядит в романе, может вызвать только недоумение...

А с другой стороны, в романе определенно присутствует приличный драйв — несмотря на всю неправдоподобность происходящего, приключения героев затягивают, читать книгу интересно.

Как итог: с учетом года ее написания и того, что создавалась-то она в первую очередь именно для подрастающего поколения, следует признать, что роман получился. Только вот читать его сегодня надо с учетом всех этих оговорок...

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нормальная боевая фантастика. Та же охота за «Красным Октябрем» только на котором был не придурок-капитан, а хороший командир красного флота. Для детей того периода наверное вообще был бомбой и половина из них мечтала быть юнгой на «Пионере». Считаю что свою пропагандистско-популяризаторскую функцию книга выполнила на 5+. Читать будет интересно людям с определенным знанием социополитических реалий предвоенного СССР

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная книга. В детстве я её не читал. Но ностальгические воспоминания о «Почемучке», «В мире животных» и «Одиссее Жака Кусто» появились с первых описаний морской фауны. Это всегда здорово, когда автор может написать так, чтобы то, чего ты никогда не видел, будто происходит прямо перед твоими глазами. Одна проблема: это теперь слишком узнаваемо. На самом деле это лишь одна из проблем. Но тянутся они друг за другом. И во главе всего стоят сами читатели. Книга, действительно, замечательная, а комментарии к ней какие-то детские, что ли. «Тайна двух океанов» принадлежит своей эпохе. А сегодня тема освоения океана не востребована. Посчитайте давление воды, затраты на оборудование, время на работы — и сразу станет понятна неосуществимость проектов. И, поддаваясь общепринятым выводам, люди понимают, что даже фантастика не поспорит с реальностью. А, вот, в СССР инженер Крепин взял и создал сверхтвердый легкий сплав и подводную лодку «Пионер». На чем и основывается целая книга для детей. Ну, так то, да. Калашников создал автомат Калашникова, Антонов тяжелые транспортники собирал, Королев ракеты в космос запускал. Там еще упоминаются целые Институты и КБ. Но Крепин всего лишь избитое клише старой фантастики. Или же человек, которому советский строй дал возможность развернуться в полную силу и проекты он ведет, как главный ответственный за свое изобретение. Вот насколько тонка грань между клише и реальностью. Кто бы что не говорил, а книги не становятся популярными, тем более отражающими эпоху, по принципу «на безрыбье и рак — рыба». В них должна быть идея. С этим тоже всем всё понятно. 1939 год: пиши, что Партия прикажет или — в ГУЛАГ. Я читал издание 1941 года и по такой логике, даже не перевирая текст, Григорий Борисович себе на два расстрела наговорил. К тому же, всем известно, что при Сталине школьники страницы с именами предателей из книг вырывали. А на «Пионер» затесался целый Бронштейн. Роман показывает реалии своего времени, а современные читатели видят свое представление о нем. Опять общепринятое, общеузнаваемое превращает труд автора в набор стереотипных идей. А идея в значимой книге должна быть только одна. И все настолько должно подчиняться этой идее, что выразить её многогранность сразу невозможно. Для этого нужно смотреть на мелочи. Взять того же Горелова с его оттопыренными, словно крылья летучей мыши, ушами. Сразу видно: настоящий упырь, враг Народа. Но, как мастерски, и почему-то незаметно для большинства, Адамов раскрывает суть предательства и для читателя и для самого Горелова. Это же просто строчка из народной песни:«...за спиною слышен ропот: нас на бабу променял...». Может и хорошо, что в детстве я «Тайну двух океанов» не читал. А то тем, кто читал всё уже понятно. Но что за тайна такая в океанах никто не говорит и в книге не написано. Приходится самому уйти в полное погружение.

«Тайну двух океанов» часто сравнивают с другим похожим произведением. И я хотел бы сравнить. Но с той книгой, противоречия где, считаю, видны лучше. А именно со «Звездным десантом» Хайнлайна. А что, скафандры есть, атака членистоногих тоже есть. А главное книга про военных. Кто, как не военные в идеологии должны разбираться лучше? Это обстоятельство для меня и показывает несостоятельность всех придирок к советской пропаганде в романе. Там, где изображается карательный рейд с приказом израсходовать все выданные ядерные ракеты, говорят о праве на личное видение. Там, где ради спасения жизней людей убивают животное, говорят о живодерстве, как следствии идеологической накачки. Всё дело в том, что Хайнлайн описывает личный опыт. И, не будем уточнять каким образом, это снимает ответственность с писателя и не обязывает читателя задумываться о причинах происходящего. Адамов же не военный, не зоолог, не океанолог и совсем чуть-чуть политработник. И это обязывает его показывать ситуацию со всех углов, но, все-таки, со стороны. Читатель должен во всем сам разобраться. А иначе, что это за книга для развития подростков? «Тайна двух океанов» — большой взгляд со стороны. В одном из отзывов было написано, что гебист, увидев след ботинка, делает вывод о том, что здесь был человек — и это смехотворно. Да, я тоже читал и тоже на этом месте смеялся. Но может для этого данная сцена там и находится. Если смотреть за работой занятого человека со стороны, он, действительно, иногда делает то, на что не обращает внимания. Или поломки рычажков управления на скафандре. Как такую проблему устранить рукой в металлической перчатке? Но помножьте это на окружающую среду, и получится настоящее превозмогание. Нужно в книгу погружаться. Многие пишут, что в детстве нравилось — когда автор создавал эффект погружения. А потом, самим, всё сложнее и сложнее. Есть что-то легкое для понимания, типа «мы все в одной лодке». И, вот, вывод: советский человек с миром соприкасаться не должен и живет, практически, в скафандре. А я считаю, что для пехотинца «Звездного десанта» такой вывод подходит куда лучше. Советские же моряки неизвестную часть мира осваивают. Если солдат Хайнлайна в своем развитии дальше подростка не ушел, а профессионализм его определяется умением заменять готовые запчасти. То Команда «Пионера»: водолазы, электрики, механики, инженеры. Труд их не показан, но ощущается при помощи общих и не всем теперь понятных описаний. Личные эмоции потребляются куда легче. А в «Тайне двух океанов» нужно вспомнить реально увиденное или пережитое, чтобы понять. Нужно не рассмотреть, а допустить существование мелких деталей. Про армейский быт, согласитесь, многие не задумываются — а он совершенно другой. Вставки про силу воли, про дух, разгорающийся, как огонь всеми считаются очевиднейшим штампом. Но помахать лопатой в хорошей компании — это тоже удовольствие. Не забывайте, что работа сменная, а значит есть распорядок. И похвала после трудной работы, особенно если похвала означает окончание рабочего дня — стандартный психологический прием, по большей части перешедший в обязательность. А командир, не выдержавший наблюдения за неудачами подчиненных и сам берущийся за срочную работу — это, вообще, норма поведения. Странным кажется, что люди сыплют точными научными данными? А чем еще заняться на подводной лодке профессионалу? Есть, знаете ли, такие люди, что вычисления принципиально проводят до сотых. Но там, где положено гайки закручивают динамометрическим ключом, а, где не положено — трубой и кувалдой. И ничего Вы им не объясните, потому что они Вам объяснят лучше. Так бывает, когда знания подкрепляются постоянной практикой. Не говоря уже о том времени, когда техника была проще в исполнении и всё делалось руками. Если у Хайнлайна Рико просто презирает представителей других родов войск. То у Адамова существуют кружки, лекции, объявляются соцсоревнования. Для того, чтобы задеть самомнение разных коллективов, не обязательно навязывать бездумное почитание традиций — достаточно, чтобы у противника в команде был какой-нибудь уникум, вроде Скворешни или Марата. И так знаешь, что будет. Заметьте, среди солдатского состава подлодки «Пионер» нет званий, только начальники. С одной стороны, примета времени. А с другой — это и есть солдатский Совет, где решения принимаются коллективно, но по ситуации — без отрыва от службы. Офицеры — обязательная часть армейской жизни. Субординацию никто не отменял. Но сам образ капитана кажется не нужным при такой демократии, будто перед нами декорация, без которой не будет флотской тематики. Его роль даже немного притянуто повышают, ведь именно капитану Воронцову приходит план спасения из ледяного плена. Но это лишь поверхностное суждение. Без капитана, действительно, не будет корабля. Идея пройти через айсберг приходит в голову не ему одному, только у других она не доработана. Что, капитан умнее? Нет. Просто, идея эта самоубийственная. Я, лично, даже не понял, как эта задумка должна работать, пока мне не описали, как она работает. Никто такого не предложит, и топтаться будут на месте, гадая что же делать. Для этого и нужен командир — принять единственное решение, исходя из полноты информации.

Такое сравнение «не в тему» я делаю потому, что всем понятна привязанность романа ко времени написания. Лозунги без понимания ничего не значат. Раньше их значения понимали. Теперь это всего лишь пафосные слова. И если Мы говорим о Эпохе, то нужно смотреть глазами тех людей: на реалии, на надежды, на мотивы. «Тайна двух океанов» показывает СССР в кольце врагов. Гражданские войны в России и Китае, когда, после проигрыша, враги новой власти перешли не просто на сторону интервентов — а приняли идеологию нацизма. США, строящие мировую гегемонию на обломках Европы. Старые империи, не скрывающие, что живут за счет грабежа колоний. Социалистическое правительство Германии, отказавшееся от Революции, на смену которому «под шумок» пришли нацисты, начавшие захватывать суверенные государства и всех, до кого дотягивались, тащившие в военный союз против Интернационала. И даже Польша, успевшая повоевать с СССР и мечтавшая о том, что «союзники» дадут ей бросится на Восток или Запад. Знатоки скажут, что с врагами не ведут политических переговоров. И книга подтверждает эти выводы. Никаких договоренностей с врагами быть не может. Поэтому капитан напоминает профессору об ответственности при военной обстановке. А Цой обучает Павлика основам поведения настоящего советского гражданина. Но вернемся к ужасам сталинизма и нашему их пониманию. Роман должен был научить подростков поведению в суровых реалиях времени. Как говорится, человек не свинья — ко всему привыкает. И только поклонники Оруэлла отказывают народным массам в праве на иронию и не знают пословиц. Нормальный же человек предположит, что из такой известной книги может узнать более конкретные вещи, раз роман отражает свое время со своими условностями. Война близко и военные играют основную роль в регулировании общественных отношений. Когда Горелов оправдывается, мол, сердце у него хорошее, капитан поправляет:«Вы хотели сказать, что сердце у вас здоровое». В военной обстановке нет места для личных конфликтов и командир их пресекает. Нельзя из-за неосторожностей обвинять людей, живущих в тесных отношениях друг с другом. Да и кто эти люди: Бронштейны, Сидлеры, Лордкипанидзе, Скворешни. Военспец Горелов со своими старорежимными привычками раскланиваться. Да и Воронцов в России фамилия не последняя. Давайте, как положено в остросюжетном детективе, заставим их подозревать друг друга. Тем более, что прецедент мог бы быть. Цой заявляется, как единственный персонаж, помнящий о внутреннем враге. Его гражданская позиция понятна и похвальна. Но понятна она и играет свою роль только для читателя. По сути, Цой — это гражданский, готовый взяться за оружие. Его история раскрывается в первой книге, а свои плоды приносит в третьей. Это эмоциональный взрыв. Цой готов записать в предатели ребенка, без объяснений, лишь за то, что тот чего-то не понимает. Для Павлика его лучший друг становится пугающим незнакомцем. Ситуация просчитана автором так, чтобы читатель сделал выводы из примера. Классовый враг безжалостен, а чем ближе война, тем меньше скрывает свою сущность. Харакири капитана Маэды у прогрессивного человека может вызвать лишь насмешку и отвращение, циничностью окружающей это событие обстановки. Своим обличьем ему уподобляется и Горелов. Именно уподобляется. Ведь Горелов — враг совершенно другого типа. Это враг безыдейный. Даже признавая достижения советской власти и достоинства коммунизма, он будет заботиться о своем личном. Как в таком герое теперь не узнать себя? Да, когда тебе неожиданно напоминают об ответственности — это страшно. Так было с профессором Лордкипанидзе, так было и с Павликом. Хочется, чтобы тоже самое пережил и Горелов. Предчувствие возможного его исправления не оставляет. Но какие мотивы движут этим человеком мы не узнаем, пока не станет слишком поздно. Попался на удочку, работать стал, по привычке, за «честное слово дворянина». И саботаж для Горелова приравнивается к самоубийству. Столько было вариантов всё исправить, но пошел простейшим путем: делай, как велено. Понятно, враги убирали свидетеля и для него спасение — это уже личный подвиг. Даже осознав себя марионеткой, Горелов идет на преступление, принимая свою роль как данность. Советские моряки , которые всегда в едином порыве, выглядят комично, не замечая очевидного. Но нельзя обвинять капитана в нерешительности, нельзя обвинять команду в неосмотрительности и, тем более, нельзя обвинять писателя в плохой детективной линии. Безыдейный человек подстроится под любую систему, потому что люди так делают. Горелов такой же советский гражданин. И в каюте его по домашнему уютно. Личным он отделяется от общественного. В отличие от постоянно занятых прожектеров, он застыл в своем развитии. Возможно ему, как и Нам, здесь видится излишний пафос. Это уже призыв к читателю оглянуться вокруг. Может быть Цой не так уж и неправ, агрессивно врываясь в чужое личное пространство без объяснений. Хоть как-то заставить людей мозгами шевелить. Ведь любого может ждать такая судьба без постоянного саморазвития. Тот же Павлик всего лишь впечатлительный наблюдатель: испуган, потерявшись в океане и не зная что делать; затем мстит за свой страх полчищам крабов; а побывав «на передовой» заявляет, что хочет стать военным моряком. На что капитан Воронцов отвечает:«Ты будешь, Павлик, кем захочешь! И всегда ты будешь достоин нашей великой Родины!..». Это очень трудная работа: подбирать правильные слова.

«Тайна двух океанов» замечательная приключенческая и познавательная книга. Наполненная духом морских просторов, казалось бы, настолько огромных, что 99,9% спокойствия должно быть растворено на 1 кубический метр воды, но в каждом неизведанном уголке океана ждет открытие — именно по тому, что такого еще не было. Пестрота тропических рифов, доисторические животные, свет фонарей, выхватывающий из вековой тьмы ранее никем не виденное. И всё это возможно благодаря прекрасной фантастической идее: подлодка «Пионер», скафандры, акустические пушки, инфракрасные разведчики... Обидно, что в этом видят огромное количество клише и повторений. Да, это клише. Советская фантастика пользовалась теми же штампами, что и вся фантастика в остальном мире. Скажу больше, «Тайна двух океанов» — это не роман. Это трилогия из стандартных журнальных романов. Советские писатели избавлялись от пережитков коммерческой литературы. И иногда мне становиться интересно что было бы, если они писали книжные сериалы. Но такова история развития отечественной фантастики. Авторы считали, что история должна быть законченной. Так что, в качестве и самобытности их произведений сомневаться не приходится. А общее желание добиться систематизации не приводит ни к чему, кроме тыканья пальцем в коммунистическую пропаганду. Правда, что плохого в этой пропаганде никто не объяснит. Не потому что время ушло, люди не знают и т.д. и т.п. А потому, что в «Тайне двух океанов» нет самого главного клише. Там нет героического героя, который покажет, как легко решить мировые проблемы в одиночку. Клише наоборот, из-за которого отрицают наличие смысла. Просто есть авторы, пишущие книги для детей так, чтобы повзрослев люди видели ранее незамеченное. А есть взрослые, предпочитающие читать умные книги, но с возрастом всё больше требующие, чтобы смысл сильнее разжевывали. Советское общество было символом общего прогресса, примеров которому сегодня найти невозможно. Это было начало новой жизни. И очевидно, что не книга устарела. Это Мы все встали на старый путь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх